Вологодское кружево для детей дошкольного возраста рисовать

Занятие по декоративному творчеству «Вологодские кружева»
план-конспект занятия (рисование, подготовительная группа) на тему

Занятие проводится с детьми старшшего дошкольного возраста в целях расширеняи знаний о вологдских кружевах

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятияa.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

для детей подготовительной к школе группы

воспитатель Матвеева Елена Александровна

г. о. Орехово-Зуево

  1. Продолжать знакомить с народным промыслом — русским кружевом.

Закреп лять знания о вологодском кружеве; умение рассматривать кружева, рассказывать о них.

Учить новой технике — рисованию манной крупой, учить составлять узор на круглой форме (пластинках).

  1. Развивать творческую фантазию, самостоятельности в составлении композиции из знакомых элементов.
  2. Воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. Учить получать радость от проделанной работы.

Вы ставка кружевных изделий . Телевизор и проектор, кле енки, фартуки, пластинки, клей ПВА, манная крупа в розетках.

Дети входят в зал, встают вокруг выставки кружев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Дети рассматривают выставку.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые изделия. Они связаны из ниток. Вещи связаны из ниток крючком. Крючком можно связать салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, по крывала и т.д. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Как называют мастериц? (ответы детей) Молодцы, дети.

Воспитатель . А старинный город Вологда всегда славился своими кружевами. Какой город славится кружевами? (ответы детей)

Воспитатель. Да, именно в этом городе ма стерицы плетут кружева, вот только не крюч ком, а на палочках-коклюшках. (Стук в дверь)

Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка из Вологды. (Открыва ет, достает диск для просмотра.) Давай те посмотрим, что нам прислали! (Просмотр видеосюжета о вологодских кружевницах.) Смотрите, здесь еще. письмо. (Читает.)

«Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изде лия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Дети. Да! Конечно!

Воспитатель. Молодцы! Но перед этим давайте поиграем.

Воспитатель. Отдохнули? А теперь надо поработать . Вы сейчас превратитесь в мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым, проходите и садитесь.

Воспитатель. Как же нам быть? Кок люшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились. Я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом — с помощью манной крупы. Посмотрите, на ваших столах лежат салфетки. Их мы и будем украшать. (Воспитатель показывает два-три образ ца, дети рассматривают элементы, их расположение.) Какие элементы вы узнали на салфетках?

Дети. Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки.

Воспитатель. Правильно. Молодцы. А рисовать вы будете клеем. С его помощью нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии — тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой (показать). После этого лишнюю крупу стряхиваете на лист бумаги.

С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом?

Дети. Засыпать манкой весь рисунок.

Воспитатель. Молодцы! Не забудьте, что лишнюю крупу необходимо ссыпать на чистый лист. Начинать работу лучше начать из центра. Все запомнили?

Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуй ста, к работе; ваша задача — сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.

Самостоятельная работа детей

Играет музыка, вос питатель ведет индивидуальную работу.

Дети составляют узор и наносят его кле ем ПВА на пластинку.

Воспитатель. Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А кто хочет рассказать о работе своего товарища? (Анализ работы детьми)

Когда работы высохнут, мы сложим кружева в посылку и отправим вологодским кружевницам .

«Вологодское кружево. Рисование кружевной салфетки».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

План — конспект занятия образовательной деятельности.

Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие».

ТЕМА: «ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО. РИСОВАНИЕ КРУЖЕВНОЙ САЛФЕТКИ».

Скачать:

Вложение Размер
«Вологодское кружево. Рисование кружевной салфетки». 14.91 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект образовательной деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: «ЗНАКОМСТВО С ВОЛОГОДСКИМ КРУЖЕВОМ.

РИСОВАНИЕ КРУЖЕВНОЙ САЛФЕТКИ».

Цель: познакомить детей с кружевами вологодских мастериц и нарисовать кружевную салфетку.

Задачи: учить видеть красоту вологодского кружева, контрастность сочетания плотных частей узора и легкой воздушной сетки, замечать разное по назначению и форме построение узора в изделиях; учить детей составлять узор в круге, рисовать в определенной последовательности изогнутые непрерывные линии всей кистью, мелкие детали – концом кисти.

Учить видеть красоту белого кружева на темном фоне.

Развивать эстетическое чувство, воображение, образное мышление и мелкую моторику.

Воспитывать уважение к труду мастеров народного творчества, интерес к окружающему миру и рисованию.

Материал: бумага А-4 темного цвета (можно круглой формы), белая гуашь, школьный белый мел, беличья кисть № 1 или 2, палитра, баночка с водой, салфетка для рук.

