Обзор материалов для вышивки украшений камнями и бисером
Эту публикацию я хочу посвятить даже не новичкам, а тем, кто только планирует научиться вышивать бисером, но не знает с чего начать. Самым важным в любом деле является правильный выбор материалов и инструментов.
Во-первых, нам необходима основа. Существует несколько подходящих «тканей», необходимо опробовать каждую, чтобы выбрать самую удобную конкретно для вас. Распространенными являются такие основы, как фетр, кожа (натуральная или плотная искусственная), флизелин (сложенный в несколько слоев), сукно и др. Джинсовую ткань лучше не использовать, так как она имеет свойство распускаться и «сыпаться» по краям, что может испортить ваше изделие и сократить срок его эксплуатации.
Для оформления изнанки потребуется натуральная или искусственная кожа, замша, можно использовать фетр, плотные ткани с красивым узором или кружево.
Если Вы хотите делать браслеты, гребни, ободки, брошки или кольца, то нужно иметь металлические основы. Для браслета используют алюминиевые заготовки (которые бывают в уже согнутом виде, либо плоские, форму которым мастер придает самостоятельно), эти основы могут быть всевозможных форм, приобрести их можно на Ярмарке Мастеров.
Для брошек используют булавки, основы с сеткой для пришивания и основы с плоским основанием (к которым готовое изделие приклеивают на горячий или суперклей).
Основы для колец так же бывают всевозможных форм, некоторые нужно частично прятать под изнаночную «ткань», другие пришивают или приклеивают к уже готовому изделию.
Для ободков и гребней также существуют специальные металлические основы, они бывают разной ширины.
Самым важным в любой вышивке является бисер! Здесь ассортимент безграничен, современные технологии позволяют делать бисер абсолютно любых оттенков, размеров и форм. Что касается качества, то на первом месте находится бисер таких производителей, как Toho и Miyuki (Япония), затем Matsuno (Япония) и Preciosa (Чехия). Никогда не используйте китайский или тайваньский бисер для вышивки. Работая с ним Вы не только испортите своё изделие (ведь этот бисер неровный, разного размера и даже оттенков в одной пачке, кроме того со временем он выцветает, а покрытие облазит), но и изрядно устанете и, что хуже, можете вовсе потерять интерес к вышивке (так как этот бисер может трескаться, игла будет застревать, а края перерезать нить, особенно это касается стекляруса). Подробное описание марок, видов и форм бисера будет ждать Вас в следующих публикациях.
Чтобы Ваше изделие было еще более оригинальным и роскошным рекомендую использовать кабошоны из натуральных камней (которые бывают разных форм и размеров), аммониты (это окаменелые ракушки) и различные кристаллы (самыми любимыми у рукодельниц являются swarovski). Подробнее про натуральные камни поговорим в следующих публикациях. Кроме камней используют различные бусины, пуговицы, жемчуг, а так же все, что можно пришить, приклеить и оплести.
После того, как мы собрали необходимые материалы можно приступать к изготовлению. На этом этапе нам понадобятся следующие инструменты: иглы, нитки, клей, бумага, ножницы, карандаш и ёмкости для бисера.
Для вышивки бисером Вам будут нужны специальные иглы, так как обычные, которые мы используем для бытовых или швейных целях, просто не пролезут в маленькое отверстие бисеринки. Очень удобными я считаю иглы PONY 10 или 12 размера для бисера. Длина игл 50-55 мм. Диаметр игл 0,32-0,4 мм. Но у бисерных игл есть свои недостатки: они очень тонкие, поэтому легко ломаются и еще легче гнутся при неаккуратном использовании.В вашем наборе должны быть обязательно иглы про запас, ведь расходные показатели ломкости требуют достаточно частой смены игл, при этом в наборе должны быть представлены как бисерные, так и швейные иглы для пришивания, прокалывания и отделочных работ разных размеров.
Что касается ниток, то выбор зависит от Вас. Вы можете вышивать леской толщиной 0,1-0,07, лавсаном, шелковыми, армированными или капроновыми нитками 50К, а также специальными нитками Toho One-G или NYMO (нейлоновая мононить). Преимуществом здесь пользуются мононити, так как они прочнее других и не имеют свойство скручиваться в процессе вышивания.
Большинство рукодельниц используют клей Момент-кристалл, с помощью которого клеят кабошоны к основе и изнанку к изделию, этот клей прозрачный, почти без запаха и очень прочный.
Ножницы нужны двух размеров: большие для ткани и бумаги, а также маленькие с острыми концами для обрезания ниток и лишней ткани после завершения работы (можно использовать маникюрные).
Для чего нужна бумага? После завершения работы с вышивкой необходимо оформить изнанку, если мы будем клеить «ткань» прямо на вышивку, то все узелки и закрепки будут просвечивать через неё, и вид изнанки будет некрасивым. Бумага позволяет выровнять поверхность, плюс сделать изделие более прочным и помочь ему держать форму. Если Вы вышиваете браслет на металлической основе, то бумагой проклеивать в этом случае не нужно.
