Вологодское кружево рисуют дети

«Вологодское кружево. Рисование кружевной салфетки».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

План — конспект занятия образовательной деятельности.

Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие».

ТЕМА: «ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО. РИСОВАНИЕ КРУЖЕВНОЙ САЛФЕТКИ».

Скачать:

Вложение Размер
«Вологодское кружево. Рисование кружевной салфетки». 14.91 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект образовательной деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: «ЗНАКОМСТВО С ВОЛОГОДСКИМ КРУЖЕВОМ.

РИСОВАНИЕ КРУЖЕВНОЙ САЛФЕТКИ».

Цель: познакомить детей с кружевами вологодских мастериц и нарисовать кружевную салфетку.

Задачи: учить видеть красоту вологодского кружева, контрастность сочетания плотных частей узора и легкой воздушной сетки, замечать разное по назначению и форме построение узора в изделиях; учить детей составлять узор в круге, рисовать в определенной последовательности изогнутые непрерывные линии всей кистью, мелкие детали – концом кисти.

Учить видеть красоту белого кружева на темном фоне.

Развивать эстетическое чувство, воображение, образное мышление и мелкую моторику.

Воспитывать уважение к труду мастеров народного творчества, интерес к окружающему миру и рисованию.

Материал: бумага А-4 темного цвета (можно круглой формы), белая гуашь, школьный белый мел, беличья кисть № 1 или 2, палитра, баночка с водой, салфетка для рук.

Наглядность: кружево; набор открыток «Русское кружево», репродукция картины В.Тропинина «Кружевница», работы детей прошлых лет, доска с чистым листом для показа поэтапного рисования кружева, образец работы, сделанный педагогом.

Выставка изделий из кружева: косынка, воротники, вставка для платья,

Педагог знакомит детей с кружевными изделиями. Выделяет сначала плотные части, затем сеточки: прямые наклонные, паучки, решетки; кайму, украшенную зубцами.

« Посмотрите на эти ажурные изделия, их создали руки искусных мастериц.

Кружева плели во многих уголках России – в Рязани, Вятке, Ельце. Славилась кружевами и

Вологда. Там выращивают лен. А льняные нити — прекрасный материал для плетения кружев.

Мастерицы сами придумывают свои узоры: сказочных птиц, морозные узоры, звезды, цветы, пушистые снежинки.

В наши дни, как и в старину, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки.

Коклюшки – это круглые деревянные палочки. Перед кружевницей на специальной подушечке-валике изображен узор линиями и булавками, воткнутыми в подушку, — рисунок

Мастерица быстро и ловко перебрасывает коклюшки из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок, и получается прекрасный кружевной узор.

Труд вологодских кружевниц и сегодня в почете и уважении. Вологодскими кружевами украшают одежду, белье, салфетки, шали».

Педагог обращает внимание детей на репродукцию картины В.Тропинина «Кружевница» (кто изображен на картине, на чем плетет кружева кружевница, к какому жанру живописи относится эта картина), как художник изобразил женщину, плетущую кружева : « С легкой улыбкой смотрит она на нас из далекого прошлого, а её руки все плетут и плетут кружева».

Педагог показывает поэтапное рисование кружева (фрагмент) на доске на чистом листе бумаги и отдельные части кружева на доске мелом.

Дети намечают кружевной узор мелом на бумаге, а затем обрисовывают белой

гуашью концом кисти.

1) намечают мелом на бумаге середину кружевного узора;

2) определяют и зарисовывают общий узор, середина крупный цветок, бабочка и т.д.

3) обрисовывают вилюшки – соединения плотных частей;

4) рисуют сеточку в разных вариантах.

В процессе работы поощрять детей, которые придумали оригинальные узоры.

В процессе занятия проводится физкультминутка для уставших пальчиков (сжимаем и разжимаем кулачки).

В конце занятия проводится анализ работ. Работы получились красивые и яркие. Молодцы, ребята! Работами украшают холл дошкольного отделения.

