Узоры средневековья для вышивки

Из истории вышивки. Часть 2: Средневековье.

Приветствую всех заглянувших рукодельниц!

Меня зовут Татьяна. Это мой канал о вышивке крестом. Этим хобби я «болею» еще со школьной скамьи)

На этом канале я буду делиться с вами продвижением по выполнению своих работ, своими рукодельными планами, а также новинками в мире вышивки и интересными вещами

Сегодня мы продолжаем погружение в историю становления вышивки. Я уже писала о том, как развивалась вышивка в эпоху Древности ( тут ). Cегодня я хочу рассказать об эпохе Средневековья.

Сама по себе эта пока довольно мрачная и неоднозначная. Но именно эта эпоха и подарила нам технику вышивки, популярную и по сей день — это вышивка крестом.

Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.Помимо этого эти походы близко знакомят жителей Западной Европы с великолепием Востока, а также способствуют широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Так, в числе подарков, посланных Гаруном аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатёр.

Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы в замках, пока их мужья и рыцари отправились в походы. Во Франции ещё ранее того, благодаря установившимся частым торговым сношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты вышивок почти исключительно заимствованы из Св. Писания.

Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с жены его Берты и дочерей, были искусными вышивальщицами. Сестра его Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и в Аквитании, где преподавались рукодельные работы.

Читайте также:  Способ вышивки методом парковки

Особенно известна хранящаяся в музее в Байё (Bayeux), большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом.

В Англии ещё ранее того искусство вышивки уже стояло на высокой степени совершенства; в VII веке игуменья монастыря св. Этельреда поднесла богатую вышивку епископу св. Кутберту. На знамени, сопутствовавшем Альфреду Великому во всех его битвах, вышит был датскими принцессами ворон, а Эдита Уэссекская, жена Эдуарда Исповедника, была известна в Англии как искусная вышивальщица.

Из Англии это искусство перешло в Германию, где вскоре получило широкое применение. Генрих Святой особенно почитал хорошие вышивки, а Гизелла, жена короля Венгрии, св. Стефана, устроила вблизи своего дворца мастерские для тканья и вышивания; здесь изобретён так называемый венгерский шов , в котором весь фон вышивается зигзагами.

Раннесредневековая вышивка 9-10 вв, археология.

Так получилось, что я собираю информацию о вышивке в Северной и Западной Европе, причем строго с 8 по 11 век. О вышивке у скандинавских народов, о вышивке английских островов. Хочу поделиться своей информацией. Работа конечно не претендует на научные изыскания, и описывать находки я буду кратко, так сказать, в порядке ознакомления.

По вышивке Эпохи Викингов написано немало хороших статей. В основном, англоязычные.

Вот одна из самых понятных, с хорошим переводом на русский язык.

Автор Carolyn Priest-Dorman — т.н. «реконструктор» -то есть, любитель, интересующийся историей.

Перевод Сигню Ингольвсдоттир (псевдоним русской девушки-реконструктора).

Переводов этой статьи немало, но этот на мой взгляд наиболее удачный.

Некоторые специальные научные исследования ученых-археологов включают в себя несколько слов о вышивке конктерных находок. Вот эти то «перлы» я и соберу.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Давайте, давайте. А с картинками?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

сейчас сейчас! и картинки! статья готовится к публикации! 🙂

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

ну воооот

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Очень даже ждем.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Разрешение авторов реконструкций получено 🙂 Можно публиковать фотографии.

Вышивка не была освоена викингами до первой половины IX столетия. В то же время, существенное влияние соседних народов, с которыми они контактировали, давало свои плоды в технологиях и искусстве.

Мало помалу викинги начали подражать своим соседям в текстиле и орнаментации одежды. Выделились два основных стиля вышивки:

Стиль, сформировавшийся под влиянием западных земель, представленный находками из Бъеррингхой (Bjerringhøj) и Йорвика (Jorvik);

Стиль, который сформировался под влиянием востока (находки из Бирки (Birka) и Вальсгерде (Valsgärde).

