- Конспект занятия «Вышивка крестиком» план-конспект
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по технологии «Вышивка крестиком»
- План конспект урока по теме «Вышивка крестом»
- Тема: «Вышивка крестом».
- Отделка швейных изделий вышивкой.
- Материалы и оборудование для вышивки крестом.
- Подготовка ткани и ниток к вышивке.
- Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали.
- Использование компьютера в вышивке крестом.
- Литература.
Конспект занятия «Вышивка крестиком»
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka_krestikom.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вышивка крестиком
Цели: создать условия для
— знакомства с историей возникновения вышивки крестом;
— изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;
— освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;
— овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.
— развивать, внимательность, глазомер, моторику кисти рук;
— развивать устойчивый интерес к вышивке крестиком.
— воспитывать аккуратность при выполнении работы;
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.
Оборудование: ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.
Тип урока: комбинированный.
1. Организация урока.
2. Изучение нового материала
а) Постановка целеполагания занятия:
— представление опыта работы школы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);
— драматизация интереса к работе вышивка крестом;
— знакомство с социальным опытом детей по овладению предлагаемой технологией;
— построение учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки крестом.
б) Сообщение познавательных сведений.
Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.
В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.
Выбор материалов, инструментов, приспособлений.
Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.
В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.
Цвет имеет большое значение в осуществлении замысла художника. Цветом можно усилить или уменьшить звучание того или иного элемента узора. Не все цвета, расположенные рядом, выглядят красиво.
Гармония, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов, является очень важным элементом зрительного восприятия.
Цвет – это ощущение, возникающее в результате возникновения света на наш глаз. Тёплые цвета – красный, жёлтый. Холодные – все оттенки синего.
Рис.1.- шов вперёд иголка;
Рис. 2.- шов козлик;
Рис. 3.- счетная гладь;
Рис. 4.-шов полукрест;
Рис. 5.- крест простой.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков- в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
3. Практическая работа.
а). Выберите схему рисунка.
б). Заправьте ткань в пяльцы.
в). Подберите по цвету нитки для рисунка и приступайте к работе.
В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др.
4. Заключительная часть.
Вопросы для закрепления:
— Как давно существует искусство вышивки крестом на Руси?
— Какие орнаменты используют в вышивке крестом?
— Что можно украсить вышивкой крестом?
5. Рефлексия. Анализ и оценка работы.
На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки крестом. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки крестом ,приступили к выполнению творческой работы.
-С какой вышивкой вы познакомились?
— Как давно зародилась вышивка крестом?
— Где можно применять этот вид творчества?
— Какие виды швов вы узнали?
С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения текстильных изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные изделия.
Пусть они послужат источником вдохновения в ваших творческих попытках.
Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии его освоения.
Домашнее задание. Выполнить вышивку крестом.
Конспект урока по технологии «Вышивка крестиком»
Открытый урок по технологии в 6 классе.
Тема урока: « Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом».
Автор: учитель технологии
Тема урока: « Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом».
Цель урока: создать условия для
знакомства с историей возникновения вышивки крестом;
изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;
освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;
овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом .
1. Образовательная — ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки крестом; научить технике выполнения болгарского креста.
2. Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе ; развивать воображение эстетический вкус.
3. Воспитательная — воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и одноклассниц.
Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.
Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала,
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, рабочие материалы, виды швов.
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь ,учебник, карандаши, нитки мулине, пяльцы, канва, гобеленовые иглы, схемы рисунков, ножницы.
Оборудование: Экран, ноутбук, презентация «Вышивание крестом».
Тип занятия: Комбинированный.
1. Организационный момент ( 2 мин. )
Приветствие учителя и учениц. Проверка готовности учащихся к уроку. Вступительное слово учителя. Тема и цели урока.
2. Повторение модуля уроков «Машинные швы» (5 мин.)
1. Вспомните, какие машинные швы вы знаете (стачной вразутюжку, стачной взаутюжку, накладной с открытым срезом, накладной с закрытым срезом, вподгибку с закрытым срезом)
3. Изучение нового материала (10 мин.)
1. Что такое ручные швы?
2 .История появления русской вышивки (городской и крестьянской).
