Узоры бисером для калфака

Калфак — изготовление и вышивка

Ф.Г. Габдуллина

Наш оригинальный калфак — самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму «мангайлык», берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов.

Пришедшие с древнейших времен, декоративно оформленные узоры лучше сохранились на налобной части (на твердом околыше). Живописные узоры наряду с цветочно-растительными мотивами, изображали также узоры, напоминающие буквы и слова. Раньше вместо этих узоров писали добрые пожелания, волшебные слова (заклинания) в качестве оберега, молитвы, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение «у него написано на лбу».

В середине XIX века калфаки, вышитые на бархате разного цвета золотыми и серебряными нитями, становятся предметом украшения, вот это качество преобладает среди других головных уборов женщин.

Во второй половине XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем (основа) «мангайча». Они различаются по размерам, по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Но при всем этом разнообразии они сохранили функцию нижнего головного убора — калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком.

Итак, калфак упрощается, усовершенствуется, становится изящным. Его внешний вид, узоры, вышитые золотыми и серебряными нитями, раскрывают духовный мир хозяйки, внутренние переживания, отражают ее мироощущение. Если обратим внимание на узоры вышивок на бархате, то чаще всего увидим букеты цветов, сияние Луны и мерцание звезд, волшебных и лесных птиц, листья и стебли растений. Все это возвеличивает дыхание природы, жизненную силу. В них раскрывается великая философия жизни — рождение, обновление, расцветание, увядание и старение, появление молодых ростков и бутонов; даются понятия о смысле жизни.

Читайте также:  Бурда моден журнал выкройки женские

Подлежит вниманию то, что ценность калфака зависит не от дороговизны ткани, нитки и предметов украшения, на сколько они дороги, а от смысла содержания, вложенного в узор, от особенностей чувств и переживаний. Скажем, напоминающий ночной небосвод, вышитый на бархате полумесяц, мерцающие и сверкающие звезды раскрывают ночную красоту мира, рассказывают таинственность и волшебную красоту ночи, отражают чувства и воспоминания молодости.

Таким образом, калфак, являясь головным убором ежедневного ношения и предметом украшения, в некоторой степени показывает утонченность вкуса хозяйки, достоинство на людях, ее умение одеваться со вкусом.

Итак, калфак как головной убор и как предмет украшения раскрывает духовную красоту татарских женщин, широту души, благородство мысли, мастерство в умении шить и вышивать, тонкую чувствительность в познании мира, отражает жемчужину искусства.

Издавна умелые мастерицы изготовляли к праздникам головные уборы, вкладывая творческие фантазии; умелые невесты, отдавая всю душевную теплоту, готовили приданое и свадебные подарки.

Мы надеемся, что эти национальные обычаи вернутся, и изо дня в день традиции художественного ремесла будут расти и обновляться; и со временем возродится и обновится духовное наследие и культура нашего народа.

Необходимые материалы, инструменты и приспособления для вышивания и изготовления калфаков
— Понравившийся вам бархат.
— Разноцветный бисер, жемчуг, стеклярус, канитель, рубцы.
-Однотонный сатин, ситец или саржа для подкладки.
— Белая ткань для нанесения узора.
— Калька для узора.
— Копировальная бумага для перевода узора.
— Картон для лекала.
— Швейные и бисерные иголки:
1) иголка №3 (швейная),
2) иголка с большим глазком или японская иголка с открытой головкой,
3) иголка для бисера. — Белые и черные нитки армированные или лавсановые, марок ЛЛ, ЛХ.
— Пяльцы диаметром 22-25 см.
— Прочная ткань размером 35×35 или 40×40 см2 для натягивания на пяльцы.
-Английские булавки.
— Наперсток.
— Ножницы, бумага, карандаш, линейка.
— Мыло или мелок портновский.
— Воск или лак.
— Корсажная лента шириной 5 см, длиной 40 см.

