Вологодские кружева
Категория: | Чистый источник |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 987, фото: 26
Вологодское кружево напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ, но ничто не может заменить собой его самобытную красоту.
Промысел существует с первой четверти прошлого столетия. А истоки его — в глубине веков, в стародавних народных представлениях о красоте жизни, о нравственной чистоте. В виде затейливых и гибких орнаментов эти представления запечатлелись в деревянной резьбе, в вышивках. Их отголоски мы находим и в вологодских кружевах.
Народная песня поется сердцем и поэтому, передаваясь от поколения к поколению, всегда выглядит свежей, обновленной, как будто родилась она сегодня. Так и вологодские кружева изначально возникают в душах мастериц. Теплые девичьи и женские руки передают им неповторимость живых человеческих чувств.
Плетение кружев требует художественной одаренности, терпения и сноровки. Дело это непростое. Вологодские кружева создаются с помощью коклюшек — палочек с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой — на другом.
Узор в виде непрерывной плавной линии, образованной выплетенной тесьмой, выступает на фоне тонкой „решетки». Изделия запоминаются своими стройными, мелодичными ритмами и пленительной ажурностью.
В 1960 году основано объединение «Снежинка», выпускающее мерные кружева, покрывала, салфетки и другие вещи, украшающие быт. Многие из них показываются на всесоюзных и международных выставках, неизменно вызывая восхищение зрителя, который словно бы попадает на праздник в северную русскую деревню, любуется дивным инеем на ветвях деревьев, искрящимися снежинками на шалях сельских красавиц.
В. Н. ЕЛЬФИНА. Панно «Лето». 1979
В.Н.ЕЛЬФИНА. Панно «Осень». 1979
Заслуженный художник РСФСР В. Н. Ельфина
Творчество лучших вологодских кружевниц отмечено Государственными премиями, многим из них присвоены почетные звания. Им посвящены исследования искусствоведов, кинофильмы.
В современном искусстве вологодского кружева чистота традиций сочетается с органично входящими в них интонациями сегодняшней жизни.
Репродукции знакомят нас с различными стадиями изготовления изделий и с их создательницами.
Будто из волшебных лучей северного солнца сплетаются сказочные птицы и растения. С чувством соразмерности в орнамент вводятся также узорчатые изображения людей и строений.
Как и прежде, вологодское кружево вносит в нынешний интерьер благородство, возвышенность, сердечную теплоту. Оно сохраняет для наших современников ненарочитую естественную привлекательность. Радуют взор, настраивают на добрые думы вологодские жар-птицы, плетеные матрешки, пейзажи, занавеси, скатерти.
Гордятся своим творчеством опытные мастерицы. Приходят к ним на выучку и на смену молодые таланты.
В. В. СИБИРЦЕВА. Занавес «Русь Северная». 1973
Художник A. H. Ракчеева
A.H. РАКЧЕЕВА. Панно «Веселая деревня». Фрагмент. 1975
A. H. РАКЧЕЕВА. Сувенир «Снежинка». 1977
Е.А. БЕРДЕГА. Полотенце «Петухи». Фрагмент. 1977
Т.И. РУХЛОВА. Салфетка. Фрагмент. 1978
Г.H. МАМРОВСКАЯ. Дорожка «Ветка». Фрагмент. 1977
Лауреат премии им. Ленинского комсомола Г. Н. Мамровская
Вид на палату Вологодского кремля
Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».
Категория: Чистый источник Теги: Кружево Автор: Купцов Иван Иванович
Девочка в Воронцовском дворце |
Вам когда-нибудь встречались такие статуи? С живыми блестящими глазами и шелковистыми бровями?
«Виноваты ли мальчишки и девчонки что десятки народных игр ушли из их жизни?» Лапта. Городки. Котёл. Пустующие площадки в плену новостроек. Вернётся ли на них народная игра? И что это будет за игра? Фильм поднимает вопрос об игре как способу передачи культуры от поколения к поколению. Нельзя
Выточенные из дерева тонкие палочки — коклюшки — издавали в руках Анны Васильевны нежный перестук. Уследить за мельканием пальцев потомственной вологодской кружевницы я, как ни старался, не мог. Да это и неудивительно, ведь плетение кружев — наука не простая, ей обучаться надо не один год. Анна
Тихая позвякивающая мелодия наполнила комнату. Словно тоненькая-тоненькая струйка лесного ручейка переливалась не через камушек даже, а через прутик палый, через травинку.
В книге рассматриваются традиционные виды декоративно-прикладных ремесел народов Чукотки. Камчатки, Приамурья, Якутии, Красноярского края. Тюменской области. Авторы раскрывают эстетическое своеобразие, а также технику изготовления изделий из кости, меха, кожи, дерева, металла. Книга поможет учителю
Вологодское кружево как культурное наследие России
Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.
История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева. Это случилось в середине 19 века, когда Анфия Федоровна Брянцева, вологодская кружевница, подошла творчески и неравнодушно к созданию штучных изделий. Она сумела собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ получил название «вологодский манер» и стал необычайно популярен. Это впоследствии определило становление вологодского кружевного ремесла. Ключевую роль в дальнейшем обучении вологодских рукодельниц сыграла дочь Анфии Федоровны, которая передала другим мастерицам уникальную технику плетения, полученную от матери, и обучала этому способу других желающих приобщиться к «вологодскому манеру».
Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.
Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.
Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.
За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.
Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.
Благодаря творческому врождённому вкусу и художественному чутью вологодское кружево приобрело свою самобытность, выраженные особенности, неповторимые узоры. Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Она воплощает в кружеве иносказательные узоры, несущие аллегорическую смысловую нагрузку северных верований. Однако, несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.
В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.
В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.
За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.
Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.