Вера голубева лоскутное шитье

Главные новости Калужской области

Лоскутный «от кутюр»

Наряды, которые создает в лоскутной технике Вера Голубева, мастерица из Обнинска, удовлетворят самую взыскательную модницу. И сама она носит свои изделия с удовольствием.

В лоскутах как в цветах

— Вот иду я, одета не так, как все. Яркая. И себя чувствую уверенно. Парадокс – вроде бы на виду, и в то же время я защищена. Одежда, сделанная своими руками, уникальная для меня, как второй домик. Конечно, я шью то, в чем можно спокойно выйти на улицу. Эти лоскутные наряды оригинальны, но никого не будут шокировать, — поделилась мастерица.

К Вере даже на улице подходят, спрашивают: «Где купили? Где сшили?» Сшить просят. А когда она участвовала в фестивале «Восток-Запад» во французском городе Ди, так взыскательные француженки раскупили все лоскутные наряды, сшитые Верой Голубевой. У учительницы музыки и шитье как песня. Кстати, мне лоскутный пиджачок, который был на ней в день нашей встречи, очень понравился. Я бы от такого не отказалась.

Лоскутное шитье — сегодня в мире рукоделие модное. Только называют его мисс и миссис печворк. «Искусство бедняков» поднялось до подиумов. Если обратиться к истории лоскутного шитья в России, то расцвет его исследователи относят к концу XVIII века – началу XIX века. Тогда благодаря развитию машинного производства в России все больше начали входить в домашний обиход недорогие пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

Читайте также:  Лесли тиер вышивка времена года

— Мне интересно самой создать какое-то полотно. Потом выкроить из него одежду. Я подхожу к этим вопросам интуитивно. Иной раз понравится какая-то ткань, и начинаешь окружать ее другими, — рассказывает Вера. — Я обращаюсь к народной традиции. Например, дулейка – верхняя одежда, такой жилет, который носили с юбкой, очень хороша. Она привлекает своими секретиками. Когда женщина ее надевает, особые тесемочки завязывает. В итоге спинка лежит идеально, а дальше фалдочки идут. Нижегодская рубаха очень хорошо смотрится с современной одеждой. С джинсами. Крой совершенно необычный. Поднимаешь руки – рукава как крылья птицы. Опускаешь – все стройно и красиво. Народные вещи очень мудрые. Взять хотя бы косоклинный сарафан. Он любую женщину украсит. Это чудесная вещь, особенно для женщины маленького роста.

— Отдельный вопрос: где искать все эти «тряпочки»?

— Везде, — отвечает Вера Голубева. — Когда езжу в этнографические экспедиции, обращаюсь к бабушкам. В советские времена ткани закупали впрок, дарили отрезы на платье, блузку и т.д. Я ищу ткани шириной 60 сантиметров. У них более интересный рисунок. Любопытно, чем ближе к началу XX века, тем изысканнее рисунок тканей. Качество хлопка прекрасное. Кстати, трехгорная мануфактура и сейчас интересные ткани делает по старинным рисункам. У нас в русской традиции вообще ткани с мелким изысканным рисунком. Они украшали женщин. Недаром существовали костюмы, передававшиеся из поколения в поколение.

Притяжение Севера

Это птиц перелетных тянет на юг. Нашу героиню, как стрелку компаса, – на Север. Уже не первый год она ищет, собирает, реставрирует народные костюмы Севера России, предметы быта. Лоскутных одеял сколько собрала! А уж сколько деревень объехала – не сосчитать. В Каргополе была ее выставка. Очень хорошо принимали.

— Я люблю Север России. Сама я рязанская, хотя второй моей родиной стал Каргополь, я туда по нескольку раз в год езжу. У меня часто спрашивают: почему именно Север? Мне кажется, что там особенно бережно сохраняют традиции. Там достаточно чистый говор, — объясняет она. — Когда едешь туда, конечно, хочешь приобрести какой-нибудь старинный головной убор. Уж очень они красивы. Жемчуг, золотное шитье. Только носили эту красоту недолго — вышла замуж, годик походила, родился ребенок, и убор передавала дальше или хранила для дочерей. Там интересный лен – набойка. Сколько тканей попадало мне в руки — все рисунки разные. Не очень люблю плоскостные вещи, но старинные лоскутные одеяла собираю. У меня каждое с легендой. Известно, кто делал, кому принадлежало, кому предназначалось.

По душе пришлось Вере северное житье-бытье. И страшно не было, когда одна по проселкам в отдаленные деревни добиралась. Север, оказалось, не только характеры закаляет, но и взаимопомощи, доверию к людям учит.

