Узоры для индийской вышивки

Зардози — вечное искусство индийской вышивки

Сегодня хочу рассказать об одном из самых удивительных и красивых видов вышивки — Зардози. Изначально эта техника возникла в Средней и Передней, как тогда говорили, Азии, в Персии. Свои распространение вышивка Зардози получила во времена империи Великих Моголов, включавшей Индию, Пакистан, Афганистан. А сегодня мы можем видеть ее во всем великолепии именно в индийской вышивке.

Изначально Зардози предполагала золотное шитье, вышивку золотом, ведь и переводится это слово с персидского:зари — золото, дози — вышивка.

Пожалуй главной особенностью техники Зардози и по сей день является обилие золота и серебра, нарочитое богатство и яркость вышивки, использование обязательно металлических или металлизированных нитей. Кроме того, широко представлена канитель — да-да, канитель, это не только способ затягивания времени, но и прекрасный материал для вышивки! — повсеместно используются пайетки (вот в их недостатке индийцев точно не упрекнуть), металлические колечки, натуральный жемчуг и его стеклянная и пластиковая имитация, драгоценные камни, стеклярус, бисер и вообще все что блестит и переливается.

Кстати о канители. Русскому человеку она знакома главным образом по военной форме — именно канителью по сей день и зачастую вручную вышиваются погоны, головные уборы и мундиры наших военных, однако она может быть использована для создания художественных шедевров.

Впрочем, канитель это тема отдельного разговора.

В качестве тканей используются бархат, шелк, парча. Стоит готовая вышивка совсем недешево, отчего доступна только состоятельным людям, либо покупается для особых случаев — свадьба, национальный праздник и прочее. В древности вышивались настенные гобелены и попоны для лошадей и слонов.

Конечно, сегодня мало кто вышивает настоящей золотой или серебряной нитью — это дорого и непрактично, подходит разве что для спецзаказа, а в целом дорогие материалы стали заменять более доступные, но не менее красивые, отчего и сама вышивка стала доступнее.

Вышивка Зардози процесс трудоемкий и долгий, занимаются им как женщины, так и мужчины. Причем изначально и традиционно занимались этой вышивкой именно мужчины. В отличие от России на Востоке никогда на встает вопрос о нормальности «мужика, который вышивает».

Что касается мотивов, то это, прежде всего, растительные орнаменты, а также звезды, цветки и пресловутые «огурцы», которые в данной технике приобретают неповторимое воплощение.

Так как вышивка выполняется обычно на больших полотнищах, в работе задействованы обычно сразу несколько мастером. Ткань растягивают на большой раме.

При всем великолепии и одновременно сложности вышивки в процессе изготовления используются самые простые инструменты — очень тонкий крючок и иглы.

(c) Евгений Дворников

Это вступление было сделано, чтобы показать совершенно волшебные работы мастера Шамсутдина.

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсутдина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!

Такие работы могут весить по несколько сот килограмм, поскольку мастер накладывает много слоев нитей поверх друг друга, чтобы добиться объемного эффекта.

Картина «Добрый пастырь»

Отец Шамсутдина в совершенстве владел техникой зардози, ему выпала честь дважды вышивать парадные наряды для британской королевской семьи.

Шамсутдин за годы работы создал невероятное количество картин, ковров, покрывал, накидок для слонов, расшитых драгоценностями. Все они сегодня оцениваются в сотни тысяч, а то и в несколько миллионов долларов. Над некоторыми изделиями Шамсутдин трудился годами: так, знаменитую вазу с цветами он вышивал в подарок жене на протяжении 11 лет, а другая его картина – «Добрый пастырь» – результат 18-летнего труда! Сложно даже представить, сколько часов было потрачено на создание каждой из этих удивительных вышивок!

Как и полагается, свои умения шейх передал сыновьям. Один из них, Раисуддин, стал продолжателем традиции, сегодня он открыл мастерскую в родном городе Агра, где десятки сотрудников корпят над холстами, создавая прекрасные произведения искусства.