Наглядность: кружево; набор открыток «Русское кружево», репродукция картины В.Тропинина «Кружевница», работы детей прошлых лет, доска с чистым листом для показа поэтапного рисования кружева, образец работы, сделанный педагогом.

Выставка изделий из кружева: косынка, воротники, вставка для платья,

Педагог знакомит детей с кружевными изделиями. Выделяет сначала плотные части, затем сеточки: прямые наклонные, паучки, решетки; кайму, украшенную зубцами.

« Посмотрите на эти ажурные изделия, их создали руки искусных мастериц.

Кружева плели во многих уголках России – в Рязани, Вятке, Ельце. Славилась кружевами и

Вологда. Там выращивают лен. А льняные нити — прекрасный материал для плетения кружев.

Мастерицы сами придумывают свои узоры: сказочных птиц, морозные узоры, звезды, цветы, пушистые снежинки.

В наши дни, как и в старину, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки.

Коклюшки – это круглые деревянные палочки. Перед кружевницей на специальной подушечке-валике изображен узор линиями и булавками, воткнутыми в подушку, — рисунок

Мастерица быстро и ловко перебрасывает коклюшки из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок, и получается прекрасный кружевной узор.

Труд вологодских кружевниц и сегодня в почете и уважении. Вологодскими кружевами украшают одежду, белье, салфетки, шали».

Педагог обращает внимание детей на репродукцию картины В.Тропинина «Кружевница» (кто изображен на картине, на чем плетет кружева кружевница, к какому жанру живописи относится эта картина), как художник изобразил женщину, плетущую кружева : « С легкой улыбкой смотрит она на нас из далекого прошлого, а её руки все плетут и плетут кружева».

Педагог показывает поэтапное рисование кружева (фрагмент) на доске на чистом листе бумаги и отдельные части кружева на доске мелом.

Дети намечают кружевной узор мелом на бумаге, а затем обрисовывают белой

гуашью концом кисти.

1) намечают мелом на бумаге середину кружевного узора;

2) определяют и зарисовывают общий узор, середина крупный цветок, бабочка и т.д.

3) обрисовывают вилюшки – соединения плотных частей;

4) рисуют сеточку в разных вариантах.

В процессе работы поощрять детей, которые придумали оригинальные узоры.

В процессе занятия проводится физкультминутка для уставших пальчиков (сжимаем и разжимаем кулачки).

В конце занятия проводится анализ работ. Работы получились красивые и яркие. Молодцы, ребята! Работами украшают холл дошкольного отделения.

Конспект занятия в старшей группе «Вологодское кружево»

Татьяна Максимова
Конспект занятия в старшей группе «Вологодское кружево»

Воспитатель: Максимова Т. Г.

ЦЕЛЬ:приобщение дошкольников к традициям родного края.

1 .Поддерживать у детей интерес к традициям родного края, уважение к людям прославляющим город своим мастерством.

2. Формировать умение детей видеть неповторимую красоту Вологодских кружев.

3. Развивать умение грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, совершенствовать выразительность речи.

4. Совершенствовать художественно- творческие способности дошкольников через рисование Вологодского кружева.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу,воспитатель читает стихотворение:

Что я вижу! Что за диво?

Сколько кружева вокруг!

Правда дети здесь красиво,

Аж захватывает дух?

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Чудо – люди мастера.

Вос. : оказывается кружевоплетение было известно на Руси давно.

(Имя реб.) расскажи нам,что ты знаешь о кружевоплетении?

(стук в дверь,приносят письмо)

Вос. : «Что за письмо? Интересно!И адрес наш: Некрасова 61А д/с № 79 «Лучик», ребятам старшей группы.

Вос. : Давайте прочитаем, что в нем написано.

«Здравствуйте ребята,пишут вам Вологодские кружевницы. Обращаемся к вам с огромной просьбой. Мы готовим кружева на ярмарку,ярмарка скоро, а работы еще много. Скатерти,воротники,жилеты мы успеваем сплести,а вот салфетки –не успеваем. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится,а врозь-хоть брось.»(кружевницы)

Вос. : Ну, что ребята, поможем кружевницам-мастерицам?

Вос. : А как мы можем помочь,ведь у нас нет умений для того, чтобы сплести кружева? (ответы детей)

Вос. : Я предлагаю вам создать самим кружево. Если вы его создадите своими руками—это будет здорово. Давайте сначала рассмотрим кружева,прежде чем приступить к делу.

Вос. : Какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева,каке оно (ответы детей)

Вос. : С каким временем года можно сравнить Вологодское кружево? (зимой)

Вос. : Почему так думаете?

