Виды русской вышивки презентация

презентация «Виды вышивки»
презентация к уроку по технологии на тему

ЭТОТ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ВАМ ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ УРОК ПО ТЕМЕ ВЫШИВКА

Скачать:

Вложение Размер
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВИДАХ ВЫШИВКИ 320.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вышивка — это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза. Историческая справка

Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных . До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани , такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты. Историки разделяют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам. Вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора. Вышивка северных областей — характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани. Или наоборот. На развитие русской вышивки большое влияние оказало рукоделие Византии. Поэтому в работах мастериц исконно русские мотивы сочетаются с наследием иностранных школ вышивания.

«крест» «болгарский крест» гладь Тамбурный шов Шов строчка Шов «шнурок» Шов «козлик» Петельный обмёточный Виды вышивки:

Петельные стежки применяют при обметывании прорезных и изготовлении нитяных петель. Обметывая петлю, иглу вводят в ткань снизу на незначительном расстоянии от срезов (0,2—0,4 см в зависимости от толщины ткани); затем нитку, идущую от ушка, накидывают на конец иглы слева направо, и образовавшуюся петлю затягивают. Затяжка всех стежков должна быть равномерной. Стежки прокладывают слева направо на равных расстояниях один от другого.

Шов «вперёд иголку»

Выполняется данный шов ровными, прямыми стежками, как бы напоминая пунктир. Направление этого шва справа налево. Иглу вкалывают в ткань и выводят наверх, при этом расстояния между стежками должны быть одинаковыми .

Русская народная вышивка
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Презентация предназначена для ознакомления детей с русской народной вышивкой, ее историей и основными мотивами.

Скачать:

Вложение Размер
Материал для работы сдошкольниками по русской народной вышивке 2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

усская народная вышивка История вышивки, её мотивы. Гусакова Светлана Владимировна

Наша земля славилась искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина п ряла, ткала, вышивала.

Вышивкой украшали п олотенца, скатерти, з анавеси, сарафаны, п раздничные рубахи… Такое приданное девочки начинали для себя готовить с 5-7 лет.

На праздничной одежде узоры в ышивали золотыми нитями.

Где же на одежде располагалась т акая вышивка – оберег? Вышивка – прежде всего – ОБЕРЕГ, а уже потом – украшение .

Элементы-символы Небо с облаками небо земля

Символы воды Дождь, льющийся с неба, питающий землю Животворящая сила воды

Символы поля Распаханное поле Засеянное поле

Семена Пробившиеся ростки Цветение

В древности вышивка была связана с верованиями славян. Одним из важнейшим считалось почитание богини – родоначальницы всех богов- Мокошь ( Макошь ). Её изображали женской фигурой, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками . Дерево (Древо Жизни)– символ долгой жизни, единства рода

Птица – символ добра , мира, любви и согласия в доме. Конь – оберег домашнего очага, символ доброты.

Цвет в вышивке тоже носит символический характер Свет, чистота (Белый Свет), траур Огонь, Солнце, жизненная Сила Растительность, Ж изнь Небо, Воды. Земля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр.

Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.

Программные задачи:Воспитывать: — уважение к трудуI-правила гостеприимства;-аккуратность, усидчивость при работе.Развивать: — внимание, речь, мышление;- мелкая моторика.

Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору для детей подготовительной группы на методическом объединении для заведующих и методистов.Программное содержание.

Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи: *Содействие развитию у детей: начал исторического и.

ВИДЫ ВЫШИВОК. ВЫШИВКИ РУССКАЯ, УКРАИНСКАЯ, МОЛДАВСКАЯ.

quot;Иногда строчка сочеталась с белой гладью, выполненной плотным высоким настилом. Мотивы из цветов, листьев, бутонов на гибких стеблях, дополненные прорезями, заполненными тончайшими строчевыми ра.

Презентация на тему: Русская народная вышивка

Русская народная вышивка 5класс по пограмме Б.М.Неменского

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц — рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток. В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица — это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

Сюжет «Мать Мира с птицами в поднятых руках» встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и «красном петухе».

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия — Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Сюжет «Птицы около Древа Жизни» можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки — белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей. “Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. “Круг” состоит из цветка — “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца — “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм. ”

Вышивка — это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.

Задания: Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив.Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.

Презентация «Русская вышивка. История вышивки, ее мотивы.Цвет и его значение».

Презентация предназначена для обучающихся 5 класса (девочки) по программе «Технология: 5-8 классы». (М.: Вента-Граф, 2007, авторы Сасова И.А., Марченко А.В.). Данный ресурс используется в качестве дидактического материала на первом уроке по изучению раздела «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества».

Презентация выполнена с элементами анимации, что позволяет учащимся сначала формулировать свои ответы на поставленные вопросы, а затем сравнить их с появляющимися правильными ответами, что помогает лучше воспринять и усвоить материал урока, полнее реализовать поставленные цели и задачи.

Ресурс может быть использован на уроке при объяснении нового материала в кабинете с мультимедийным оборудованием, а также для занятий в кружке и во внеклассной работе по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Русская вышивка. История вышивки, ее мотивы.Цвет и его значение».»

МБОУ СОШ № 33 г. Курск

Никулина Людмила Сергеевна

рассмотреть её значение

и применение в народном костюме

наша земля искусством мастериц-рукодельниц.

Вся женская половина

пряла, ткала, вышивала.

А что же это такое –вышивка?

для себя готовить

На праздничной одежде узоры

вышивали золотыми нитями.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче,

у неё было и другое назначение.

По народному поверью, она должна приносить человеку

счастье, оберегать его от зла и беды .

Поэтому вышивка – прежде всего – ОБЕРЕГ,

а уже потом – украшение .

Где же на одежде располагалась

такая вышивка – оберег?

Основные мотивы русской вышивки.

В древности вышивка была связана с верованиями славян.

Главным был культ богини плодородия — Мокошь.

Её изображали женской фигурой,

окружённой цветами, птицами,

зверями или всадниками .

любви и согласия

русского народного орнамента.

Из таких элементов-символов создаётся орнамент.

И каждый орнамент имеет свой смысл.

Орнамент – это узор,

основанный на повторении или

чередовании отдельных элементов.

(Записать в тетрадь)

Цвет в вышивке тоже

носит символический характер

Украшение костюма для наших предков было не пустой забавой.

Вышивки – словно передающиеся из поколения в поколение

Заветные письмена, которые оберегают род и которые

можно читать, как книгу.

Создавая обереги надо соблюдать некоторые правила.

Нельзя попросить или заставить сделать оберег. Он выполняется только по доброй воле и от чистой души.

Самые сильные обереги – те, которые сделаны кровными

родственниками: отцом, матерью, братьями, сёстрами, детьми.

В процессе создания оберега надо постоянно думать о том человеке, для которого он выполняется. Тогда связь оберега с человеком будет сильной и он сможет его защитить .

Цель практической работы:

На основе символики

(Записать в тетрадь)

1.Валькевич С.И. Искусство русской вышивки как часть художественной культуры.

Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3;

2.Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах

XIX начала XX вв. М., 1984.

3.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1975.

4.Работнова И.П. Вышивка. Русское декоративное искусство. Т. II. М., 1963.

5.Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве. СЭ. 1948. № 1

Читайте также:  Схемы вышивки крестом для одеяла
Оцените статью