“Западный стиль“ мог быть заимствован от англо-саксов. Вышивка чаще всего состояла из настила волокон на ткань и включала в себя швы, известные в современном мире как стебельчатый (stemstitch, гладь (couching), тамбурный (chain stitch и «шов-елочка» (herringbone stitch). Одна из самых ранних находок подобной вышивки (чисто скандинавского происхождения) – два женских платья из захоронения в Усеберге в Норвегии, которое датируется 834 годом. К сожалению, доступная информация о тканях из этого погребения во многих аспектах поверхностна и неопределённа. Очень трудно разделять вышивку на восточную и западную, но исходя из того малого, что мы знаем, шёлковая аппликация и орнамент на королевской мантии, а также росшив в виде звериных голов на одеждах слуг (Анне Ингстад (Anne Stine Ingstad)) более напоминает западную орнаментику, чем восточную. Расцвет «восточного стиля» приходится на IX век.

Это направление, представленное находками из Бирки (Швеция), было похоже на технику Киевской Руси, Византии или же было изначально славянским по происхождению с самого начала. Как и другие формы восточных орнаментов, этот тип вышивки требовал использования серебряной проволоки или нити для достижения декоративного эффекта. Фактически восточный стиль вышивки (или более верно – поверхностное декорирование ткани) включал в себя один или два приёма, которые требовали использования иглы: стебельчатый шов, гладь и, возможно, некоторые формы сетчатого шва (ösenstitch — mesh stich).

Статья «Текстиль с Осебергского корабля» — английский язык.

Сцена похорон королевы Асы, Осеберг. Норвегия, датируется 9 веком.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Не смотря на плохую сохранность вышивок, все же некоторые детали можно рассмотреть. там был большой вышитый гшерстью гобелен, а также вышивки шелком на одежде, некоторые детали подушек тоже были вышиты.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Мотив «со зверями» — вышивка шелком. Вышивка шелком. Мотив «крест» — Стебельчатый шов. Вещь импортирована с Британских островов.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Графическая реокнструкция гобелена из Осеберга. Вышивка шерстью.

Попытка реконструкции гобелена в оригинале, вышивка шерстью

Вообще, гобелены вышитые в скандинавии были очень популярны. Ими украшали стены вместо ковров и обоев.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Еще реконструкции гобелена. Работа иностранных реконструкторов-любителей.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вышитый гобелен из Норвегии. 11 в.

Оригинал и реконструкция.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вышитый гобелен из Исландии. 11 в. Сохранился в ризнице местной церкви. Оригинал.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Музей в Треллеборге. Реконструкция «дома викингов». Копии гобеленов висят по стенам.

Самый знаменитый вышитый гобелен — это гобелен из Байо. Датирован он 11 веком и его длина. Иллюстрирует он завоевание Норманнами (норвежцами) севера Франции — Нормандии.

Гобелен Байо (Bayeux Tapestry) — хронологическая запись созданная в 11 столетии, является шедевром мирового значения. Это — вышивка на льняной ткани, при помощи шерстяных нитей различных цветов. Ответственность за выполнение этой работы было, согласно высокому статусу, доверена Англосакскому епископству, контролируемому Одо де Контевиллем, Епископом Байо сводному брату Вильгельма Завоевателя. Это «сценическое действо» свыше 70 метров в длину и 50 сантиметров в вышину, восстанавливает историю завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем.
Подробнее:http://swordmaster.org/2010/06/15/gobelen-iz-bajo.html

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Но продолжим про вышивки из Осеберга, поговорим про одежду. Остатки вышивки шелком.

Информация о вышивках из Усеберга также немногочисленна. Манксгард (Elisabeth Munksgaard) рассказывает «о чудесных вышивках по шёлку в Осеберге, с различными животными, чьи головы повёрнуты назад и вписаны в круги, напоминающие стиль Борре». В книге Ингстад включены в себя контурные рисунки фрагментов, выполненных в этом стиле. Два изображённых стилизованных животных могут быть либо оленями, львами или, возможно, лошадьми. Они, вероятно, были разноцветными, и основа внутри была полностью заткана. Находки в Осеберге породили орнаментальный стиль «Осеберг».