3. Вышивка русских народных костюмов.
4. Современность вышивки.
5. Применение вышивок в жизни человека.
6. Что такое – вышивка крестом.
7.Вышивка крестом (инструменты и материалы, виды канвы).
8. Что такое КАНВА .
9. Методы вышивания .
10. Закрепление ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ во время ручных работ.
4. Практическая работа (10мин.)
Прошить болгарским крестом несколько рядков.
Просмотр способов прошивания столбиком и по диагонали
5. Физкультминутка (5мин.)
6. Формирование новых знаний.(10-15 мин.)
Перечислить и показать разные швы крестом .
Почему швы крестом называют СЧЕТНЫМИ? Показать схемы для вышивания крестом
7. Тренировочные упражнения на канве (10 мин.).
Упражнения в правильном выполнении трудовых приёмов при выполнении болгарского креста или полу креста ,соблюдая технику безопасности (на выбор учащихся).
Контроль со стороны учителя за правильностью выполнения трудовых приёмов.
8. Закрепление изложенного материала (10мин.)
9. Итог урока (2 мин.)
Учитель проводит обсуждение результатов урока, даёт оценку тренировочным упражнениям с показом лучших работ.
Рефлексия — « Ваше впечатление об уроке».
Детский самоанализ урока .
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
10 . Уборка рабочего места.
Самоанализ открытого урока.
Урок проводился в шестом классе по курсу «Технология. Обслуживающий труд». Данный урок рассчитан на 40 мин.
Основная цель данного урока была направлена на решение задач личностного развития учащихся.
Цель урока: познакомить учениц с историей русской вышивки, основными методами вышивки крестом и более подробно остановиться на болгарском кресте.
Были поставлены следующие задачи:
Образовательная — ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки крестом; научить технике выполнения болгарского креста.
Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе ; развивать воображение эстетический вкус.
Воспитательная — воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и одноклассниц.
Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.
Планировала работу учениц на уроке с проявлением следующих качеств:
умение участвовать в диалоге, отстаивая свою позицию
стремление к взаимопониманию.
На уроке была создана личностно – ориентированная ситуация, соответствующая личностному опыту в сфере, в которой мог бы реализовать себя ученик.
Мной были использованы технологии:
личностно — ориентированного обучения
ИКТ (информационно компьютерная технология, презентация)
Тип урока : комбинированный.
Формы работы : индивидуальная, по парам
Принципы обучения : наглядность, доступность, оптимальное сочетание методов и форм обучения.
Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала,
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь ,учебник, карандаши, нитки мулине, пяльцы, канва, гобеленовые иглы, схемы рисунков, ножницы.
Оборудование: ноутбук, презентация «Вышивание крестом.».
На уроке сформировалась атмосфера доверия и доброжелательности, способствующая проявлению личностных качеств учениц. Урок проводила с желанием, учитывая настроение и работоспособность детей
Правила безопасной работы при вышивании
Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булав ками. Они могут оставить следы на ткани.
Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы и после ее окончания.
Булавки вкалывают в изделие в три прокола та ким образом, чтобы острие осталось по воз можности между слоями ткани.
Вколотые в изделие булавки должны быть на правлены острием в одну сторону. Ножницы во время работы должны лежать на столе под рукой с сомкнутыми лезвиями или в рабочей коробке.
При вышивании по плотным тканям на сред ний палец рабочей руки нужно надевать напер сток. Он предохраняет палец от проколов иглой.
Чтобы рабочая нитка во время работы не пута лась и меньше лохматилась, длина ее должна быть не более 50 см, если она шерстяная — не более 40 см.
Санитарно-гигиенические условия для вышивания
Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.
Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30 минут. Еще лучше чередовать занятие вышивкой с другой работой.
Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук.
Не перекусывайте нитки зубами. Для этой цели у вас есть ножницы.
План конспект урока по теме «Вышивка крестом»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Школа №156 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
План – конспект урока
Файзрахманова Римма Файзрахмановна
Тема: «Вышивка крестом».
Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.
Оборудование, материалы, инструменты: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, сантиметровая лента, нитки для вышивания, калька, копировальная бумага, канва.
