Виды подрамников для батика

Рамки для батика: виды, выбор и советы по использованию

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Шёлковый натуральный материал является одним из самых тонких изделий, использующихся в качестве холста при ручной росписи, более известной как батик. Посредством применения подобной технологии достигается прекрасная четкость границ, потому что нет смешанного окраса. В большинстве своем люди искусства используют в своих работах большое разнообразие цветов, после чего встает вопрос, а какую же рамку следует выбрать для батика. Мы и постараемся разобраться в этом вопросе.

Выбор соответствующего подрамника

Один из главных и первоначальных шагов, который следует выполнить непосредственно перед началом росписи, – приобрести раму для батика. Подрамник либо рама является, наверное, главной составляющей будущего произведения искусства: с его помощью полотно плотно натянуто, за счет чего рисунок не будет деформирован из-за ёрзанья на месте. Предлагаем рассмотреть несколько наиболее популярных вариаций фиксации полотна.

  • Раздвижная конструкция. Название говорит само за себя. Подобную раму очень удобно использовать из-за возможности выполнения рисунка разной формы, величины и т. д. Ранее найти такую раму было довольно трудно, однако сегодня таких проблем не возникает. В любом магазине для творчества вы обязательно найдете подобное изделие. Заранее требуется выбрать размер конструкции. Далее у вас появляется возможность выполнять картины разной формы: прямоугольной либо же квадратной – все зависит от вашей фантазии.

Подобная рама является наиболее комфортной для работы, она не ограничивает художника в форме полотна, а также относительно недорого стоит.

  • Подрамник. По сути, является рамой, но с одним лишь отличием – одна сторона плоскости скошена, что выполняется для того, чтобы при натяжении полотно не соприкасалось с самой рамой, соответственно, и краска затекать под нее не будет. Эта конструкция имеет свои положительные стороны, а именно устойчивость при работе. Проще говоря, ее не будет перекашивать. Однако подрамников необходимо иметь несколько, потому что нет возможности регулировать форму и размер.

  • Пяльцы. Не очень удобные рамы, некоторые профессионалы их используют, однако подавляющее большинство даже не рассматривает такие конструкции для своих работ. Пяльцы не подойдут при выполнении рисунка на горячем батике. Если все же покупать, то лишь самого большого размера, а именно 35/40.

  • Пластиковая рама. Удобна при завершении работы, просто мыть, а что самое главное – вероятности разрыва щелка в процессе работы сводятся к минимуму. Однако у пластиковых рам довольно высокая стоимость, при этом есть другие, более лучшие вариации по меньшей цене, которые подойдут, чтобы оформить батик.

  • Профессиональная рама. По праву считается самой лучшей из всевозможных вариаций. Конструкция имеет жесткое крепление, крючки, которые располагаются вдоль реек, практически не вредят шёлковому полотну. Однако холст требуется натягивать очень осторожно по причине высокой остроты крепления, при этом с такой же аккуратностью потребуется снимать ткань.

Как правильно натянуть ткань?

После приобретения рамы следует правильно натянуть полотно. Этот процесс не из быстрых, но, выполняя все по инструкции, вы сделаете работу качественно.

Все действия необходимо выполнять поочередно:

  • в первую очередь необходимо подготовить рабочее место;
  • затем приступаем к сборке рамы;
  • после этого требуется проверить диагональ, как указано на картинке: если стороны перекошены, выравниваем легким постукиванием молотка.

Процесс натягивания часто различается, все зависит от конструкции рамы. Отдельные изделие в комплекте имеют гвоздики для крепления, как, например, профессиональная рама, – тут все просто.

Существуют также изделия, к которым приходится крепить полотно с применением кнопок: поочередно каждый угол фиксируется канцелярской кнопкой, при этом важно следить, чтобы рама не перекосилась.

Выбор подрамника для будущего шедевра – важный шаг, к которому следует относиться со всей ответственностью. Любой дефект в изделии означает, как правило, испорченный батик. Но, выбрав наиболее подходящий способ крепления и правильно натянув ткань, вы избавите себя от таких проблем, как нечеткий рисунок или подтеки.

О том, как натягивать ткань на подрамник, смотрите в следующем видео.

Батик и дизайн Ольги Москалец

Авторский блог художника

Раздвижной подрамник

Расписывать на ровной поверхности — привычка со времен учебы.

Первое условие для этой ровной поверхности — соответствующий подрамник.

О подрамниках для картин в технике батик я уже писала в статье «Подрамники«. И даже сняла небольшое видео о том, как на такие подрамники я натягиваю шелк.

Уроки батика продолжаются. И сейчас я хочу рассказать о подрамнике, идеально подходящем для росписи платков, шарфов и элементов одежды. Также удобен для картин, которые после росписи переселятся на другие подрамники.

Подрамник для батика.

1. Удобен в хранении. В разобранном виде занимает мало места — четыре аккуратных рейки.

подрамник в разобранном виде

2. Возможность использовать под разные размеры. Мой задуман для платков 70х70см и 90х90см. Но когда возникла необходимость росписи заказной картины — два дополнительных отверстия и размер подобран…

Еще планирую заказать другого размера : длинные рейки — 2-х метровые и короткие до 50см. уже будет для шарфов.

И тогда при комбинировании этих подрамников можно будет собрать множество вариантов необходимых размеров.

3. Удобен при росписи. Собранный подрамник для батика, создает ровную плоскость для удобного натягивания ткани.

