Виды вышивки счетной гладью

Счетная гладь

Счетная гладь может быть одно- или двусторонней. Этот вид вышивки — один из самых древних в мире. При вышивании здесь используется счет нитей ткани. Гладь бывает прямой и косой. В прямой глади стежки кладут по горизонтали или вертикали вдоль ниток ткани, а в косой стежки располагают с наклоном. Счетную гладь выполняют нитками белого, серого, красного или черного цветов. Стежки, проложенные в разных направлениях, создают игру светотени. Также счетная гладь бывает и многоцветной. Для счетной глади следует брать мягкие слабо скрученные нитки, хорошо покрывающие ткань.

Одностороннюю счетную гладь выполняют по лицевой стороне ткани. На изнанке остаются маленькие стежки по контуру узора. Двусторонняя гладь одновременно выполняется по лицевой и по изнаночной сторонам.

Счетную гладь применяют для декорирования блузок, мужских рубашек, платьев, столового и постельного белья. Ее часто используют вместе с другими видами вышивки.

Не стоит сразу начинать со сложного узора. Сначала попробуйте выполнить простые детали (листочки, цветочки) различными техниками и только потом попытайтесь вышить небольшую композицию.

Существуют несколько видов счетной глади:

  • счетная гладь столбиками;
  • счетная разреженная гладь.

Счетную гладь столбиками осуществляют параллельными горизонтальными стежками в виде вертикальных рядов по направлению снизу вверх или сверху вниз и слева направо. Сами столбики могут быть строго вертикальными или диагональными. Стежки создают через 1 нить.

Счетную разреженную гладь осуществляют нитками одного цвета вертикальными столбиками горизонтальными стежками. Разреженная гладь бывает одно- и двусторонней. Она довольно популярна в Молдавии, на Украине, где ее называют «поверхницей». Состоит она из горизонтальных стежков одинаковой длины в вертикальных рядах. В этом виде вышивки чаще используют геометрический орнамент. Стежки выполняют через 2—3 нитки параллельно друг другу. Узор вышивают справа налево или слева направо.

Читайте также:  Шьем тапочки флисовые зайчики

Делают первый стежок слева направо по горизонтали и выводят иглу над 1-м стежком через 2—3 нити. Выполняют 2-й стежок над 1-м и параллельно ему. Остальные стежки кладут точно так же. Между стежками оставляют пропуски по 2—6 и более нитей в зависимости от узора. После того как закончили 1-й столбик, иголку с рабочей нитью выводят с правой стороны от столбика и начинают выполнять 2-й столбик. Стежки необходимо создавать такой же длины, что и в 1-м столбике. Остальные столбики выполняют точно так же. После вышивки рисунка узор сверху и снизу обводят косичкой или пилочкой.

В двусторонней разреженной глади переход от одного стежка к другому делают по диагонали. Этот вид вышивки сочетают с мережками, крестом и другими техниками вышивания.

Виды вышивки счетной гладью

Вышивка счетной гладью интересна и захватывающа. Ей можно вышивать очень разные рисунки, правда все они получатся немного геометрические. Сама техника вышивки достаточно проста. Перед вышивкой крестом техника вышивки счетной гладью имеет большое преимущество – она двухсторонняя. Один и тот же рисунок у вас получится и с лица и с изнанки. В такой технике можно вышивать полотенца, салфетки, шторы.

Часто вышивку счетной гладью дополняют другими элементами: крестом, зигзагом, швом вперед иголку, стебельчатым швом, мережками и другими счетными техниками.

При этой счетной вышивке рисунок не переводится на полотно, а отсчитываются нити сразу с рисунка. Счетная гладь вышивается на материале с плотным переплетением нитей, где нитки отчетливо видны: хорошо подойдет лен, полулен. Можно вышивать и на канве. Лучше конечно, чтобы количество нитей по долевой и утку в 1см совпадало, но это не обязательно. Просто рисунок будет немного деформирован – но это тоже можно обыграть.

Нитки лучше брать некрученые или слабокрученые, тогда стежки будут плотно прилегать друг к другу и хорошо покрывать ткань.

В этой вышивки с народными мотивами использованы нити мулине в 2 сложения. При работе надо следить, чтобы на лицевой стороне, нити не перекручивались между собой – тогда работа получиться гладкой и более аккуратной.

Иглу можно брать не очень острую.

Техника выполнения вышивки счетной гладью.

Вышивку ведем слева направо, при этом иглу вкалываем и выкалываем по направлению утка или основы через нужный промежуток нитей. Рисунок получается двухсторонний. Стежки кладем часто — лучше через каждое переплетение. Нити равномерно затягиваем и направляем так, как того требует рисунок.

Счетная гладь можно выполнить нитками не только в несколько цветов, но и просто монохромно. При монохромной вышивки интересный эффект достигается, если нити кладутся в разном направлении – вертикально, горизонтально или наклонно. Игра цвета и тени создает впечатление рисунка с разными оттенками одного цвета.

Схемы образцов для вышивки счетной гладью. Образцы вышивки счетной глади взяты из книги А. Лихнеровой «Чудо вышивки».

Часто вышивка счетной гладью дополняется другими счетными вышивками: швом вперед иголку (набор), стебельчатым швом, зигзагом, крестами.

Посмотрите несколько вариантов отделки кромок для салфеток. Образцы вышивки счетной глади взяты из книги А. Лихнеровой «Чудо вышивки».

Образцы полос для вышивки счетной гладью взяты из книги А. Лихнеровой «Чудо вышивки».

Элементы розеток в технике счетной глади взяты из книги А Лихнеровой «Чудо вышивки»

Вот еще несколько работ выполненных в техники счетной глади с использованием других дополнительных швов.

В этих салфетках и скатерти использована только техника счетной глади.

И напоследок предлагаю свою работу в техники счетной глади с использованием шва вперед иголкой, обводка элементов сделана двойным швом «вперед иголку».

Виды вышивки счетной гладью

Автор: Наталия Горюшкина

Вышивка — это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки. Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних — счетных вышивках.

Они называются «счетными», потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.

Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов «Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства». Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее — и для декорирования церковного облачения и утвари.

Фото. А. Г. Венецианов «Крестьянская девушка за вышиванием» (1843). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков — так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц, например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные — стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.

Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.

Фото. Рушник. Счетная одноцветная гладь. Автор работы — соколиха.
Фото. Вышивка в технике олонецкая роспись.
Фото. Орнамент. Счетная вышивка и болгарский крест. Автор работы — llyra.

Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее — в Курской, Воронежской — к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.

Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется «верховой», потому что узор при этом словно «рисуется» рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.

Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.

Фото. Оберег, вышитый в технике «набор». Автор работы — Nika_S.

Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли «браное шитье» (от слова «брать, набрать»).

На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий — полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.

Фото. Орловский спис.

Одной из разновидностей наборного шитья является «орловский спис». Характерная его особенность — рисунок «обводился» по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых «бранок»): «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное — это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.

При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаницы». Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.

Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. «белая гладь», выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).

Другим способом «заполнить цветом» фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее — по наложенному на него особому полотну с редким переплетением — канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного «болгарского креста». Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).

Фото. В. Э. Борисов-Мусатов «Леди вышивает» (1901). Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства — конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.

Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.

Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.

Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви — вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)

И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для . многих видов кружев. Но об этом — в следующий раз.

Оцените статью