Проверка готовности учащихся к уроку;
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация ранее полученных знаний:
Что такое вышивание?
Как можно украсить одежду?
Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?
Изучение нового материала:
Сообщение теоретических сведений.
Отделка швейных изделий вышивкой.
Из глубины веков пришла в нашу современную жизнь любовь к рукоделию. Женщинам самых разных поколений и сословий всегда было по душе изготавливать своими руками различные безделушки и серьёзные вещи, украшая свой дом и одежду.
С древних времён искусные мастерицы украшали вышивкой крестом одежду и предметы быта. Ещё при археологических раскопках древних курганов были найдены остатки одежды, вышитые шерстяными и шёлковыми нитями.
Для того, чтобы вышить рисунок, его сначала изображали контуром на фоне мелкой сетки, которую потом раскрашивали вручную. Позже стали появляться рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорами с обозначением цветов.
Первые изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаге появились в Германии. Именно там впервые были выпущены наборы раскрашенных узоров для вышивания и нитки – они назывались «берлинская вышивка». Эти вышивки выполнялись шерстью или шёлком по канве или холсту и воспроизводили жанровые сцены, пасторальные и религиозные мотивы. Большой популярностью пользовались узоры с изображением цветов и растений.
Первые счётные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и сегодня, были напечатаны в 1810 г. Л. В. Виттихом и сразу приобрели большую популярность. А в 1849 г. Издавалось уже несколько десятков тысяч различных счётных схем. Они были чёрно-белые с напечатанными контурами цветовых оттенков, которые потом вручную раскрашивали специально нанятые девушки из бедных семей.
Благодаря этим схемам особым спросом стала пользоваться и ярко окрашенная берлинская шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых оттенков – ярко — розового, пурпурного, лимонного и цвета фуксии.
Полный расчёт схемы рисунка с цветом и чёткими границами привёл к значительному упрощению работы рукодельницы и свёл всё многообразие стежков по канве к двум – кресту и полукресту.
Во второй половине 19 века стал популярен так называемый «лоскутный стиль» вышивки по канве. Работы, выполненные в это манере, представляют собой отдельные элементы, соединённые в виде лоскутков в одно большое панно. Так вошли в моду геометрические орнаменты.
В те времена многие рукодельницы предпочитали самостоятельно раскрашивать схемы, подбирая цвета по собственному вкусу – это придавало каждой работе индивидуальность.
В Росси вышивка крестом по канве стала повсеместно развиваться после 1812 г., когда из-за границы хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры. Но в некоторых регионах России рукодельницы продолжали вышивать старинные узоры, характерные для своих губерний и областей. Выполнялись они на холсте с очень чётким и ровным переплетением нитей.
Девочка 7-8 летнего возраста начинала готовить себе приданное, и к 15-16 годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почётных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Цветные счётные схемы в России стали выпускаться во второй половине 19 века, поэтому больше не было необходимости вручную раскрашивать рисунки. В основном это были схемы, привезённые из Европы, т. к. традиционно русских рисунков в России почти не выпускалось. Большой популярностью пользовалась продукция немецких, австрийских и французских фирм.
Счётные схемы для вышивания в те времена были очень дорогими, поэтому их бережно хранили и они передавались от матери к дочери.
В наше время интерес к вышиванию крестом по канве возрос после Великой Отечественной войны. Вышивкой крестом украшали и украшают детскую и женскую одежду, а также предметы быта: занавеси на окна, салфетки, скатерти, наволочки, панно, полотенца, фартуки, сумки и т. д.
Материалы и оборудование для вышивки крестом.
Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента и пяльцы.
Канва – бывает простая и двойная.
Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.
Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.
Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.
Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.
Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.
Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.
Ножницы должны быть двух видов:
1.Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.
2.Большие – для раскроя.
Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия и т. д.
Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.
Чтобы изделие во время вышивания не загрязнилось, поверх него кладут другую ткань с вырезанным в середине отверстием диаметром меньшим диаметра пялец или закрывают край работы вместе с пяльцами полиэтиленовой пищевой плёнкой.
Для закрепления пялец и удобства вышивания выпускаются всевозможные стойки ( напольные и кресельные ), а также крепежи, при помощи которых можно закрепить пяльцы к столу.