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Также в Осеберге был инайдены остатки очень простых вышивок.

Вышивка шелком по шелку. Графическая реконструкция.

Вышивка стебельчатым швом. Графическая прорисовка.

Реконструкция

Не все вышивки из Осеберга, к сожалению, мне доступны, некоторые фотографии не опубликованы «в сети», а находятся только в книге Анны-Стины Ингстад.

Реконструкция шелковых Осебергских находок сложной вышивки стебельчатым швом. Работы Екатерины Савельевой (Вельга).

Это — детали исторического скандинавского костюма.

Хозяйка волшебной книги и автор реконструкции Вельга, Москва.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Забавный способ украшения швов встречался в нескольких скандинавских помпезных захоронениях — на подушках, например. Это модифицированный «козлик».

Шов Вандайка .


Ещё один тип вышивки, который был распространён ещё до эпохи викингов – орнаментация шва. Пример шва на найденной наволочке из Саксонского Саттон Ху (Sutton Hoo) (VII век), возможно, определял традиции Северной Европы. Один из швов, украшавших костюм из Осеберга, был перевит петлевидным швом двойной нитью. По моде IX – X веков находки из Хедебю и Бирки были декорированы шнуром или тканой тесьмой поверх швов. Находка в погребении из Маммена (X век) представляла собой шерстяную подушку с вышивкой поверх шва. Швы, использованные в находках из Саттон Ху и Маммена, идентичны и оба представляют собой толстую длинную полосу в виде косы. Но, всё-таки, шов, использованный на наволочке из Саттон Ху — сложный витой вариант шва Вандайка (Vandyke stitch).

А шов на подушке из Маммена намного проще и похож на вариант «шва-елочки».

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Находка из Bjerringhoj — Бъёррингхой (Мамменский приход, Дания), 10 веком датируется. Это погребение дало целый устойчивый стиль северной орнаментики под названием «Маммен». В мужском погребении конца X века были обнаружены фрагменты шерстяных и саржевых тканей, возможно остатки плаща или других одежд с различными орнаментами, выполненными стебельчатым швом. Сейчас фрагменты ткани тёмно-коричневого цвета, но вполне возможно, что они были ярко окрашены. Два оттенка коричневой шерстяной нити могли быть двумя совершенно разными цветами. Некоторые сохранившиеся орнаменты выполнены только в контуре, хотя узор витых листьев выполнен по контуру разными оттенками одного цвета. Примечательно, что основная ткань покрыта отверстиями от иглы, что подразумевает присутствие другой, не сохранившейся вышивки. Основываясь на остатках шерстяных и шёлковых тканей, было заключено, что они вышивались дополнительно льняной нитью, которая редко сохраняется в погребениях.

Современные исследования говрят нам о том, что вышивка была сделана в саксонском стиле, и вероятнее всего костюм был импортирован с Английских островов. Крайне редко в Скандинавии сохраняется вышивка шерстью по шерсти.

По крайней мере, шесть различных орнаментов были обнаружены на остатках тканей из погребения в Маммене. Только некоторые из них несут на себе влияние эпохи викингов.

Наиболее характерным орнаментом является полоса стилизованных человеческих лиц, расположенных по вертикали. Каждое лицо выполнено в контуре, 3 дюйма шириной и перевито маленькими руками и так называемой лозой. Этот орнамент получил название «хватающихся человечков».

Второй орнамент подобного типа менее сложный. Лица более овальные, мотивы переплетения отсутствуют. Подобное изображение человеческих лиц (за исключением отсутствия усов) подобна изображениям на шкатулках из Бамберга (Bamberg) и Каммена (Cammen).

Третий фрагмент — орнамент задней половины пятнистого четвероногого животного (леопарда?) с задними лапами, очень характерными для изображений эпохи викингов.

