Меню

Узелковый батик краска для

Художественная школа Batik4art

Всё о батике, Батик мастер класс

Как покрасить ткань (узелковый батик, шибори)

Инструкция окраски ткани активными (проционовыми) красителями для проектов в технике узелкового батика и шибори..

Метод «прямого нанесения» красителя на ткань — самый удобный, экономичный и наиболее экологически безвредный по сравнению с традиционным методом окрашивания в ванне. Вам не придется приготавливать больших объёмов краски и погружать в неё ткань. Вместо этого нужно приготовить небольшое количество концентрированного раствора красителя и наносить его непосредственно на нужные участки ткани.

Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по приготовлению краски и статью о технике безопасности, так как инструкция купленой вами краски, может отличатся от нашей.

  • Очень удобно использовать в качестве рабочей поверхности картон от упаковочных коробок. Поверх картона постелите пластиковую плёнку, а на плёнку положите слой старых газет.
  • Для личной защиты:
  • Резиновые перчатки, чтобы защитить кожу от воздействия химических и красящих веществ.
  • Бумажная маска, чтобы предотвратить вдыхание порошка.
  • Защитный халат или фартук, чтобы не испортить одежду брызгами краски.
  • Пластиковое ведро или таз для приготовления фиксирующего раствора.
  • Кувшин или банка для приготовления «химической воды».
  • Банки для приготовления смеси красителей.
  • Резинки, шнурки, нитки и т.д. для создания узоров (зависит от проекта)
  • Пипетки, мягкие пластиковые бутылки или другие инструменты для нанесения краски на ткань.
  • Измерительная посуда или мерные ложки.

Шаг 1.

Новую ткань или изделие перед началом работы необходимо выстирать, чтобы удалить остатки любых веществ, которые могут помешать красителю окрашивать волокна.

Эту традиционную рекомендацию можно не соблюдать, если вы уверены, что на ткани или на изделии отсутствуют следы аппрета (специальный состав, применяемый при промышленной обработке тканей).

Шаг2.
Подготовка фиксирующего раствора.
Растворите 3/4 стакана карбоната натрия (кальцинированная сода ВНИМАНИЕ! Это — не питьевая сода. ) в 4 л тёплой воды. Если этого количества раствора недостаточно, чтобы покрыть весь материал, приготовьте больше фиксажа, следуя рекомендованной пропорции.

Карбонат натрия (кальцинированная сода) это обычное химическое вещество — основной ингредиент бытовых стиральных средств и пены для ванн.

Работайте в перчатках, чтобы избежать раздражения кожи , как при работе с любыми концентрированными моющими средствами.

Шаг 3.

Положите влажную ткань на рабочую поверхность и зафиксируйте её для окрашивания избранным способом (скрутите, завяжите и т.д.)

Закрепляем ткань или изделие в пакет с помощью шнура, резинок и т.п.

Шаг 5.
Обработка материала фиксирующим составом.

Время обработки ткани в фиксирующем растворе не имеет определяющего значения для качества окрашивания.

Достаточно просто окунуть и хорошо пропитать материал содовым раствором, но лучше оставить ткань в растворе на 5 минут — это нормально. Можно — на ночь, что тоже возможно.

Не обязательно готовить большой объем фиксажа, чтобы погрузить весь материал сразу. Раствор можно использовать многократно, обрабатывая поочерёдно несколько изделий или кусков ткани.

Примечание: Можно обрабатывать ткань или изделие фиксирующим составом после формирования рисунка (завязывания узлов или складывания) или до фиксирования. Результат будет несколько отличатся.

Шаг 6.
Отожмите ткань.

Чем больше фиксажа останется на ткани при окрашивании, тем более непредсказуемый результат ожидает вас после окраски.

Окраска приобретает мрамороподобный или перистый рисунок.
Если необходимо получить четкие контуры и резкие границы, то ткань лучше высушить перед окраской.

Шаг 7.
Положите влажную ткань на рабочую поверхность и зафиксируйте её для окрашивания избранным способом (скрутите, завяжите и т.д.)

Шаг 8.
Подготовка «химической воды» для растворения красителя.
Растворите 3/4 стакана мочевины и 2 чайные ложки лудигола в одном литре горячей воды (если вода жесткая, добавьте 1 ч. ложку смягчителя или немного уксуса).

Краски, приготовленные на «химической воде» могут храниться долго, не меняя своих свойств.

Если у вас нет ингредиентов для «химической воды», просто растворите порошок красителя в горячей воде.

Читайте также:  Самый простой пэчворк для начинающих

Шаг 9.
Приготовление красящих растворов.
Приготовьте небольшие объёмы концентрированных красок основных цветов по рецептам и используйте их для приготовления и смешивания нужных оттенков.

Для ярких, насыщенных и темных оттенков необходимо взять 4 -6 чайных ложек красителя на стакан «химической воды».
Для средних оттенков 2-4 ч. ложки на стакан «химической воды». Для светлых, пастельных оттенков 1/10 -2 ч.ложки на стакан воды.

