Все про вологодское кружево

Вологодское кружево

Рукоделие невероятной красоты, ювелирного исполнения, с богатыми узорами и нарядной фактурой. Вологодское кружево – известный во всём мире народный промысел родом с территорий Русского Севера. Каждый орнамент имеет свой ритм и будто оживает, придавая изделию неповторимую красоту и уникальность. Бесспорно, есть работы, которые являются настоящим произведением искусства.

Традиция обрамлять края одежды вышитыми узорами зародилась на Руси давно. Невозможно точно сказать, с какого века наши предки стали заниматься кружевоплетением, знаем только, что очень и очень давно. Таким способом украшали одежду женщины и крестьянского сословия, и дворянского, и царские особы. Только у представительниц знатных родов нарядное кружево могло содержать золотые или серебряные нити, жемчуга, а у деревенских красавиц кружево было по большей части изо льна.

Непосредственно искусство вологодского кружева появилось в России в XVII-XVIII веках. Тогда сложились чёткие правила кружевоплетения. Вплоть до начала XIX века рукоделием занимались дома, а первая фабрика появилась в Вологде. Там работали крепостные крестьянки. Этот народный промысел быстро приобрёл популярность, и уже к середине века вологодское кружево стало фирменным брендом Вологды. Теперь уже тысячи мастериц создавали сложные и оригинальные узоры. Орнаментальные рисунки в каждом уезде вологодской земли отличались друг от друга. Они были уникальны, а изделия характеризовались индивидуальностью мастерской работы. Разнилась и техника исполнения кружева. Пик популярности выпал на конец XIX – начало XX века. Тогда чудо-изделия вышли за пределы России и попали в Европу, где тут же стали модными.

Читайте также:  Трафареты для рисования батик

Уникальные особенности вологодского кружева

Это кружево никогда не спутаешь ни с каким другим. В вологодском – присутствует обязательное деление на узор и фон. Тогда и получаются такие чёткие и выразительные линии орнамента, которые не сливаются со второстепенным фоном. Интересно, что на ранних этапах зарождения этого народного промысла мастерицы выбирали в качестве основного рисунка старинные мотивы преданий, легенд и сказок. Были также изображения птиц или древо жизни. В наше время кружевницы пользуются огромным выбором орнаментов на разные тематики, что даёт большое пространство для творчества и фантазии.

На протяжении XX века проходило много зарубежных и отечественных выставок и конкурсов, где изделия из вологодского кружева получали почётные места и всеобщее признание. Например, в 1937 году в Париже состоялась международная выставка, где всему вологодскому кружевному союзу присудили высшую награду – Гран-при.

Тогда же стране и миру стали известны особо выдающиеся мастерицы. Работы Капитолины Васильевны Исаковой, главного инструктора кружевной школы, отличаются спокойным лирическим настроением. Известное панно «Олени», выполненное ею в 1968 году, очень тёплое по атмосфере и виртуозное в исполнении. Бегущие по лесу олени изображены плавными линиями, каждая фигура на своём ряду. Общий рисунок не теряется на фоне лёгкой кружевной сетки. Белоснежные нити точно передают тишину зимнего леса.

Потомственная кружевница Вера Дмитриевна Веселова благодаря своему высокому мастерству выполняла из кружева не только панно, но и предметы одежды и интерьера. Известна, например, её скатерть «Ладья» – воплощение традиций вологодского узора, образец мельчайшей детализации.

Сложные и масштабные композиции выполняла Виктория Николаевна Ельфина. В 1978 году она создала панно «Поющее дерево», где искусно передала приход весны, когда в природе просыпается жизнь. Её дерево цветёт и над ним кружат певчие птицы. А более ранняя её работа – скатерть «Снежинка» – стала визиткой всего кружевного промысла и символом объединения мастериц.

В 2010 году в Вологде в особняке XIX века открылся музей кружева. Помимо шикарной выставочной экспозиции здесь работают кафе, учебные классы и салон-магазин. Музей кружева является одним из восьми филиалов комплекса памятников Вологодского кремля, наряду с Музеем забытых вещей, экспозицией «Вологодская политическая ссылка», домом-музеем Петра I и этнографическим музеем в деревне Семёнково.

Сегодня Вологда – крупный международный центр рукоделия, куда приезжают российские и зарубежные мастера, художники и просто почитатели этого масштабного и древнего русского народного промысла.

Мастер-классы в этнографическом парке

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Каждый день в этнографическом парке проводятся бесплатные экскурсии, игровые программы и мастер-классы по традиционным ремёслам, декорированию и изготовлению оберегов разных народов мира. При входе в ЭТНОМИР выдаётся программа с указанием времени проведения активностей – наслаждаясь прогулкой и созерцанием, не забывайте поглядывать в программку, не пропустите всё самое интересное!

На нашем сайте в Календаре событий вы всегда можете ознакомиться с предварительной программой дня, наметить посещение того или иного мастер-класса, например: сделать своими руками игрушку Сороку-ворону!

Вологодское кружево — история, известные мастера и произведения

То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.

Наталия Борисова

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы рождались у вологодских мастериц. Из века в век создавалась история промысла, руками кружевниц выплеталась его судьба, его красота… Сегодня вологодское кружево не нуждается в особом представлении: его любят, им восхищаются. Кружевные произведения покоряют красотой ажурных переплетений, лёгким ритмичным узором, воплощением поэтических образов. Вологда была и остаётся центром кружевоплетения — «столицей русского кружева».

