- Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности
- Традиции
- Уникальность техники
- Элементы фона
- Необходимые материалы
- Сколки вологодского кружева
- Как нарисовать сколок самостоятельно
- Наматывание нити на коклюшки
- Подготовка валика
- Закрепление пары коклюшек
- Приемы плетения кружева
- Открытое занятие в подготовительной группе «Народное творчество России. Вологодское кружево»
Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности
Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия — салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.
В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.
Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.
Традиции
Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.
Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.
Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.
С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.
Уникальность техники
Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.
Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется «сцепками» или «решетками». Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют «сцепными». Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).
Есть мастера — «мерницы», которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже «парное» плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.
Элементы фона
Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:
- «Насновки» — это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
- «Плетешки» — это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
- Отвивные петельки на «плетешках» — это крученные нити, придающие фону большую воздушность.
Необходимые материалы
Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.
Основной инструмент для создания изделия — коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.
Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке — пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.
Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие «гвоздики» или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.
Сколки вологодского кружева
Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.
Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме — это места размещения булавок.
Как нарисовать сколок самостоятельно
Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.
Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.
Наматывание нити на коклюшки
Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.
Рассмотрим подробнее, как это делается:
- Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
- Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
- Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
- Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
- Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
- Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
- Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.
Подготовка валика
Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.
Закрепление пары коклюшек
Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку. Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см. Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.
Приемы плетения кружева
Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.
Рассмотрим два основных приема работы с нитями:
- Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой «П». Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано «П-П-П». Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
- Скрестить. Обозначается в описании узора буквой «С». Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой — по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано «П-С». Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.
После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!
Открытое занятие в подготовительной группе «Народное творчество России. Вологодское кружево»
Алина Зырина
Открытое занятие в подготовительной группе «Народное творчество России. Вологодское кружево»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района «Дубровский детский сад»
«Народное творчество России. Вологодские кружева».
Конспект открытого занятия в подготовительной группе.
Воспитатель: Зырина Надежда Анатольевна
Народное творчество России. Вологодское кружево.
Цель: Формировать у детей представление о народном декоративно – прикладном искусстве России – кружевоплетении. Вологодское кружево.
-Знакомить детей с народным промыслом – вологодским кружевом.
— Активизировать и обогащать словарь детей новыми словами /названия орудий труда кружевницы; элементы кружева и др. /
-Выразительно исполнять стихи, танец, частушки.
-Поддерживать у детей интерес к традициям России, уважение к людям, прославившим родной край своим мастерством.
Предварительная работа: Создание презентации о Вологодском кружеве. Чтение сказок. Разучивание стихов, частушек, танца, о кружеве; посещение музея кружева; встреча с кружевницей из «Губернаторского колледжа народных промыслов»; рассматривание и рисование кружевных узоров.
Зал украшен кружевными изделиями. Под спокойную музыку дети заходят в зал, воспитатель читает стихотворение.
Что я вижу! Что за диво?
Сколько кружева вокруг!
Правда дети здесь красиво,
Аж захватывает дух?
Посмотрите, эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Чудо – люди мастера.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться
и присесть на места.
Восп. : Ребята вы наверно уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено вологодскому кружеву.
Какое красивое и необычное кружево! Плетут его в городе Вологда. Вологда издавна была одним из крупнейших центров кружевоплетения. Слава о нем идет по всей России и за ее пределами.
Дети читают стихи. (слайд 2)
Весёлый ведут разговор,
Плетут кружевницы-подружки
Невиданный в мире узор. (Захар)
И кружево просто на диво
Искусные руки плетут
Воздушно оно и красиво,
Его Вологодским зовут. (Паша С.)
Восп. : Дети, что обозначает слово «кружево»? (предположительные ответы детей)
Дети: Слово «кружево» обозначает окружать, оплетать.
Восп. : Кружевоплетение, как один из видов рукоделия было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины – богатые и бедные. А какое оборудование нужно для плетения кружев? (слайд 3,4,5)
Дети: Для плетения кружева используют подушку, которая туго набита сеном, соломой или шерстью; подставка на которую кладут подушку; коклюшки – деревянные палочки на которые намотаны нитки; сколок – рисунок кружева на бумаге; булавки для закрепления кружева на подушке; нитки, используют белые льняные; вязальный крючок, предназначенный для соединения деталей кружев.
Воспит. : Молодцы, вы назвали основное оборудование, которое необходимо кружевнице.
Ловко перебирая пальцами коклюшки, кружевница перевивает, переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой. Коклюшки, ударяясь друг о друга, легко позванивают, как музыкальный деревянный инструмент.
А сейчас наши девочки попробуют сплести свой кружевной узор плавными, красивыми движениями. (танец девочек под сопровождением муз. руководителя Будановой А. Б.)
Воспит. : Какой красивый танец у вас получился.
По технологии создания кружево бывает двух видов. Каких?
Дети: Парное и мерное кружево.
Воспит. : А как по другому можно назвать парное кружево?
Дети: Мерное, потому что его можно измерить, разрезать.
Воспит. : А где используют мерное кружево?
Дети: Его используют при отделке краёв одежды, полотенец. (слайд 6)
Воспит. : А расскажите мне, как выплетают сцепное кружево?
Дети: Его плетут по частям, а потом с помощью крючка соединяют в целое.