Занятие по декоративному творчеству «Вологодские кружева»
план-конспект занятия (рисование, подготовительная группа) на тему

Занятие проводится с детьми старшшего дошкольного возраста в целях расширеняи знаний о вологдских кружевах

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятияa.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

для детей подготовительной к школе группы

воспитатель Матвеева Елена Александровна

г. о. Орехово-Зуево

  1. Продолжать знакомить с народным промыслом — русским кружевом.

Закреп лять знания о вологодском кружеве; умение рассматривать кружева, рассказывать о них.

Учить новой технике — рисованию манной крупой, учить составлять узор на круглой форме (пластинках).

  1. Развивать творческую фантазию, самостоятельности в составлении композиции из знакомых элементов.
  2. Воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. Учить получать радость от проделанной работы.

Вы ставка кружевных изделий . Телевизор и проектор, кле енки, фартуки, пластинки, клей ПВА, манная крупа в розетках.

Дети входят в зал, встают вокруг выставки кружев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Дети рассматривают выставку.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые изделия. Они связаны из ниток. Вещи связаны из ниток крючком. Крючком можно связать салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, по крывала и т.д. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Как называют мастериц? (ответы детей) Молодцы, дети.

Воспитатель . А старинный город Вологда всегда славился своими кружевами. Какой город славится кружевами? (ответы детей)

Воспитатель. Да, именно в этом городе ма стерицы плетут кружева, вот только не крюч ком, а на палочках-коклюшках. (Стук в дверь)

Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка из Вологды. (Открыва ет, достает диск для просмотра.) Давай те посмотрим, что нам прислали! (Просмотр видеосюжета о вологодских кружевницах.) Смотрите, здесь еще. письмо. (Читает.)

«Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изде лия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Дети. Да! Конечно!

Воспитатель. Молодцы! Но перед этим давайте поиграем.

Воспитатель. Отдохнули? А теперь надо поработать . Вы сейчас превратитесь в мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым, проходите и садитесь.

Воспитатель. Как же нам быть? Кок люшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились. Я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом — с помощью манной крупы. Посмотрите, на ваших столах лежат салфетки. Их мы и будем украшать. (Воспитатель показывает два-три образ ца, дети рассматривают элементы, их расположение.) Какие элементы вы узнали на салфетках?

Дети. Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки.

Воспитатель. Правильно. Молодцы. А рисовать вы будете клеем. С его помощью нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии — тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой (показать). После этого лишнюю крупу стряхиваете на лист бумаги.

С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом?

Дети. Засыпать манкой весь рисунок.

Воспитатель. Молодцы! Не забудьте, что лишнюю крупу необходимо ссыпать на чистый лист. Начинать работу лучше начать из центра. Все запомнили?

Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуй ста, к работе; ваша задача — сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.

Самостоятельная работа детей

Играет музыка, вос питатель ведет индивидуальную работу.

Дети составляют узор и наносят его кле ем ПВА на пластинку.

Воспитатель. Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А кто хочет рассказать о работе своего товарища? (Анализ работы детьми)

Когда работы высохнут, мы сложим кружева в посылку и отправим вологодским кружевницам .

Рисование элементов Вологодского кружева.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

В данном материале представлены презентация по истории возникновения Вологодских кружев, технология рисования элементов кружев и шаблоны для урока.

Скачать:

Вложение Размер
Шаблон элементов Вологодских кружев 647.96 КБ
Презентация Вологодские кружева 1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Автор: Кошелева Екатерина Александровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 93 им. М.М.Расковой» Загадочные узоры Вологодских кружев

История города Вологда Старинный русский город Вологда, история которого началась в 12 веке, можно по праву считать хранителем древних традиций культуры Севера. Заслуженную известность и широкое признание за высокую художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево.

Современный город Вологда

Вологодские кружевные изделия

Вологодские кружевные изделия

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой, чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

Материалы и инструменты для плетения кружев Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклю́шка , также кока , коко , коклюха — деревянная палочка, на которую наматываются нитки, для плетения кружева. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, — самые популярные материалы для легких коклюшек.

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе . Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки .

Сколок — рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.

Элементы кружев Плетешок Сетка-решётка, которая служит фоном.

Элементы кружев Тесьма-полотнянка (вилюшка). Насновки – небольшие фигурки очень плотного плетения.