Два оставшихся мотива, найденныx в Маммене, более производны по своему дизайну. Первый – изгибающаяся лоза, шириной, примерно, ¾ дюйма, сходен по характеру с византийскими и англо-саксонскими мотивами окантовки одежды. Он выглядит на удивление «средневековым» и сходен со стандартными растительными орнаментами позднего феодального периода.


На втором фрагменте изображена пара животных, обращённых друг к другу, с узким вертикальным элементом между ними, возможно, Деревом Жизни. Такие орнаменты были распространены на Востоке и украшали шёлковые изделия. Эта последняя вышивка имеет более грубые формы по сравнению с другими орнаментами, она могла быть заимствована из иноземных текстильных мотивов.

Фотографии вышивки, прорисовок и реконструкции костюма музейными сотрудниками.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Это были реконструкции, выполненные для музеев и научных книг.

Теперь реконструкторские работы (выполненые не научными сотрудниками).

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вышивки в предыдущем посте — тоже Екатерины Савельевой.

Иногда, когда цель стоит именно повторить археологическую вышивку, мастрица нарочито угрубляет стиль.

Например, вышивка того же узора с мантии работы Ксении Зарицкой.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Оригиналы были «еще краше» :)))

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

пытаюсь воосстановить дыхание в зобу. а то сперло.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Реконструкция узора из Маммена от Андрея Семенюка (клуб «Варгенторн» Минск). На фото — хозяин. Автор вышивки — его жена.

Прорисовки узоров из Маммена.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вышивка из Маммена. «виноградная лоза», «лица» . Работа Анны «Бьорк» (С-Пб)

Большинство вышивки в скандинавии было сделано. проволокой. Но об этом позже. Маммен — одно из немногих западных курганных захоронений викингов, где была найдена золотная нить, или как о ней пишут «пряденое» золото. Не только в виде вышивки, но и как уток в тесьме.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

По крайней мере, три погребения эпохи викингов в Вальсгерде (Швеция) содержат примеры вышивки серебряной металлической нитью. Возможно, это было веянием византийской моды. Информация по некоторым погребениям в Вальсгерде была опубликована Лизе Бендер Йоргенсен в общих чертах. Несколько разных фрагментов вышивки серебряной нитью по шёлку было найдено в погребениях 10, 12, 15. Три из них представляли собой расшив гладью на шёлковой основе, сотканной из полос. (Тут ошибка у Кэролин, это не гладь).Одна находка была вышивкой на саржевом шелке. Все эти орнаменты служили украшением костюма. Эти три погребения датируются X веком, что совпадает с возрастом златотканого орнамента «западного» стиля. Довольно сложно точно определить технику вышивки, использованную в фрагменте из погребения 15, но фотография показывает, что орнамент состоит из близко расположеных стежков стебельчатого шва или, возможно, некоторого вида глади. Бендер Йоргенсен подтверждает наличие вышивки гладью на некоторых остатках костюма из Вальсгерде. Это фрагмент предполагаемого ворота. Другие части показанные в издании «Мир Викингов» (World of the Vikings), называемые манжетами, хотя и по-другому орнаментированы, но выполнены тем же приёмом вышивки, что и ворот.

Вышивка выполнена на синем шелке. По моему ощущению, вышивка сделана «вкрипреп по форме». Здесь использовано именно пряденое серебро. Красный суконный кафтан на пуговичках был украшен воротником-стойкой и манжетами с вышивкой византийскими узорами.

Что интересно, край манжет украшен характерным для скандинавии сспособом — плетенкой из серебряной проволоки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Эту вышивку из Вальсгарде реконструируют по-разному. Ктото делает вприкреп по форме, ктото другой техникой, так как в оригинале видно плохо, а ученые бывают пишут всякую белиберду. У них все «вприкреп».

Вот работы принадлежащие Андрею Семенюку сделанные мастерицами из его клуба «Варгенторн».