Толщина реек создает необходимое расстояние от стола до шелка. Шелк в мокром состоянии провисая, не касается стола, как у тонкореечных подрамников.

Поскольку подрамник деревянный — легко впитывает краску. Для предотвращения этого он пропитан грунтовкой. Особенно актуально для тех, кто планирует роспись красками под пар. Легко впитавшись в подрамник на одной работе, они так же легко перейдут с подрамника на другую…

Акриловые засохнут намертво. Но при следующей росписи эта пятнистость будет просвечиваться через шелк, что совершенно ни к чему.

На сегодняшний день более удобного подрамника для батика я не нашла. И не забывайте — чтобы получать удовольствие от росписи — материалы для батика необходимо подбирать тщательно, постоянно экспериментируя. Индивидуальность — должно быть удобно именно вам, а не тому, кто производит или рекламирует эти материалы.

А вот платок, который я на нем распишу после заказной картины, думаю показать очень скоро. Могу сказать только одно — это будет яркий акцент для эмоционального образа.

Читайте по этой же теме:

8 комментариев

Классный подрамник, многофункциональный, такой я не пробовала. Использовала многоразовый подрамники, как для холстов (скошенные и отшкуренные), для разных размеров. Был целый набор таких подрамников для батика, забрызганных красками. ))

Посмотрела видео, где ты натягиваешь шелк. Здорово! Очень тонкие пальцы у тебя и красивые руки. В следующий раз покажись полностью. )) С гвоздями и молотком не пробовала. Мне натягивал мой Тони всегда, с канцелярскими кнопками с разноцветными «шляпками». Так батик на подрамниках дополнительно весело выглядел. Потом готовую картину снимали и натягивали новый кусок шелка. Поэтому почти весь батик у меня сидит в мешке (рюкзаке). ))

Понравилось, что ты используешь тонкий подрамник, который потом заходит в рамку, очень экономичное решение.

Ольга Москалец отвечает:
18 января, 2012 at 12:10

Для холстов я тоже использовала и буду использовать, потому как за 20 лет их уже поднакопилось… Но шкафов не хватает, чтоб за них прятать 🙂 Потому перешла на раздвижной.
Как-то видела художника, у которого все картины одного размера — мне такое и не снилось 😉 Я так одинаково думать не могу 🙂
Думаю, если б у меня была мастерская — меньше метра работы не делала бы.

Вот полюбились мне как-то гвозди — даже холст не натягиваю степлером, как многие сейчас.
А полностью я на странице «Об авторе» есть…

Maria Trudler отвечает:
18 января, 2012 at 13:20

Имела в виду полностью на видео уроке, а не на фотографии.
Конечно, я тебя видела на разных кадрах, что ты публикуешь на блоге.
Ты очень нежная и чувствительная девушка, сразу видно. ))

Тебе очень подойдет делать видео-уроки, Оля! Ты так хорошо объясняешь!
И в текстах, и устно. ))

И я видела художников, которые используют один размер для всех картин.
Реакция была такая же, как у тебя.

А я все горы подрамников отдала подруге-художнице, так как уже давно их не использую. Прикрепляю холсты прямо к стене мастерской. Скотчем для средних форматов и кнопками для больших.
Готовые — сворачиваю в рулоны. Так проще хранить.

Мне очень нравятся твои большие картины, триптихи особенно. Пусть поскорее у тебя появится мастерская, своя территория для творчества!

Ольга Москалец отвечает:
20 января, 2012 at 20:05

Маша, ну прям засыпала комплиментами! …
Спасибо за пожелания мастерской! Но даже без нее все-равно триптихи будут! Первые батики, вслед за учебными, были именно триптихи. Как-то думаю я так — триптихами 🙂

Добрый день, Оля! Какие у тебя содержательные статьи! Молодец! И триптихи у тебя потрясающие!

Ольга Москалец отвечает:
4 февраля, 2012 at 18:46

Елена, спасибо!
У вас тоже есть что посмотреть 😉

Действительно иметь такой подрамник очень удобно))
Я еще не специалист в батике, многого не знаю..не могли бы вы подсказать где приобрести такой? 🙂

Лена! Если Вы из Украины — есть в интернет-магазине Роса, немного отличаются. Ну а если нет — ищите в гугле «материалы для художников»+название Вашей страны.
А мой подрамник — под заказ в моем городе. Возможно, Вам тоже так проще будет — просто найдите тех, кто работает с «деревом»…

Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби

Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.

История магического ремесла

Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.

Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.

Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.

Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.

В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.

Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.

Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.

Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.

Виды и классификация батика

В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Техника холодного батика

Узелковая техника батика

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Особенности техники холодного батика

Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.

Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).

Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.

Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:

    запекание изделия в духовке при температуре

150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);

  • запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
  • закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);
  • Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.

    Что нужно приготовить для первых занятий

    Пяльцы или рама

    Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для вышивания. Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.

    На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).

    Ткань

    Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для начинающих художников лучше остановить свой выбор на батисте.

    Бумага

    Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.

    Материалы и инструменты

    Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.

    Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.

    Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.

    Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.

    От подготовки к шедеврам

    Этапы работы над батиком:

    1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
    2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
    3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
    4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
    5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
    6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
    7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

    После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

    Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

    От хобби к профи

    Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

    Шарф в технике батик

    При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими советами, вы сможете заработать на этом хобби.

    Автор: Рита Бергман, специально для интернет-журнала Женские увлечения.

    Читайте также:  Выкройка цельнокройного комбинезона для собак
    Оцените статью