Воспит. : Какие изделия можно отнести к сцепному кружеву?
Дети: Воротники, скатерти, предметы одежды. (слайд 7)
Воспит. : А сейчас на экране будут появляться элементы кружева, а вы должны будете мне их назвать. (слайд 8,9,10,11).
Дети: насновка, плетешок, полотнянка, сетка.
Восп. : Насновка бывает разной формы овальной, квадратной, треугольной, круглой. В вологодском сцепном кружеве чаще всего используют овальную форму.
Какой главный элемент кружева?
Вологда завьюжила белыми снегами (круговые движения туловищем,
Вьюга стелет кружево прямо перед нами (рисуют восьмёрку перед собой).
Рассыпает искорки северные краски (крутят ладошками с растопыренными пальчиками,
Снежные присказки кружевные сказки (обхватить ладонями щечки, покачать головой).
Кружевницы ниткой кружева плетут (Крутят руками)
Там цветы и птицы дивные живут (Рисуют в воздухе цветок и машут руками, как птицы).
Их коклюшечка «рисует» тут и там (Поворачиваются в стороны)
Нитка тянется за нею по пятам (рисуем вилюшку).
Нитью Вологда обвита (круговые движения руками,
Кружевами знаменита (руки вверх и развести в стороны).
Воспит. : Вологодское кружево всегда современно. Но кружевницы плетут не только салфетки, предметы одежды, а и украшения, кружевные сувениры (серёжки, колье, кружевные зонтики). (слайд 12)
А какой узор характерен для вологодского кружева?
Воспит. : Она извивается, изгибается в виде узоров, похожих на деревья, цветы, животных, фигуры людей и многое другое. Есть ещё один отличительный признак вологодского кружева, что у него нет?
Дети: У вологодского кружева нет углов.
Воспит. : Для вологодского кружева характерно резкое деление на фон и рисунок.
Знакомясь с вологодским кружевом мы с вами побывали в музее кружева в г. Вологда. (слайд 14)
Кто запомнил в каком году был открыт музей?
Дети: Музей был открыт в 2010году.
Воспит. : В музее представлены работы вологодских кружевниц. Что является символов музея?
Дети: Большая кружевная салфетка, которую плели 25 кружевниц, 2 месяца. (слайд 15)
Воспит. : Каждый из вас попробовал себя в роли кружевницы, какой элемент кружева вы плели?
Дети: Плетешок. (слайд 16)
Воспит. : В рамках нашего с вами проекта мы посетили не только музей, а ещё встречались с кружевницей Катей из Губернаторского колледжа народных промыслов. Что вам запомнилось от этой встречи? (слайд 17,18)
Воспит. : Дети, какими словами можно сказать о красоте вологодского кружева? Какое оно? (слайд 19-24)
Дети: Легкое, воздушное, белоснежное, красивое, нарядное, ажурное.
Воспит. : У вологодского кружева тоже есть свой день рождения – это 27 мая.
О кружеве написано много стихов, песен и наши дети сейчас вам споют частушки.
1. Мастерица – кружевница, девочка учёная,
Научи меня плести кружево кручёное!
2. У меня на кофте белой кружево «Снежиночка»,
Как по улице пойду – точно как картиночка!
3. Мы с подружкой повстречались у лесочка на мосту.
Про лесочек, про мосточек нынче кружево сплету!
4. Что за праздник? Что случилось? Кружевам все удивились.
Шутки, смех со всех сторон и коклюшек перезвон!
5. У меня на сарафане кружевные петухи.
Я на фабрике «Снежинка» их сплела для красоты.
Все: Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!
Воспит. : А сейчас я вам предлагаю побывать в роли кружевниц и сплести свой кружевной узор. Вам нужно будет дорисовать кружевной узор. Вспомните, что работа кружевницы очень трудная, требует большого внимания, аккуратности. Каждый элемент должен быть похож на предыдущий. Вместо коклюшек и вас будет белый фломастер. Приступаем к работе.
Воспит. : Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам наше занятие? Что вы узнали о кружеве? Что вам запомнилось больше всего?
Чему вы научились?
В конце занятия дети дарят гостям сувенир (ёлочка из кружевных бумажных салфеток на магните).
Конспект ОД по познавательному развитию детей в подготовительной группе «Устное народное творчество русского народа» Конспект ОД по познавательному развитию детей в подготовительной группе Цель Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Задачи Образовательные.
Конспект НОД «Русское народное творчество» в подготовительной группе Цель: формирование осознанного отношения к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества. Задачи: — формировать.
Конспект ООД «Русские обычаи, традиции и народное творчество» в подготовительной группе Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи. Задачи: 1. Продолжать.
Лэпбук «Народное творчество» Работая над темой по самообразованию «Устное народное творчество с детьми дошкольного возраста» я объединила материал в лепбуке, который.
Открытое занятие по ИЗО «Творчество Е. И. Чарушина» Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Радуга» Творчество Е. И. Чарушина Составила: воспитатель Пшеничная.
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма.
Конспект собрания в старшей группе в форме игры-путешествия «По стране «Устное народное творчество» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рада приветствовать вас на итоговом собрании нашей группы. Все готовы, значит отправляемся в путешествие.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Устное народное творчество» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой на тему: Игра-путешествие «Устное народное творчество» Цель: -Формировать.