Владимирское шитье верхошов сообщение

Владимирская вышивка (верхошов)

История владимирских швов тесно связана с развитием золотого шитья. Серебряные и золотые нити в виду их высокой цены использовали при украшении одежды так, чтобы в дальнейшем их можно было аккуратно спороть и использовать еще и еще раз. Для этого драгоценные нити, предварительно скрученные с основной льняной нитью, пришивали к ткани техникой «в прикреп». Понятно, что серебром и золотом расшивалась парадная одежда очень богатых людей, часто драгоценным шитьем отделывались воротник, манжеты и подол платья. Народ попроще, подражая знати, освоил подобную технику, только вместо серебряных и золотых нитей стал использовать толстую шерстяную пряжу чаще всего красного цвета с добавлением синих, желтых, зеленых вкраплений. Этой вышивкой украшалась одежда, подзоры, скатерти. Рисунок вышивки повторял замысловатые линии и сюжеты парчовых тканей, порой закрывая весь низ нарядной одежды. Центром этого рукоделия стала Владимирская область, отсюда и пошло название вышивки – Владимирская гладь, второе название этой техники вышивки – верхошов.

В течение времени вышивка претерпела изменения. Современный владимирский шов односторонний, с изнаночной стороны имеются только маленькие стежки и переходы от одного элемента другому.

Владимирская гладь: как вышивать

При вышивании листьев нить плотно укладывается параллельными стежками от середины листа, как бы от его прожилки; более мелкие листики вышиваются швом «козлик» или «восьмерка». При вышивании цветов или круглых элементов стежки располагаются по кругу.

Читайте также:  Шьем сами пояс юбку

Сердцевины вышитых цветов и деталей часто заполняются декоративными сетками. Для создания сетки рабочую нить наметывают от одной стороны элемента к другой по горизонтали и вертикали, в местах пересечения нитей, их закрепляют различными декоративными стежками в виде крестиков, галочек, цветочков из тамбурных петель. Вместо сетки круглые элементы, сердцевины цветов и детали фигурок часто заполняют ровными или зигзагообразными полосами, состоящими из параллельных стежков одинаковой длины. Вышитые детали часто окаймляются тесьмой, орнаментальными полосками, цепочкой тамбурного шва.

Для работ в этой технике мастерице требуется ткань, лучше с полотняным переплетением, шерстяная пряжа, швейные иглы с широким ушком, пяльцы.

Сегодня владимирская гладь опять популярна, ей украшают декоративные подушки, покрывала, одежду в стиле «фольк». Цветовая гамма современной вышивки значительно расширена, используются практически все насыщенные цвета, включая черный. Самое главное, что научиться вышивать в этом стиле несложно, вышивается изделие быстро и результат виден практически сразу. Яркость красок этой вышивки оживит любой интерьер.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

§ 13. Техника владимирского шитья

Владимирское шитьё — это односторонняя гладь, стежки которой располагаются на лицевой стороне работы. Изнаночная сторона заполнена короткими стежками-переходами по контурным линиям рисунка. Из-за того, что нитка в основном располагается на лицевой стороне ткани, существует другое название глади — верхошов.

Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешним и внутренним контурами рисунка строго радиально. Во внутренней части круга стежки ложатся плотнее, во внешней части гладь выглядит разреженной. Это достигается тем, что стежки-переходы на внутреннем контуре рисунка гораздо короче, чем на внешнем (рис. 9, а).

Листья вышивают стежками верхошва, укладывая их по обе стороны от центральной прожилки приблизительно под углом 45° к ней (рис. 9, б). Если лист большой и имеет внутреннюю область, её заполняют бархатным швом.

Рис. 9. Верхошов: а — заполнение цветка, 6 — заполнение листика

Большие круглые элементы вышивают гладью «вприкреп», перекрывая длинные стежки более короткими. В этом случае стежки-переходы выполняют не по контуру, а по радиусу внутрь круга (рис. 10).

Рис. 10. Гладь «вприкреп»

Большие детали в рисунке вышивают, разбивая их на несколько зон. Внешнюю часть обычно заполняют стежками красного цвета, а центральную — различными накладными сетками дополнительных цветов — синим, зелёным, жёлтым (см. рис. 5 и 11).

Рис. 11. Накладные сетки

Для выполнения накладной сетки нитки натягивают на одинаковом расстоянии параллельно друг другу сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении, закрепляя их по линии контура.

Чтобы нитки не сдвигались, места их пересечения закрепляют стежками, которые являются элементами украшения и могут быть вышиты в виде косого стежка, крестика, кустика.