Существуют всевозможные варианты пялец:
Пяльцы – рамка – это одна из разновидностей круглых пялец. Внутренний обруч таких пялец сделан из пластмассы, а внешний – из прорезиненного материала с рисунком под дерево. Ткань натягивается, рисунок вышивается, излишки ткани закрепляются с обратной стороны, и вот готова вышитая и оформленная работа, которую можно повесить за имеющуюся на пяльцах петельку. Т. е. по окончании работы пяльцы выполняют функцию рамки. Диаметр и форма их разнообразны.
-Рамочные пяльцы ( рамки гобеленовые ) – сделаны из дерева. Ткань на рамке крепится с двух сторон – сверху и снизу. Они бывают раздвижные.
-Рамка с клипами – канва крепится к такой рамке с помощью специальных зажимов.
-Пяльцы Q – Snap относятся к «рамочным». В их основу входит прямоугольная рамка круглого сечения и зажимы ( клипы ), которые фиксируют ткань по всем четырём сторонам. Зажимы по длине практически равны длине планки, что позволяет добиться равномерного натяжения канвы по всей длине.
Подготовка ткани и ниток к вышивке.
Ткань и нитки для вышивания выбирают в зависимости от назначения будущего изделия. Прежде чем приступить к работе, надо:
Ткань выстирать в тёплой воде, чтобы она не подсела при дальнейших стирках изделия и не перекосила вышивку. Линяющие ткани при полоскании закрепить уксусом.
Сушить ткань не пересушивая, лучше до чуть влажного состояния.
Выровнять срезы ткани: выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань.
Для предотвращения осыпания ткани её срезы надо обработать:
-Обрезать по краям ножницами «зиг – заг»;
-Обметать срезы катушечной ниткой;
-Обработать края зигзагообразной строчкой на швейной машине;
-Обработать тканевой клейкой лентой.
Заправить ткань в пяльцы:
-Положить меньший обруч пялец на стол и накрыть его тканью ( расправить её, чтобы нити не перекосились );
-Большим обручем прижать ткань к меньшему;
-Натянуть ткань в направлениях нитей основы и по утку.
Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.
Нитки разложить по цветам и их оттенкам. Шерстяные нитки хранить отдельно от х/б; а чтобы они не путались, намотать их на полоски картона и закрепить конец нити в специально проделанной прорези.
При выборе цвета ниток необходимо учитывать назначение вещи, величину и расположение узора. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии ( панно ), лучше вышивать нитками насыщенных цветов.
Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали.
Во время вышивания необходимо следить за правильной посадкой. Расстояние от глаз до работы 25 – 30 см. Стул должен быть со спинкой, чтобы на неё можно было опереться. Стол для работы должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди. Если естественного света не хватает, надо включить лампу дневного света.
Избегать напряжения и периодически менять рабочую позу. Через каждые 40 мин. давать отдых глазам.
При вышивании соблюдать технику безопасности во время работы с ножницами и иглой.
Вышивать крестом удобнее всего по канве. Определяем место расположения рисунка на ткани:
-В центре изделия – сложить ткань вчетверо и по полученным линиям наметать осевые линии стежками «вперёд иголка»;
-В углах изделия ( салфетки, воротнички ит. д. ) – найти середину угла, наметив на ткани и на узоре осевые линии.
Простые рисунки растений, птиц, животных, рыб можно легко сделать пригодными для вышивки крестом. Для этого на кальке карандашом вычерчивают сетку с клетками желаемого размера. Лист кальки с сеткой кладут на рисунок и прикрепляют к нему. Затем мягким карандашом прорисовывают детали узора по клеткам. Это можно делать, заполняя клетки крестиками или обводя рисунок жирной линией.
Вышивая по канве, необходимо попадать иглой в центр клеточки канвы, чтобы крестики получались ровными и одинаковыми. По канве чаще всего вышивают, начиная от центра и продвигаясь к краям.
Для начала вденем нитку в иголку: если нитка плохо проходит в ушко иглы, надо воспользоваться нитковдевателем. Если его нет, можно использовать тонкую проволоку, предварительно перегну её пополам.
