- Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева
- Содержание:
- История
- Мотивы и символы
- Инструменты и материалы
- Разговор с мастерицей
- Немного о процессе
- История
- Елецкое кружево
- Вологодское кружево
- Мотивы и символы
- Инструменты и материалы
- Немного о процессе
- Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих
- Подготовка рабочего места.
- Как нарисовать сколок самостоятельно
- Основные элементы.
- История бобинного кружева
- Город Брюгге
- Выполняем первое кружевное изделие.
- Осваиваем плетение на коклюшках
- Выполняем второе кружевное изделие.
- Техническое оснащение
- Отдельные элементы.
- Мастерим своими руками теплы шарф в технике вологодское кружево
- КАК СТИРАТЬ КРУЖЕВО
- НАМАТЫВАНИЕ КОКЛЮШЕК
- НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева
Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!
Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.
Содержание:
История
Мотивы и символы
Инструменты и материалы
Разговор с мастерицей
Немного о процессе
История
Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.
Елецкое кружево
Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.
Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!
Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.
Вологодское кружево
Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.
История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.
В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.
Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».
Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.
Мотивы и символы
Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.
Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.
Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.
Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.
Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.
Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.
Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.
Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.
Инструменты и материалы
Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.
Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.
Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик
Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.
Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.
Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.
О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!
Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?
Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!
Как вы стали этим увлекаться?
Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.
В чем главное преимущество этого вида рукоделия?
Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.
Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?
На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.
Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?
Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.
Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?
Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…
Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?
Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.
Немного о процессе
Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.
Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих
Подготовка рабочего места.
Вам не терпится побыстрее перейти к обучению, но всё по порядку. Хорошо организованное рабочее место залог успешного обучения. Все инструменты должны быть под рукой, можно завести отдельную коробочку, шкатулку и хранить в ней своё богатство.
- Подушка (Как сделать настоящую подушку)
- Пяльца (Размеры для пелец)
- Коклюшки (Какие нужны коклюшки)
- Инструменты (Что необходимо иметь каждой кружевнице)
- Материалы (Какие нитки подходят для плетения)
- Сколок (Сколки для обучения)
Как нарисовать сколок самостоятельно
Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.
Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.
Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.
Вам это будет интересно Какие существуют разновидности тканей с фото и названиями
Сколок бабочки, выполненный своими руками
Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!
Основные элементы.
Надеюсь у Вас всё подготовлено, давайте проверим: подушка стоит на пяльцах (в самом крайнем случае подушку ставят на перевернутую табуретку, ставят на стол в низенькой плетёной корзинке, крышке от обувной коробки — все это для меня очень неудобно и непривычно, я обеими руками за пяльца), подготовлены коклюшки, пока их понадобиться 4 штуки или говоря на языке кружевниц 2 пары, булавки, сколок подготовленный к работе, накол, ножницы. Теперь можно переходить к первому разделу, замечу, что элементы изучаются именно в том порядке, в котором они расположены ниже. То есть сначала плетём плетешок, затем полотнянку, за ней сетку, а там и насновку.
- Прикалывание сколка к подушке (Видео)
- Наматывание ниток на коклюшки (Видео)
- Плетешок (Видео)
- Полотнянка (Видео)
- Сетка (Видео)
- Насновка (Видео)
- Обрыв нити, замена нити (Видео)
История бобинного кружева
Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.
Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.
Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.
Город Брюгге
Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.
Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.
Выполняем первое кружевное изделие.
Если Вы дошли до первого кружевного изделия, значит первые обучающие уроки позади. Вы умеете плести плетешок и делать отвивные петельки, Вы научились плести насновку и она у Вас получается похожая на семечку с ровными краями, Вы знаете, что такое полотнянка и три вида скани, которые могут использоваться в полотнянке. И наконец, что такое сетка и какие виды скани обычно в ней плетутся. А если ВЫ ещё и умеете плести все эти основные элементы, то милости просим к следующему уроку.
- Перейти к выполнению первого кружевного изделия (Видео)
Осваиваем плетение на коклюшках
Друзья мои! Поверьте, что это не сложнее, чем плести косички!
Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца.
Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями.
Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам сделать первый шаг в освоении сказочного мира кружевоплетения на коклюшках.
Кому желательно освоить эту технику?
Тем, кто шьет, вяжет, вышивает, плетет макраме, тем кто создает одежду и декор для неё, украшения.
Сплести на коклюшках можно не только воротнички,
манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы.
Для кукольников уметь плести на коклюшках — значит, суметь сделать эксклюзивный наряд для куклы, «изюминку», которая станет вашей неповторимой и такой изысканной особенностью, как мастера. А учитывая, что размеры кукольной одежды очень малы, вам не придется тратить кучу времени для выполнения кружевных элементов!
Кроме того, осваивая новые техники и приемы рукоделия, вы развиваете свои способности, приобретаете новые знания и умения, расширяете палитру своих возможностей, увеличиваете свою многогранность, как мастера. Вы активизируете свой потенциал и становитесь мультимастером!
Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю.
Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства. Царской, дворянской одежды и церковных облачений. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды.
Коклюшечные кружева часто называют одним словом — «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности.
В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.
В Елецком кружеве плотная полотнянка имеет переходы в ажурную сетку.
Киришское кружево имеет фон из насновок и разреженную полотнянку.
Рязанское кружево выполняется яркими нитками в численной технике.
Ну, что ж, начнем?
Что нам потребуется для кружевоплетения?
Мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно.Нужно 50-100 штук.
Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен.
Еще нам понадобится валик, плотно набитый опилками. Плетут кружева чисто вымытыми руками, особенно — белые кружева!
Для перерывов в работе хорошо сшить чехол для валика, чтобы прикрывать незаконченную работу.
Имейте ввиду, что размер чехла должен быть больше валика настолько, чтобы с легкостью покрывать и все коклюшки, которые участвуют в работе.
Сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево.
Иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце.
И самый маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.
Намотка ниток на коклюшки.
Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.
Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно.
Делаем набросок карандашом, стараясь понять, почувствовать движение линий, форм в заранее заданных размерах, границах будущего изделия: воротничка, вставки, головного убора.
На следующем этапе воспользуемся плакатным пером, чтобы выдержать нужную ширину полотнянки, которая образует основной узор кружева. Прорисовываем черной тушью и плакатным пером узор вилюшки, чтобы четко и ярко, за счет контраста цветов (белого и черного) представлять, как будет смотреться кружево в изделии.
На третьем этапе изготовления сколка, наложив на рисунок кальку, начинаем прорисовывать точки накола и движения ходовой пары. Внутри полотнянки движение ходовой пары изображается таким характерным зиг-загом.
Вверху вы видите примеры таких разработок сколков.
А сейчас, я хочу предложить вам сплести авоську, которая вам пригодится в хозяйстве. Её сетчатая структура, как никакая другая, позволяет переносить в ней любые по конфигурации предметы и при этом авоська очень компактна, занимает в вашей сумочке очень мало места.
Делаем из пенопласта (можно использовать плитки для потолков) «дощечку».
Чертим на миллиметровке размер сетки.
Не будем на первых порах мудрить со сложным рисунком, как на этих чертежах.
Приклеиваем чертеж на пенопласт.
Наматываем на коклюшки нитки и начинаем плести авоську.
Вкалываем в верхний торец иголочки.
Навешиваем пары коклюшек и начинаем плести.
Начинаем обвязывать верх авоськи, пряча хвостики ниток в вязание. Место для ручек определяем, ориентируясь на схему плетения. Через отверстия внизу ручек, привязываем ручки.
Можно ручки сделать из ниток, оставшихся на коклюшках по окончании плетения и обшить их полоской ткани, подходящей по цвету и качеству. Два варианта ручек авоськи на ваш выбор.
Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно.
На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого!
Если вам понравился мастер-класс, нажмите кнопочку!
С уважением и любовью, Любовь Комиссарова.
Выполняем второе кружевное изделие.
В этом уроке мы с Вами выполним уже более сложную кружевную салфеточку. В ней используются такие основные элементы, как плетешок, полотнянка, сетка. Вы научитесь делать переходы из полотнянки в сетку и из сетки в полотнянку. Так же в этом изделие Вы в первый раз сплетете большое плетешковое заполнение — решетку.
- Перейти к выполнению второго кружевного изделия (Видео)
- Перейти к кружевному изделию с решеткой (Схема плетения решетки)
Техническое оснащение
Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:
- Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
- Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
- Коклюшки для плетения кружева – это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
- Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
- Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
- Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.
Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.
Отдельные элементы.
В этом разделе собраны видео уроки по различным элементам в кружеве. Большинство уроков сделаны по просьбам кружевниц.
- Плетение паучка (Видео)
- Выполняем острый угол (Видео)
- Цепочка в кружеве (Видео)
- Фальшивый плетешек (Видео)
- Квадратная насновка (Видео)
- Накладная полотнянка (видео)
- Односторонняя скань(Видео)
- Как вплетать бисер в кружево (Видео)
- Перевод скани в полотнянке (Видео)
- Плетение полуцепки — фестоны (Видео)
Мастерим своими руками теплы шарф в технике вологодское кружево
У новичков возникает логичный вопрос, с какой модели начать свое знакомство с миром вологодского кружева? Лучше для начала не браться за сложные картины, а выбрать повторяющийся узор с несложным орнаментом. Такой моделью может быть небольшая салфетка или узкий шарф.
На профильных форумах можно встретить подробнейшие мастер-классы по изготовлению вологодского кружева, однако, тем, кто никогда не имел дела с данной техникой, разобраться может быть сложновато. Лучше всего найти опытную мастерицу, которая объяснить основы этой техники, а уж потом можно пробовать на практике плетение любых узоров.