— Там в деревнях такой порядок: если человек вышел из дома, но не уехал на весь день, он палочку к двери приставит — и все, никто не войдет, — продолжает Вера. — Есть места, где сложно перебраться через реку Пинегу, так тебя обязательно подвезут, помогут. Вроде бы места глухие, а не страшно.

Если человек занимается этнографией, он должен не только знать традиции, но и «этикет» соблюдать.

— У меня тоже появился опыт, как с людьми договариваться. Дня два-три пожить в деревне приходится, чаю попить, шанег поесть, уху из сущика. Уважить. Учусь понемножечку делать то, что умеют крестьянские женщины, например, печь житник — ржаной хлеб.
Впечатления, привезенные из экспедиций, дают «пищу» для новых работ. А одно из наблюдений Веры Голубевой показалось мне удивительным.

— Когда смотрю я на старинные вещи, думаю, что в старые времена мужчины женщин своих очень любили. Какие вещи для них делали! Веретена, например, красивучие. Ведь когда выходила девушка замуж, ей должны были новую, изукрашенную прялку подарить. С какой любовью все это сделано!

Пестрая поляна — 2008

Фестиваль «Пестрая Поляна» впервые был проведен в музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в 2004 г.

Верность традициям, изучение и сохранение традиционных приемов лоскутного шитья, ткачества, народного костюма и традиционной куклы-закрутки, воспитание художественного вкуса на основе лучших произведений современных мастеров и экспонатов, хронящихся в фондах музеев, знакомство с этими лучшими образцами широких слоев русского народа — вот задачи, поставленные и притворяемые в жизнь фестивалем «Пестрая поляна».

Первый тур фестиваля проводится заочно, по фотографиям, присылаемым в музей «Ясная Поляна» и оцениваемым членами жюри. Участники, прошедшие в финал, приглашаются в Ясную Поляну для проведения второго тура. Вниманию участников и гостей фестиваля предлагается не только выставка работ финалистов, но интереснийшие выставки из фондов музев, частных собраний и работ ведущих лоскутных клубов России.

В этом году «Пестрая Поляна» представляла следующие экспозиции:

«Отрез на сарафанчик, ремки на одеяло»- выставка старинного народного костюма, лоскутного пано, тканей из частной колекции Веры Голубевой (г. Обнинск)

«Молы кунов»- выставка уникального прорезного лоскутного шитья индейцев племени куна (Панамский архипелаг), представленная Ассоциацией мастеров лоскутного шитья России.

«Яблочный Спас»- выставка лоскутного шитья, одежды и аксессуаров лоскутного клуба «Красный сарафан» (г.Москва).

«Текстиль Русского Севера»- выставка работ учеников Детской художественной школы В. Бурчевского (г. Архангельск).

Хочется представить жюри «Пестрой Поляны» особо, поскольку ни один фестиваль, кроме «Пестрой Поляны», не имеет в составе судейской коллегии представителей трех федеральных музеев. Это председатель жюри В.И. Толстой- директор музея-усадьбы «Ясная Поляна», зам. председателя жюри Н.П. Лютикова- научный сотрудник и хранитель фондов Архангельского музея народного искусства и деревянного зодчества «Малые Корелы», а также члены жюри: Е.В. Колчина- заведующая отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Этнографического музея Санкт-Петербурга, А.Ю. Карташов- главный художник музея «Ясная Поляна», Л.Ф. Денисова- президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России, Н.А. Никитина- заведующая отделом меморации и музеефикации музея «Ясная Поляна» А.Ю. Ченцов- создатель и идейный вдохновитель первого Фестиваля, собиратель русского фольклора и этнографии, И.Л. Красова- заведующая отделом народного творчества музея «Ясная Поляна».

Кроме богатой и насыщенной фестивальной программы, мы представляем участникам и гостям фестиваля сам мезей «Ясная Поляна»- с экскурсий по музею начинается работа Фестиваля. Ясная Поляна- место, где Лев Николаевич Толстой создавал свои гениальные произведения, черпая знания у приоды, у русского народа, который он очень любил и глубоко уважал, творчеством которого всегда восхищался и вдохновлялся.

В финале фестиваля Пестрая поляна-2008 принимали участие:

