Великолепный век: мода времен Сулеймана
Немудрено, что и 500 лет спустя этот стиль очаровывает, завораживает и восхищает. Впрочем, если подходить к вопросу объективно, восхищаемся мы не одеждой той эпохи, а ее современными интерпретациями, самая смелая из которых, пожалуй, принадлежит художникам и костюмерам сериала «Великолепный век». Костюмы его героинь не раз подвергались критике за историческую недостоверность. И это еще мягко сказано! Настоящим современницам султана Сулеймана и мечтать не приходилось о столь соблазнительных фасонах, в которых щеголяют женщины на экране.
Возможно, кому-то такая закрытость и покажется чрезмерной, но Восток – дело тонкое, и женский силуэт, который едва угадывается за нагромождением тканей и одежд, лишь сильнее разжигал интерес и будил воображение…
Особым украшением дам из богатого сословия была маленькая шелковая шапочка. Ее расшивали золотыми монетами и оторачивали тесьмой из черного шелка. К этой тесьме и крепилась вуаль, которой женщины должны были закрывать лицо, выходя на улицу или представая по необходимости перед гостями мужа. Последнее было большой редкостью. Обычно рядом с мужчинами женщины не появлялись, оставаясь на своей половине дома. К месту встречи гостей ненадолго допускалась лишь служанка, которая подавала кушанья к столу.
Единственная деталь фасона, которая существовала во времена Султана Сулеймана, это декольте. Его изобрели еще в XIV веке, при дворе Изабеллы Баварской в Бургундии. Но то была мода просвещенной Европы, и в мусульманской Османской империи декольте не могло появиться ни при каких обстоятельствах. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что глубокий вырез на груди и европейки поначалу использовали вовсе не в целях обольщения. Просто в моду вошли плотные, не слишком эластичные ткани, которые плохо облегали фигуру. А фасоны требовали максимальной обуженности лифа. В закрытом, плотном, узком платье женщине нечем было дышать, вот и пришлось обеспечивать себе свободу вдоха за счет глубокого выреза.
Это «тренды» XIX века, до которых современницам Султана Великолепного было примерно так же далеко, как тургеневским барышням до джинсовых брючных костюмов. Но – положа руку на сердце – кого волнует историческая правда в художественном сериале, где кипят интриги и страсти, а в кадре любят и страдают, побеждают и проигрывают яркие женщины в роскошных нарядах, над которыми трудились лучшие турецкие модельеры и художники по костюмам?
Что не так с костюмами из «Великолепного века»
Можно ли считать сериал «Великолепный век» достоверным историческим источником? Скорее нет, чем да. Сериал основан на реальных исторических событиях, но в сюжет добавлено достаточно много фантазий сценаристов.
Первое несоответствие, которое бросается в глаза — женские костюмы. Они прекрасны, но не так уж и близки к реальности. Давайте немного обратимся к истории.
Изменения в стиле одежды не идут сами по себе, они отражают смену формаций. Так и произошло в 16 веке с крушением средневековых устоев и приходом пышной эпохи Возрождения. Этот период положен в основу исторического сериала «Великолепный век» (2011-2014). Время правления Сулеймана Великолепного (1520-1566), он взошел на трон после смерти своего отца, получившего прозвище Явуз, что означает свирепый. По своему нраву он не был столь жесток как его предок, зато прославился обширными завоеваниями.
Именно после походов турки позаимствовали у других народов привычку к роскоши. На стиле одежды это никак не отразилось, турки свято чтили традиции. Изменились ткани в этой традиционной одежде: стали широко использоваться шелк, бархат, батист, меха, в обилии золотая и серебряная вышивка. Цвета одежды варьировались в оттенках красного, белого, зеленого, черного.