Объемная вышивка индийского шейха Шамсутдина

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Пэчворк и квилт (1935)
  • журналы, книги, блоки (469)
  • сумки, кошельки (280)
  • видео мк (176)
  • одеяла, подушки и покрывала (171)
  • идеи и работы мастеров (145)
  • мастер-класс (122)
  • стёжка (113)
  • панно (62)
  • салфетки (59)
  • кинусайга (51)
  • советы, рекомендации (37)
  • одежда (31)
  • барджелло (30)
  • уроки (27)
  • картины и картинки (27)
  • поделки (25)
  • игрушки (16)
  • синель (12)
  • открытки (3)
  • Кройка и шитье (1827)
  • лоскутное шитьё (227)
  • аппликации (222)
  • видео по шитью (174)
  • игольницы (123)
  • выкройки (106)
  • советы по шитью (85)
  • технологии (76)
  • мастер-класс (70)
  • переделки (68)
  • полезности (67)
  • платья, сарафаны (63)
  • головные уборы (59)
  • блузки, туники, топы (54)
  • уроки шитья (49)
  • детям (46)
  • юбки (45)
  • швейные машинки и всё для них (44)
  • прихватки и фартуки (41)
  • идеи (39)
  • журналы и книги по шитью (24)
  • это интересно (20)
  • детское (16)
  • журналы (16)
  • декор (13)
  • воротники, шарфы (11)
  • мех (11)
  • раскрой (10)
  • жакеты и жилетки, болеро (9)
  • ткани (9)
  • брюки (8)
  • домашняя одежда (7)
  • пончо (6)
  • пуговицы (2)
  • аксессуары (2)
  • Кулинария (1727)
  • выпечка (306)
  • салаты (177)
  • овощные блюда (160)
  • торты (138)
  • закуски (106)
  • первые блюда (100)
  • блюда из курицы (84)
  • из теста (80)
  • морепродукты и блюда из них (77)
  • блюда из мяса (64)
  • из картофеля (60)
  • десерт (56)
  • блины (51)
  • пицца (48)
  • вторые блюда (42)
  • соусы, подливка (36)
  • картошечка (28)
  • красивое оформление (20)
  • грибы (20)
  • блюда в горшочке (18)
  • напитки (16)
  • идеи (16)
  • Хлебопечка (8)
  • готовим в мультиварке (6)
  • варенье, джемы, повидло (2)
  • кофейный аромат (1)
  • Игрушки своими руками (1466)
  • тильдомания (415)
  • куклы (231)
  • игрушки/другие/разные (147)
  • МК по пошиву (129)
  • текстильная кукла (97)
  • поделки, аксессуары для игрушек (91)
  • кошечки и собачки (80)
  • зайцы-кролики (75)
  • мишки (58)
  • кофейные (55)
  • вальдорфские куклы (33)
  • примитивы (33)
  • матрёшки (11)
  • совы (7)
  • куклы-пакетницы (4)
  • Вязание (908)
  • вязание спицами (219)
  • для деток (155)
  • узоры, схемы (146)
  • вязание крючком (99)
  • видео по вязанию (94)
  • полезные советы (55)
  • норвежские узоры и жаккард (52)
  • вязаные игрушки (32)
  • крейзи техника (29)
  • ирландское кружево (11)
  • вязание из меха (7)
  • пряжа (4)
  • неожиданные виды вязания (3)
  • Вышивка (735)
  • вышивка крестом (434)
  • машинная вышивка (112)
  • очёчники,кошельки, сумочки, игольницы (60)
  • вышивка лентами (46)
  • вышивка бисером (24)
  • советы, рекомендации (11)
  • вышивка по трикотажу (8)
  • красивые работы (8)
  • пластиковая канва (7)
  • видео (6)
  • гобеленовый шов (3)
  • объёмная вышивка (2)
  • Игрушки (410)
  • одежда для игрушек и кукол (92)
  • авторские куклы (70)
  • чулочно-носочные куклы и игрушки (70)
  • обувь для кукол и игрушек (60)
  • волосы, прически, глазки для кукол и игрушек (38)
  • журналы и книги по игрушкам (37)
  • народные куклы, обереги (24)
  • бирочки (4)
  • Журналы и книги по рукоделию (394)
  • Сумки (366)
  • Новогоднее (352)
  • поделки, сувениры (193)
  • символ года (78)
  • праздничные блюда (55)
  • вышивка (21)
  • Мастер-класс (272)
  • Для четвероногих любимчиков (255)
  • шитьё (161)
  • вязание (67)
  • книги и журналы (14)
  • рецепты (4)
  • валяние (2)
  • игрушки (2)
  • Заготовки (207)
  • консервирование (139)
  • варенье, повидло, джемы (55)
  • Валяние (157)
  • одежда (47)
  • игрушки (43)
  • украшения, сумки и др. (35)
  • картины (17)
  • Цветы из ткани и лент (153)
  • Для себя любимой (151)
  • здоровье и красота (117)
  • прически (33)
  • Фоамиран (140)
  • Фетромания (111)
  • поделки (65)
  • Игрушки (26)
  • Цветы (15)
  • Домашние тапочки (1)
  • Подушки (110)
  • Мода (104)
  • стиль бохо (76)
  • мода и стиль (28)
  • Шторы (76)
  • Разные полезности (72)
  • Оформление кухни (36)
  • идеи (30)
  • В прихожую (3)
  • Для ванной комнаты (1)
  • Цветоводство (70)
  • Рукоделие (69)
  • заколки, ободки (11)
  • Абажуры (10)
  • из молний (4)
  • кружева (2)
  • из мешковины (2)
  • Праздники (68)
  • пасха (64)
  • день всех влюбленных (2)
  • Букеты и поделки из конфет (64)
  • Украшения своими руками и идеи (63)
  • Коробочки-шкатулки (62)
  • Винтаж, Шебби Шик (57)
  • Интерьер (51)
  • балкон (13)
  • кухня (12)
  • декор (9)
  • комнаты (7)
  • детская (6)
  • полезные советы (2)
  • гардеробная (1)
  • прихожая (1)
  • Полезные советы (45)
  • Изделия из бисера и не только (41)
  • Декупаж (40)
  • Мягкая игрушка (35)
  • Фотошоп (33)
  • Уроки (32)
  • Компьютерный ликбез (32)
  • полезные советы (21)
  • программы (9)
  • Плетение из газет (29)
  • Цветы из других материалов (29)
  • Топиарий (23)
  • Крейзи-квилт (22)
  • Оформление дневника (22)
  • уроки (8)
  • Украшалочки (2)
  • схемы (1)
  • рамочки (1)
  • Картины (21)
  • художники (19)
  • из шерсти (1)
  • пейп-арт (1)
  • Фотосъёмка (18)
  • Сервировка стола (15)
  • Салфетки (15)
  • Это интересно (14)
  • Пасха (14)
  • Холодный фарфор (13)
  • Рисование (13)
  • уроки (12)
  • видео (1)
  • Бумажное творчество (12)
  • Скрапбукинг (12)
  • Мои работы (12)
  • Из жизни собачулек (11)
  • Поделки, сувениры (8)
  • рамочки (1)
  • домики (1)
  • Открытки (3)
  • Песни, музыка, видео (2)
  • Религия (1)
  • монастыри, соборы (1)
  • Мультфильмы (1)
  • Шляпки (1)
  • Совместные посиделки (0)
  • (0)
  • Пособие для чайников (0)