Порошки анилиновых красителей имеют различную плотность, поэтому можно заметить, что одинаковые по весу два сорта красителя могут занимать различный объём. Красители плотной мучнистой консистенции более концентрированные и их требуется меньше для достижения требуемого оттенка.

Перед приготовлением красящего раствора необходимо растереть порошок красителя в небольшом количестве горячей воды до полного растворения.

Шаг 10.
Нанесение красящего раствора.
Концентрированный красящий раствор наносится на ткань с помощью различных инструментов, в зависимости от применяемой техники крашения.
Это могут быть кисти из натурального или искусственного волоса, губковые или ватные тампоны, валики, пластиковые мягкие бутылки, пипетки и, наконец, аэрограф.

Наиболее распространенная ошибка — недостаточная интенсивность цвета после высыхания красителя.

Окрашивая ткань в технике узелкового батика или шибори, эту ошибку уже не исправить. Поэтому, если необходимо получить интенсивный цвет или тёмный оттенок при прямом нанесении красящего раствора не стоит бояться щедро лить краску на ткань. Кроме того, дополнительно пропитайте ткань краской с изнаночной стороны, перевернув перевязанное изделие.

Этот же совет справедлив и для ткани, натянутой на раму, если речь идет о плотных тканях, таких как атлас.

Шаг 11.
После нанесения красящего раствора нужно оставить работу , накрыв или поместив перевязанный пакет в пластиковую плёнку на несколько часов (от 2 до 10).

Большее время гарантирует более интенсивную окраску.

Если вы не располагаете достаточным временем для закрепления краски, можно поместить ваше изделие в микроволновую печь на несколько минут.
Но время закрепления краски в микроволновке зависит от нескольких показателей — массы изделия, мощности печки, интенсивности красящего раствора и расположения пакета на поворотном круге печки.

Использование микроволновой печи для закрепления красителей на изделиях из шёлка и шерсти вообще не рекомендуется

(можно сжечь ткань или получить пятнистую окраску), а для хлопка, льна и вискозы требуются экспериментальные пробы. Кроме того это можно делать только в печке, которая не используется для приготовления пищи.

Шаг 10 — последний.
Промывка готового изделия.

Первый раз промыть изделие, не удаляя фиксирующих перевязок, в проточной воде комнатной температуры.

Не забудьте о защитных резиновых перчатках.
Когда вода станет более или менее прозрачной, прополоскайте изделие в воде с уксусом (примерно 100 г 3% уксуса на 5 л воды).
После этого снимите перевязки и прополоскайте изделие в том же порядке.

Лучший способ полоскания изделия — добавление синтрапола. Это специальное моющее средство, способствующее наиболее полному удалению несвязанного красителя с ткани.

Синтрапол добавляется в первую промывочную ванну (примерно 1 ст ложка синтрапола на 15 л воды). После промывки с синтраполом добавлять уксус в последнюю промывочную воду не нужно.

Промывайте изделие, пока вода не станет прозрачной.

Затем высушите изделие .
Удачи!

© При использовании материалов сайта активная ссылка на www.batik4art.com обязательна.

4 комментария к « Как покрасить ткань (узелковый батик, шибори) »

аа!! спасибо огромнейшее. очень познавательно! надо будет поэкспериментировать)

Скорее за дело. Это очень увлекательно. Я сделала своё первое платье в этой технике из марлёвки и носила его почти 10 лет!

У дочки кто то испортил платье, на синем фоне крупные белые пятна , хочу ей все исправить и покрасить его в стиле Батик, кто может взятая за такую работу профессионально и сколько это стоит ? Жду ответ . Помогите , пожалуйста , она его очень любит . Благодарю . Надежда . Симферополь . Крым +79788446130

Читайте также:  Связать платье девочке схемы выкройка

Среди многочисленных видов материй лен удерживает одно из ведущих мест по известности. Такой материал в первый раз упоминается еще в древнеегипетских манускриптах и его употребление датируется 5 тысячелетием до нашей эры. В различные времена и в разных странах мира лён применялся для изготовления одежды, скатертей, вариантов сумок, нательного и постельного белья.

На текущий день есть огромное количество тканей, те которые ведущие изготовители России и зарубежья изготавливают из льняной пряжи. При всем этом благодаря прибавлению различных органических компонентов достигнуты довольно разнообразные свойства. По этой причине в нашем каталоге можно встретить немыслимо широкий диапазон льняных материй.

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Батик, ч. 5, «Узелковый батик»

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает «обвяжи-окрась». Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит «пробел, пятно». На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии — бусинами, в Африке — вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани — более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка — одни, для шелка и шерсти — другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг.

Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Основной прием в узелковом крашении — завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).

(1) (2)

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

(3) (4) (5)

Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах (5).

Читайте также:  Как сшить колпак повара своими руками выкройки пошаговое

Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (6).

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы.
Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма (7).

(6) (7)

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта.

Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета.

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой — не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры — в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.

Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.