Виды вышивки по свободному контуру художественная гладь

Как вышивать гладью

Мастерицы способны создавать уникальные шедевры. Вышивка гладью больше остальных напоминает живопись. Оттачивать это мастерство можно десятилетиями, о нескольких тонкостях того, как вышивать гладью, можно узнать из данной статьи.

Как вышивать гладью: основные моменты

Контур

Чтобы начать работу необходимо наметить рисунок. Желательно чтобы он был до конца продуман и имел четкие очертания. Тогда стежки будут более уверенными и можно будет предвидеть следующий шаг. А рисунок будет смотреться более аккуратным. Такой способ необходим в первую очередь начинающим мастерицам.

Для переноса задумки на ткань отлично подойдет калька. Она найдется в каждом доме и легка в обращении.

Эксперименты

Вышивка гладью, в отличие от вышивки крестом, не имеет строгих правил. Можно накладывать различные стежки друг на друга, чтобы придать рельефности. Изучая новые методы и придумывая свои можно отлично разнообразить рисунок и создавать различные эффекты.

Если задумка довольно проста и не предусматривает излишеств, лучше не акцентировать внимание на отдельных деталях. Не следует делать их слишком вычурными.

Небольшие схемы

Начинать вышивать гладью лучше с небольших работ. Они помогут лучше чувствовать направление стежков. Наклон имеет огромную роль на крупногабаритных полотнах, так как может полностью менять восприятие работы. На маленьких деталях это не так заметно, и они позволят испробовать все направления линий. Также это позволяет прочувствовать то, как они воспринимаются зрителем.

Читайте также:  Алмазная вышивка алиэкспресс хороший продавец

Лучше всего для начального этапа подойдут флористические мотивы. Это могут быть цветы, листочки и различные растения.

Оттенки

Китайские мастера в своих работах даже на одном лепестке цветка используют до четырех оттенков. Их работы ценятся по всему миру. Стоит брать с них пример. Секрет на самом деле прост: кропотливая работа и тонкое чувство прекрасного.

Даже если стебельки растений находятся рядом и не отличаются друг от друга, есть смысл подобрать два разных зеленых оттенка. Тогда работа начнет играть цветами, а некоторые части композиции благополучно выйдут на передний план. Контролируя этот процесс, можно создавать шедевры.

Нити и холст

Ткань должна быть в меру плотной, но при этом эластичной. Нитки лучше брать хлопчатобумажные или мулине. Шелковыми нитями получаются замечательные работы, но они требуют уровня мастерства, так как в работе довольно прихотливы.

Игла должна быть вышивальной, ее толщина должна соответствовать вашей ткани. Чем тоньше ваша ткань, тем тоньше должна быть игла.

Комбинируя нити на холсте также можно добиваться различных эффектов. Более мелкие детали проработать мулине, а крупные шерстяными. Различные комбинации создают объемный эффект.

Для новичков также лучше использовать пяльца. Они натягивают полотно и дают оптимальное пространство для работы.

Белая гладь на прозрачном полотне также подойдет для начинающих. Как правило, такая вышивка гладью не требует крупных элементов, а одноцветность композиции придает работе аккуратности. Результат всегда получается довольно изящным и отлично подойдет для украшения тюля, платков, легких шарфов и т.д.

Как вышивать гладью основные швы

Для вышивки гладью используется простой стежок “вперед иголку”. Рисунок покрывается такими стежками полностью, они должны быть равномерно и плотно уложены.

Чтобы вышивка смотрелась красиво, длина стежков не должна превышать 1 сантиметра.

Вышивка гладью прямые стежки

Прямая гладь – это вертикальные или горизонтальные стежки, которые направлены точно в соответствии с направлением нитей ткани, т.е. по основе или утку.

Косая гладь

Косой гладью заполняют листочки или лепестки рисунка, это диагональные стежки, которые смотрятся очень эстетично.

Важный момент при вышивке гладью: контуры рисунка всегда должны прошиваться простым швом “вперед иголку”, тогда вышивка смотрится более объемной и аккуратной.

Как вышивать гладью с настилом

Под настилом имеются ввиду дополнительные стежки, проходящие по всему рисунку, которые покрываются стежками глади. Такой метод позволяет сделать вышивку более выпуклой и объемной.

Для настила берутся нитки намного толще, чем нити, которыми вы вышиваете рисунок. Обшейте контур стежками вперед иголка, затем заполните такими стежками весь рисунок. После этого ровными плотными стежками начните заполнять форму рисунка. Не забывайте про направление стежков. Они должны идти параллельно нитям ткани.

По такой же системе вышивается гладьевый валик.

Как вышивать гладью круг

Такую же технику используют и при вышивании пышечек и кружков.

Обшейте контур круга сметочными стежками вперед иголку (1).

Затем в середине начните заполнять круг меньшего размера, чем на вашем рисунке (2).

После того, как закончите с маленьким кругом, стежками в противоположном направлении начните заполнять круг большего размера (3).

Следующий слой – ваш круг реального размера, он заполняется точно так же. В результате вы получите выпуклый кружок. Таким способ можно вышивать сердцевины цветков, ягодки и другие различные подходящие узоры.

