Узор для елецкого кружева

Малоизвестная история елецкого кружева

Каждая женщина — мастерица. Издавна, плетение относили к высокому искусству, а мастеров считали — высокими профессионалами. Рождается оно под перестук коклюшек и моет быть выполнено разнообразной техникой. Различные кружевные изделия из Елец имеют чрезвычайно легкий стиль и удивительно тонкие мотивы. Разработаны основные типы изображений в предметной природе снежного региона. Узоры в виде цветов, снежинок имеют любую геометрическую форму. Это плетения, вшитые в скатерти, наволочки, одеяла, накидки, шарфы.

Когда появились кружева

Хотя нельзя назвать точную дату «изобретения», наиболее вероятно, возникло в начале 16-го века. Известно, что открытые тканые ткани и тонкие сетки, которые имели плетенный эффект, существовали на протяжении веков, но их методы не способствовали тем, которые были разработаны для великих европейских шнурков.

Елецкое кружево славится по всему миру

Франция не является родиной плетения, но именно эта страна подарила миру разнообразные техники плетения и сделала ажур синонимом роскоши и изысканного вкуса. Сегодня именно французское кружево часто украшает модные наряды звезд и общественных деятелей всего мира.

Вслед за Италией и Бельгией Франция становится третьим европейским государством, в котором рождаются высокие стандарты и традиции кружевоплетения. В 16 веке кружевная мода во Франции стала очень стабильной благодаря королеве Екатерине и Марии Медичи. Оба они были итальянцами и из своей страны привозили любовь к кружевам. Екатерина даже пригласила из Италии художника по имени Винчиоло, который создает большую коллекцию кружевных узоров, на тот момент существовавших в мире.

Читайте также:  Выкройка джинс для полных женщин

Именно Италия, как родина кружева, поставляла во Францию тонкое плетение с модным тогда орнаментом Марокко. Конечно, стоило такое кружево баснословно дорого и было доступно только самым богатым французам.

Яркость и изящество

Елецкое кружево в XX и XXI веке

Развитие ремесла в г.Елец позволило показать миру огромное количество техник уникальных художественных изделий. Можно увидеть более 200 наименований всевозможных работ. Стоит отметить, что для города, период 60-70 годов стали пиком развития, ведь именно в это время, город стал центром производства кружева в СССР.

Елецкое кружево в XIX веке

Согласно станинным писаниям, каждая женщина, в частности крестьянка умела рукодельничать. Не удивительно, ведь семью нужно одевать. Соответственно девочки с раннего возраста приучались к тому, чтобы шить и прясть.

Разновидность материала

Впервые записи о плетениях можно встретить в Ипатьевой летописи. Их тогда называли золотыми, потому что в кружево вплетались нити серебра или золота.

Говоря о тех временах, сохранились по сегодня образцы с золотым шитьем, парчой и драгоценностями. Знаменитая Людмила на картине именно в таком наряде.

Изделие из материала

Поскольку плетение эволюционировало от других техник, нельзя сказать, что оно возникло в каком-то одном месте, хотя город, название которого впервые ассоциировалось с кружевом, это Венеция. Венеция была важным торговым центром, и именно там были напечатаны первые известные книги о кружевных узорах, и в первые годы город, безусловно, выступал в качестве центра распространения знаний о плетениях.

К 1600 году высококачественное кружево изготавливалось во многих центрах Европы, включая Фландрию, Испанию, Францию и Англию — женщины, которые практиковались в других текстильных ремеслах, похоже, с относительной легкостью приобрели новые навыки, для этого не требовалось специального образование.

Елецкое кружево имеет массу разных вариантов

Путешествующие дворяне и смешанные браки между королевскими семьями обеспечили широкое распространение новых идей моды: они продавались (и контрабандой) через границы. Кружевницы, перемещенные в результате политических потрясений, часто прибывали в качестве беженцев в районы, где уже существовала традиция кружевоплетения, и смогли укрепить это своими собственными навыками. А предприимчивые производители моды для состоятельных людей постоянно искали инновации, чтобы закрепить и расширить свои позиции на рынке. Например ткалось на металлических основах.

Воротник

Мода всегда вела кружевной промысел. К концу 16-го века ерши и стоячие воротники требовали смелого геометрического игольчатого шнурка. В течение первых лет 1600-ых они постепенно заменялись более мягкими воротниками, требующими многих ярдов относительно узкого льняного плетения — катушки. В то же время возрос спрос на Золотое и серебряное кружево для краевых перчаток, обувных роз, курток и Кушаков, а также для отделки поверхностей других предметов одежды.