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

А это — работа Ксении Зарицкой. ПО технике другая, по виду — более похожая на оригинал.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Известные примеры стебельчатого шва найдены в пяти захоронениях города Бирки (Швеция). Это фрагменты мужской и женской одежды, которые датируются X веком. Использованные материалы включают в себя вышивку шерстяной нитью по сукну, шёлковой – по шёлку и золотую – по неизвестному, не сохранившемуся материалу. Один фрагмент представлял собой вышивку по декоративному шелковому твилу, который пришивался на льняную основу мужского костюма. Другой фрагмент был выполнен приемом стебельчатого шва и закреплял между собой два слоя сукна в виде окантовки костюма. Бирка — один из крупнейших могильников Европы, 1000 погребений, исследования ведутся более 100 лет, выпущены шесть толстых томов исследований и немыслимое количество статей.

Деталей костюмов и украшений было найдено много, но вышивки всего три образца.

Вышивка на поясе из Бирки.

Большинство примеров стебельчатого шва в Бирке не представляют собой отдельных орнаментов. Возможно, они были использованы для таких конструкционных, декоративных приёмов как аппликация и обработка краёв одежды. Хотя, с тех пор как вышивка золотой нитью выполнялась на любой ткани, невозможно определить какой характер носили эти швы. Отчётливый орнамент в виде ступенчатой линии найден в погребении 735 (Бирка) и датирована серединой X века. Возможно, она украшала шелковый мужской пояс.

Вышивка стебельчатым швом выполнялась как шерстяными и шелковыми нитками, так и пряденым золотом и серебром. От вышивок металлизированной нитью сохранился только металл. Вышивка прочими швами выполнялась из проволоки. В этом реферате будет рассмотрена только вышивка нитками.

St 2. Погребение Bj 944. Вышивка стебельчатым швом шелковыми нитками по плохо сохранившейся ткани. Шелковая нить слабо скручена влево. Стежки выполнены так, что игла выходит справа от нити. На изнанке стежки маленькие. После того, как с ткани осторожно отчистили землю, стала вполне различима фактура: тонкий лен с примерно одинаковой плотностью в основе и утке, около 15х15 нитей/см. Строчки идут довольно параллельно друг другу, хоть и немного неровно, и скапливаются около края полоски шелка, на которой лежит серебряная (металлизированная) тесьма. Кажется, что тесьма оторочена тонкой тканью. Все вместе скомкано в плоский комок, к обратной стороне которого прилипли земля и дерево. В нескольких местах виднеется обычная серебряная тесьма.

St 3. Погребение Bj 735. Контурная вышивка шелковой нитью по шелку S4 (самит с узорами). Стежки редкие, немного косые.
– По небольшому фрагменту идет шов, переходящий в разрез, один край которого заходит за другой. Край разреза украшен стежками.

St 4. Погребение Bj 838. Стебельчатый шов шерстяными нитками. Вдоль начальной кромки фрагмента ромбовидной саржи (W10g) загнут припуск шириной ок. 15 мм и пришит ровной строчкой. Нитки – трощеная вправо шерстяная пряжа. Шов проходит через оба слоя ткани. Стежки на лицевой стороне необычно длинные (6–7 мм), на изнанке – почти незаметные.

(На картинке — ступенчатые фрактали. Красной нитью вышита нижняя одежда, врехняя одежда так же вышита серебряной проволокой. Подобная вышивка сохранилась на концах шелкового узорного пояса — примечание мое).

Шерстяная отделка одежды из Бирки – реферативный перевод страниц из Birka III о тесьме, вышивке и другой отделке.

«Реферативный перевод составила Ольга «Хельга Энгисдоттир» Филипенкова.

Реконструкция костюма из Бирки.

Вы шивка серебряной нитью. Туника также украшена металлизированной тесьмой, тканой на дощечках (техника броширования с двойным утком) с узором из Бирки и утком из проволоки. Галуны нашиты на шелковые полоски. Так по представлениям некоторых ученых выглядела рубашка из одного биркопогребения. Работа Екатерины Савельевой.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Найден только один пример вышивки по ткани периода пребывания викингов в Йорке (Англия). Она была обнаружена на маленькой сумочке, датированной концом X — началом XI века. Внешняя сторона была сделана из красного шелкового атласа, который привозили из Византии, и декорирована шёлковым крестом грубой формы, выполненым приёмом тамбурного шва. Возможно, что эта сумка была единственным экземпляром.

