Виды вышивок технология 5 класс

§ 16. Основные приемы ручной вышивки

Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине. Чаще всего вышивают на тканях нитками, но широко распространена также вышивка бисером, блёстками и жемчугом, а кроме того — драгоценными камнями, монетами и даже волосом.

Искусство вышивания — один из древнейших видов художественного творчества, традиции которого своеобразно проявляются у разных народов. Существует множество различных видов вышивки, некоторые из них оформились и завоевали известность как народные промыслы (рис. 55). В России, например, известно владимирское шитье отличающееся яркими красными тонами, изысканная мстёрская гладь белым по белому. Славится также золотное шитье из Торжка. Эта дорогая вышивка выполняется серебряной или золотой нитью. Раньше ею украшали одежды царя и вельмож.

Рис. 55. Образцы русской вышивки

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле, но мода на вышивку не исчезла. Вышитые изделия широко применяются как для украшения современной одежды, так и для убранства интерьера: в виде художественных панно, ковров, расшитых скатертей, салфеток, полотенец и т. д.

В этом году вы отчасти вспомните, отчасти изучите простейшие вышивальные швы, выполняемые прямыми стежками; научитесь переносить на ткань рисунок для вышивки, изменять при необходимости его размеры. Полученные навыки пригодятся вам при отделке проектного изделия.

Читайте также:  Машинка brother не шьет нет хода

Материалы для вышивки

Ткань. Основой для вышивки являются однотонные ткани.

Нитки. Вышивать лучше всего нитками мулине. Прочность окраски ниток можно проверить. Для этого нитку, предварительно смочив, надо вложить в белую ткань и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, значит, нитки линяют и вышивать ими нельзя.

Инструменты и приспособления

Для выполнения ручной вышивки нужны следующие, уже знакомые вам, инструменты.

Иглы разной длины и толщины. Лучше всего иметь набор вышивальных иголок.

Ножницы маленькие, с закругленными концами — для отрезания рабочей нитки.

Портновские ножницы — для разрезания ткани и мотков ниток.

Пяльцы лучше иметь деревянные, круглые, с винтом для регулирования натяжения ткани.

Калька применяется для перевода рисунков с оригинала.

Копировальная бумага — для переноса рисунка на ткань. Лучше использовать копировальную бумагу зеленого или красного цвета, для темной ткани — желтого. Черную бумагу можно применять, если предварительно стереть с нее жирный слой ватным тампоном.

Карандаши простые, остро заточенные; мягкий — для кальки, твердый — для перевода рисунка на ткань.

Наперсток — для проталкивания иглы в ткань и предохранения пальца от уколов.

Линейка необходима для разметки вышиваемого изделия.

Увеличение и уменьшение размеров рисунка

Выбранный для вышивки рисунок может оказаться слишком мал или велик. Его размер можно изменить с помощью современной техники — ксерокса или компьютера. Если такой возможности нет, применяют растровую сетку. Для этого готовый рисунок нужно разделить на квадраты одинаковой величины. Затем на бумагу, приготовленную для перенесения рисунка, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны их можно пронумеровать: по горизонтали — буквами, по вертикали — цифрами. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок (рис. 56).

Рис. 56. Изменение величины рисунка с помощью растровой сетки

Подготовка ткани к работе

Перед вышивкой ткань нужно выстирать для снятия крахмала и слегка просушить, завернув на несколько минут в махровое полотенце. Затем еще влажную ткань следует хорошо проутюжить.

Перевод рисунка на ткань

Сначала надо перевести рисунок на кальку, применяя тонко отточенный простой мягкий карандаш. Нельзя переводить рисунок сразу с книги на ткань!

Затем через копировальную бумагу рисунок переводят на ткань, разложенную в один слой на идеально ровной поверхности. При этом на ткань кладут сначала копировальную бумагу, а затем копию с рисунка, выполненную на кальке, закрепляют булавками и обводят рисунок тонко отточенным простым твердым карандашом или пустым стержнем шариковой ручки.

Запялитъ (поместить в пяльцы) ткань следует таким образом. Сначала кладут на стол меньший обруч, накрывают его тканью, а затем прижимают ее большим обручем. После этого затягивают винт. Требуется хорошо натянуть ткань по долевой и поперечной нити, чтобы не было перекосов. Если кусок ткани невелик и его невозможно натянуть на пяльцы, то к его краям пришивают полоски любой ткани, которые после окончания работы удаляют.

