Узелковый батик это презентация

Презентация мастер класса «Узелковый батик»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер класс «Узелковый батик» учителя МБОУ «Каенлинская СОШ» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Закиевой Рауфы Назимовны РАУФА — null РАУФА — null РАУФА — null

Роспись ткани — увлекательное занятие, которым можно заниматься всю жизнь и постоянно находить в нем что-то новое. Появляются новые технологии, меняемся мы сами и наше отношение к жизни. Попробовав однажды невозможно оторваться. Что же такое БАТИК? В настоящее время батиком называют любую ткань, расписанную вручную. В более точном смысле — это какая-то техника росписи. Техник достаточно много: холодный, горячий батик, узелковая техника, свободная роспись, шитая техника, а также современные техники, которые разрабатываются художниками сейчас, в наше время. Роспись ткани — древнейшее искусство, известно еще со времен Древнего Египта, но родиной батика считается Индонезия. Именно там появился горячий батик, т.е. окрашивание ткани с помощью расплавленного воска. Окрашивалась обычно хлопчатобумажная ткань. В последствии это искусство развивалось в Индии, Китае, Японии. Китай дал миру такой удивительный материал как шелк. И сейчас наибольшее распространение получила роспись на шелке. Шелковые ткани обладают уникальной способностью согревать, когда холодно и охлаждать, когда жарко. В настоящее время очень популярна технология холодного батика, как наиболее простая и доступная. Вместо воска здесь используется специальный состав, называемый резервом. Им заправляется стеклянная трубочка с тонким кончиком и, как карандашом, на ткани рисуют узор, который расписывают специальными красками. Краски расплываются, образуя живописные пятна, а зарезервированные линии ограничивают движение краски. Для достижения необычной фактуры ткани используют поваренную или другую соль, посыпая ее на окрашенную еще влажную ткань, получают удивительные эффекты. Таким образом, можно изготовить панно, расписать платок, шарф или палантин, можно расписать купон и сшить платье, блузку, юбку и проч. Ткань, расписанная вручную, несет в себе положительную энергетику, наверное, потому, что получаешь необыкновенное удовольствие при росписи. Когда смотришь, как краски, набегая друг, на друга расплываются на ткани, образуя живописные пятна, как ткань, особенно атлас, переливается, на свету всеми оттенками радуги, перестаешь замечать время, забываешь о проблемах и болезнях, улучшается настроение. Еще одно применение батика — это использование расписных тканей в интерьере. Если вам все надоело и хочется что-то изменить в доме, попробуйте использовать самый мягкий и нежный строительный материал — ткань. И тогда у вас появятся эксклюзивные занавески, скатерти, абажуры, ширмы, подушки и проч. вещи, расписанные по вашему вкусу. Дом преобразится, и вы получите двойное удовольствие от росписи и от результата. Занятий по росписи ткани в нашем кружке предусматривает освоение технологии холодного батика во всех ее разновидностях, узелковый батик, свободная роспись. Техника наведения резерва на ткань. Заливка контура. Растяжки цвета. Витражная техника. Многослойная техника. Техника свободной росписи. Аэрография. Трафаретная техника. Смешанные техники

Читайте также:  Выкройки при перетяжке кресел

Узелковый батик Материалы: краски(батик, акрил), кисти, синтетический нить(бечевка),вода, ткань (шелк, хлопок, вискоза, лен), камешки, пуговицы и др.предметы

Презентация к уроку Узелковый батик

Тема нашего урока: «Узелковый батик». Это самый древний способ окрашивания ткани. Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. Такие названия, как бандхей, бандха’на, бандхни, говорили прежде всего об этой замечательной технике и в переводе означали фактически сам прием росписи «обвяжи – окрась». И сегодня мы подробно ознакомимся с техниками завязывания и окрашивания, разберем типичные ошибки и методы их устранения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Узелковый батик»

Закадровые комментарии учителя

Тема нашего урока: «Узелковый батик». Это самый древний способ окрашивания ткани. Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. Такие названия, как бандхей, бандха’на, бандхни, говорили прежде всего об этой замечательной технике и в переводе означали фактически сам прием росписи «обвяжи – окрась». И сегодня мы подробно ознакомимся с техниками завязывания и окрашивания, разберем типичные ошибки и методы их устранения.

Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.

Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.

Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах.

Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств — акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Виды батика: узелковый, холодный горячий.

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен.

В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает «обвяжи-окрась». Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит «пробел, пятно».

Создание рисунка способом прошивания ткани — более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

Инструменты, оборудование и приспособления для узелкового батика.

Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон (хлопчатобумажная, натуральный шёлк и т.п.).

На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем.

При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов.

Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой.

Также важно знать способ закрепления красителя на ткани.

Узелки. Основной прием в узелковом крашении — завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2). С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду

Этапы практической работы.

Разбор приемов и этапов схем складывания ткани в рисунок

Слайд с приемом узелкового батика

Квадрат заплиссирован четырьмя широкими складками. Полоса поделена на четыре квадрата, которые в свою очередь разделены на восемь треугольников, сложенных далее по принципу плиссировки. Получившийся плотный треугольник стянут верёвкой посередине. Боковые уголки перевязаны отдельно: с одной стороны они составили три группы, а другой – две.

Один ярус волны образован на ткани , согнутой пополам. Два противоположных угла дважды откинуты вперёд к средней линии так, чтобы они соприкасались посередине. Левую часть отгибаем назад и складываем пополам вперёд.

Диагонально двукратно отгибаем уголки. Полученный конверт складываем пополам по вертикали или горизонтали. Со стороны срезов обвязываем уголки.С противоположной стороны – серединку.