Итак, мы узнали обо всех необходимых материалах, подробнее с некоторыми (а именно с бисером и кабошонами) можно будет ознакомиться в следующих публикациях, поэтому добавляйте меня в круги, чтобы не пропустить полезные уроки.
Азы вышивки украшений бисером
Небольшое вступительное слово…
За последние годы я просмотрела массу МК, посвященных этой теме. Все мастера вышивают по-разному. Как же правильно? Мое мнение, — в вышивке нет понятий «правильно» и «неправильно». Есть способы, которые вам подходят, а есть те, которые не подходят. К сожалению, я могу поделиться только своим опытом. Поэтому большая просьба ко всем девочкам, которые уже освоили вышивку, дополнять и поправлять.
Долго думала какое изделие будем делать для изучения азов. Хотелось предложить какой-то интересный дизайн. Но взвесив все «за» и «против», пришла к выводу, — будем делать самое простое, а изысками займемся на следующих занятиях. Это будет кулон (но можно сделать другое украшение). В центре – кабошон, оформленный мозаичной оправой. Вокруг кабошона одна или несколько окружностей из бисера, бусин, стразовой тесьмы и т.д.
Для урока я сделала такой кулон
Не пугайтесь, можно обойтись без тилы и делики. Дизайн украшения зависит от ваших возможностей и фантазии!
Теперь немного теории…
Какие материалы нужны для вышивки?
Прежде всего, конечно, это бисер, бусины, кабошоны и прочие приятные штучки с которыми вы отлично знакомы. Останавливаться на этом пункте не буду.
Нитки. Я пользуюсь теми же, которыми плету. Лавсан от «Мосниток» или похожие. Не подойдет леска. Мононить можно иногда использовать для заделочного ряда, но вышивать лучше нитками.
Основа для вышивки. Я не пользуюсь пяльцами, поэтому основа для вышивки, в первую очередь, должна хорошо держать форму. Признаюсь честно, ни разу не пробовала ни специальную основу для вышивки ни моделируемый фетр. Любимым материалом долгое время был склеенный в несколько слоев флизелин. Сейчас к нему добавилась мебельная экокожа. Несколько слов о флизелине. Это, пожалуй, самый доступный материал! Для изготовления основы нужен плотный клеевой флизелин, тонкий не подойдет. «Склеивается» он следующим образом. Берем 2 одинаковых кусочка флизелина, складываем их клеевыми слоями внутрь. Помещаем наш «бутерброд» между 2 листами офисной бумаги. Утюжим сильно нагретым утюгом без пара, пока слои надежно не склеятся между собой. Затем добавляем еще 2 кусочка флизелина и повторяем процедуру. В итоге должен получиться 4-слойный образец. Если он по своим свойствам несколько напоминает тонкий картон, значит процедура прошла удачно и флизелин выбран правильно. Главный недостаток этого материала – он абсолютно не подходит для частичной вышивки.
Акриловые краски. Флизелиновую основу часто окрашивают в цвет бисера, чтобы украшение выглядело более аккуратно, а иногда чтобы еще и добавить дополнительную жесткость материалу. Маленькая хитрость. С этой же задачей отлично справляется лак для ногтей)).
Понадобится клей. Я пользуюсь «Момент Кристалл». Основные требования – водостойкий, когда подсохнет должен быть эластичным и прокалываться иглой. Хорошо, если будет прозрачным.
Для укрепления изделия нужен тонкий пластик. Я варварски режу термосалфетки.
Материал для изнанки. Главные требования нему, — чтобы края не обсыпались и относительно легко прокалывался иглой. Если кожа, то не слишком толстая, иначе будет трудно работать.
А теперь я перечислю материалы, которые необходимы для изготовления украшения:
Бисер. Понадобятся как минимум 2 размера. 11/0 (для чешского 10/0) и 15/0 (для чешского 13/0). Остальное по желанию.
Кабошон. У меня круглый, но можно использовать овальный. Можно заменить пуговицей на ножке или плоской бусиной.
Бусины. У меня тила. Можно заменить другими. Или обойтись без них.
Основа для вышивки (у меня мебельная экокожа).
Штифты (не обязательно).
Материал для изнанки.
Приступаем к практике!
Вышивка оправы кабошона мозаикой.
Наклеиваем кабошон на основу для вышивки. Не забудьте оставить место для творчества, отступите от края несколько см 😉
Будем работать по формуле «2 бисеринки вперед, 1 назад». Схема выглядит так:
Закрепляем нить на изнанке, выводим рядом с кабошоном на лицевую сторону. Набираем 2 бисеринки 11/0 (чешский 10/0, можно взять цилиндрический бисер), делаем стежок. Длина стежка примерно равна удвоенной высоте бисерины.
Делаем стежок в обратную сторону (длина стежка = высоте бисерины), выводим нить между бисеринами. Затем проводим нить через вторую бисеринку.
Точно так же пришиваем следующую пару, и следующую. Пока не сделаем полный круг. Количество бисерин в круге обязательно должно быть четным.