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Индийская вышивка

Суббота, 11 Октября 2014 г. 21:39 + в цитатник

Индийская вышивка

Вышивка в Индии

Из техник, дошедших до наших времен существуют сари из г.Хайдарабад (Индия, Пакистан); «гота» из Раджастхана (штат Индии); «зардози» из Дели; «пулкари» в Пинжабе; вышивка румалей (головных платков, носимых мужчинами-сикхами); «касути» из Карнатаки (штат Индии) и т.д. вот лишь некоторые из значимыхклассификаций индийской вышивки.

Кашмирская вышивка – вышивка гладью – заимствована из Китая через Иран, и отчетливо проявлена в этом стиле. Вышивка Чиканкари из Уттар Прадеш напоминают европейскую теневую вышивку по полотну. Техника вышивки Касути из Карнатаки очень похожа на славянские, австрийские, венгерские и испанские вышивки. Вышивки Синдх, Кутч, Катхьявари подобны вышивальной технике переплета из Испании и Германии, а стиль Моти Каам – вышивка бусинами подобна мексиканской вышивке бисеро м.

Индийская вышивка Шиша

Шиша (shisha) — вид индийской вышивки, заслуживающий особого внимания, поскольку сам по себе оригинален и необычен. «Изюминкой» индийской вышивки «шиша» являются небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой, и сверкающие под солнечными лучами

.

Этот вид вышивки можно встретить в Пакистане и Афганистане.

Слово «шиша» на хинди означает небольшое стекло.

Зеркала в вышивке начала использовать супруга шаха Джахана. Но ещё в давние времена эта техника использовалась бедняками, которые с помощью слюды добивались того же эффекта сверкания ткани, что и богачи, чья одежда расшивалась золотыми и серебряными нитями.

Сейчас также вышиваются разные изделия, украшенные индийской вышивкой шиша, особенно часто можно встретить сумки.

Удобно и практично использовать в работе шиша из пластика. Иногда используют старые CD диски, разрезая и подпиливая их (надо чтобы края были гладкие, иначе нити перетираются).

Мусульмане называют эту вышивку Abla.