Сумочки — «Реликварии» встречаются в раннем средневековье часто. ЭТо традиция, сохранившаяся до позднего средневековья — класть христианские реликвии в вышитые сумочки, иногда украшенные крестом, иногда с абстрактным рисунком, иногда сделанные из узорных шелков.

Сумочка из Мюнхена, оригинал, ранее средневековье.

Реликварий 12 в.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Еще немного англоязычных ресурсов про вышивку северной Европы.

Anglo-Saxon and Viking Works of the Needle: Some Artistic Currents in Cross-Cultural Exchange

© 1992 Carolyn Priest-Dorman

Больше о вышивке английских островов Эпохи Викингов Вам расскажет Ксения Зарицкая, которая плотно занимается этой темой.

Ирландский костюм раннего средневековья весьма примечателен в отношении вышивки 😉

В порядке ознакомления — вот про ранний гаэльский костюм

«Well, lacking extant garments, most historians, MClintock and Dunlevy among them,

Воротник — реконструкция от Ксении Зарицкой.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

ирландское платье, вышивка-реконструкция от Ксении Зарицкой.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, мое нежелание давать оценку работам, которые я здесь представила. Это самые достойные реконструкции вышивки конкретных археологических вещей, которые я видела, поэтому я их сюда и поместила. Никак не буду их комментировать, и Вас призываю уважать работу реконструкторов! Некоторые из этих работ являются т.н «музейной» реконструкцией — то есть, полностью повторяют образец, включая все детали. Некоторые из данных работ — вообще сделаны в единственном экземпляре в мире, и даже в западных музеях нет таких реконструкций. Все это делают скромные «любители истории».

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комплект коронационных облачений императоров Священной Римской империи представляет собой уникальный по сохранности и полноте комплекс парадных одеяний средневековых монархов. Он был унаследован династией Гогенштауфенов в 1194 году как часть сокровищ норманнских королей Сицилии из династии Отвилей. В число церемониальных облачений входит, в частности, драгоценный шелковый стихарь, использовавшийся при коронации императоров Священной Римской империи. Он изготовлен в Палермо (как считается — арабскими мастерами) в придворных королевских мастерских в 1181 году. Об этом сообщают латинские и арабские надписи, идущие по широкому нижнему краю одеяния, украшенного золотой вышивкой, жемчугом, изумрудами, сапфирами, аметистами, шпинелями, гранатами, опалами.

Коронационная мантия также изготовлена в Палермо в королевских мастерских в 1133–1134 годах (об этом свидетельствует арабская надпись, вышитая по низу мантии) по заказу короля Сицилии Роже II (1095–1154) и позже перешла во владение дома Гогенштауфенов. Она сделана из тяжелого красного шелка, имеет размеры 146×345 см, богато расшита золотом и разноцветным шелком, украшена тысячами жемчужин, эмалевыми вставками, драгоценными камнями. Восточные мотивы вышивки заимствованы из арабского искусства: два симметрично расположенных, соединенных спинами льва одерживают победу над верблюдом; между ними — стилизованная пальма. Она символизирует Древо жизни, а львы — монарха, побеждающего своих врагов. По обычаю мантия скреплялась золотой застежкой, украшенной драгоценными камнями и эмалью. В украшениях используется и золотной бисер.

Из-за высокой художественной ценности мантии короли и императоры Священной Римской империи, игнорируя изображенные на ней «иностранные» мотивы, использовали ее как коронационное облачение, начиная с XIII столетия. В XIV столетии первоначальное происхождение мантии уже забылось, и появилась легенда, что мантия принадлежала Карлу Великому, которому она досталась в качестве трофея во время успешной войны с маврами (в пользу этой версии говорили арабские надписи, идущие вдоль нижнего края мантии). Лишь много позже истина была восстановлена.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Теперь немного расскажу о вышитых одеждах 10 века с территории России. Большинство из них принадлежали представителям т.н. «дружинной культуры».