Цветовое решение Белый Голубой Чёрный Кремовый Серый

Необходимые материалы Черный или фиолетовый матовый картон. Шаблон кружева. Простой карандаш. Белый корректор в карандаше.

Технология рисования Наложить шаблон кружева на картон, закрепив их скрепкой между собой. Простым карандашом обвести рисунок на шаблоне, сильно надавливая на карандаш. Убрать шаблон, на картоне останется видимый оттиск. Обвести полученный оттиск белым корректором. Рисунок кружева готов.

Список использованных материалов http :// www . etoretro . ru / pic 26229. htm http :// lubimoe — delo . ru / index . php / archives /200 http :// fototerra . ru / Russia / Vologda / Westa -4003. html http://fototerra.ru/Russia/Vologda/Westa-4003.html http :// www . snejinka . ru / index . php ? cPath =194_174 http://www.linens.ru/catalogue/vologda_laces/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 им. И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края интегрированный урок.

План — конспект регионального урока по ИЗО с использованием ИКТ (интерактивной доски и нетбуков по количеству учащихся).

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора.

Используемые средства: Учебник, глиняные игрушки (индюк, барыня, водоноска), изготовляемые в Дымковской слободе. Фотографии с изображением народных игрушек.Листы бумаги для рисования с кон.

тема: «Вологодское кружево».

Цели деятельности учителя: ознакомление с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей способов изображения белоснежных узоров вологодского кр.

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству «Вологодское кружево», 2класс.

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Вологодские кружева»

Елена Суворова
Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Вологодские кружева»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»

Цель: Познакомить детей с вологодским народным промыслом – кружевоплетением, учить создавать узоры на салфетке нетрадиционным способом.

Образовательные:

• познакомить детей с изделиями вологодских кружевниц, созданием кружева с применением ИКТ,

• использовать знакомые элементы декоративного рисования в создании узора на салфетках.

• развивать творческую фантазию, самостоятельность при составлении композиции из знакомых элементов,

• познакомить детей с нетрадиционными формами рисования кружев (рисование палочкой, развивать технические умения,

создавать условия для экспериментирования с художественными материалами: карандашами, фломастерами, мелками и т. д.

закреплять знакомые элементы узоров декоративного рисования: точка, прямая линия, сеточка, кружок,

• обогащать у детей зрительные впечатления

• активизировать и обогащать словарный запас детей новыми словами и словосочетаниями (кружево, кружевницы, палочки-коклюшки, вологодские кружева, кружевоплетение)

• поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы,

• вызвать у детей интерес к творчеству народных умельцев Вологды,

• воспитывать эстетичное отношение к бытовой культуре и предметам искусства,

• воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному.

Ребята, мы с вами много путешествовали по разным городам России. И знаем, что почти каждый город славится своими мастерами.Например: Гжель – гжельской росписью, дымка – дымковской росписью, Хохлома – хохломской росписью. Наш город Коломна славится тепловозами. А город Вологда, о котором мы с вами недавно беседовали, славен своими кружевами. Их так и называют – вологодские кружева. Давайте их рассмотрим.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж, захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать всем: есть в стране

Дети рассматривают на экране вологодские кружева (салфетки, платки, шарфы, жабо, воротнички и др.

-Посмотрите, какие красивые изделия. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами.

-Как вы думаете, от какого слова произошло это название?

-Правильно, оно произошло от слова «кружева».

-Давайте с вами все вместе произнесем это слово. А теперь по – одному (спросить нескольких детей).

-Вот с каким красивым новым словом мы познакомились сегодня.

-Именно в Вологде такие мастерицы плетут кружева, но не крючком, не спицами, а с помощью палочек-коклюшек. Давайте рассмотрим их (показать картинку с изображением палочек-коклюшек).

-Это специальные деревянные палочки для плетения кружева. С помощью них мастерицы-кружевницы плетут узоры. Они все разные. Давайте внимательно их рассмотрим (дети называют элементы узоров, их последовательное расположение, повторение через определённый промежуток, и др.).

— Но прежде, чем сплести узор, его необходимо придумать и нарисовать. А уже потом перенести в узор изделий вологодских кружевниц.