Технология вышивания и изготовления калфака

1. Изготовление выкройки.
Размеры у калфаков для девушек (туташлар калфагы) бывают различными: от калфаков размером с варежку, которые закрепляются к волосам с помощью резинок (смотри рисунки) до калфаков, полностью одеваемых на голову со сгибающейся верхней частью на бок. Вам предлагается выкройка, где учитываются все тонкости изготовления калфака. По желанию вы можете увеличить или уменьшить размеры.

Детали калфака на чертеже: а — перед, верхняя сторона, б — нижняя сторона, в — припуски на швы, г — налобная часть в виде прямоугольника, д — запас для сгиба.

2. Раскрой бархата.

Выберите бархат, соответствующий по цвету, сочетающийся с вашим костюмом и по цвету глаз. На изнаночную сторону бархата разложите выкройку, мелом (или тонким мылом) отметьте указанные на чертеже линии и раскройте ткань.

3. Так как мел быстро стирается, необходимо нанести по чертежу стежки белыми нитками.

4. Перевод узора на бархат.

Перенести узор с эскиза на кальку. Узор с кальки переведите через копировку на белую ткань. Белую ткань с узором разложите на переднюю и налобную части бархата, наметайте по краям белой ткани. Переведите узор на лицевую сторону бархата.

5. Вышивание узора.

Чтобы вышить калфак бисером, нужно его натянуть на пяльцы и закрепить на предварительно натянутую ткань пяльцев, с помощью английских булавок. Нет необходимости нашивать каждую бусину по отдельности. Можно нанизывать бисер на нить с помощью иголки для бисера. Нить с бисером наложить по узору, бисерную иголку вывести на изнаночную сторону. Нитку с бисером соединить узлом с черной ниткой на другой иголке № 3, лучше, если нитка цвета бархата. Вытянуть первую нить наверх до упора узла на бархат и вышивать нитками иголки № 3. Снизку уложите вдоль линии рисунка и пришейте ее мелкими стежками — петельками: иглу выведите на лицевую сторону между бусинами, охватите нить и введите в ткань в той же точке. Левая рука поддерживает пяльцы на столе и направляет бисер в нужную сторону, а правая рука вышивает (см. рис.23 и прочитайте раздел «Способы вышивания бисером»).

6. Если Вы хотите, чтобы узор получился еще лучше, используйте технологию объемной вышивки.

7. Пошив калфака.

Бархат сложить лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, стачать, оставляя 1 см на шов (рис.24), затем обтачать верхнюю часть.

8. Лицевую сторону бархата оставляя внутри, сгибаем, по намеченным линиям соединяя точки А и Б (рис. 25), стачиваем.

9. Чтобы налобная часть (околышек) имела жесткую форму, по всей длине пришиваем корсажную ленту длиной 40 см, шириной 6 см (способ изготовления на рисунке 26).

10. Подкладка готовится по выкройке бархата, только высота не 30 см, а на 3 сантиметра меньше, т.е. всего 27 см. Обрабатывается подкладка так же, как бархат.

11. Подкладку выворачиваем на лицевую сторону, одеваем на изнаночную сторону бархата, заметываем, сгибая подклад снизу на 1 см, подшиваем на низ бархата. Выворачиваем калфак на лицевую сторону.

Чтобы калфак хорошо «сидел» на голове, по бокам пришьем круглую шапочную резинку цвета волос, необходимого размера.

Существуют разнообразные виды калфаков, в этой книге даны 5 из них.

Калфак, как предмет украшения, одевается без платка. Широко применяются также калфаки-тюбетейки. Они выкраиваются и шьются так же, как тюбетейка. У них вышивается жесткая налобная часть и верх. Калфаки-тюбетейки имеют много положительных качеств: держат голову в тепле, не распускают волосы, при чтении намаза не падают с головы. Поэтому пожилые женщины предпочитают калфак-тюбетейку и надевают под белым платком или шелковой шалью.