Женщины, как и мужчины, носили шаровары (обычно желтого или в полоску цветов), тюрбан, полотняную укороченную рубашку, сверху прикрытую шелковым полукафтаном с широкими рукавами-раструбами, из-под которых выглядывали рукава нижней рубашки. Затем еще один, на этот раз длинный шелковый кафтан, с высокими разрезами по бокам, подпоясанный искусно, украшенным золотом или серебром, кушаком. И тот, и другой кафтан имели глубоко открытый ворот. На улицу состоятельные турецкие дамы выходили закутанные по самые глаза. Чем больше слоев одежды, тем более знатная это особа.
Сейчас, когда мы представили, как выглядели в тот период турецкие женщины, обратим свой взгляд на главных героинь «Великолепного века».
Вторая наложница султана Сулеймана I — Гюльфем Хатун (Селен Озтюрк) обладательница огромных глаз и милой улыбки. В ее гардеробе преобладаю либо темные, либо пудровые цвета. Волосы искусно завиты, прическа нередко дополнена тонкой вязи металлическими украшениями либо накидкой.
Как одевалась реальная Хюррем-султан?
Для создания «Великолепного века» собрали целую группу костюмеров. Дизайнеры со всей Турции работали над нарядами героев сериала. Была проделана сложнейшая работа. Однако это того стоило. «Великолепный век» прославился на весь мир не только благодаря блестящей актерской игре, но и атмосфере могущественной Османской империи, которая была передана в сериале.
Особенно все восхищались нарядами султанш. В каждой серии Хюррем-султан могла поменять несколько платьев и драгоценностей. Тем не менее реальная Роксолана никогда не носила все те наряды, в которых появлялась Мерьем Узерли. Мода в Османской империи XVI века была другая.
Основные тренды XVI века
Безусловно, девушки в гареме, а особенно султанши, стремились одеваться ярко и дорого. Во дворец Топкапы поставляли только самые лучшие ткани, а мастера мечтали шить наряды для правящей семьи и наложниц султана.
Тем не менее мода в те времена была очень простой. Мужская и женская одежда по стилю была похожа. В гардеробе женщины всегда была простая свободная рубашка без выреза. Одежда должна была скрывать тело.
Рубашка была длиной до пояса, а под нее женщина надевала шаровары. Когда она выходила на улицу, то должна была сверху надевать платье, напоминающее халат или плащ, а на голову — чадру. И чем богаче была женщина, тем сильнее она «закутывалась», тем больше слоёв одежды было. Это было не только необходимостью, связанной с религиозными убеждениями (женщины не должны были показывать себя никому из мужчин, кроме близких родственников и супруга; в случае с гаремом — султана), но и способом продемонстрировать свой высокий статус и материальную обеспеченность.
Как наложницы соблазняли султана?
С такой модой на закрытую одежду, из-под которой не видно тела и даже очертаний фигуры, красивых форм, трудно было соблазнить султана. Девушкам приходилось изощряться, чтобы понравиться правителю. Максимум, что они смогли сделать — это вышить узор на рубашке (обычно цветы, особенно часто тюльпаны и цветущий гранат, или листочки) и надеть чуть более облегающие шаровары . Также в ход шли яркие ткани. Самые яркие наряды девушки надевали на праздники, которые проходили в гареме, где они могли таким образом привлечь взгляд на себя самого султана и получить приглашение в покои ( на хальвет ) и непосредственно на свидание с повелителем.
Фаворитки султана, которые уже успели ему понравиться, имели в дополнение к своим нарядам украшения и меха, которыми их в знак благодарности одаривал султан. Когда же девушка впервые отправлялась к султану, ей могли выделить «казённые» украшения и наряд. Впрочем, у всех без исключения девушек в гареме были еще и личные средства, которые им регулярно выплачивали. На рынок им ходить самим не разрешалось, но надежных торговок в гарем пускали. Таким образом они могли обновлять гардероб и по собственному вкусу. Что же касается Хюррем, то она, конечно же, была самой нарядной женщиной в гареме султана Сулеймана. Она могла себе это позволить!