Ольга Жаренова г.Архангельск, — Марина Мамонова г.Электросталь, — Ирина Антипина г.Архангельк, — Вера Голубева г.Обнинск, — Татьяна Лазарева г.Москва — Этноклуб «Параскева» г.Санкт-Петербург, — Татьяна Вохминцева г.Котлас, — Саша Васильева г.Ковров, — Кристина Ваганова г.Ковров, — Наталья Небогаткина г.Подольск, Анна Якимова г.Киров, — Светлана Шохина г.Иваново, — Наталья Шиллер г.Москва, — Анна Беднарчик г.Архангельск, — Клуб «красный сарафан» г.Москва, — Детская художественная В.Бурчевского г.Архангельск, — Юлия Воронцова г.Ростов-на-Дону, — Марина Главатских г.Пермь, — Нина Забелина г.Санкт-Петербург, — Клуб «Лоскутная мозаика» г.Иваново, — Студия лоскутного костюма г.Иваново, — Марина Корабельникова г.Тула, — Ольга Милованова г.Ковров, — Ирина Родионова г.Сосновый Бор, — Клуб «Сундучок» г.Пермь, — Квилт-студия «Стеша» г.Омск, — Галина Точилина г.Красноборск, — МОУ ДОД «Станция юных техников» Детское объединение «Волшебный лоскуток» на базе МОУ «Гимназия №1» г.Тула, — Нина Шанович г.Москва, — Елена Чиркова г.Шенкурск, — Людмила Галумова г.Санкт-Петербург, — Елена Архипова г.Санкт-Петербург.

А вам нравятся такие лоскутные покрывала? Мнения моих подписчиков разделились.

Когда я запускала сайт, посвященный пэчворку , а потом и открывала группы в социальных сетях, я сразу сказала себе, что совершенно бесплатно буду размещать там любую информацию об этом виде рукоделия, в том числе о выставках. Что и делаю до сих пор. В этом вижу (громко скажу, но без громкого слова здесь не обойтись) миссию в пропаганде лоскутного шитья.

И тут неожиданно один, казалось бы, безобидный пост о выставке вызвал ВКонтакте бурю эмоций. Почему?

Лариса Дергачева, выставка которой проходит сейчас в городе на Неве — известный мастер. Мне очень нравятся ее способность подобрать цвета. Так рисую дети — не боясь и смело смешивая краски. Шьет она в основном из советских ситцевых тканей и выбирает в очень простые, традиционно русские блоки.

Я даже просила Ларису об интервью: рассказать, как она работает с таким непростыми — пестрыми, не очень плотными, яркими тканями. К сожалению, она отказалась, сказав, что за нее все скажут ее работы. Посмотрите.

Комментарии были кардинально разными. От резко положительных:

«С удовольствием сходила на выставку и к Ларисе Дергачëвой в гости, приглашаю и вас на любование! Душевная, сердечная, щедрая мастерица. Очень рада нашему общению, благодарна, желаю Ларисе новых удивительных проектов!»

«Цветовая гамма выражена в русском стиле. У меня от прабабушки плотно осталось, ему уже 80лет и шито оно вот именно в таком стиле, и в ручную, где и правда нет подгона. Мелкие и крупные квадратики, и треугольнички, и полосочки! Да, это в русском стиле, а не в американском. Печворк и слово не наше».

«Эх, как жаль, что нет возможности посетить! Прекрасный мастер!»

«Вопрос, «зачем?». Куда можно использовать те, мягко выражаясь, «шедевры», выставленные на всеобщее обозрение? Квилтами назвать сшитые тряпки язык не повернется. Наполнителя нет. Стежки нет. Извиняюсь за откровенность, но назвать ЭТО пэчворком нельзя даже с большой натяжкой.»

«Я была на этой как-бы выставке. Возник один вопрос-зачем все это? Сшито из тряпок (тканями это назвать язык не поворачивается). Синий сатин, как на советских семейных трусах, саржа полкладочная. Все перекошено, углы не сходятся. Саша, ведь ты же пропагандист красоты, качества, сочетаний и тонкости. Ира Черепанова права, для тех, кто придет познакомиться с лоскутным шитьём впервые и увидит эти шедевры ( времени и трудозатрат на сшивание потрачено немало) , больше НИКОГДА не захочет иметь дело с этим видом рукоделия. Вторая фотография значительно интереснее оригинала. Именно здесь этот самый сатин для семейников. Да, ткани, похоже, не простираны до шитья.»

«Вообще, хочу пару слов о так называемом русском стиле. Посконно-суконная китчевость «а ля рюс». Главное, чтобы было косо, криво, слеплено из того, что было, бездумно. И чем кривее, чем пестрее, тем более «по-русски», с глубокими корнями балалайки и медведя на цепи.
За что же вы так не любите Россию, если считаете, что это истинное русское .
Настоящее русское искусство рукоделия испокон века было выдержано по стилю и цвету. Сходите в этнографический музей, посетите домик станционного смотрителя, где представлены вышивки и лоскутные работы Пушкинского времени.
Понятно, что были лоскутные изделия, появлявшиеся от глубокой нищеты , от невозможности купить ткань. Из остатков вырезались кусочки, сшивались и ещё раз употреблялись. Но это не искусство.это от безнадëги, от безысходности.
Воля Ваша, восхищайтесь этим китчем.. Это абсолютное право каждого.»

