- В чем особенность вологодского кружева: происхождение сколки, простые схемы
- Что такое вологодское кружево
- История искусства
- Типы сколочного кружева
- Техника плетения
- Элементы узора
- Как нарисовать сколок самостоятельно
- Вологодское кружево: народный промысел
- Содержание:
- История вологодского кружева
- Элементы промысла
- Вологодское кружево
В чем особенность вологодского кружева: происхождение сколки, простые схемы
Когда произносят слово «вологодское», чаще всего возникает ассоциация с кружевом. И это вовсе не случайность. Вологодское кружево для настоящих ценителей роскоши означает изящество и красоту, и все благодаря ажурному воздушному узору, который рождается в руках настоящих рукодельниц.
Что такое вологодское кружево
Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.
Изделие из вологодского кружева
Для изготовления потребуется:
- подушка-валик;
- коклюшки (можжевеловые или березовые);
- булавки;
- сколок.
Процесс плетения
К сведению! Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.
Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.
История искусства
Есть версия, что центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.
Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла? Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность.
Именно около Вологды в 1820 г. появилась первая фабрика, выпускающая кружево. На ней работали тысячи работниц — крепостных девушек. Позднее фабрики стали появляться в каждом уезде губернии. Эти фабрики стали основными поставщиками кружева в столицу страны Санкт-Петербург и Москву.
При этом для каждого уезда были характерны свои особенные узоры и способы плетения. В середине 19 в. А. Ф. Брянцева со своей дочерью Софьей создали свой особый кружевной вологодский узор, уникальный по орнаменту и рисунку. Впоследствии они научили этому ремеслу несколько сотен человек.
Обратите внимание! Самый расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевницы закупали себе необходимые инструменты для работы, это было относительно недорого. Зарабатывали они до 20 дореволюционных руб. в год, но и работали, не поднимая головы, до 16 ч. в сутки. Обучение девушек начинали с пяти лет. Появлялись целые династии мастериц кружевниц.
Вологодские кружева получили международные награды:
- золотая медаль на Парижской выставке декоративных искусств в 1925 г.;
- гран-при в Париже в 1937 г.;
- золотая медаль в Брюсселе в 1958 г.
В 1960 г. основано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», ведущим художникам которого в 1968 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Репина.
В 2010 г. на родине кружева в г. Вологда основан Музей кружева, который разместился в историческом здании 19 в. Экспозиция включает в себя выставочные залы, кружевное кафе, учебный класс, в котором обучают мастерству кружевоплетения. На втором этаже расположено восемь залов, в которых в хронологическом порядке представлена история появления знаменитого кружева.
Музей в г. Вологда
Типы сколочного кружева
Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок — схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:
- парное — самое сложное. Для него основной узор и фон плетутся одновременно, парой, позволяя получать длинные полосы кружев, которые затем отмеряли и разрезали. При создании кружева такого типа число коклюшек достигает до 300 пар;
- сцепное — основные элементы узора выполняются в виде тесемки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой вязальным крючком, образуя решетку. Число пар коклюшек колеблется в среднем от 6 до 12.
Сцепное кружево
Техника плетения
Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:
- Самым первым этапом является создание сколка — рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек — зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
- Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
- В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
- Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
- По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.
Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора.
Элементы узора
Самый главный узор вологодского кружева — снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.
Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.
Салфетка с узором из дубовых листочков
Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.
Кружевная царевна-лебедь
Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.
Кружевная кошка
Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) — все, что окружает человека, становится узором.
Кружевной трактор
В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.
Как нарисовать сколок самостоятельно
Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.
Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.
Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.
Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!
Вологодское кружево: народный промысел
Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.
Содержание:
История вологодского кружева
(«Пыльник» для плетения)
Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.
Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.
Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.
Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.
Элементы промысла
Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:
Вологодское кружево
Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы. Известное по всему миру, оно олицетворяет славу русского кружева.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века – из хлопчатобумажных нитей.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда – Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э. Я. Хумала, В. В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В. Д. Веселова и В. Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.
Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К. В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, – все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.
Многообразно творчество В. Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой – скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.
Творчество еще одной выдающейся кружевницы – В. Н. Ельфиной – тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.
В 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева. Он разместился в двухэтажном каменном здании, памятнике архитектуры федерального значения начала XIX века. На первом этаже музея находятся выставочные залы, кружевное кафе, художественный салон-магазин, оформленные в современном стиле, а также учебный класс, где работает студия по обучению кружевоплетению. Основная экспозиция музея, построенная в хронологическом порядке, находится на втором этаже и занимает восемь залов.
Интерес к кружевному промыслу и к единственному в России Музею кружева постоянно растет. Уже дважды Вологда принимала гостей Международного фестиваля кружева Vita Lace. Благодаря фестивалю Вологда объединяет рукодельниц, художников, исследователей и ценителей вологодского кружевного промысла – самого массового кружевного промысла России.