К середине 17-го века льняное кружево снова носилось плоским, и оба изготовителя игл и шпульных кружев усовершенствовали свои навыки, чтобы произвести некоторую чрезвычайно сложную работу с поднятым игольчатым шнурком, известным как и плавные формы миланского кружева шпульки, являющегося одним из самых больших достижений периода.

Обратите внимание! Елецкое кружево было завезено дворянами, в город Елец, где взято начало возникновение ткачества удивительных сплетений.

Наше время

В современном мире ассортимент Елецкого кружева, который выпускает фирма с одноимённым названием можно насчитать более 250 наименований высококачественной продукции. Изделия можно раздоить на серийные, так и уникальные. Среди позиций воротничок и пелерины, шляпы и пальто, жакеты и блузы, шарфы и пончо, салфетки и скатерти.

Более того, елец кружево располагает детским ассортиментом товара. Есть также постельные принадлежности и столовый ассортимент.

К нашему времени уже известны секреты — схемы производства кружева. Процесс изготовления его начинается с намотки шпульки нити. В процессе работы их нужно перемещать в нужном порядке. Шпульку нужно держать обеими руками за нижнюю их часть, но нельзя прикасаться к нитке.

Большой палец должен перемещать шпульку справа налево. При этом левая и правая бобины должны двигаться таким образом, чтобы она находилась справа от прохода, под левой.

Способы плетения нитей в кружеве существует всего три способа плетения:

В городе, где взято начало производства кружева, есть музей, в котом представлены удивительные артефакты того как началось создание изделий до современного состояния. Можно послушать рассказа специалистов. Они проведут уникальный интересный экскурс в историю.

Старинное Елецкое ремесло

Характерные отличия

От других видов кружева, именно елецкое обладало тонкостью и рельефностью. Стиль любого изделия выполненного елецкими мастерами, нельзя перепутать ни с каким другим — это особе искусство, в которое мастера вкладывали душу.

Мастера придумывали все новые техники плетения, чтобы, в конце концов, достичь объёмности и форм своих рисунков в ткачестве кружева.

Кружево Елец — вид русского кружева с бобинами, центром которого является город Елец Липецкой области. Он славится контрастом небольшого изящного рисунка (содержащего как растительные, так и геометрические фигуры) и тонкого ажурного фона. В 1960 году было основано производство, которое с 1974 года известно как производственное объединение — завод Елецкое кружево.

Елецкое кружево и его история известна в России с конца 18 века . В одном из центров, основанных в Елце, русские начали осваивать искусство, пришедшее к нам из Европы. Известно, что сотни людей, живших в 25 верстах от Елец освоить непростое ремесло округ стал уже в начале прошлого века. Сначала мастера использовали зарубежные узоры, но со временем у них стала появляться своя новинка, которая в последствии стала называться Елецкое кружево.

Елецкое кружево

Один из старейших видов коклюшечного кружева из города Елец

Немного истории

Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы — из Германии, Бельгии и Франции, но вскоре появились местные художники и свой самобытный стиль.

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство.

«Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские».

Наше время

«Елецкие кружева» сегодня — это новые декоративные решения и технологические приемы, но не забыты и прежние традиции искусства кружевоплетения.

Пелерина

Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.

Орнамент

Нынешний ассортимент продукции » Елецких кружев» — около 200 наименований. Сюда входят и строче-вышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Кстати, выполняют ельчане и индивидуальные заказы. Мода на кружева была всегда.

Отличия

Главной отличительной чертой Елецкого кружева являются природные мотивы и растительные орнаменты.

В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности — «гречишка», «жемчужка2, «паучки», «вороний глаз», «павлинка2, «реченка».

Традиционно, как правило, это кружево — многопарное. Это самый сложный вид плетения. В нем применяются до нескольких сот пар коклюшек, и в отдельных случаях количество коклюшек может превышать полторы тысячи.

Для плетения используют лен белый, суровый и желтоватый, шелк белый, черный, кремовый, хлопчатобумажную нить «паутинку (или пятинку) шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев (она была и разной толщины, и цветная).

Листики и сеточка

От остального русского кружева это отличается тонкостью, рельефной сканью, нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.