Возможно, вы захотите посетить выставку? Делюсь афишой.

Пестрая поляна — 2008

Фестиваль «Пестрая Поляна» впервые был проведен в музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в 2004 г.

Верность традициям, изучение и сохранение традиционных приемов лоскутного шитья, ткачества, народного костюма и традиционной куклы-закрутки, воспитание художественного вкуса на основе лучших произведений современных мастеров и экспонатов, хронящихся в фондах музеев, знакомство с этими лучшими образцами широких слоев русского народа — вот задачи, поставленные и притворяемые в жизнь фестивалем «Пестрая поляна».

Первый тур фестиваля проводится заочно, по фотографиям, присылаемым в музей «Ясная Поляна» и оцениваемым членами жюри. Участники, прошедшие в финал, приглашаются в Ясную Поляну для проведения второго тура. Вниманию участников и гостей фестиваля предлагается не только выставка работ финалистов, но интереснийшие выставки из фондов музев, частных собраний и работ ведущих лоскутных клубов России.

В этом году «Пестрая Поляна» представляла следующие экспозиции:

«Отрез на сарафанчик, ремки на одеяло»- выставка старинного народного костюма, лоскутного пано, тканей из частной колекции Веры Голубевой (г. Обнинск)

«Молы кунов»- выставка уникального прорезного лоскутного шитья индейцев племени куна (Панамский архипелаг), представленная Ассоциацией мастеров лоскутного шитья России.

«Яблочный Спас»- выставка лоскутного шитья, одежды и аксессуаров лоскутного клуба «Красный сарафан» (г.Москва).

«Текстиль Русского Севера»- выставка работ учеников Детской художественной школы В. Бурчевского (г. Архангельск).

Хочется представить жюри «Пестрой Поляны» особо, поскольку ни один фестиваль, кроме «Пестрой Поляны», не имеет в составе судейской коллегии представителей трех федеральных музеев. Это председатель жюри В.И. Толстой- директор музея-усадьбы «Ясная Поляна», зам. председателя жюри Н.П. Лютикова- научный сотрудник и хранитель фондов Архангельского музея народного искусства и деревянного зодчества «Малые Корелы», а также члены жюри: Е.В. Колчина- заведующая отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Этнографического музея Санкт-Петербурга, А.Ю. Карташов- главный художник музея «Ясная Поляна», Л.Ф. Денисова- президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России, Н.А. Никитина- заведующая отделом меморации и музеефикации музея «Ясная Поляна» А.Ю. Ченцов- создатель и идейный вдохновитель первого Фестиваля, собиратель русского фольклора и этнографии, И.Л. Красова- заведующая отделом народного творчества музея «Ясная Поляна».

Кроме богатой и насыщенной фестивальной программы, мы представляем участникам и гостям фестиваля сам мезей «Ясная Поляна»- с экскурсий по музею начинается работа Фестиваля. Ясная Поляна- место, где Лев Николаевич Толстой создавал свои гениальные произведения, черпая знания у приоды, у русского народа, который он очень любил и глубоко уважал, творчеством которого всегда восхищался и вдохновлялся.

В финале фестиваля Пестрая поляна-2008 принимали участие:

Ольга Жаренова г.Архангельск, — Марина Мамонова г.Электросталь, — Ирина Антипина г.Архангельк, — Вера Голубева г.Обнинск, — Татьяна Лазарева г.Москва — Этноклуб «Параскева» г.Санкт-Петербург, — Татьяна Вохминцева г.Котлас, — Саша Васильева г.Ковров, — Кристина Ваганова г.Ковров, — Наталья Небогаткина г.Подольск, Анна Якимова г.Киров, — Светлана Шохина г.Иваново, — Наталья Шиллер г.Москва, — Анна Беднарчик г.Архангельск, — Клуб «красный сарафан» г.Москва, — Детская художественная В.Бурчевского г.Архангельск, — Юлия Воронцова г.Ростов-на-Дону, — Марина Главатских г.Пермь, — Нина Забелина г.Санкт-Петербург, — Клуб «Лоскутная мозаика» г.Иваново, — Студия лоскутного костюма г.Иваново, — Марина Корабельникова г.Тула, — Ольга Милованова г.Ковров, — Ирина Родионова г.Сосновый Бор, — Клуб «Сундучок» г.Пермь, — Квилт-студия «Стеша» г.Омск, — Галина Точилина г.Красноборск, — МОУ ДОД «Станция юных техников» Детское объединение «Волшебный лоскуток» на базе МОУ «Гимназия №1» г.Тула, — Нина Шанович г.Москва, — Елена Чиркова г.Шенкурск, — Людмила Галумова г.Санкт-Петербург, — Елена Архипова г.Санкт-Петербург.

Оцените статью