Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки
В этой статье я хочу поделиться своей систематизацией знаний об одной из техник бисероплетения — ручном ткачестве. Вы узнаете:
- Основные принципы, достоинства и недостатки техники
- чем эта техника отличается от других техник плотного плетения
- почему полотно, сплетенное в этой технике, прочнее, чем вытканное на станке
- почему изделия, выполненные в этой технике, выше ценятся по стоимости
- какой бисер лучше всего подходит для ручного ткачества
- какие изделия можно выполнить в этой технике
Хочу сразу оговориться, что я не ставлю себе целью сделать полноценный мастер-класс, их существует множество. В статье я расскажу о своих особенностях работы в этой технике.
Ручное ткачество (прямое гобеленовое плетение, тканьё без станка, деревенское плетение) — это одна из наиболее древних разновидностей бисероплетения. Её возникновение относится к периоду, когда ещё не был изобретен станок. Своё название техника получила за подобие тканым гобеленам. Техника позволяет создавать плоское и плотное бисерное полотно, бисерины при этом расположены строго одна над другой без смещения, в результате чего возможно создавать сложные рисунки, подобные тем, которые вышивают крестиком.
Основные принципы ручного ткачества:
- плетение выполняется на одной нити
- бисерины соединяются между собой множество раз, как по горизонтальной оси, так и по вертикальной. Начало полотна, первые два ряда, требуют больше проходов нити, но в дальнейшем это обеспечивает устойчивость плетения к перекосу.
- Соединяются каждые 2 бисерины, стоящие друг над другом по вертикали, а также я дополнительно прохожу через соседнюю пару бисерин, связывая уже 2 пары бисерин
- Помимо описанных проходов нити, я провожу нить через каждый ряд после его завершения, что позволяет выровнять полотно и придает ему дополнительную прочность. Итого в центре полотна минимальное количество нитей, проходящих через каждую бисерину – 4. Это число может возрастать, когда требуется закрепить в плетении новую нить и спрятать старую.
- Наращение и сужение полотна, выполненного ручным ткачеством, не требуют добавления дополнительных нитей. Все манипуляции производятся рабочей нитью.
А теперь – о плюсах и минусах ручного ткачества в сравнении с другими техниками плотного плетения бисером.
Достоинства ручного ткачества
- Высокая прочность полотна за счет прохождения через каждую бисерину большого количества нитей
- Отсутствие нитей основы (в отличие от станочного ткачества, где натянутые на станок нити основы после завершения плетения нуждаются в фиксации, и это чуть ли не более трудоемкий процесс, чем собственно само плетение)
- Легко воспроизвести любой рисунок, в отличие от мозаичного полотна, где требуется делать поправку на смещение бисерин друг относительно друга
- Полотно можно делать как на четное, так и на нечетное количество бисерин без дополнительных трудозатрат (в отличие, к примеру, от мозаичного полотна, где полотно на нечетное количество бисерин плетется немного сложнее)
- Полотно ровное и не смещается в процессе плетения в отличие от станочного ткачества, где оплошность выравнивания нити в одном из рядов может привести к смещению всего полотна
- Ручное ткачество позволяет создавать картины и другие крупные формы без использования канвы и другого вида основы, иначе говоря, пришивать каждую бисерину к основе не требуется
- Готовое полотно можно с небольшими трудозатратами нашить на кожаную основу
- Легкое наращивание в длину и ширину, даже если плетение основного полотна уже завершено
- Техника позволяет делать в полотне отверстия прямоугольной и квадратной формы с ровным краем без существенных трудозатрат
- Отсутствие различий между лицом и изнанкой и как следствие отсутствие необходимости в декорировании изнаночной стороны
Недостатки ручного ткачества
- Высокие затраты материалов – в сравнении с другими техниками нити уходит очень много
- Высокие временнЫе затраты – дополнительное крепление бисерин друг к другу и многократный проход нитью увеличивают существенно время работы
- Необходимость использования тонких нитей в сочетании с тонкими иглами либо бисера с широким отверстием, поскольку увеличение количества нитей внутри каждой бисерины приводит к возрастанию физических затрат на каждый следующий проход
- Сложность восстановления полотна в случае повреждения бисера, если лопнула бисерина, надежнее всего переделать ряд целиком
- При необходимости плавного сужения или расширения по краю полотна образуется лесенка. То есть край получается ступенчатым, а не плавным, как при мозаичном плетении
- Консервативность техники – использование бисера разных размеров не дает такого простора для творчества, как, например, в мозаичном плетении или ндебеле. Простор для творчества есть в случае обшивки бисером кабошонов ручным ткачеством, но это не является предметом данной статьи
Небольшое резюме по теоретической части
Как и всякая техника, ручное ткачество лучше подходит для одних задач и хуже – для других. Я использую эту технику, когда мне требуется плоское полотно со сложным рисунком – мне проще контролировать натяжение нити и ровность рядов, чем в станочном ткачестве. Безусловно, ручное ткачество очень трудоемко, но для меня важнее, что в результате получится нечто достаточно долговечное. Не случайно многие из сохранившихся образцов декоративно-прикладного искусства выполнены именно в этой технике.
Как ни крути, объективно оценить стоимость бисерной работы очень сложно. В ход идут расход и стоимость материалов, масштабы и сложность работы, техника также является одним из определяющих критериев. Но даже такой, казалось бы, универсальный критерий как трудоемкость техники, становится индивидуальным, когда мы переходим на личности – кому-то проще, скажем, вышивать, мне лучше дается плетение, и на вышивку небольшой площадки бисером я потрачу больше времени, чем на плетение плоского полотна. Однозначно могу сказать только то, что из техник плоского плотного плетения ручное ткачество – самое трудозатратное (почему – было расписано выше), но оттого оно не менее любимо мной и часто встречается в моих плетеных работах. Высока стоимость тканых вручную работ и по той причине, что я использую для них дорогой цилиндрический бисер (такой бисер есть у японских фирм Miyuki и Toho) – это позволяет сделать полотно гладким и без зазоров за счет формы бисеринок.
Изделия в технике ручное ткачество
Ну и в качестве заключения – «с чем это всё едят», а именно – что можно сплести ручным ткачеством. И немного иллюстраций по некоторым пунктам) Все фото найдены мной на просторах интернета.
Картины, панно (чаще используется станочное ткачество из-за его более низкой в сравнении с ручным трудоемкости)
Сумочки, очечники и чехлы для разных электронных устройств
Пасхальные яйца, шкатулки и другие сувениры
Пояса и повязки для волос
Герданы, галстуки, кулоны, колье и браслеты
Вот и всё, что я хотела рассказать. Спасибо за внимание и буду рада ответить на вопросы.