В елецких кружевах орнамент из плотной полотнянки чаще всего окружался увеличенными просветами в виде решеток, что даже в одноцветных кружевах создавало живописный переход от плотного узора к ажурному фону, состоящему из мельчайших ячеек. Зубцы же всегда заканчивались тончайшим узором из плетешков.

Первое упоминание

Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой.

Особенности

Сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Всемирные выставки

Впервые Елецкие кружева были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. С тех пор работы кружевниц из Ельца выставлялись на Всемирных выставках в Брюсселе, Париже, Монреале (1967), Осаке (1970), где неоднократно награждались медалями и дипломами. Лишь за последние десять лет « елецкое чудо» экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.

Разные нити

В елецких кружевах мастерицы часто использовали одновременно нити из разных материалов: лен, шелк и пр., нередко добавляли охристые, голубые, зеленоватые по цвету нити, создавая необычный живописный эффект и, в целом, делая многопарное елецкое кружево по своей изысканности редким для России.

Авторские права

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Воздушное очарование работ елецких кружевниц

Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор —
И получится наш разговор!

Впервые Елец упоминается в летописи от 1146 г. как укреплённый пункт для защиты от половцев на рубеже Рязанского княжества. Название от русского диалектного елец «дубовый или еловый лесок, заросль, роща».

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство.

Известно, что в елецкой округе, в радиусе до 25 вёрст, уже в начале прошлого столетия далеко не простое ремесло кружевоплетение освоили сотни человек. Поначалу рисунки для узоров ельчанам доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой, неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева и поныне.

Художники по кружеву, в разное время работавшие на предприятии Елецкие кружева — Рябых Эльвира Константиновна художник по вышивке, Дорошенко Светлана, Васенкова Анна дмитриевна, Пальчикова Клавдия Дмитриевна.

Скатерть, автор Светлана Дорошенко

Скатерть, автор Светлана Дорошенко

Перчатки и шапчка-шлем , автор Дорошенко Светлана

Пелерина, перчатки, автор Светлана Дорошенко

Жакет, автор С . Дорошенко

Мэр города Липецка в дар Алексию 2 кружевное панно,на открытие храма Христа Спасителя.Панно выполнено по рисунку С Дорошенко.Сейчас панно находится в музее храма Христа Спасителя.

Это маленькая толика того, что создала художник Светлана Дорошенко. Ее кружевные модели узнаваемы. Наверняка эти фото многие встречали в интернете.

А это работы Светланы Фадеевой:

Жакет, автор Фадеева С.Е.

Палантин , перчатки и шапочка, автор Светлана Фадеева.

Туника Рыбки , автор Фадеева С. Е.

Вечернее платье Царица ночи, автор кружевной части Светлана Евгеньевна Фадеева.

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. В1927году году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке. Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Диплом второй степени и большую Серебряную медаль завоевали елецкие кружева в 1957 году на всемирной выставке в Брюсселе. Они были отмечены призами на выставках в Лондоне и Нью-Йорке. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.Коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии СССР, и других музеях страны.

Центральная скатерть — работа Светланы Дорошенко. Кружево по красоте сравнивают то с паутиной, сверкающей в лучах солнца, то с морозным узором на оконном стекле, то со сказочным разноцветьем лугов. Кружева способны преобразить любое изделие, сделать из повседневного праздничным любой наряд.

В отличии от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.

Полупальто , автор Дорошенко С. В.

А совсем недавно я познакомилась с творчеством еще одной замечательной женщины — художника по елецкому кружеву Светланы Бондарчук.

Я поняла, чьи это работы, в которых просматриваются крылья птиц, работы,которые восхищают и завораживают.

Вот что пишет Людмила Долгина в статье «И дольше века длится нить» » В Ливнах директор краеведческого музея привел нас в частную мастерскую. «Это обязательно надо посмотреть. У нас в музее есть образцы, но здесь такое. » «Такое» действительно было на грани невозможного.

В небольшой светлой комнате стояли манекены, на них кружево сказочной красоты. Красоты необычайной. Вы видели когда-нибудь целое платье из кружева? А пальто? А царственный шлем россиянки средних веков из золотой нити? Ваша фантазия может отдыхать. Подобную роскошь и красоту и вообразить себе невозможно, не готово наше воображение представить себе, к примеру, брючный костюм, целиком сплетенный из нитей голыми руками без единой строчечки.»

