Меню

Узоры для бисера хантыйские

Узоры для бисера хантыйские

Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран запись закреплена

№1 Альбом хантыйских орнаментов
Автор: Лукина Н.В. (сост.)
Название: Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа)
Издательство: Томск: Издательство Томского университета
Год: 1979 Страниц: 241
В настоящем издании представлены орнаменты восточных хантов, выполненные разнообразной техникой на бытовых и культовых предметах. Преобладают материалы, собранные за последние два десятилетия непосредственно на местах проживания хантов и публикуемые впервые. Они характеризуют современную культуру народа и вместе с тем отражают традиции, восходящие к глубокой древности. Альбом представляет интерес для этнографов, археологов, краеведов, искусствоведов, художников, мастеров народного творчества и широкого круга читателей.

№2 Мансийские орнаменты

Автор: Шешкин П.Е., Шабалина А.Д.
Название: Мансийские орнаменты
Издательство: СПб.: Просвещение
Год: 2001 Страниц: 128 с.
В альбоме представлено около 300 орнаментов, объединённых в тематические разделы.
Основу альбома составляют орнаменты П. Е. Шешкина, хранящиеся в Берёзовском краеведческом музее Ханты-Мансийского автономного округа. Второе издание дополнено новыми образцами.

№3 Северная тайнопись.
Орнаменты народов западно-сибирского региона России.
Цивилизация, созданная народами Западно-Сибирского региона России, представляет собой особый культурный пласт, где суровый климат и экстремальная среда обитания обуславливают практический характер традиционного искусства.
Орнамент, являясь символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.
Проект «Северная тайнопись» впервые представляет целостное собрание орнаментов хантов, манси, коми-зырян, долган, селькупов иненцев, с расшифровками тайного значения каждого из орнаментальных мотивов.
#орнамент@syuzani #Россия@syuzani

Изделия из бисера

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером — это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п.

По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные (нанизанные). Вышивкой бисером украшается одежда, головные уборы, обувь, пояса, накосные и нагрудные украшения, рукавицы, охотничьи маски. Обычно бисером вышивают полосы из ткани, которые затем нашивают на одежду. По плотности и технике нашивки бисера различается несколько способов. Так, например, бисерины пришивают по 1-5 в виде строчки или орнамента, стежком с двумя-тремя нанизанными бисеринами, крестом из пяти бисерин и т.д. В технике бисерного плетения в XIX-XX вв. делали съемные украшения, такие, как шейно-нагрудные и накосные. В качестве съемных нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики.

В конце XX века из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны. Плетеные бисерные полосы нашивают на плечевую одежду, меховую обувь, на пояса. В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин.

Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.

Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. На территории Югры эти занятия известны у хантов и манси повсеместно, но при этом для каждой локальной группы характерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.

Нагрудное бисерное украшение женское. Национальное наименование: Мевллопс. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2006

Нагрудное бисерное украшение женское. Национальное наименование: Турлопс. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2008

Нагрудное бисерное украшение детское. Национальное наименование: Турлопс. Шеи полоса). Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2003

Пояс женский из бисера. Национальное наименование: Сакан антупкел. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2007

Подвеска хантыйская, дер. Ванзеват

Бисер, леска, ручное производство, длина 36 см.

Турлопс -нагрудник хантыйский орнаментированный — женское украшение. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Ванзеват. 2003

Нагрудное бисерное украшение женское. Национальное наименование: Турлопс. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2001

Нагрудник женский. Национальное наименование: Мев лопас, хранитель груди). Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века

Хантыйские орнаменты: виды и символы, их значение, правила вязания и инструкции по выполнению узоров

Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.

Читайте также:  Схема станка для ткачества бисером

Немного из истории коренных народов Севера

Новгородские летописи, созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири – ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты – так поделили их специалисты.

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Чем был орнамент для народов ханты и манси?

Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово «орнамент» имеет значение – «украшение». Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для народов Севера не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко – от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий – до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.

Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.

Основа орнаментальной системы хантов

Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.

Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.

Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.

Самые распространенные узоры хантов

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием «собачья лапа», ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Читайте также:  Выкройка двойное солнце или солнце

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли «сердца углублением». Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с «прыгающей женщиной», способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов «утиный выводок», «щучьи зубы», «кедровая шишка».

Хантыйские орнаменты и их значение

Узоры для народа ханты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

  1. «Заячьи ушки». Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. «Глухарь». Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. «Выводок утят».
  4. «Лапа лисы».
  5. «Малая рябь воды».
  6. «Крыло гуся».
  7. «Заячьи уши».
  8. «След белки».
  9. «Выдра».
  10. «Человек на лошади».
  11. «Кедровая шишка».
  12. «Лягушка».
  13. «Жук».
  14. «Рога оленя».
  15. «Березовая ветвь».
  16. «Медвежий след».
  17. «Цветущий куст».
  18. «Накаты волн».

С ромбом у хантов связаны узоры «жук», «мужика половина», дровяная поленница», «ель», «мышь». К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой – трудолюбие, с крыльями – движение.

Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:

  • полоска (тун пант);
  • треугольник (пав);
  • ромб (тун пант);
  • крест (перна);
  • волна (зигзаг);
  • хантыйский орнамент «головка» (кит пис пуххопи).

Применение узоров для вышивания

Существует три способа хантыйской вышивки: «керем-ханч», ектем-ханч», «севем-ханч». Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.

Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название «сак» и «сек», что означало «камень». В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

Шерстяные изделия с узорами

Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.

Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется «сах». У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор «след медведя» применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент «солнце» связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли «найматерь» (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый – с тайгой. А вот «рога оленя» считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.