Прически
В гареме девушки могли не покрывать голову платком, поэтому они использовали волосы, как оружие соблазнения. За волосами тщательно ухаживали, чтобы они всегда были густыми и блестящими. В них вплетали золотые и серебряные нити. Кстати, эти нити носили название «телли», и одна из хасеки султана Ибрагима I (показанного во втором сезоне сериала «Империя Кёсем») по имени Хюмашах получила прозвище «Телли» потому, что очень любила вплетать в свои волосы серебряные нити. Этот момент показан и в сериале. Вот так выглядела невеста Хюмашах.
Так что в «Великолепном веке» роскошные прически султанш совпадали с модой реальной жизни того века.
Ошибка костюмеров
После выхода «Великолепного века» кинокритики сразу нашли множество исторических несоответствий, в том числе несовпадений с модой того времени. Актрисы в сюжете появлялись в красивых пышных платьях, иногда из полупрозрачной ткани. Раньше женщины не одевались настолько ярко. Не было никаких декольте. В сериале даже валиде-султан носила платья с декольте, что было непозволительно. Когда девушки выходили на улицу, то покрывали голову платком. Только вот все платки были сделаны из прозрачной ткани. Лицо почти всегда было открыто.
Мода в сериале была скорее европейской. Все актрисы надевали платья, характерные для Запада XVII века. Единственное, в чем не ошиблись костюмеры, они использовали натуральные ткани: шелк, парча и бархат.
Гардероб Роксоланы
Гардероб Роксоланы отличался от остальных женщин только тем, что для пошива одежды для законной жены Сулеймана использовали дорогие ткани и нити из золота и серебра . Хюррем-султан также надевала шаровары и рубашку из муслина или тонкого полотна. Поверх она надевала платье.
Когда она выходила на улицу, то поверх платья надевала еще одну длинную рубашку, на голове — платок и шапочка из бархата, украшенная камнями. Лицо прикрывалось шелковым платком, который крепился к этой шапочке.
Также я встречала информацию о том, что Роксолана, чтобы выделиться из гарема, часто заказывала для себя новые наряды, сама занималась их моделированием и даже иногда шила. Вот такая была рукодельница Хюррем!
Цвет одежды
Что же касается цвета одежды, то красный цвет , столь любимый Хюррем в сериале «Великолепный век» наверняка нравился султанше и в реальности. А всё потому, что ткани этого цвета были очень дороги. Для их создания использовались краски животного происхождения, которые привозили аж из Индии.
В основном же в гареме носили одежду медового цвета и цвета слоновой кости, а вот синий и зелёный почему-то не пользовались большой популярности. Также практически не носили коричневую одежду.
Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» — ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!
Золотые шаровары Хюррем-султан и модные наряды османских султанш
Какие шикарные и божественные платья представлены в сериале «Великолепный век»! Не устаю ими восхищаться. Правда, многие из нарядов фильма не совсем соответствуют исторической действительности. Костюмеры, конечно,постарались на славу. Но получился уж слишком европейский лоск.
Будем помнить и о том, что капризная мода в Османской империи оставалась этакой консервативной дамой, которая не менялась в течение нескольких веков. Безумно интересно, во что облачались известные султанши на самом деле? И правда ли, что Роксолана, ставшая Хюррем-султан, носила нижнее белье, расшитое настоящим золотом?
Начну с того, что настоящая турецкая мода с шестнадцатого по девятнадцатый век не позволяла женщинам так явно оголять прелести, пусть и в пределах султанского дворца или даже гарема. В фильме аристократки и простая прислуга нередко привлекают мужские взоры уж очень соблазнительными декольте. При султане Сулеймане гаремные красавицы не могли себе позволить облегающих платьев, разрезов или полупрозрачных легкомысленных юбок. Скажу даже больше: в те времена мужской костюм и женский шили примерно одинаково. Основой всего одеяния являлись нижние шаровары и длинная рубашка. Поверх них надевали второй слой нарядов.