Плиссируем кусок ткани сначала по горизонтали, затем по вертикали. По размеру получившегося квадрата или прямоугольника вырезаем два куска картона или крагиса. Прикладываем сверху и снизу и обвязываем. Окрашиваем четверти.

Плиссируем кусок ткани сначала по горизонтали, затем по вертикали. По размеру получившегося квадрата или прямоугольника вырезаем два куска картона или крагиса. Прикладываем сверху и снизу и обвязываем. Окрашиваем четверти.

Плиссируем кусок ткани сначала по горизонтали, затем по вертикали. По размеру получившегося квадрата или прямоугольника вырезаем два куска картона или крагиса. Прикладываем сверху и снизу и обвязываем. Окрашиваем стороны.

Плиссируем кусок ткани сначала по горизонтали, затем по вертикали. По размеру получившегося квадрата или прямоугольника вырезаем два куска картона или крагиса. Прикладываем сверху и снизу и обвязываем. Окрашиваем стороны.

Спирали могут получиться более округлыми или заострёнными. Прямоугольный кусок ткани сложим по диагонали. Два образовавшихся угла откинем вперёд до самого края сгиба ткани. Отогнём вперёд левый и правый углы. Затем левую (большую) часть полосы отогнём вперёд-вверх до пунктирной линии. Углы слева и справа загнём вперёд. Отогнём оставшийся верхний и нижний уголки.

Платочек. Складываем ткань два раза по диагонали. Вертикальная плиссировка. Обвязка в двух, трёх местах.

V-образный узор. Ткань сложена вдвое по средней линии и заплиссирована по диагонали.

В простейшей «шланговой технике» ткань не завязываем в узел, а скручиваем и , взяв за концы , фиксируем по краям. Затем закручиваем, складываем как шнур, связываем концы и крепко заматываем.

Симметрия относительно диагонали получается, если сложить ткань по диагонали (угол с углом), а потом сделать плиссировку и обмотку.

Сделав плиссировку прямоугольного куска ткани, дважды загнём указанные уголки и симметрично откинем на изнанку половинку фигуры. Получившиеся геометризованные цветы очень напоминают гвоздики.

Сделав плиссировку прямоугольного куска ткани, дважды загнём указанные уголки и симметрично откинем на изнанку половинку фигуры. Получившиеся геометризованные цветы очень напоминают гвоздики.

Симметрия относительно диагонали и крестик получаются в зависимости от того с какого конца мы начинаем сворачивать сложенную по диагонали два раза ткань.

«Зиг-заг» возникает, если ткань перед диагональной плиссировкой сложить , например, вчетверо, отогнув её сначала налицо, а потом наизнанку.

Основной приём в планги – завязывание ткани в обычные узлы. Это делают или по долевой нити или по косой нити.

Ещё один приём планги – откидывание уголков в разные стороны. Его можно сочетать с любыми приёмами складывания. Диагональное многократное отгибание уголков образует «конверт». Чётное количество откидываний – получаются квадраты, нечётное – треугольники.

Цветы посередине образованы очень простым приёмом: сложенная вдвое ткань заплиссирована, а уголки на сгибе сверху загнуты внутрь. В зависимости от количества обмоток цветы превращаются в круги или расцветают пышным цветом.

Несложен приём создания «мраморного узора» . Всю ткань или её часть скомкаем в клубок и обмотаем. После крашения увидим хаотичные пятна и жилки. Многоцветное крашение с изменением положения отдельных частей «клубка» даст богатый уникальный рисунок.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав по диагонали, получим либо «крестик», либо «коврик».

Самый простой способ – складывание по вертикали и горизонтали. Сложим квадратную ткань четыре раза и обмотаем. Получим рисунок квадратов. Яркость линий зависит от степени проникновения краски под обмотки, которые создают дополнительный рисунок.

«Волна» . Ткань сгибаем дважды пополам. Далее от середины отгибаем левую половину вверх, а правую – вниз. Получившиеся уголки снова отгибаем к средней линии. Полоска ткани становится угрожающе узкой. Верхнюю половинку откидываем назад. Осталось сложить то, что получилось, пополам в самом узком месте посередине.

Узорные квадраты получаются в результате откидывания уголков по такой схеме: прямоугольник сгибаем пополам, находим среднюю линию и, ориентируясь на неё, загибаем вперёд верхние уголки. На них накладываем оставшуюся внизу полоску, откидываем назад её маленькие уголки. У получившегося треугольника загибаем вперёд нижние углы и получаем пятиугольник, у которого загибаем вперёд боковинки , и, в заключение, складываем фигуру пополам.

Ещё один приём планги – откидывание уголков в разные стороны. Его можно сочетать с любыми приёмами складывания. Диагональное многократное отгибание уголков образует «конверт». Чётное количество откидываний – получаются квадраты, нечётное – треугольники.

Очень красивые цветы получаются при обвязывании пуговицы или камешка.

Венок . Верхние углы прямоугольника отгибаем вперёд — вниз, но не до края ткани. Отгибаем углы ещё раз, сгибаем ткань посередине и снова дважды отгибаем верхние уголки вперёд к центру. Получившийся треугольник складываем пополам назад по средней линии.

Венок . Кусок ткани складываем пополам. Со стороны сгиба верхние углы прямоугольника отгибаем вперёд — вниз, но не до края ткани. Отгибаем углы ещё раз, сгибаем ткань посередине и снова дважды отгибаем верхние уголки вперёд к центру. Получившийся треугольник складываем пополам назад по средней линии.

Оцените статью