Петельный шов

Еще один необходимый для вышивки гладью шов – петельный или обметочный. Называется он так потому, что раньше, когда отсутствовали оверлоки, он применялся для обметывания края изделий и изготовления петель. Он также используется в технике вышивки гладью.

Выполняется он довольно просто. В левый нижний угол с изнаночной стороны выводится игла. Делается петля и игла выводится сверху вниз на необходимое расстояние. Такой шов может быть как редким (как на картинке), так и плотным, когда стежки расположены очень близко друг к другу. Также петельный шов можно делать с настилом.

Стебельчатый шов

Это сплошной ряд из косых стежков. Каждый новый стежок начинают выводить из середины предыдущего. Нить находится всегда с одной стороны от шва. Такой шов в вышивке гладью применяют для выполнения стеблей, прожилок листьев и других узких тонких деталей.

Художественная гладь

Художественная гладь это вышивка гладью рисунков с тонкими цветными переходами. Внешне такая вышивка напоминает нарисованные картины.

Эта техника выполняется с помощью чередования длинных и коротких стежков, что обеспечивает плавный цветовой переход в композиции, поэтому работа выглядит как картина.

Художественная гладь довольно сложная техника для новичков, и, чтобы работать в ней, необходим некоторый опыт. Выполняется она следующим образом:

От внешнего края рисунка прокладываются чередующиеся плотные стежки, один длинный – один короткий. Следующий ряд другого цвета делается точно также, стежки начинаются от концов стежков предыдущего ряда.

Чтобы создавать живописные картины, напоминающие мазки маслом, необходим многолетний стаж практики и обучения.

В любой деятельности, которую впервые начинает человек, необходимо старание и терпение. При должном усердии вы быстро освоите технику, как вышивать гладью правильно и красиво, и ваше новое хобби будет доставлять вам и вашему окружению эстетическое удовольствие.

Швы по свободному контуру

Тамбурный шов


Рис. 75. Виды тамбурного шва: а — зигзагообразный; б — двухцветный; в — широкий; г — канатный; д — перекрученный; е — открытый; ж — заплетенный

Имеется много модификаций этого шва.

Простой тамбурный шов представлен в разделе строчки на рис. 51.

Рис. 51. Простой тамбурный шов иглой

  • Очень декоративен зигзагообразный тамбур (рис. 75, а). Игла вкалывается в ткань под углом к продольной оси шва. Хорошо смотрится обычный или зигзагообразный тамбурами шов, выполненный нитями двух цветов. Для этого в иглу одновременно вдеваются две рабочие нити разных цветов (рис. 75, б) и поочередно каждым цветом последовательно вышиваются петельки тамбурного шва.
  • При выполнении широкого тамбурного шва рис. 75, в) игла с рабочей нитью входит в ткань под углом к оси шва и на некотором расстоянии от начала петельки.
  • Очень красив канатный тамбурный шов (рис. 75, г). Выполненный толстой крученой нитью, он напоминает цепь с перехватами. Лучше вышивать его снизу вверх. Прежде чем вколоть в ткань, иглу обкручивают один раз рабочей нитью движением слева направо. Затем делают петлю рабочей нитью и, отступив на некоторое расстояние от предыдущей петельки шва, вкалывают иглу в ткань выполнения следующей петельки.
  • Особенность перекрученного тамбура (рис. 75, д) состоит в том, что снаружи рабочий стежок иглы пересекает под углом направление шва. Игла входит в ткань снаружи петли рабочей нити.
  • Открытый тамбур (рис. 75, е) характеризуется тем, что петелька шва образуется не в процессе вкалывания иглы в ткань, а путем подхватывания рабочей нитью предыдущей петельки. В самом начале работы необходимо сделать начальный стежок 1-2, за который крепится первая петля шва.
  • Заплетенный тамбур (рис. 75, ж) внешне совсем не похож на основной шов. Особенность его заключается в том, что игла вкалывается поперек шва и рабочая нить делает перекрученную петлю.
  • Интересной разновидностью тамбурного шва является одиночный тамбур. Его еще вызывают «петелька в один прикреп», «петелька в два прикрепа». Одиночный тамбур обычно используют для вышивки простых цветов или листьев (рис. 76). При вышивке петелькой в один прикреп прикрепляющий стежок кладется по оси лепестка, а при вышивке петелькой в два прикрепа два прикрепляющих стежка располагаются под одинаковым углом к оси лепестка. Петельками в два прикрепа удобно вышивать цветы василька, репейника. При вышивании одиночным тамбуром крупных элементов петельку можно выполнить в три прикрепа.


Рис. 76. Выполнение одиночного тамбура: а — петелька в один прикреп: б — петелька в два прикрепа; в — петелька в три прикрепа

Вышивка одиночным тамбуром хорошо смотрится на трикотажных, вязаных изделиях. Нити лучше брать слабого кручения — шерсть, гарус.

