Узелковый батик это холодный батик

Техники росписи по ткани: горячий, холодный и узелковый батик

Существует множество различных технологий и видов украшения тканевых изделий. Одним из них является холодный батик. Это очень необычная и красивая техника, которая дорого ценится на рынке профессионалов. Она берет свое начало ещё в древности, а ее название означает «капля воска» на древнеиндийском языке.

История техники батик

Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.

В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.

Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.

Виды росписи по ткани

Главная особенность техники батик — разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:

  1. Горячий батик. Он подразумевает разделение деталей рисунка с помощью горячего воска, нанесенного на ткань по контуру рисунка. Он наносится специальным инструментом — чантингом. С этого вида батика началась история этой техники в целом и появилось ее название.
  2. Холодный батик. Появился намного позже с развитием химического производства. В нем применяется специальный резервирующий состав, похожий на гель и застывающий после нанесения на ткань. Его рецепт содержит бензин и клей, поэтому варить резерв в домашних условиях небезопасно. Так что лучше приобрести готовый набор. Холодная техника требует меньшее количество усилий, чем горячий батик, так как нанести специальный состав куда проще, да и ведёт он себя послушнее. К тому же люди стали использовать специальные жидкие краски по ткани, что тоже облегчает творческий процесс. Эта техника хорошо подходит для начинающих.
  3. Узелковый. Не предполагает нанесения резерва на ткань. Рисунок создаётся путем завязывания на ткани узелков в определенных местах, а затем окунания всей материи или ее частей в краску. Благодаря узелкам создаются неповторимые разводы, которые прекрасно выполняют роль лепестков цветов, листьев и бутонов.
  4. Шиборинг. Близок к узелковому батику и представляет собой создание рисунка на ткани путем прессования определенных ее частей. Шиборить можно на шерстяных изделиях, в том числе и сваленных, а также на шёлке.
  5. Свободная роспись по ткани. В ней не используется контур, а потому цвета плавно переходят друг в друга. Эта техника не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь на материю краска ложится совсем по-другому, нежели на бумагу.
Читайте также:  Выкройки вязаных изделий для девочки

Самодельные батиковые изделия

Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.

Материалы и инструменты

Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.

Для работы понадобится:

  1. Материя, на которой будет выполняться рисунок. Подойдут тонкие лёгкие ткани, такие как шелк или батист. Плотные материалы нежелательны, так как резерв может не полностью пропитать ткань и оставить нежелательные разводы.
  2. Подрамник, пяльцы или рамка для закрепления ткани. Для работы с краской материя должна быть равномерно натянута и закреплена на поверхности.
  3. Краски по ткани. Они продаются в специальных магазинах для творчества. Можно приобрести целый набор для батика, в который также будет входить резервная жидкость и стеклянная трубочка для ее нанесения.
  4. Кисточки. Лучше использовать мягкие: беличьи или синтетические.

Когда все материалы и инструменты готовы, можно начинать работу.

Изготовление шаг за шагом

Первый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.

Перенесите рисунок на материю. Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг — заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.

После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.

Теперь один из самых ответственных этапов — закрепление краски.

Материю снять с подрамника или пялец и обработать термически, чтобы краска не смывалась.

Есть несколько способов ее закрепления:

  1. Запекание в духовке. Изделие оборачивается в хлопчатобумажную ткань и ставится в холодную духовку, постепенно разогревающуюся до 150 градусов, на 15−20 минут. После чего духовку нужно выключить, а изделие вынимать не раньше чем через час.
  2. Запаривание на водяной бане. Этот вид обработки изделия более сложный, так как поделка не должна контактировать с водой или паром. Для этого не нужно несколько раз обернуть в бумагу или ткань.
  3. Если нет возможности применить ни первый, ни второй способ, то можно просто прогладить изделие утюгом с обратной стороны. Режим глажки должен соответствовать типу ткани. На каждые 10 сантиметров ткани нужно уделять 3−5 минут интенсивного проглаживания.

Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.

После работы с резервом и красками по ткани в целях безопасности помещение нужно проверить, а руки и инструменты тщательно вымыть с мылом.

Узелковый способ

Этот вариант украшений изделий куда проще и не требует использования специального резерва. Вам понадобятся лишь красящие материалы (краски по ткани или, для первого эксперимента, раствор зеленки или любого другого красящего вещества) и ткань. Причем она может быть абсолютно любой.

При помощи этой техники можно легко украсить старую одежду, которая была испорчена небольшим пятном. Для этого разведите краску в небольшом количестве жидкости. Выберите ту часть предмета одежды (например, майки или футболки), которую вы хотите покрасить. Завяжите на ней несколько очень тугих узелков с помощью маленьких резиночек для волос и опустите в жидкость с краской.

Если она будет теплой, то ткань, скорее всего, прокрасится лучше.

После 5−25 секунд выдержки в краске (в зависимости от желаемого эффекта) достаньте одежду и высушите ее. Когда она практически полностью высохнет, развяжите узелки и хорошенько прогладьте изделие с изнаночной стороны.

Можно попробовать и свободную роспись (батик иногда причисляют к ней). Эта техника не менее интересная и увлекательная. Батик — это необычная и очень красивая техника украшения изделий, ее возможности очень широки, нужно лишь применять фантазию и воображение.

Originally posted 2018-08-29 09:28:43.

Узелковый батик: особенности и техника выполнения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Технология

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.

Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.

  • Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
  • Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.

Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.

Как закрепить состав?

Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.

Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.

Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.

Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.

Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!

В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).

Оцените статью