Во владимирском шитье края вышитых рисунков оформляют «кисточкой» и другими декоративными швами, называемыми полосками (рис. 12). Полоски выполняют швом «вперёд иголку» в два приёма. На обратном ходу шва закрывают пропуски и одновременно делают «кисточки» из пяти стежков: вначале — средний стежок, затем — крайние и последними — промежуточные.

Рис. 12. Шов «кисточка»

Практическая работа № 11

Инструменты и материалы: льняная (неотбелённая) ткань натурального, белого или серого цвета, калька, копировальная бумага, простые карандаши, пяльцы.

Задание. Подготовить ткань для вышивания и выполнить вышивку в технике владимирского шитья.

  1. Отутюжьте ткань для вышивки.
  2. Обметайте или обработайте края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.
  3. Определите центр ткани, сложив её пополам по длине и ширине.
  4. Переведите на ткань рисунок «Ветка» (рис. 13).

Рис. 13. Ветка

  1. Середину цветка вышейте накладной сеткой нитками синего цвета с красными крестиками; лепестки — гладью «верхошов» нитками красного цвета; ягодку — гладью «вприкреп» нитками красного цвета; середину листика — бархатным швом; листик — гладью «верхошов» нитками синего цвета; стебелёк — стебельчатым швом.

Владимирская гладь – старинная русская вышивка. Как вышивать гладью?

Владимирская гладь – это известная вышивка, в которой стежки наносятся на материал, полностью заполняя всю поверхность ткани. По-другому она называется владимирский верхошов. Придумана она мастерами Владимирской области. В древние времена не было других способов украсить свою одежду, кроме вышивки. Русские мастерицы с помощью простой иголки и нитей создавали неповторимые узоры. Это сложное искусство, требующее усидчивости и внимательности. В каждой семье жена и дочери обеспечивали всю свою семью одеждой, а каждая девушка заблаговременно готовила себе приданое в сундуке.

Для каждой местности на Руси существовала самобытная, присущая только данной территории вышивка, которая имела свои характерные особенности, цветовые решения и орнаменты. С годами приемы вышивки усовершенствовались и обретали новые детали, однако своеобразие и особенности сохранились.

История владимирской вышивки

Вышивка гладью владимирским швом имеет древние исторические корни. При раскопках, проводимых археологами, изучающими историю Владимиро-Суздальского княжества, найдены обрывки одежды с красивой вышивкой. Лицевая сторона была обшита длинными стежками, однако с изнанки виднелись только контуры или легкие пунктиры, а на некоторых деталях имелись даже элементы глади вприкреп. Это когда длинные стежки прикреплялись более мелкими.

На льняных изделиях шитье было выполнено золотыми нитями. Изучение истории края привело к выводу, что это изготавливали в XVIII-XIX веках монахини монастыря св. Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстера. Именно данных мастериц и считают родоначальницами владимирского шва гладью вприкреп.

Жители близлежащих деревень и городов обучались у этих монахинь искусству вышивки. Но простые люди шили уже не золотыми нитями, которые были очень дорогими и ценными, а заменяли их красными. Узоры содержали крупные цветы и листья, которые вышивались длинными стежками, середину заполняли накладными сетками.

Красные цветы сочетались с серединками, выполненными другими яркими оттенками синего, зеленого. Допускались элементы желтого, коричневого, черного и бежевого цветов.

Особенности вышивки

В древние времена для вышивания одежды знатных особ использовали дорогие золотые нити. В целях экономии большая часть нитей находилась на лицевой стороне изделия. На изнанке видны были небольшие пунктирные линии, едва заметные глазу. Именно поэтому владимирскую гладь и назвали верхошвом.

Основное отличие ее от остальных заключается в одностороннем шитье небольшими стежками. Элементы есть и крупные, и мелкие стебельки или тонкие веточки.

Изготавливаются разные элементы особенным образом. Например, листья, птицы, цветы и другие крупные детали вышиваются гладью, для серединок используются сетки, стебель выполняют стебельчатым швом.

Отличительные черты

Хотя с давних времен владимирская гладь мастерами немного усовершенствовалась, но все же сохранила главную свою особенность – односторонность вышивки. Тематика тоже осталась прежней. В основном это растительные элементы, иногда можно встретить птиц. Цветовое решение тоже вполне узнаваемо. Чаще всего попадаются флористические идеи красного и белого цветов. Разбавляет такое однообразие небольшие элементы синего, зеленого или желтого цвета.