-Ребята, я предлагаю всем вам сегодня побыть художниками. А рисовать мы будем не совсем обычные картины, а узоры для вологодских кружев.

-Сначала попробуем нарисовать узор совсем необычным способом — с помощью движений. Приглашаю вас на физминутку «Кружева».

Физкультминутка «Кружева»

Кружевницы ниткой кружева плетут, (Имитируют плетение)

Там цветы и птицы дивные живут.

Их иголочка «рисует” тут и там, (Отводят руки в стороны попеременно и

Нитка тянется за нею по пятам. прослеживают взглядом)

Но и мы умеем, кружева вязать, (Имитируют рисование кистью)

Будем кисточкой узоры рисовать.

Нарисуем мы узоры наверху, (Поднять голову, посмотреть вверх)

Завитушками листочки есть внизу. (Опустить голову, посмотреть вниз)

Слева можем мы бутоны положить, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)

Справа инеем пушистым всё покрыть. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотретьвправо)

Мы волшебные получим кружева, (Поднять руки вверх)

Будут радовать они нас, детвора. (Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз)

-У нас с вами получился узор, но он невидимый. От нашего плетения не осталось никакого следа.

— Предлагаю вам рассмотреть материал, который всегда оставляет за собой след. Назовите его (дети рассматривают карандаши, краски, мелки и т. д.).

-А теперь подумайте и скажите, какой из этих материалов лучше всего подойдёт для рисования кружев и почему?

После рассуждений воспитатель обращает внимание детей на палочки с тонкими заострёнными кончиками.

-Как вы думаете, можно ли нарисовать узоры вот этой палочкой? (нет)

-Почему нельзя? (они не оставляют следа, поцарапают лист бумаги и т. д.)

-Секрет этих палочек и заключается в том, что они умеют царапать, чертить. А след они могут оставить. Для этого проведём эксперимент. Попробуем сначала начертить на этом листе, а теперь на другом.

-Что вы заметили (на одном листе остаётся след, а на другом нет?

-Значит, рисовать узоры мы будем вот на этих листочках, где виден след от палочки. Это специально подготовленная бумага.

— Но прежде, чем мы начнём рисовать узоры, давайте с вами рассмотрим представленные образцы. Что, по-вашему, на них изображено? (паутинка, снежинка, солнышко, повторяющиеся квадратики, ромбики, цветочки, листики и др.) (на доске выставлены образцы нарисованных салфеток).

Обратите внимание на то, что каждый представленный узор начинается от центра и соединяется с краями. Узор может быть повторяющимся, вот как этот.

-Ребята, а вы обратили, как выполнен узор кружева? (аккуратно, тонкой непрерывной линией).

-Предлагаю всем вам подумать, какой элемент узора вы создадите сейчас вот на этой маленькой салфетке.

-Возьмите понравившуюся вам салфетку и проходите в художественную мастерскую.

-Представили узор для салфетки? Попробуйте сначала нарисовать его в воздухе вот этими волшебными палочками. А теперь на салфетке, слегка делая нажим.

-Разглядели тонкие линии узора? А теперь их обведите, усиливая нажим палочек.

В ходе самостоятельной деятельности помощь затрудняющимся детям советом, отдельным показом. Выполненные салфетки размещаются на доске.

-Ребята, давайте вместе полюбуемся красивыми салфетками, которые у вас получились. Каждая салфетка по- своему красива и нет ни одной похожей!

-Что можно разглядеть на твоей салфетке, Алёна? А что в узоре отразил ты, Алёша? Почему ты, Маша, нарисовала солнышко?

-Как вы думаете, ребята, ваши узоры понравились бы вологодским кружевницам? В каком изделии они бы их использовали?

— А сейчас наше занятие подошло к концу. Что запомнилось вам больше всего? Что-то для вас было новым? Чему вы научились?

— Всех вас вместе с вашими салфетками я сейчас сфотографирую и отправлю вологодским кружевницам. Может быть, они им помогут создать новый красивый узор для изделий из кружева.

Читайте также:  Как сделать лекал выкройки
Оцените статью