Петельный шов


Рис. 77. Петельный шов: а — простой; б — сгруппированный по два стежка

Применяется самостоятельно как декоративный, а также как составной элемент при обработке края в некоторых видах вышивок. В исполнении очень прост (рис. 77).

Меняя расстояние между стежками и наклон, чередуя стежки разной длины, можно получить много вариантов декоративного петельного шва:

  • петельный шов с ритмично чередующейся длиной стежка;
  • петельный маскировочный шов. Стежки выполняются попеременно по одну и другую сторону шва. Первый стежок делают крайний слева, сверху вниз, следующий укол иглой навстречу ему — снизу вверх и т. д. Этот шов применяется для маскировки соединительных швов;
  • петельный шов, которым обшивают группу свободно наложенных нитей одного цвета;
  • смещенный петельный шов. Вышивальную нить затягивают не на краю шва, как обычно, а посередине (рис. 78, а). Этим швом также маскируют соединительные швы;


Рис. 78. Виды петельного шва: а — смещенный; б — с перевивом; в — крест; г — лапочка

  • петельный шов с перевивом (рис. 78, б). Выполняется справа налево. Является основным при вышивке ришелье;
  • петельный шов «крест» (рис. 78, в). Игла вкалывается в ткань под наклоном, в результате чего стежки образуют крестики;
  • петельный шов «лапочка» (рис. 78, г) — сочетание стежков разной длины и наклона;
  • двухцветный односторонний петельный шов. Вначале выполняется обычный петельный шов одним цветом, затем другим, причем стежки второго шва ложатся в промежутках между стежками первого.

Швы лучше выполнять по счету нитей ткани, используя толстую крученую нить.

Елочка

Внешне шов напоминает еловую веточку. Каждый стежок располагают так, чтобы одна часть его образовала стебель, а вторая — иголочку (рис. 79, а). При каждом новом стежке меняют направление рабочей нити делая полупетлю то справа, то слева от оси шва. На изнанке получаются прямые стежки, расходящиеся от оси шва.


Рис. 79. Выполнение елочки (а) и шва с перехватом (б)

В правильно выполненной елочке полупетли лицевых стежков одинаковые. Для этого необходимо каждый раз вкалывать иглу с изнаночной стороны на лицевую на одинаковом расстоянии от предыдущего стежка.

Шов с перехватом

Представляет собой сочетание отдельно расположенных вертикальных стежков и прикрепляющих их к ткани коротких наклонных стежков (рис. 79, б). Прикрепляющий стежок перебрасывается через вертикальный слева направо.

Зигзагообразные швы, треугольники

Выполняя простой зигзагообразный шов (рис. 80, а), из точки 1 делаем по лицевой стороне стежок вниз с наклоном направо в точку 2. По изнаночной стороне выполняем горизонтальный стежок 2-3 такой длины, чтобы точка 1 оказалась напротив его середины. Из точки 3 по лицевой стороне прокладываем стежок в точку 2, затем по изнанке выполняем стежок 1-4 такой же длины, как и стежок 2-3, и т. д.


Рис. 80. Выполнение шва «зигзаг» (а), одинарного треугольника (б) и двойного треугольника (в)

  • Шов одинарный треугольник (рис. 80, б) выполняем вышеописанным способом, добавят по лицевой стороне горизонтальный стежок снизу.
  • Чтобы получить двойной треугольник (рис. 80, в), дважды повторяем все стежки.

Узелковый шов

Применяется в сочетании с вышивкой гладью для заполнения частей листиков, сердцевинки цветов.

Иглу нужно брать одного диаметра по всей длине, чтобы не выделялось ушко. Делаем стежок длиной 2 — 3 мм с таким расчетом, чтобы рабочая нить выходила на лицевую сторону как раз посередине этого стежка (рис. 81, а). Оставляем иглу в ткани и на свободном конце ее делаем рабочей нитью один виток.

Левой рукой прижимаем иглу с навивкой к ткани, а правой аккуратно протягиваем иглу с рабочей нитью через ткань и виток и прикрепляем полученный узелок к ткани в том же месте. Шов, в котором делается один виток, называется насыпью.


Рис. 81. Узелковый шов: а — насыпь; б — рококо

Можно сделать на игле несколько витков (рис. 81, б), тогда образуются валики. Укладывая их определенным способом, получим красивые розочки или другие цветы. Этот вид вышивки еще называют «рококо». Чтобы цветок был изящным, на игле надо делать не более 15 — 17 витков.

Стебельчатый шов

Применяется в белой глади для вышивки стеблей цветов, а также самостоятельно при выполнении контурных узоров.


Рис. 82. Варианты выполнения стебельчатого шва

Основан на шве «назад иголку», то есть каждый стежок делают, отступив назад. Лицевые стежки ложатся в одном направлении, заходя один за другой справа или слева, в зависимости от назначения шва и удобства его выполнения (рис. 82, а).

Лицевые стежки должны быть в два раза длиннее изнаночных, каждый прокол последующего лицевого стежка находится на середине предыдущего. Иногда стебельчатый шов выполняют так, что лицевые стежки не перекрывают друг друга, а лежат строчечкой (рис. 82, б).

Оцените статью