Все что связано с вышивкой

Все что связано с вышивкой

Автор: Наталия Горюшкина

Вышивка — это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки. Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних — счетных вышивках.

Они называются «счетными», потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.

Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов «Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства». Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее — и для декорирования церковного облачения и утвари.

Читайте также:  Алмазная вышивка чай с клубникой

Фото. А. Г. Венецианов «Крестьянская девушка за вышиванием» (1843). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков — так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц, например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные — стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.

Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.

Фото. Рушник. Счетная одноцветная гладь. Автор работы — соколиха.
Фото. Вышивка в технике олонецкая роспись.
Фото. Орнамент. Счетная вышивка и болгарский крест. Автор работы — llyra.

Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее — в Курской, Воронежской — к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.

Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется «верховой», потому что узор при этом словно «рисуется» рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.

Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.

Фото. Оберег, вышитый в технике «набор». Автор работы — Nika_S.

Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли «браное шитье» (от слова «брать, набрать»).

На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий — полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.

Фото. Орловский спис.

Одной из разновидностей наборного шитья является «орловский спис». Характерная его особенность — рисунок «обводился» по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых «бранок»): «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное — это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.

При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаницы». Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.

Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. «белая гладь», выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).

Другим способом «заполнить цветом» фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее — по наложенному на него особому полотну с редким переплетением — канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного «болгарского креста». Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).

Фото. В. Э. Борисов-Мусатов «Леди вышивает» (1901). Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства — конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.

Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.

Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.

Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви — вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)

И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для . многих видов кружев. Но об этом — в следующий раз.

История возникновения вышивки

Вышивание – искусство очень древнее. История вышивки — тема этой заметки. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!

История возникновения вышивки

Когда зародилась вышивка? Вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можно предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.

Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.

Вышивка в Древнем мире

Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.

Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.

Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.

Вышивка в Средние века

Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.

Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.

Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.

Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.

Восточная вышивка

Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.

Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.

Вышивка в Новое время

Английская вышивка

Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства и аккуратности.

Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!

Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.

Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!

В XVII веке получила распространение объемная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.

Французская вышивка

Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.

Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.

Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.

Германская вышивка

Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.

Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.

Итальянская вышивка

В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.

Вышивка на Руси

В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.

Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!

Оцените статью