КАК СТИРАТЬ КРУЖЕВО
Мерные кружева стирают в тёплой воде. Для этого наматывают кружева на стеклянную банку. В таз с теплой водой кладут немного стирального порошка и размешивают его до растворения. Банку с кружевом опускают в таз. Слегка касаясь кружева мягкой губкой, его моют мыльной водой, а затем ополаскивают в тёплой воде. Банку с кружевом ставят на полотенце в теплое место до полного высыхания. Когда кружево высохло, нужно снять его с банки и прогладить утюгом через белую ткань. Чтобы кружева имели естественный блеск и хорошо лежали на одежде, их слегка подкрахмаливают.
НАМАТЫВАНИЕ КОКЛЮШЕК
Очень важно научиться правильно наматывать правильно коклюшки. Кружево плетут всегда парами коклюшек. Сначала возьмите две пары коклюшек. Они должны быть соединены непрерывной нитью.
Для этого коклюшку берут в правую руку, конец нити в левую, подводят конец нити под шейку коклюшки около шляпки.
Конец нити прижимают указательным пальцем к коклюшке. Несколькими оборотами нити вокруг коклюшки закрепляют конец, затем вращают коклюшкой против часовой стрелки, наматывая нить сначала у самой шляпки, а потом постепенно распределяя её по всей шейке коклюшки. После того, как на коклюшку намотано достаточно нити, её обрывают и перекладывают в левую руку, а в правую берут вторую коклюшку. Конец нити с левой коклюшки подводят под шейку правой и повторяют намотку, сматывая с левой коклюшки половину намотанной нити. Чтобы нить не сматывалась с коклюшкой, её закрепляют с воздушной петлёй. Эту петлю используют поочерёдно на каждой из коклюшек. Коклюшка находится в правой руке. Нить подводят под два пальца левой руки. Затем ею обводят пальцы, образуя петлю, в которую снизу вводят коклюшку и затягивают её, освобождая пальцы. Обязательно проверьте, тянется ли нить свободно, т.е. свободную подачу нити с коклюшки. Если нить свободно не подаётся, значит, петля сделана неправильно и её придётся переделать. Петли каждой пары коклюшек должны иметь одинаковую длину (15 см) и не свисать ниже валика.
Для пробы на каждую коклюшку намотайте 50 см нити, между обеими коклюшками одной пары оставьте свободную нить длиной 30 см. Сделайте закрепительную петлю на каждой коклюшке. Количество пар коклюшек в работе определяется шириной узора. Для узкого парного кружева необходимо от 8 до 12 пар, а для широкого более 40. Для сцепного – 6-8 пар.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВАЛИК. Можно не покупать, а изготовить его самостоятельно. Для этого приготовьте кусок прочной ткани размером 70х50 см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке, длинные подогните на 2-3см и сшейте по лицевой стороне с двух сторон. В получившуюся кулиску продерните шнурок и с одной стороны затяните его до упора.
Внутрь чехла вложите картонный или фанерный круг диаметром 20 см, закрывающий стянутое шнурком отверстие. Затем чехол поставьте на пол и начинайте набивать будущий валик сеном до тех пор, пока он не будет набит максимально туго. Сверху на сено положите второй круг такого же размера, как первый. Затем края затяните шнурком, а кончики заправьте внутрь чехла. Готовый валик обтяните белой хлопчатобумажной тканью и закрепите её булавками. Эта ткань предохраняет валик от загрязнения. Её легко снять и постирать, если она испачкалась.
Для плетения крупных кружевных изделий (жилетов, скатертей, шалей) сделайте ещё один валик – большего размера.
ПОДСТАВКА ДЛЯ ВАЛИКА.
Чтобы сделать подставку для валика из фанеры нужно выпилить две формы с выемками, которые на 2 см меньше диаметра валика.
Валик должен входить в выемки очень плотно, так, чтобы он не прокручивался при натяжении нитей во время плетения. Детали подставки скрепите между собой палочками, их длина должны быть чуть меньше длины валика. Валик должен немного выступать с одной и с другой стороны подставки.
При изготовлении большого валика, предназначенного для плетения крупных изделий, сделайте подставку крестовидной формы, скреплённую рейками и подвижную в центре.
Для маленького учебного валика в качестве подставки можно использовать коробку из плотного картона. Ширина коробки должна быть меньше диаметра валка, чтобы нижняя половина валика плотно села в коробку.
КОКЛЮШКИ. Это деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой шейка. На шейку коклюшек наматываются нити и плетут кружева, перекидывая одну коклюшку через другую. Стучат коклюшки, ударяясь друг о друга, издают мелодичный звук – поют в умелых руках кружевниц.
Размеры коклюшек должны быть: длина 170 мм, диаметр коклюшки 10мм, диаметр шейки 40 мм.
Минимальное количество коклюшек, которое понадобиться 35 пар, то есть 70 штук.