§ 15. Счетные швы
Познакомимся с основными счетными швами. Это — набор, гладь, «роспись», гобеленовый шов, крест.
Набор (брань) — это двустороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре ткачество, потому что выполнение этого шва можно сравнить с движением челнока (рис. 66). Выполняют его прямыми стежками различной длины (швом «вперед иглу») по счету нитей в зависимости от узора. На изнаночной стороне работы получается негативный узор. Стежки нужно делать не очень длинными, чтобы впоследствии они не цеплялись и не вытягивались.
В народных вышивках набор применяют как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами. Основной цвет ниток — красный, с небольшим добавлением синих или черных. Раньше «браиками» украшали рукава, воротники и низ рубах, фартуки, рушники, платки.
Рис. 66. Набор (брань)
Русская гладь. Ею вышивают на белом или кремовом полотне белыми нитками в два-три сложения прямыми стежками.
Стежки укладывают плотно друг к другу в шахматном порядке. Интервал между стежками — одна нить ткани (рис. 67).
Рис. 67. Русская гладь
«Роспись» — это двустороннее шитье, состоящее из тонких линий, образуемых горизонтальными, вертикальными и диагональными стежками шва «вперед иглу в два приема» (рис. 68). Вначале по линиям узора слева направо прокладывают стежки одинаковой длины. Дойдя до конца ряда, поворачивают назад и заполняют промежутки между стежками. В народных вышивках «роспись» применялась как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами.
Счетная гладь. Вышивание выполняют по счету нитей параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. Гладь бывает прямая (стежки ложатся вдоль нитей ткани) и косая (под любым углом к нитям) (рис. 69). В старину счетную гладь вышивали белыми и серыми нитками, вынутыми из основного полотна. Игра света и тени ниток, проложенных по узору в разных направлениях, создает впечатление разных оттенков. Счетная гладь может быть красно-черной и многоцветной.
Рис. 69. Счетная гладь
Гобеленовый шов. Существует много видов этого шва. Рассмотрим, как выполнять простой гобеленовый шов (иначе его называют полукрест) (рис. 70). Вышивать начинают с левого верхнего угла работы: иглу с ниткой выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу первой клеточки канвы и вкалывают в правый верхний угол той же клеточки. Далее, направив иглу вертикально вниз, выводят ее на лицевую сторону одной клеточкой ниже. Прием повторяют до конца первого ряда.
Рис. 70. Простой гобеленовый шов
Второй, нижеследующий ряд выполняют так же, как и первый, повернув работу на 180°, и т. д. На изнаночной стороне образуются ряды коротких вертикальных стежков.
Гобеленовым швом вышивают по схемам, где каждая клеточка схемы соответствует одному стежку, а значок внутри клеточки — цвету нитки.
Шов крест. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик выполняют в два приема (рис. 71): первый стежок — снизу слева вверх направо, второй — снизу справа вверх налево. Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, иначе вышивка может перекоситься и будет выглядеть неряшливо. Нелишне при этом проверить изнаночную сторону: все изнаночные стежки должны быть направлены также в одну сторону.
Рис. 71. Выполнение одиночного крестика
При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы — в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка (точка А) (рис. 72, а). Основные стежки проходят слева направо, а покрывающие — справа налево (рис. 72, б).
Рис. 72. Вышивка крестом горизонтальными рядами
Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз (рис. 73, а). Переход к следующему ряду, смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис. 73, б, в).
Рис. 73. Вышивка крестом со смещением ряда
При наличии незаполненных участков при смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка (рис. 74).
Рис. 74. Частные случаи вышивки крестом
При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью (рис. 75).
Рис. 75. Вышивание вертикальных рядов швом крест
При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью (рис. 76).
Рис. 76. Вышивание швом крест по диагонали
Двойной (болгарский) крест выполняют в один прием четырьмя стежками: сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис. 77, а). После выполнения двойного креста иголку выкалывают в углу и вышивают следующий двойной крест и т. д. (рис. 77, б).
Рис 77. Вышивание двойным (болгарским) крестом
Практическая работа № 13
Выполнение образцов вышивки
Материалы и инструменты: канвовая ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.
Выполни несколько образцов вышивки.
Простой гобеленовый шов
Выполни вышивку гобеленовым швом нитью в четыре сложения по одной из предложенных схем (рис. 78—80).
Выполни вышивку крестом нитью в два сложения по одной из предложенных схем (рис. 78—80).
Рис. 78. Схемы для вышивки «Зайчик»
Рис. 79. Схемы для вышивки
Рис. 80. Схема для вышивки «Цветок»
Новые слова и понятия
Набор (брань), русская гладь, «роспись», счетная гладь, гобеленовый шов, крест.
Виды вышивок счетными швами
Автор: Наталия Горюшкина
Вышивка — это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки. Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних — счетных вышивках.
Они называются «счетными», потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.
Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.
Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов «Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства». Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее — и для декорирования церковного облачения и утвари.
Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков — так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц, например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные — стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.
Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.
Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.
Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее — в Курской, Воронежской — к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.
Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется «верховой», потому что узор при этом словно «рисуется» рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.
Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.
Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли «браное шитье» (от слова «брать, набрать»).
На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий — полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.
Одной из разновидностей наборного шитья является «орловский спис». Характерная его особенность — рисунок «обводился» по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых «бранок»): «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное — это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.
При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаницы». Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.
Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. «белая гладь», выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).
Другим способом «заполнить цветом» фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее — по наложенному на него особому полотну с редким переплетением — канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного «болгарского креста». Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).
Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства — конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.
Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.
Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.
Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви — вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)
И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для . многих видов кружев. Но об этом — в следующий раз.