конспект открытого занятия «Технология росписи тканей: Узелковый батик»
учебно-методический материал (технология, 5 класс) по теме
Конспект открытого занятия
«Технология росписи тканей: Узелковый батик»
Педагога дополнительного образования Юдиной Марины Николаевны
СП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глушица –
«Дом детского творчества»
Конспект открытого занятия
«Технология росписи тканей: узелковый батик»
Цель:
Познакомить с техникой узелкового батика.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с историей узелкового батика;
— ознакомить учащихся с технологией окрашивания ткани: узелковый батик;
— помочь в усвоении и применении данной методики в собственном творчестве.
Воспитательные:
— воспитывать в детях чувство прекрасного;
— прививать уважение к традициям декоративно — прикладного творчества России и других стран.
Коррекционно-развивающие:
— развитие мелкой моторики рук;
—развитие мышления, памяти;
— развитие эстетического вкуса, внимания;
— развитие технического кругозора.
Литература: Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей» — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Объекты труда:
Презентация, компьютер, проектор, экран.
Материально-техническое оснащение:
Ткань, краски по батику, презентация при объяснении нового материала.
Этапы урока:
1. Вводная часть:
2. Основная часть:
Сообщение исторических сведений.
Сообщение сведений о способах окрашивания
Вводный инструктаж по выполнению работы.
3. Практическая работа:
Обучение учащихся первоначальным приемам работы.
Контроль за выполнением работы.
4. Заключительная часть:
Оценка проделанной работы.
Подведение итогов занятия.
Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1. Вводная часть:
Здравствуйте, садитесь поудобнее, настройтесь на работу.
Тема нашего занятия: «Узелковый батик».
В течение нашего занятия вы познакомитесь с узелковым батиком, как видом декоративно-прикладного искусства .
Сегодня, в течение нашего занятия, мы сделаем красиво выполненное в необычной технике изделие и сделаем выставку.
Мне бы хотелось, чтобы вы проявили свою фантазию, показали индивидуальность в своих работах.
( Обязательной показ готовой своей работы)
2. Основная часть: Слайд № 3
Мир будет счастлив только тогда,
Когда у каждого человека будет
Иначе говоря, когда каждый будет
Находить радость в своем труде.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
Ребята, а вы знаете, что искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.
А как вы думаете, что обозначает слово «батик»? Слово «батик» -индийского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира — индейцы, китайцы, египтяне, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Существует несколько видов батика:
техника горячего батика (парафин);
техника холодного батика (резерв);
техника узелкового батика (узлы)
Узелковый батик — это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.
Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае.
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
Вопрос к детям: С каким видом батика мы уже познакомились?
(Техника узелкового батика)
Вопрос: Как вы думаете, почему этот вид батика называют узелковым?
С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.
Физкультминутка:
Мы долго смотрели на экран, наши глазки устали, давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз.
Практическая работа:
Сейчас, прежде чем мы начнем рисовать, повторим технику безопасности при работе с красками, нитками, ножницами.
1. Мы будем работать сегодня жидкими красками, как правильно их открывать?
2. Куда будем ставить открытые краски?
3. Как правильно передавать ножницы?
4. Как их класть рядом?
5. Сегодня мы с вами работаем с нитками, надо будет очень крепко завязывать нитками ткань, будьте осторожными, чтобы не порезаться.
Выбирая цвета для узелковой росписи, не следует увлекаться их количеством. Накладываясь друг на друга, краски дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при смешивании не образовалось некрасивых цветовых пятен.
А для этого повторим: Как распределяются цвета в спектре?
Для этого вспомним шуточное выражение про охотника.
(каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
А какие цвета можно смешать, чтобы получить красивые оттенки? (желтый — красный, желтый — зеленый, желтый – синий)
Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало;
кисть – в правой руке;
салфетки для просушивания кистей – в левой;
Перед вами ванночка, за ней краски, емкости с водой.
А теперь слушайте и смотрите внимательно. Начинаю объяснение технологии узелковой росписи «СОЛНЫШКО».
Возьмите х/б ткань размером 20,0 см х 20,0 см
Увлажните и отожмите ее
Найдите на этом лоскуте середину (рис. 1).
Сожмите ткань двумя пальцами и обмотайте ее
катушечной ниткой, отступя от середины на 5,0-6,0 см (рис.2)
Заложите на этой заготовке частые складки.
Не обрывая нить, продолжайте плотно обматывать заготовку.
Сделать это можно следующим образом: обматывайте ниткой заготовку, при этом как бы постепенно спускаясь вниз и отступив от первой плотной обмотки, 3,0 или 4,0 см. Сделайте еще такую же плотную фиксацию. После этого снова «спускайтесь» вниз на 5,0 или 6,0 см и сделайте еще одну плотную обмотку.
Мягкими, но быстрыми движениями кисти наносим мазки, не стремясь полностью закрасить большие участки поверхности. Сначала работаем с одним цветом, потом с другим.
Все ли вам понятно? Ну а теперь приступайте к работе. Ничего не бойтесь, смело экспериментируйте, у вас все получится. По возникающим вопросам обращайтесь ко мне за помощью.
Вывод:
Молодцы! Вы хорошо потрудились, а сейчас пока наши работы пропитываются красками, давайте вспомним:
1.Какую новую технику вы сегодня узнали?
2.Какие приемы узелкового батика вы запомнили?
( узлы, узоры, складывание, прошивание)
3. К какому приему относится орнамент «Солнышко»?
Ну а сейчас аккуратно размотайте нитки и расправьте салфетки
Закрепление:
Послушайте отрывок из стихотворения Димьяна Бедного
«Живинкой в деле»
Преображается в искусство,
И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела
Не оторвать тогда от дела ни мастеров, ни мастериц.
Давайте рассмотрим наши салфетки. Здесь – тепло ваших рук, сюда вы вложили частичку своей души.
Подводя итог нашего занятия, попробуем ответить на вопрос:
«А можно ли выбрать лучшую работу»… Сделать выставку готовых работ воспитанников (прикрепить на доску магнитиками)
Они все заслуживают высокой оценки, все неповторимы, как и вы.
· Что полезного вы почерпнули из сегодняшнего занятия?
· Что понравилось вам?
Мы увидели, что искусство батика дает превосходные идеи для одежды, интерьера, темы для подарка. Не останавливайтесь на достигнутом, радуйте себя и своих друзей, не дожидаясь какого-то праздника.
Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу.
Узелковый батик: особенности и техника выполнения
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.
Характеристика
Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.
Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.
Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.
Какая ткань нужна?
Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.
Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:
Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.
И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.
Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.
Красители
Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.
Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.
Примеры растительных красителей:
- красный – зверобой, крушина и боярышник;
- желтый – картофель и орешник;
- зеленый – крапива и манжетка;
- оранжевый – чистотел;
- голубой – голубика;
- фиолетовый – черника;
- синий – цветы иван-да-марьи.
Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.
Инструменты и вспомогательный состав
Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:
- яичную скорлупу;
- мелкие камушки;
- древесные щепки;
- ровные маленькие дощечки;
- прищепки бельевые;
- пробки;
- крышки и другое.
Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.
И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.
Технология
Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.
Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.
Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.
- Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
- Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.
Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.
Как закрепить состав?
Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.
Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.
Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.
Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.
Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!
В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).