Четные бисерины пришиты к основе плотно, а нечетные можно приподнять иглой. Выводим нить из любой нечетной бисерины (обычно это первая бисерина) и начинаем плести мозаику.
Если у вас возникли проблемы с этим пунктом, посмотрите мой старый МК на эту тему. Там я рассказывала о плетении мозаичной оправы довольно подробно.
Количество рядов зависит от высоты кабошона. Последний ряд плетем бисером 15/0.
Теперь нужно пройтись еще раз по последнему ряду, стягивая оправу.
Оправа кабошона готова!
Далее вышиваем ряд вокруг кабошона. Я взяла бисер Милато №12 (давно собиралась попробовать), по форме/размеру он напоминает чешский 10/0. В этот раз пришиваем по одной бисеринке. Формула — «1 бисеринка вперед, 2 назад». Схема:
Схема на первый взгляд может показаться сложной, но уверена вы разберетесь!
Выводим нить возле оправы. Пришиваем 1 бисерину, делаем стежок назад (длина = высоте бисерины), проводим нить через бисерину.
* Набираем 1 бисерину, делаем стежок вперед, равный высоте бисерины, делаем стежок назад (длина стежка = удвоенной высоте бисерины), проводим нить через 2 бисерины. Повторяем от *, пока не закончим ряд.
Домашнее задание. Попробуйте вышивать ряд по формуле «1 бисеринка вперед, 3 назад»
Дополнение. Сейчас многие шьют бисерные ряды вприкреп. Если вы хотите освоить этот способ, очень рекомендую изучить урок в ШБИ от Марии Вуколовой. Пока он еще доступен.
В следующим ряду я пришиваю тилу. Вместо тилы можете взять другие бусины или пропустить этот пункт совсем. Все бусины пришиваются по одной.
Сначала пришиваю тилу по внутреннему диаметру, формула «1 тила вперед, 1 назад»
На следующем фото специально приподняла некоторые бусинки, чтобы было видно, что тила пришита только по внутреннему диаметру.
Теперь пришиваем тилу по внешнему диаметру.
Чтобы закрыть зазоры между бусинами я подплела (! именно подплела, а не пришила) бисер 15/0. К сожалению, бисеринка в фокус не попала ((
Должно получиться как-то так.
Далее делаем еще один ряд бисером, аналогично первому.
И еще один ряд. На этот раз последний. Последний ряд очень важен. От того, насколько правильно он вышит во многом зависит качество обработки края. Главная особенность — иглу вводим и выводим как можно ближе к предыдущему ряду. Это позволит без проблем срезать излишки основы.
Отрезаем лишнее. Основа не должна выступать за бисерный край.
А теперь смертельный номер! Буду показывать то, что сама делать толком не умею . Но я все же попытаюсь, а вы сами думайте, надо вам это или нет ;).
Обычно фурнитура крепится к заделочному ряду, но есть и другой путь, — пришить к вышивке выгнутые петельками штифты до начала обработки изнанки. Сейчас я попробую сделать то, что никогда не делала, сделаю 7 петелек из штифтов (обычно ограничиваюсь двумя — тремя). Две будут служить для подвеса изделия и пять для декора.
Для начала размечаю места крепления
Теперь изгибаю штифты. Нужно выгнуть их таким образом, чтобы потом прочно пришить
Пришиваю. Штифты должны быть пришиты плотно, не сдвигаться относительно основы.
Капаем клей только на центр вышивки и приклеиваем к ней кусочек пластика.
Теперь обрезаем излишки пластика. Сначала с лицевой, затем с изнаночной стороны. Размер детали должен быть немного меньше размера вышивки (чтобы она не мешала шить заделочный край). После обрезки нужно подклеить края.
Теперь приклеиваем вышивку к изнанке. Самый край (около 2 мм) не проклеиваем.
Далее нужно обрезать излишки. Изнанка должна быть чуть-чуть больше, чем вышивка. Делаем припуск равный приблизительно 1 мм. (Фото почему-то не сделала).
Обрабатываем край. Делать это будем по следующей схеме:
Набираем 2 бисеринки, прокалываем иглой наши слои (игла входит со стороны изнанки, выходит с лицевой стороны). Длина стежка ориентировочна равна диаметру бисеринки.
Проводим нить через вторую бисеринку так, чтобы она (нить) оказалась между первой и второй бисеринами.
Далее набираем по одной бисеринке. Делаем стежок снизу вверх.
Проводим нить через бисерину
Дойдя до штифтов продолжаем шить заделочный ряд, оставляя штифты позади бисерин.
Дойдя до конца ряда первую и последнюю бисеринку надо соединить. Попробуйте догадаться сами как это сделать!Штифты все же сыграли свою негативную роль, заделочный ряд получился, мягко говоря, неидеальным (((. Буду декорировать. Бисерный декор к такому краю можно подплести двумя способами. Первый — кирпичиком, цепляясь за нить. Или так.
Декор плела в 2 приема по схеме
Вот что получилось. Лицо.
Осталось прикрепить подвески и подвесить украшение на шнур или цепочку. На этом урок закончен!