- Узелковый батик
- Узелковый батик
- Техника узелкового батика
- О красках и красителях для ткани
- Узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках
- Техника узелкового батика
- Узелковый батик в Африке
- Узелковый батик в Индии
- Процесс работы в технике узелкового батика
- Подготовка ткани
- Завязывание узелков
- Узоры и эффекты в узелковой технике
- Окрашивание ткани
- Многоцветное окрашивание
- Закрепление красителя
- Сочетание узелкового батика с другими техниками
- Использование узелкового батика
Узелковый батик
Узелковый батик
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает «обвяжи-окрась». Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит «пробел, пятно». На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии — бусинами, в Африке — вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Создание рисунка способом прошивания ткани — более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.
Крашение
Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.
Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.
Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.
Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.
А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.
Узелковый батик
Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.
Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари”.
Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.
Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.
Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии.
Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
Существует несколько видов батика:
- техника горячего батика (парафин);
- техника холодного батика (резерв);
- техника набивного батика (штамп, трафарет);
- техника узелкового батика (узлы).
Техника узелкового батика
С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине. А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, даже детям, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.
Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.
Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…
Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.
Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.
Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.
Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.
Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.
Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.
Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.
Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.
О красках и красителях для ткани
В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.
Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.
- ; Оттенки жёлтого цвета; Растения; Сбор
- 1; Ярко-жёлтый; Листья берёзы; Начало лета
- 2; Тёмно-жёлтый; Старые пихтовые шишки; Весна
- 3; Тёмно-жёлтый; Луковая шелуха;
- ; Оттенки коричневого цвета; ;
- 1; Светло-коричневый; Молодые шишки пихты; Весна
- 2; Коричневый; Опавшие листья яблони; Осень
- 3; Чёрно-коричневый; Листья и стебли картофеля;
- 4; Бежевый; Крапива; Всё лето
- 5; Ярко-коричневый; Опавшие листья осины; Осень
- ; Оттенки зелёного цвета; ;
- 1; Зелёный; Пихта; Весна
- 2; Светло-зелёный; Листья осины; Лето
- 3; Тёмно-зелёный; Картофельный стебель и листья; Период цветения
- ; Оттенки синего цвета; ;
- 1; Синий; Полевой василёк; Период цветения
- 2; Светло-синий; Корни пырея; Лето
- ; Оттенки красного цвета; ;
- 1; Пурпурно-красный; Опавшие листья клёна; Осень
- 2; Ярко-красный; Плоды черешни; Начало лета
- 3; Тёмно-красный; Корни и листья щавеля; Весна
- 4; Сине-красный; Цветы подорожника; Лето
- ; Оттенки чёрного цвета; ;
- 1; Чёрный с коричневым оттенком; Кожура граната
Техника безопасности при окраске ткани:
- При крашении работать в перчатках;
- Пользоваться посудой с устойчивым дном;
- Накрывать стол плёнкой;
- Не ставить краски на край стола;
- Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
- Соблюдать осторожность у электроплиты;
- Волосы убрать под косынку;
- Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.
Для работы нужны следующие материалы:
- Однотонная ткань светлых тонов;
- Крепкие нитки или шнур;
- Анилиновый краситель;
- Уксус, соль, свеча.
- Эмалированная кастрюля;
- Деревянные щипцы для помешивания ткани;
- Резиновые перчатки;
- Прищепки;
- Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).
1-й этап выполнения узелкового батика:
- Создать эскиз изделия;
- Определить и наметить расположение узора на изделии;
- Определить цвет для окрашивания;
- Определить способ завязывания узла.
Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или на старых вещах, которые не жалко.
Узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках
Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.
Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.
Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.
Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.
Подготовка красителя и крашение заготовки.
- Подобрать краситель.
- Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
- Профильтровать раствор через марлю.
- Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
- Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
- Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
- Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
- Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
- Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
- Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.
Следующий этап работы — это крашение заготовок.
Инструктаж во время проведения крашения салфеток:
- Перед работой надевать резиновые перчатки.
- Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
- Вынимать салфетки из раствора щипцами. ОСТОРОЖНО!
Главный этап работы – развязывание узлов!
Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!
Автор — Киселёва Галина Николаевна, педагог дополнительного образования
Техника узелкового батика
Техника узелкового батика
Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.
Узелковый батик в Африке
В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.
Узелковый батик в Индии
В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.
Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.
Процесс работы в технике узелкового батика
Подготовка ткани
Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.
Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.
Завязывание узелков
Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.
Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.
Узоры и эффекты в узелковой технике
Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.
Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.
Окрашивание ткани
Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:
- Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
- Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.
Многоцветное окрашивание
- На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
- На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
- После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.
Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.
Закрепление красителя
При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.
При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.
При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.
Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.
При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).
Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.
Сочетание узелкового батика с другими техниками
Узелковый батик можно сочетать с другими техниками — с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.
В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.
Использование узелкового батика
Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.