Даже султанши не мечтали о декольте, шнуровках или прочих пикантных деталях платьев. Одежды больше смахивали на обычные халаты. Совсем скромные у рабынь, более дорогие – у калфы, и шикарные — у правительниц. Ткани, отделка, украшения должны были подчеркивать высокий статус каждой госпожи. Кстати, удобство было одним из важнейших факторов для гардероба турецких женщин. И сама Хюррем не страдала от узких трусиков или сдавливающих корсетов. Нижним бельем для нее служили просторные шаровары, расшитые серебряными или золотыми нитями. Пояс шаровар (или шальвар) тоже отражал искусную работу мастериц по золоту.
Представьте себе, что в нижних штанах султанши имелись своеобразные кармашки, чтобы всегда носить при себе невидимые постороннему взгляду талисманы и обереги. Например, заговоренные камни. Жена султана готова была пойти на все, что угодно, чтобы не пасть жертвой ее многочисленных врагов. Впрочем, как мы знаем, и сама Роксолана была не лыком шита, та еще искушенная в интригах и убийствах дама. Нижняя рубашка была, как считают историки моды,позаимствована у европейцев. Поверх нижнего белья султанши надевали невероятно красивую, длинную, до самого пола, рубаху из цветного шелка. Так называемую«энтари».
Если внимательно разглядеть «киношный» женский гардероб, томы заметим, что героини сериала не носили никаких нижних рубашек, а сразу же облачались в энтари, которое вовсе не было верхним слоем одежды. Шелковую рубашку было принято прикрывать нарядным платьем с золотыми узорами – шикарными цветами, плодами, прочим растительным орнаментом. Одеяние подпоясывали роскошным кушаком – широким драгоценным поясом из россыпи каменьев. Ткань расшивали жемчугом, золотыми нитями, невероятными по красоте самоцветами. Для властной Хюррем-султан подобные кушаки шили на заказ: любимый супруг отдавал приказание, и лучшие мастерицы страны не спали ночами, дабы успеть изготовить кушаки в положенный срок, а господин мог подарить великолепные пояса своей рыжеволосой женушке.
Женщины султана, что родили ему наследников престола,пользовались модными привилегиями – носили одеяния из ярких шелковых тканей.Сочные, насыщенные оттенки и сложные орнаменты считались знаком особого положения женщины. Кстати, ткани различных оттенков в Османской империи стоили, как настоящие драгоценности, поэтому были доступны исключительно султаншам. Во времена правления Сулеймана правящие круги жили очень вольготно. Да и торговля расцвела, поэтому наряды шили один красочнее другого, словно редкие цветы в оранжерее. Члены султанской семьи носили сказочную парчу – тончайший шелк с мириадами серебряных и золотых нитей.
Кроме шелковых тканей, для пошива высочайших гардеробов использовали высококлассный хлопок, тафту, натуральный бархат и нежный кашемир. Элитные отрезы тканей торговцы везли со всех уголков света: из Ирана, Китая,Индии, закупали у флорентийских и венецианских ремесленников. Поверх текстильного роскошества мастерицы вышивали прекрасные узоры дорогими металлическими нитями. На полотне будущих кафтанов и платьев буйным цветом расцветали райские кущи из бутонов граната, алой гвоздики, лилии, нарцисса и королевской розы. Ну а самым модным «принтом» считался тюльпан, как священное растение у османских турок.
Да, если мы заговорили о вышивке, лично для Хюррем из готавливали изящные повязки с лучшими узорами. Такие произведения текстильного искусства можно было легко повязать вокруг головы, придав форму затейливого и элегантного головного убора. Сама правительница считалась во дворце первой и главной законодательницей моды.
Даром, что бывшая славянка из простого народа уже давно привыкла к тому, что она – истинная госпожа. Хюррем не ленилась собственноручно заниматься дизайном одежды, шитьем и декором. В этом проявлялся ее талант. Нередко молодые девушки из гарема молили султаншу осчастливить их эксклюзивными платьями. Все знали, что у возлюбленной Сулеймана просто золотые руки. В общем, если бы Роксолана волею судьбы не стала султаншей, из нее бы вышла прекрасная мастерица.
Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.