из коллекции Linda Pastorino

Индийская вышивка Чиканкари

Традиционная индийская вышивка чиканкари подразумевает узоры белыми нитями чаще всего на такой же белой и очень тонкой ткани — например на муслине. Сейчас вышивают и на шелковом или синтетическом шифоне, жоржете и других тонких тканях. Она больше всего подходит для украшения верхней одежды, но в наши дни Чиканкари используется при оформлении занавесок, наволочек, скатертей, постельного белья.

Зародилась индийская вышивка Чиканкари благодаря Нурджехан, супруге императора Джахангира: она мастерски вышивала цветочные мотивы, распространяя это занятие повсюду, хотя, по поводу страны происхождения, все же возникают разногласия. Она была мастером вышивки и черпала вдохновние в турецких вышивках.

Стежки, которые используются в Чиканкари

1. Тепчи (tepchi) длинные стежки вперед иголку, которые выполняются 6 нитями по лицевой стороне, обычно четыре нити с лицевой и одна с изнаночной. Таким образом, формируется линия. Обычно этот тип стежка используется для обводки основы для более сложной вышивки или для выполнения простых фигур.

Техника: Его выполняют движением иглы справа налево (рис.2а) Стежки можно располагать по лицевой и изнаночной стороне ткани в два и более ряда (рис.2б, в).Шов «вперед иголку» иногда выполняют и по кривой линии, например в узорах с произвольным рисунком.

2. Бакхия (bakhiya), выполнятеся с изнаночной стороны швом «восьмерка». На лицевой стороне изделия образуется контур в виде строчки, нити «восьмерки» просвечивают через тонкую ткань, образуя красивую «тень».

Техника: Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

На лицевой стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей – больше (рис. 9 в,г).

3. Хул (Hool) это стежок, который выполняется как «глазок» или «дырочка». Этот стежок может выполняться шестью нитями и обычно им оформляют центр цветка.

Техника. Рисунок обметываем по контуру, затем толстой штопальной иглой прокалываем ткань в центре кружочка и раздвигаем нити, постепенно увеличивая дырочку вращательным движением. Край дырочки обметываем гладьевым валиком мулине в одну нитку.

4. Занзира (Zanzeera) небольшие стежки в виде тамбурного шва (шов «цепочка»), которые выполняются одной нитью по лицевой стороне. Его используют для окочательной обводки листьев, лепестков или бутонов, т.к. это шов очень тонкий.

Техника: Иглу вводят в то место, откуда нитка вышла с изнаночной стороны ткани на лицевую. Далее иглу выводят на лицевую сторону так, чтобы она прошла в предыдущую петельку, и таким образом выполняется цепочка из петелек.

5. Рахет (Rahet) это стебельчатый шов, выполнятемый шестью нитями по изнаночной стороне. Этот шов формирует на лицевой стороне сплошную линию, обычно используется в виде двойной линии «дохра бакхия» (dohra bakhiya).

Техника: Его можно выполнять двумя руками или одной правой рукой. При этом левой рукой и придерживают рабочую нить во время выполнения шва. Сделав в ткани первый стежок, иглу выводят у середины стежка с левой стороны. Рабочую нитку прижимают к пяльцам большим пальцем левой руки, недалеко от того места, где она вышла из ткани, и прокалывают ткань выше первого стежка. Выводят иглу у середины второго стежка. Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок, при этом, выходит вперед наполовину предыдущего.

При выполнении стебельчатого шва, рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны — справа или слева. Менять положение нитки во время работы нельзя. Существует два способа исполнения этого шва. При первом способе (рис. 4а) шов получается узким слегка выпуклым, при втором — широким в виде шнурочка.

6. Банарси (Banarsi) этот шов не имеет аналогов среди стежков, использующихся в европейской вышивке. Это витой шов, который выполняется 6-ю нитями по лицевой сторооне ткани. Начиная справа делают стежок влево примерно через 5 нитей, затем вертикально делается стежок через 2 нити. Затем игла втыкается в середине первого стежка примерно на 2 нити ниже его и выводится правее и выше на 2 нити горизонтального стежка.

7. Кхатау (khatau) похож по виду на шов «Бакхия», но тоньше и выполняется в форме аппликации. элементы узора вырезаются из хлопковой ткани, затем они накладываются на изнаночную сторону вышивки и пришиваются мелкими гладьевыми стежками. На лицевой стороне это дает эффект «тени».

8. Фанда (Phanda) и Мурри (Murri) — это стежки, которые обычно используются для вышивки центра цветка в чиканкари. Они выполняются как французкие узелки. Мурри имеет вытянутую форму рисинки, а фанда — круглые узелки в виде просяного зернышка.