Закрепление рабочей нити

Любую вышивку надо начинать с закрепки.

Закрепка А. Нитку в два сложения (или любое четное количество нитей) продергивают сложенными вместе концами в иглу и делают маленький стежок в начале работы. Нитку тянут, пока не останется кончик в виде маленькой петли. Иглу продевают в петлю и затягивают нить (рис. 57, а).

Закрепка Б. Делают прокол иглой на лицевую сторону, оставляя на изнанке конец нити, и, крепко придерживая его, делают маленький петлеобразный стежок «назад иглу» (рис. 57, б).

Рис. 57. Закрепление рабочей нити на ткани

Технология выполнения швов

Вышивкой можно украсить ваше швейное проектное изделие или, используя технику вышивания, изготовить совершенно новую вещь, например вышитые салфетки, прихватки для посуды или подставки под горячее.

Давайте вспомним вышивальные швы, с которыми вы познакомились в младших классах.

Шов «назад иглу» (рис. 58). Направление вышивки — справа налево. Последовательность выполнения шва:

  1. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1.
  2. Введите иглу в ткань в точке 2.
  3. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3.
  4. Выполните весь узор.
  5. Выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.

Рис. 58. Шов «назад иглу»

Стебельчатый шов (рис. 59). Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:

  1. Выведите нить на лицевую сторону в точке У.
  2. Введите иглу в ткань на длину стежка в точке 2.
  3. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3. Нить при этом направьте вниз (или вверх) и прижмите к ткани большим пальцем левой руки.
  4. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны от шва — всегда внизу или всегда вверху. Менять положение нити во время работы нельзя.
  5. Когда вышивка будет выполнена, выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.

Рис. 59. Стебельчатый шов

Петельным швом (рис. 60) можно вышивать по кругу. Направление вышивки — слева направо. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани две горизонтальные линии. Расстояние между линиями — около 5 мм.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
  3. Уложите ее справа и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу на верхней линии в точке 2 и на нижней линии выведите иглу на лицевую сторону в точке 3. Вытяните нить, как показано на рисунке. Рабочая нить должна быть под иглой.
  4. Выполните условие пункта 4 технологии выполнения стебельчатого шва. Расстояние между стежками должно быть одинаковым.

Рис. 60. Петельный шов

Тамбурный шов <цепочка) (рис. 61). Направление вышивки — сверху вниз. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани вертикальную линию.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
  3. Уложите нить слева от линии и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. С изнаночной стороны сделайте стежок вниз и выведите иглу на лицевую сторону в точке 3* Вытяните нить, не затягивая ее туго, — получится петелька. Рабочая нить должна быть под иглой.
  4. Если повторять пункты 2-3, получится цепочка из петель, или тамбурный шов. Как и в петельном шве, стежки могут быть одинаковой длины. Если менять их длину и расстояние между точками 1 и 2, получатся декоративные строчки.

Рис. 61. Тамбурный шов

Петля «вприкреп» (рис. 62). Направление вышивки — по кругу. Последовательность выполнения:

  1. Нарисуйте на ткани небольшую окружность.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 (близко к центру).
  3. Уложите нить слева и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. Сделайте стежок по изнаночной стороне и выведите иглу на окружности в точке 3. Затяните петельку так же, как в тамбурном шве.
  4. Вколите иглу в точку 4 и выведите ее снова в точке 2 — получится прикрепка.
  5. Повторите действия пунктов 3-4 технологии выполнения тамбурного шва, выводя иглу на линии окружности и поворачивая работу так, чтобы получились лепестки цветка.

Рис. 62. Петля «вприкреп»

Если петельки начинать каждый раз на новом месте, получатся отдельные листочки.

Обработка изделия после вышивки

Чтобы не испортить вышивку, стирать загрязненное изделие нужно очень осторожными движениями. Вода должна быть теплой, а моющие средства — без отбеливателя. После полоскания в холодной воде изделие следует слегка отжать и на несколько минут завернуть в махровое полотенце.

Влажное вышитое изделие надо отутюжить с изнаночной стороны на льняной или белой хлопчатобумажной ткани. Если изделие пересохло, нужно все повторить сначала: нельзя сбрызгивать его водой, так как могут остаться пятна.