(Картинок будет мало. Русский аристократический костюм 10 века реконструируется крайне редко, в том числе изза недоступности информации).

Ранние образцы древнерусского золотного шитья из Чернигова и Шестовицы

Автор Кирилл Михайлов.

Долгое время образцом раннего древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского ‘’княжеского” кургана Черная Могила, который датируется второй половиной X ст. Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотными нитями, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI-XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной Могилы старше большинства подобных находок почти на столетие.
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Среди упомянутых находок из Чернигова и его округи золотное шитье из Черной могилы отличается особой роскошью. В археологических фондах Государственног о исторического музея сохранилось несколько кусков этой ткани с золотой вышивкой общей длиной около 55 см и шириной от 7 до 12 см. Вышивка была сделана по одноцветной шелковой ткани саржевого переплетения с одним утком и одной основой. Расти тельный рисунок на ткани обведен четким контуром, который выполнен шелковыми нитями стебельчатым швом. Пространство между контурными линиями заполнено золотными нитями, шитьем “на проем” 21 . Золотые нити изготовлены из шелковой основы, на которую навили тонкую золотую фольгу. Судя по внешнему виду, шелковая основа золо тых нитей изготавливалась из пряденого шелка; нити самой ткани из не крученого, не пряденого шелка. На некоторых фрагментах ткани заметно, что между линиями узора золотого ши тья сохранилась вышивка из шелковых нитей, выкрашенных в темный, вероятно, синий цвет (Рис. 1). Шелковая ткань из Черной могилы представляла собою, как минимум, трехцветное полотнище, вышитое золотными и шелковыми нитями. От орнамента сохранились фрагменты кринов и стилизованные растительные побеги.
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Проблема в анализе литературы в том, что непонятно — золотная нить отностися к вышивке или является утком металлизированной тесьмы — «галуна». Отличие «русских» находок от «скандинавских» именно в том, что в западной тесьме уток в основном — проволочный». Хотя, в шведской Бирке встречается немного тесьмы с «ниткой». Также, в западноевропейской и «советской» научной литературе термины, касающиеся золотной вышивки, не совпадают — (мои дополнения).

Находки из Чернигова и Шестовицы находятся в одном ряду с другими подобными памятниками X в. с территории Восточной Европы. Всего на данный момент нам известны 26 образцов золотного шитья из 6 древнерусских могильников X в. Все они выполнены из фольги или круглой в сечении проволоки – “бити”, из металла белого и желтого цвета . Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников Гнездово, Тимерево, а также из Чернигова и Пскова.
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

. Из гнездовского комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера С.И. Сергеева, происходят три фрагмента золотной нити . Она была сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины . По мнению исследователей, в кургане Дн-4 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами трибовидной формы 26 . Существую т упоминания о том, что фрагмен ты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-76 .

Археологи считают, что костюм и вооружение воина из Шестовицы абсолютно аналогичны некоторым комплексам из богатых камерных захоронений в г. Бирка (Швеция).

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вероятно, к группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты из Пскова, которые происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное погребение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X началом XI ст. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее расположению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды . Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания) и кургане Черная могила в Чернигове, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна . К числу ранних образцов золотного шитья также можно отнести и остатки “парчи” вышивку от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве, . позволяют датировать его второй половиной – концом X века.
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

По-видимому, после падения Рима одними из первых в Европе золотую нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и в Кёльне. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении вышивка украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором налобную часть головного платка или покрывала безымянной девушки, погребенной в королевской усыпальнице. Одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы признаются также англосаксонские тесьмы с золотными нитями из погребений VI-VII вв. Примером может быть тесьма из кургана Тэмпл Барроу в Бэкингемсшире шириной 9 мм. Как считают М. Мюллер-Вилле и ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, состав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собою и копируют общие для всех образцы. Это касается как набора вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бы товую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие ткани, украшенные золотными нитями.

Оцените статью