Техника: Иглу с рабочей ниткой выводят на поверхность ткани, наматывают на иглу нитку 1—2 раза и прокалывают ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Затем осторожно протягивают нитку на изнаночную сторону, подтягивая получившийся узелок к ткани

.

9. Джали (Jali), это техника вышивки, похожая на мережку, однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно развигаются и закрепляются маленькими стежками петельным швом, таким образом получается изящная сетка, либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий мережку или хардангер.

10. Турпаи (Turpai) и Дарздари (Darzdari) тоже важные виды стежков в технике Чиканкари. Турпаи используется при вышивке тоникми нитями. У Дарздари есть несколько разновидностей, особенно часто используются Кохидарз (Kohidarz), камал дарз (Kamal darz), Шанкарпара дарз (Shankarpara darz) , Мучи (Muchii) и Сингбхада дарз (Singbhada darz).

11. Еще несколько разнообразных стежков, используемых в Чиканкари: Печани (Pechani), Биджли (Bijli), Гхаспатти (Ghaspatti), Макра (Makra), Каури (Kauri), Хахткади (Hathkadi), Банджкали (Banjkali), Сази (Sazi), Каран (Karan), Капкапи (Kapkapi), Мадраси (Madrazi), Буль-буль часм (Bulbul-chasm), Тадж Махал (Taj Mahal), Джанджира (Janjeera), Канган (Kangan), Дхания-патти (Dhaniapatti), Розан (Rozan), Мехарки (Meharki), Чанапатти (Chanapatti), Балда (Baalda), Джора (Jora), Кил канган (Keel kangan), Бульбуль (Bulbul), Сидхаул (Sidhaul), Гхас ки патти (Ghas ki patti) и т.д.

Индийская вышивка Кантха

Вышивка Кантха – пример умений и бережливости древних индианок.

В изготовлении изящных вышитых накидок не последнее место занимало индийское платье сари — женщины использовали ткань пришедшего в негодность наряда, вышивая старыми нитками, извлеченными из других сари.

Секрет этих работ, отличавшихся особой искусностью состоит в том, что ткань, скрепленная множеством нитей, становилась крепкой и долговечной, и радовала глаз потом еще долгое время.

Чаще всего в центре изделия, декорированного индийской вышивкой кантха, красовался царственный цветок — лотос. Поскольку большинство женщин, изготавливающих кантха – мусульманки, их мастерски выполненные вышивки часто служили накидками на гробницы святых, использовались во время обрядов в мечетях.

Вскоре за индийской вышивкой кантха закрепилась ассоциация перерождения. Как второе рождение нитей, которые отслужили свой срок в одном виде, и стали другим

.

В зависимости от числа слоёв и величины менялось и предназначение вышитых работ — от зимних одеял до маленьких молитвенных ковриков. Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха (одеяло) для новорожденного, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней.

В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома. И сохранилась ещё одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать «багх» — свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.

Примерно такой же вышивкой украшали и новые женские сари, и рубашки для мужчин и женщин.

Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи — они были

сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.

Изделия с вышивкой — стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов.

Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине. Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг основного рисунка и т.д. Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид. Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха (одеяло) уходило от нескольких месяцев до нескольких лет кропотливого труда. Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение.

Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне, чтобы её хорошо было видно.

Мотивы для кантхи разнообразны. Дело в том, что в Бангладеш живут люди разных вероисповеданий. Среди них очень много мусульман, буддистов, христиан. И каждый вносит свою лепту в узоры кантхи. Но основным центральным рисунком чаще всего был цветок — лотос.

А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли», или «огурцы»( именно Индия является родиной этого распространенного узора), знакомого всем нам в на Руси.

По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья , листья или цветы. Благодаря мусульманским веяниям в кантхе применялись и геометрические орнаменты. Нередко фигура человека тоже являлась объектом внимания вышивальщицы.

Большое значение, конечно, имеют цвета вышивки. Синий и голубой — цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными. Красный — означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь. Темно красный и фиолетовый — олицетворение высшей силы любви. Желтый — цвет манго, кукурузы и горчицы – означает плодовитость. Цвет шафрана ассоциируется с самоотречением и мученичеством. И конечно белый — цвет чистоты, цвет великого индийского бога Шивы.

Вышивку дополняют ракушки, пайетки, блестящие пуговицы, маленькие зеркала. Считается, что зеркальце ослепляет дьявола и защищает от сглаза.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани.

Читайте также:  Как правильно шить сапоги
Оцените статью