Практическая работа № 17
Выполнение образцов вышивальных швов

Вам потребуются: плотная светлая гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, нитки мулине различных расцветок; иглы, ножницы, наперсток, пяльцы, калька, копировальная бумага.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Подготовка к вышивке.

  1. Начертите несколько линий на ткани на расстоянии 20 мм друг от друга.
  2. Вденьте в иглу нить в два-четыре сложения. Выполняйте в начале каждого шва закрепку А на расстоянии 20 мм от края, а в конце каждого шва — закрепку Б на расстоянии 20 мм от края.

Задание 2. Выполнение образцов вышивки.

Выполняйте в начале каждого шва закрепку А на расстоянии 20 мм от края.

  1. Шов «назад иглу» выполняйте, двигаясь справа налево. Длина стежка в строчке — около б мм.
  2. Стебельчатый шов выполняйте, двигаясь слева направо. Длина стежка в строчке — около 4 нитей ткани.
  3. Петельный шов выполняйте между двумя линиями с расстоянием между ними 5 мм, двигаясь слева направо.
  4. Тамбурный шов (цепочку) выполняйте, повернув работу на 90° и двигаясь сверху вниз.
  5. Шов «петля вприкреп» выполняйте на той же линии в виде нескольких петелек из одного центра в виде цветочка.
  6. Сделайте в конце каждого шва закрепку Б на расстоянии 20 мм от края.

Задание 3. Выполнение вышивки для прихватки.

  1. Выберите рисунок для вышивки.
  2. Перенесите его на кальку.
  3. Переведите рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.
  4. Закрепите ткань в пяльцах.
  5. Выберите швы, которыми вы решили выполнить вышивку.
  6. Выполните вышивку.
  7. Снимите пяльцы с ткани.
  8. Выстирайте и тщательно отутюжьте ткань с вышивкой.

Новые понятия

Вышивальные швы: «назад иглу», стебельчатый, петельный, тамбурный, петля «вприкреп»; мулине.

Конспект урока по технологии 5 класс » Виды вышивки»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Конспект к уроку технология в 5 классе расчитан на 2 учебных часа, при изучении раздела «Декоративно-прикладного творчества».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_tehnologii_5_klass.docx 34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестуемый педагог Сушицкая Светлана Николаевна

Предмет технология Класс 5

Тема урока: Виды вышивки

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах вышивки.

Основные термины, понятия: Вышивка, швы « вперед иголку», « шнурок», стебельчатый, тамбурный, «петля в прикреп », « узелки», петельный.

— иметь представление о понятиях «вышивка», «свободные швы»;

— уметь заправлять нитку в иголку;

— уметь подбирать цветовую гамму для вышивки;

— уметь выполнять «свободные швы»;

— знать названия швов в вышивке;

— уметь переводить рисунок на ткань;

— уметь выполнять «свободные швы»

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

— определять общие для всех правила поведения ;

— определять правила работы в группах;

— оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать по плану, инструкции;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

— проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Дидактические задачи этапов урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Формируемые умения (УУД)

Метапредметные (УУД): регулятивные:

— овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: — слушать и понимать речь других;

Контроль за готовностью к уроку

Проверка количества присутствующих учащихся

Доклад дежурного, подготовка к уроку.

3.Постановка учебной проблемы

— правильно называть виды швов;

— правильно называть понятия цветового круга

Метапредметные (УУД): познавательные:

— обосновывать основание для классификации;

— овладевать умением анализировать;

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предметные: — определять вид шва, переводить рисунок на ткань, подбирать гамму цветов.

Метапредметные (УУД): познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-высказывать свое предположение;

-точно и полно выражать свои мысли.

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).

Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем изучение технологии выполнения вышивки. Вышивка дает нам возможность украсить свой наряд, свой дом, развивать свое творчество.

фронтальный опрос по вопросам:

1. Скажите, что вы знаете еще о вышивке?

2. С какими вышивальными швами мы с вами познакомились?

3. Что вы можете сказать о цветовом круге?

4. Какие же цвета называют теплыми, а какие холодными?

5.Какие пары цветов можно назвать контрастными?

Показ цветового круга.