Дети: кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле; оно белоснежное, как снежный покров; легкое,как первый выпавший снежок; оно легкое, воздушное,как падающие снежинки; в нем присутствует неповторимая сказочная красота; похоже на зимнюю волшебную сказку.

Вос. : молодцы ребята.

Вологодская метель- кружева,

И заснеженная ель – кружева,

Занавески на окне-кружева,

От мороза на окне-кружева.

Вос. : Где в нашем городе выплетают кружева?

Дети: В кружевном объединении Снежинка.

Вос. : Какое красивое название. Чтобы выполнить задание кружевниц, нам надо подготовиться. Давайте нарисуем ее. А рисовать мы будем ее по точкам, соединяя линиями. Но сначала разомнем пальчики.

ПАЛЬ ЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что принес нам почтальон (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. (шагают пальчики по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты,

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали. (загибают пальчики по одному)

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СНЕЖИНКУ»

Вос. : Проверьте друг у друга-правильно ли выполнили задание,ровные ли линии, все ли точки соединили.

Вос. : Ребята, рисунок для своего узора кружевницы могут увидеть в поле,в лесу, на реке, в городе, т. е. там, где можем увидеть мы. И для своих узоров они берут все самое прекрасное, что нас окружает.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (ребенок)

Окружают нас кружева:

Одуванчик дорожный едва,

Пенный гребень на гладкой волне,

И узор на морозном стекле,

Кружева в стрекозиных крылах,

И в летящих сквозных облаках,

В паутинке воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной,

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава—

Кружева, кружева, кружева.

Вос. : Сейчас ребята попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными,волнистыми и красивыми движениями.

(под музыку дети выполняют движения, воспитатель в это время читает стихотворение)

Вологда завьюжила белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами.

Рассыпает искорки северные краски,

Снежные присказки кружевные сказки.

Вос. : Молодцы ребята, замечательные кружева у вас получились.

Вос. : Кто знает, какое оборудование нужно кружевницам для плетения кружева?

Дети: для плетения кружева используется подушка-валик,туго набитый соломой; пяльцы-деревянная подставка; коклюшки-деревянные палочки,на их концы наматываются льняные или хлопчатобумажные нитки; сколок.

Вос. : Кто знает,что такое сколок?

Дети: Сколок-это узор на бумаге с отмеченными точками.

Вос. : Првильно. Сейчас я покажу вам как кружевницы плетут по сколку – рисунку кружево.

ПЛЕТУ – дети смотрят.

Вос. : А вы хотите ненадолго стать мастерами кружевного дела? Тогда представьте,что вы в кружевной мастерской, вы мастера, ваши столы это подушка — валик, кисточки-коклюшки, белая краска-нити. И так, у нас все готово. (перед рисованием тренируемся-рисуем волнистую линию в воздухе,затем по сухому листу). Приступайте к заданию наших кружевниц.

ДЕТИ РИСУЮТ КРУЖЕВНЫЕ САЛФЕТКИ

В конце занятия рассматривание рисунков.

Обсуждение с детьми каким образом будем отправлять заказ.

(Примерные вопросы к детям)

Понравилось занятие?

О чем сегодня говорили на занятии?

Что нового узнали?

Какое задание было самым трудным, легким?

Конспект комплексного занятия в старшей группе Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом «и»; совершенствовать умение классифицировать предметы по двум свойствам; воспитывать.

Конспект физкультурного занятия в старшей группе Место проведения: спортивный зал. Оборудование: канаты, скамейки, беговые дорожки, маленькие мячи, обручи, ленточки. Задачи: Закреплять.

Конспект совместной продуктивной деятельности с детьми подготовительной группы 6–7 лет по рисованию «Морозное кружево» Тема «Морозное кружево» Цель: формировать и развивать эстетическое восприятие в творческом рисунке, через наблюдение предметов и явлений.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Улицы моего города». Коллективная работа .

Конспект занятия по экологии в старшей группе Цели: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель. Сформировать у детей знания.

Конспект занятия в старшей группе к 8 марта Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: — воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; желание.

Конспект занятия в старшей группе «Осень» Конспект занятия в старшей группе «Осень» Программное содержание: Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование.

Конспект занятия в старшей группе «Транспорт» Старшая группа. Тема: «Транспорт» Цель занятия: уточнить и дополнить знания детей о видах транспорта, о профессиях людей на транспорте.

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Светофорик» Департамент образования Администрации города Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад комбинированного.

Конспект занятия «Волшебное кружево» (старшая группа) Целевые ориентиры: знакомить с народным промыслом-русским кружевом. Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие:.

Читайте также:  Румынские кружева шнур гусеничка
Оцените статью