Из биографии Свнтланы Бондарчук. Светлана, девоччка из провинции, после окончания школы приехала покорять Москву, окончив в Армавире художественную школу. Она из семьи военнослужащего. В художественном училище имени 1905 года ей сказали, что у нее декоративное ощущение живописи, рисунка и композиции, и посоветовали поступать в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Туда они с папой и отправились.

«Когда мне было 15 лет, мне очень понравилось слово кружево. Я просто им заболела – оно казалось очень воздушным. Я же еще не знала, что это часы кропотливой работы. Такая вот ошибка молодости, — смеется Светлана Бондарчук.

Мастерству Светлана Бондарчук училась основательно: закончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (отделение кружевоплетения), получив квалификацию художник-мастер, и Московский технологический институт, отделение декоративно прикладного исскуства .

Потом попала по распределению на фабрику «Елецкие кружева».С тех пор жизнь ее неразрывно связана с кружевом. В 1998-1999 годах создала серию концертных костюмов для Людмилы Зыкиной и кружевные кофточки для Марины Неёловой.

Светлана Бондарчук с копией кружевного пальто Людмилы Зыкиной

» Для Людмилы Георгиевны кроме пальто я плела ещё шаль и пелерину. Она была женщина, конечно, легендарная. Но в обычной жизни очень простая. А главное, она всегда знала, что хочет. И давала мне полную свободу, от которой я просто творчески парила и делала всё даже лучше, чем это было задумано» Вскоре знаменитости начали передавать мастерицу из рук в руки. У художника-прикладника есть свои проблемы. Его искусство должно куда-то прикладываться, то ли к одежде, то ли к интерьеру, то ли к чему-то еще. Из этого следует, что кружевнице надо иметь своего модельера. Такой модельер у Светланы Бондаренко появился. Так, Людмила Зыкина познакомила Светлану Бондарчук с Вячеславом Зайцевым, вместе с которым она четыре года создавала модные коллекции . Работала над кружевной частью его проекта «Haute couture».

Светлана Бондарчук — одна из русских кружевниц, которые внесли свой вклад в развитие российского и мирового кружевоплетения. Она учит студентов на факультете графики и дизайна ЛГПУ, показывает, какими могут быть декоративные элементы из ткани и ниток. Качество нитей играет важную роль. В вологодском кружеве это в основном лён, а в Елецком –- качественный шёлк в одно, два и более сложений. Для нарядов царственных особ, например, княгинь Романовых, использовались золотые нити. Впрочем, их популярность отошла на второй план из-за высокой стоимости.

Царственный шлем россиянки средних веков. Золотая нить.

В сентябре 2014 г. в Липецком музее ДПИ открылась кружевная выставка Светланы Бондарчук. Называется она «Чайка». Почему? «Потому что, — ответила художница, — в своё время меня очень вдохновляла книга Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”.
Эта выставка тоже о духовном, творческом полёте».. .

Все эти сведения можно почерпнуть из интернета . Фотографии также находятся в свободном доступе. Сегодня хочу познакомить и вас с несколькими работами Светланы Анатольевны Бондарчук.

Пальто. 1998 г. Шелк, гарус.

Юбка. 2002 г. Шелк

Жилет. 1995 г. Шелк, мулине, искусственный жемчуг

Жакет . 2002 г. Шелк, метанит

На сегодняшний день елецкие кружева переживают свое второе рождение – они популярны не только в России, но и за границей. Правда, как говорят специалисты, кружева нужно уметь носить.
В настоящее время Светлана Бондарчук живет в г.Ливны Орловской области.Здесь у нее дом, семья, мастерская. Кружевная мастерская Светланы развивается, увеличиваются ее оборот, количество изделий, ассортимент. На ее кружево есть спрос. Однажды ей сказали в разговоре о кружеве:» Но оно никогда не сможет войти в быт обычных граждан. Ни по утилитарности своей, ни по стоимости.

— Оно и не должно войти. Кружево — не повседневная вещь. Это праздник, который может случиться в вашей жизни, а может и не случиться.
— В Вашей случается?
— Я изредка позволяю себе такую роскошь, чего и вам желаю. «

В свою очередь , я тоже желаю вам позволить себе такую роскошь-иметь праздник в доме или в одежде.Тепла , любви вам и красоты , которую несет в себе кружево. Ко всему этому можно добавить слова знаменитой Коко Шанель:

» Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд»

Оцените статью