Ф.Г. Габдуллина . «Вышиваем сами. Бисер», Казань, «Тарих» 2003

ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПОШИВ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА «КАЛФАК» СПОСОБЫ ВЫШИВАНИЯ БИСЕРОМ

1 Изосимова Ирина Евгеньевна учитель технологии Муниципальное автономное образовательное учреждение Татарская гимназия 84 г. Уфа, Республика Башкортостан ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПОШИВ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА «КАЛФАК» СПОСОБЫ ВЫШИВАНИЯ БИСЕРОМ Изучаемая тема: Пошив женского головного убора «Калфак». Тема урока: Способы вышивания бисером. Цель урока: 1.Научить различным способам вышивания бисером. 2.Развивать навыки самоконтроля и взаимопонимания. 3.Прививать любовь к татарскому декоративно-прикладному искусству. Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока: готовые калфаки, фото, рисунки вышивок, пяльца, нитки мулине, бисер, иголки длябисера, вышивания, детали кроя калфака, х/б ткань, иллюстрации национальных костюмов.

2 1. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПЛАН УРОКА 1.Организационная часть: приветствие учителя, проверка внешнего вида, количества учеников. Сообщение темы, цели урока. 2.Повторение пройденной темы. Мы живем в многонациональной республике Башкортостан, и перед нами стоит проблема воспитания личности в многонациональной культуре. Все народы имеют свой национальный костюм. В нашей республике проживают люди разных национальностей: башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, и д.р. Всё население республики духовно обогащается благодаря взаимопроникновению культур — это литература, живопись, музыка, прикладное искусство и, конечно, национальные костюмы, которые мы видели на сценах наших театров: Башкирского, Русского, Татарского; на национальных праздниках этнографических музеев. Каждый костюм достоин внимания и отражает историю развития народа, быта, культуры. Продемонстрировать костюмы: башкирский, русский, татарский. Назвать элементы костюмов через беседу с учащимися. Вопросы к учащимся с целью повторения и закрепления пройденного материала: 1. Назовите назначение калфака. Назначение калфака. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом, поэтому калфак является не только декоративным оформлением национального костюма, но и несет охранно-магическую роль. Головной убор оберегает голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия предусматривает покрытие головы. 2. Назовите узоры в татарской вышивке. Узоры в татарской вышивке. Узоры в татарской вышивке цветочно-растительного характера, они

3 брались из окружающей природы. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами: роза-знак красоты, любви; шиповник-растение счастья. Излюбленный элемент в татарском орнаменте -тюльпан -символ возрождения. Астра-цветок долголетия. Разрезанные плоды граната-признак богатства и плодородия. Распространена тема цветочного букета с изображением степного куста — обозначает источник жизни. Мотив птиц, птичьего пера, равно как присутствие красного цвета в предметах, является символом солнца, света. 3. Какие виды калфаков вы знаете? Калфак. Калфак самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак, в XVIII- XIX веках получивший форму «мангайлык», берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов. Пришедшие с древнейших времен, декоративно оформленные узоры лучше сохранились на налобной части (на твердом околыше). Живописные узоры наряду с цветочно-растительными мотивами, изображали, также узоры, напоминающие буквы и слова. Раньше вместо этих узоров писали добрые пожелания, волшебные слова (заклинания) в качестве оберега, молитвы, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение «у него написано на лбу».в середине XIX века калфаки, вышитые на бархате разного цвета золотыми и серебряными нитями, становятся предметом украшения, вот это качество преобладает среди других головных уборов женщин. Во второй половине XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем (основа) «мангайча». Они различаются по размерам, по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Но при всем этом разнообразии они сохранили функцию нижнего головного убора — калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком.

9 3.Объяснение новой темы. Вышивка бисером — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Главное выразительное средство вышивки — выявление свойств материала: качества бархата и бисера, сверкание стразов и блесток, объемность бусин. Выбирать материалы следует особенно тщательно, т.к. вышитые вещи придется чистить, стирать и гладить. Прозрачные бусины малопригодны для вышивания по темному или пестрому т.к. цвет фона «забивает» цвет бусин. При вышивании бисером и бусинками можно использовать разные способы: 1. Одиночные бусинки закрепляют на поверхности как пуговку(а) или спомощью меньшей, бусинки (Б). А) Б) 2. На каждом стежке шва, подобного строчному, располагается одна бусинка. Бусины в ряду должны располагаться плотно, но не тесниться, не налезать одна на другую. Ткань, украшенная такой вышивкой, не топорщится, легко складывается. 3. Если необходимо, чтобы бусинки составляли ровную плотную линию и не отклонялись в разные стороны, то, закончив ряд не отрезайте нить, а протяните