В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелки. Изнанка должна быть чистой и аккуратной. При вышивании по канве в начале работы нитку можно закрепить двумя способами :
Вышивка в чётное число нитей – нитку складываем вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её. ( рис. 1 )
Вышивание в нечётное число нитей – нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик. Для этого делают первый прокол и оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки около 6 см и закрепляют его после того, как нитка закончится: продёрнуть нитку в иглу и протянуть её под вышивкой. ( рис. 2 )
( рис. 1 )
( рис. 2 )
По окончании вышивки нитку прячут на изнаночной стороне работы, проводя её под стежками ( см. 2 способ закрепления нитки в начале работы ).
Уход за вышитыми изделиями.
Стирать в тёплой воде очень осторожно. Их нельзя замачивать, заливать кипятком и кипятить. Выстиранное изделие прополаскивают в холодной воде, отжимают и завёртывают на несколько минут в махровое полотенце. Утюжат изделие во влажном состоянии с изнаночной стороны на мягкой чистой ткани. Отутюженное изделие держат в развёрнутом виде до тех пор, пока оно не остынет.
Порядок выполнения крестиков:
Шов крест – самый распространённый вышивальный шов. Одиночный крест выполняют в два приёма: первый стежок – снизу слева вверх направо; второй стежок ( покрывающий ) – снизу справа вверх налево.
Шов крестом по горизонтали – основные стежки лицевого ряда проходят слева снизу направо вверх ( А – начало ); покрывающие стежки выполняют в обратном ряду справа снизу налево вверх ( рис. 1, 2 ).
Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все основные стежки, а затем, возвращаясь, дополняют их покрывающими стежками. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, т. е. в одном направлении. На изнаночной стороне работы должны быть вертикальные стежки.
( рис. 1, 2 ) ( рис. 3, 4 ) ( рис. 5, 6 )
Шов крестом по вертикали – при выполнении вертикального ряда каждый крестик вышивается полностью ( рис. 3, 4 ).
Шов крестом по диагонали – при выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивается полностью ( рис. 5, 6 ).
Использование компьютера в вышивке крестом.
Современные технологии позволяют создать вышивку счётными швами по авторским рисункам или фотографиям. Для этого нужно иметь компьютер и программу по вышивке крестом. С помощью этих программ легко превратить любое изображение в проект для вышивания.
Сейчас существует ряд таких программ, которые переводят любую Вашу фотографию или рисунок в схему для вышивки крестом с разложением её по цветам той фирмы, которую Вы задали программе. Компьютер подберёт наиболее подходящие цвета ниток, создаст схему, которую можно посмотреть на экране монитора и распечатать вместе со списком необходимого количества цветов ниток.
Создание схемы вышивки крестом.
Выполнение образцов вышивки.
Проведение мини – выставки.
Закрепление изученного материала: ( учащиеся отвечают на вопросы )
Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
Как организовать рабочее место для вышивания?
Какова технологическая последовательность вышивания?
Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при вышивании?
Анализ и оценка урока:
Беседа с учащимися:
Что узнали нового на уроке?
Что научились делать на уроке?
Литература.
Технология: программа: 5 – 8 ( 9 ) классы / Н. В. Синица, П. С. Самородский. – М. : Вентана – Граф, 2013.
Любимое рукоделие / сост. А. Григорьева – М. : Белый город, 2009.
Т. И. Ерёменко. Вышивка крестом – М. : Т. О. О. «Мария Л», 1992.
Попивщая С. Искусство вышивки: Курс обучения. – М. : Изд – во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004 ( серия: Академия «Умелые руки» ).
Геворкова Э. Г. Орнаменты: Скандинавские узоры. – М. : Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001.
Дамское рукоделие. ( Книга о вышивке ) / сост. С. Попова. – ТОО «ПК Инжиниринг, Лтд «Нижний Новгород», 1993.
Зарза. Вышиваем крестом: Альбом 1: Пер. с фран. – М. : Мир, 1991.
Мэг Эвершед. Объёмная вышивка крестом. ( Игрушки, сувениры, подарки ). Перевод с английского У. Сапциной – М. : ЗАО «Издательская группа «Контент», 2008.
Альбом рисунков для вышивания – Рига, 1957.