«Между прочим, Макиавелли как-то сказал, что искусство дипломатии похоже на искусство вышивания»,— говорит в известном мхатовском спектакле «Чрезвычайный посол» король одной из скандинавских стран, бывший, по утверждению авторов пьесы, не только‘ мудрым политиком, но и искусным вышивальщиком. Давайте попробуем все же предположить, что, встав на путь освоения вышивальных премудростей, мы тоже можем приобщиться к дипломатии. Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать, занимаясь вышиванием? Да и поэтому вышивание всегда привлекало людей не только тех, кто стремился вышивать, но и тех, кто использовал вышивку в украшении своего дома, своего наряда. Даже художники не смогли не затронуть этот вопрос, многие из них выполняют рисунки для вышивания, изображают на своих полотнах изделия с вышивкой, людей занимающихся таким искусством, вот перед вами знаменитое полотно – картина В. А. Тропинина Золотошвейка. Государственная Третьяковская галерея. Посмотрите, как изобразил художник девушку вышивальщицу. Как вы думаете, почему картина называется «Золотошвейка», и какие чувства она у вас вызывает? Да, раньше, как и сейчас золотное шитье остается востребованным, оно очень красиво, но и очень дорогое и сложное в выполнении. Поэтому вышивальщицы должны быть очень умелыми.

Слушают, анализируют, осмысливают и делают выводы.

Выводят суждения на речевой уровень.

Ставят цели и задачи урока.

Думают, отвечают на вопросы, заслушивают ответы друг друга.

1) Вышивка это древнее искусство и сейчас оно в моде и т.п.

2) Это швы «вперед иголку», «шнурок», стебельчатый, «за иголку», тамбурный, «петля вприкреп», «узелки», петельный;

3) Цветовой круг показывает цвета (состоит из цветов замкнутого спектрального ряда), в нем есть холодные и теплые цвета. По нему можно проще подобрать подходящие друг к другу цвета. Хорошо подходят цвета расположенные вблизи друг друга в пределах ¼ части цветового круга (гармония родственных цветов) или на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг;

4) теплые — красный, желтый, оранжевый (выступают); холодные – зеленый, синий, голубой, фиолетовый, пурпурный (отступают);

5) зелёный-красный; синий –оранжевый; фиолетовый – жёлтый.

Мы можем стать терпеливее, аккуратнее, развить в себе вкус, стремление к красоте, уюту в доме, хорошо развивается глазомер.

5.Открытие нового знания

Метапредметные (УУД) регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке; — под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

— определять последовательность действий на уроке.

-знать отличительные особенности видов вышивки;

— владеть вышивальной иглой;

— знать понятия машинная и ручная вышивка;

— уметь подбирать рисунок для вышивки.

— определять правила работы в группах;

— оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

— слушать и понимать речь других;

— Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить и выполнить? Золотое шитье является одним из видов вышивки. Сегодня тема нашего урока «Виды вышивки». В наше время существуют разные виды вышивки. Это вышивка ручная и машинная. Почему она так называется? Правильно. Из этих видов вышивки простейшей является ручная, она и считается основой вышивания. Видов ручной вышивки множество, вот только некоторые их названия. Свободные швы, счётные швы, гобеленовые швы гладь, мережка, изонить, ришелье, хардангер и др. Для выполнения машинной вышивки конструкторы придумали швейные машины с функцией вышивки, а также современные специальные вышивальные машины, которые дают возможность выполнить вышивку очень быстро, одинаково на многих изделиях и даже часто без присутствия самого человека, по специальной компьютерной программе, по заданию с флеш — карты (показ видео). Есть машины маленькие (индивидуальные или для мини -фабрик) и очень большие (фабричные). Вышивка на одежде не только украшение, но и эффективный рекламный ход, не теряющий со временем своей актуальности, прекрасное декоративное украшение и хороший подарок. Для любой вышивки самое главное суметь правильно подобрать ее размер, цветовую гамму и выбрать технологию её выполнения (т.е. подобрать виды швов для ее выполнения). Поэтому мы сегодня обязательно этому научимся. А для этого проведем две практических работы:

Первая практическая работа: «Подбор цвета и технологии выполнения вышивки» Вводный инструктаж. Проведение инструктажей в группах, во время выполнения работы. — Выбрать рисунок, подобрать цвета, виды швов.

Оцените статью