Мастера владимирской глади пользуются шерстяными нитками, мулине, которые сложены в несколько слоев, также можно встретить нити ирис.

В большинстве случаев на работах делают кайму из крестиков или другого орнамента, например кустиков или кисточек и прочих повторяющихся элементов.

Виды стежков

  • Гладь. Шьется длинными стежками по лицевой стороне.
  • Двусторонняя гладь. Шьется нитками мулине одинаково, что на лицевой стороне, что на изнанке.
  • Гладь с настилом. При желании сделать элемент объемным перед вышивкой гладью делают стежками настил, то есть по контуру рисунка прошивается материал простыми стежками, затем на них сверху выполняют гладь, направляя нить от середины элемента к его краям.

  • «Лапки». Это вышивка, которая напоминает птичьи следы (отсюда и название шва). Ими часто заполняют промежутки в крупных деталях.
  • Шов «вперед иголку» делают в качестве настила для объемных деталей.
  • «Стебельчатый» шов. В вышивке владимирской гладью применяют такой вид шва для изготовления тонких веточек или стеблей цветов. Иголкой прокалывают ткань вверху и по диагонали.
  • «Козлик». Очень напоминает вышивку крестиком. Стежки пересекаются сверху и снизу стежка предыдущего и последующего. Размер стежков мастер выбирает стихийно, по желанию.

Как вышивать гладью

Для владимирской глади используют белую вышивку и гладь одностороннюю и двустороннюю. Как видно из названия, для белой вышивки используют только нити белого цвета. Вышивают рисунок поверх настила. Для этого сначала швом «вперед иголку» прошиваются все нарисованные карандашом контуры, затем прошивается настил, полностью закрывающий стежками поверхность крупных цветов или листьев. Поверх белыми нитками наносится рисунок. Вышивку гладью «Владимирское шитье» применяют для украшения постельного белья: пододеяльников, простыней, наволочек, полотенец и т. д.

Гладью в данной вышивке прошиваются все крупные элементы. Начинают шитье от острого конца листика или лепестка и проходят в направлении от центра детали к краям. Наглядно можно увидеть примеры швов на старинной русской вышивке «Владимирская гладь» на образце швов на рисунке в статье. Однако при формировании формы цветка стежки глади направляются от контура детали к центру.

Накладные сетки

Изображения цветка имеют большую полую серединку, которую в данном виде вышивки заполняют с помощью накладных сеток. Серединки цветка состоят из симметрично расположенных мелких элементов: квадратов, полосок, волнистых линий, треугольников. Между ними могут располагаться лапки или козлики.

Иногда серединку полости заполняют длинными стежками, расположенными либо горизонтально, либо вертикально. В месте перекрещивания часто образуется крест. Особенностью данной вышивки является то, что все элементы сетки заполняются симметрично, ровно.

Подготовка к вышивке гладью

Перед тем как вышивать гладью, нужно подготовиться. Это удобно сделать с помощью специальных приспособлений. Чтобы правильно подобрать нитки, нужно естественное освещение. Свет должен падать слева. Нельзя допускать, чтобы нитки и иголки валялись на столе. Должно быть все уложено по своим местам, чтобы при необходимости быстро найти нужный инструмент.

Необходимые материалы

  • Ткань. Лучше брать льняную. Традиционно используют неотбеленный лен.
  • Нитки мулине или двунитку.
  • Набор иголок, толщина которых соответствует толщине нитей.
  • Ножницы.

  • Пяльцы, чтобы ткань была хорошо натянута.
  • Мягкий сантиметр для разметки основных линий и контуров узора.
  • Калька, копировальная бумага, образцы узора.
  • Простой карандаш с хорошо заточенным краем.
  • Утюг.

Уход за вышивкой

После того как работа закончена, важно еще правильно ухаживать за изделием, чтобы вышивка не испортилась, не деформировалась. Стирают ткань только в теплой воде. Моющие средства можно использовать, но они не должны содержать отбеливатель, потом хорошо все выполоскать. Если вы стираете в машинке, то изделие с вышивкой нужно поместить в наволочку или специально предназначенный мешочек для стирки деликатных вещей.

Есть один небольшой секрет. Чтобы не испортить вещь, лучше выкручивать ткань через махровое полотенце. Гладить утюгом можно только с изнаночной стороны, используя влажную хлопчатобумажную ткань. Лучше гладить на мягком полотенце. Складывать влажную ткань нельзя, нужно ее разложить и дать окончательно высохнуть.

Оцените статью