10 ее через выполненный «строчный» шов. 4. Ровную плотную линию дает шов, напоминающий стебельчатый. Выполняется этот шов справа налево следующим образом. В начальнойточке вышивки закрепите нить. На нее наденьте две бисерины, введите иглу в ткань слева за второй бисеринкой и выведите иглу между бисеринами. Проденьте иглу через вторую бисерину, на нить нанижите еще одну бисерину, введите иглу в ткань за новой бисериной и выведите между последней и предпоследней бисеринами. Проденьте иглу через последнюю бисерину, нанижите на нить одну бисерину. Так и продолжайте. 5. Если не требуется плотное прилегание всех бусин к ткани, а, напротив, желательно дать им некоторую свободу, то воспользуйтесь «арочным» швом. В этом случае на каждый стежок с лицевой стороны нанизывается несколько бусин, но только одна из них, находящаяся на пересечении стежков, прикрепляется к ткани. 6. Широко распространен также и шов в прикреп. Нет необходимости вышивать каждый бисер по отдельности, достаточно нанизывать бисер на вить с помощью

11 иголки для бисера. Нить с бисером наложить по узору; бисерную иголку вывести на изнаночную сторону. Нитку с бисером соединить узлом с черной ниткой на другой иголке 3 (лучше, если нитка имеет цвет бархата). Вытянуть первую нить на верх до упора узла на бархат и вышивать черными нитками иголкой Объемное вышивание центральных элементов. Нанижите бисеринки на нить. Снизку уложите вдоль линии рисунка и пришейте каждый бисер в прикреп. Заложите и закрепите вату в узоре, регулируя рельефность. Прежде чем вышивать, уточните направления бисерных цепочек способом наложения на узор. Пользуясь рисунками, указанными ниже, выясните, какой из этих методов раскрывает выразительность вашего узора.иголку для бисера с нитью вывести на лицевую сторону, в зависимости отдлины лепестка, нанизать 4-5 или 6 бисеринок. Плавно, сильно не натягивая, выложить цепочку на ватныйпроклад, закрепить ее, пропустив иголку вниз и вынуть ее на месте следующего стежка. Таким образом, при каждом стежке набирается необходимое количество бисеринок и закрепляется. Проследите, чтобы между цепочками не оставалось пустого пространства. Бисерный застил должен плавно огибать ватный бугорок. 8. Можно заполнять центр узора бисером — вышивкой вразброс.

12 2. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ 1. Инструктаж по технике безопасности. 2.Практическая работа. Изучение способов вышивания бисером. Инструменты и принадлежности: бисерная иголка, иголка 3, нитки, рисунки вышивок, бисер, пяльца, рабочая коробка. Ход работы 1. Вышивание одиночными бусинами. 2. Вышивание строчным швом. Вышивание строчным швом с нитяной закрепкой проходящей через все бусинки. 3. Вышивание стебельчатым швом. 4. Вышивание арочным швом. 5. Вышивание швом в прикреп. 6. Объемное вышивание центральных элементов. 7. Вышивка вразброс. Cамоконтроль.Проверьте качество выполняемых швов; аккуратностьвыполнения работы. 3.Обход рабочих мест с целью: проследить за организацией рабочих мест; за соблюдением ТБ; за аккуратностью в работе; за применением навыков самоконтроля; за эстетикой выполнения работы.

13 3. ОБОБЩЕНИЕ УРОКА Вопросы в конце занятия: 1. Что нового мы узнали на уроке? 2. Что понравилось? 3. Чему мы научились? 4. Проверка работ. 5. Указать общие ошибки, способы их устранения. 6. Лучшие работы. 7. Домашняя работа: закончить вышивки. 8. Уборка рабочих мест.

Оцените статью