Для многих талантливых людей вологодская земля стала второй родиной, местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина (1930–1998) — заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии имени . Она родилась в посёлке Кузьминки Московской области. В 1952 году закончила Московское училище им. и, получив диплом художника народных промыслов по кружевному производству, по распределению приехала на Вологодчину. С тех пор Виктория Николаевна уже не мыслила себя вне вологодского промысла, да и кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений этого выдающего мастера.

Виктория Николаевна Ельфина (1930–1998) — Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии им.

К числу лучших произведений Виктории Ельфиной бесспорно относят знаменитую кружевную скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Четыре месяца трудилась Ельфина над техническим рисунком будущего кружевного изделия, да ещё два месяца 25 кружевниц выплетали небывалую по тем временам трёхметровую в диаметре льняную скатерть. А сколько узоров перебрала, сколько снежинок разглядела, прежде чем из десятков созданных рисунков выбрала один единственный, тот самый «морозный узор»?

Скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Автор — . Лён отбелённый, коклюшечное кружево, сцепная техника плетения, d — 300 см. Из собрания Вологодского государственного

И, действительно, скатерть эта будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок. Глядишь на неё, и, кажется, мороз разгулялся, снежный, пушистый. Сама природа отбелённого льна, получившего название «северного шёлка», напоминает об удивительной северной чистоте снега. Недаром в языке существует образное выражение кружева — «застывшие краски северной зимы», а на ум приходят такие поэтические строки: «Нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…» (Лариса Моисеенко).

Фрагмент кружевной скатерти «Снежинка»

Эта скатерть восхищала тысячи людей в самых разных городах мира — на представительных выставках в Генуе (Италия), Познани (Польша), Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Утрехте (Нидерланды), Монреале (Канада), Париже (Франция), Пловдиве (Болгария), Спокане (США), Осаке (Япония). 13 (!) точных копий знаменитой «Снежинки», выполненные в разные годы под заказ, хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и мира.

Скатерть «Снежинка» в главной экспозиции Музея кружева. Вологда

Вологодский государственный — один из счастливых обладателей уникальной «Снежинки», ставшей поистине драгоценной жемчужиной главной экспозиции Музея кружева, открывшегося в ноябре 2010 года в Вологде. Каждый год туристы со всего мира спешат посетить музей и познакомиться с богатой историей промысла, услышать мелодичный перезвон коклюшек и открыть для себя «кружевную сказку Вологды», воочию увидеть непревзойдённую красоту вологодского кружева, символом которой была и остаётся «Снежинка» — «нетающий иней» вологодского кружева…

Музей кружева в Вологде

Луиза Селянина
научный сотрудник отдела выставок и экспозиций Музея кружева

Вологодское кружево: народный промысел

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

Содержание:

История вологодского кружева

(«Пыльник» для плетения)

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Элементы промысла

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

Музей кружева в Вологде и секреты вологодских кружевниц

Несколько лет назад, одним зимним ясным днем подъезжая к Вологде, я обратила внимание на словно кружевные ветви придорожных деревьев, запорошенные инеем. Тогда-то я и подумала, что вот он, секрет вологодского кружева — сама природа вдохновляла мастериц, подсказывая им изысканные узоры и образы.

В.А.Тропинин. Кружевница, 1823 год. Музей В.А.Тропинина, Москва

Музей кружева — одна из достопримечательностей Вологды. Он расположен на Кремлевской площади, в здании бывшего Госбанка, памятника архитектуры конца XVIII века. В 2010 году здесь открылся Музей кружева. Отправимся сюда, чтобы узнать секреты создания вологодского кружева.

Экспозиция Музея кружева включает в себя следующие разделы:

  • Кружево в культовых предметах XVII—XIX веков,
  • Кружево в крестьянском костюме и этнографическом текстиле,
  • Кружевные изделия 1920-1940-х годов,
  • Кружевные центры Европы и России,
  • Авторские произведения художников объединения «Снежинка».

В Россию искусство кружевоплетения попало из Европы в XVI-XVII веках. Вскоре оно распространилось по многим уголкам страны. Кружевом украшали не только изысканные наряды знати, но и народный костюм.

Образцы иностранного кружева (Франция, Австрия, Англия, Бельгия, Словакия, Испания), XIX-XXI века

Русское слово «кружево» происходит от глагола «окружать». Дело в том, что первоначально кружевом украшали края платья. В XIX веке вологодское кружево становится промыслом. В большинстве помещичьих усадеб появляются кружевные фабрики, где трудились крепостные мастерицы. Изделия из них поставлялись в Санкт-Петербург, Москву и другие города. К 1912 году число работниц, занимавшихся кружевным промыслом, достигало 40 тысяч человек.

Зал музея кружев, посвященных истории вологодского кружев

В прошлом для плетения кружева использовались преимущественно льняные нити, а с конца XIX века — и хлопчатобумажные. Традиционное вологодского кружево было белого цвета, иногда в него вплетали золотые и серебряные нити. Встречалось также кружево других цветов.

Подзор «Барсы и древа», начало XX века. Холст, вышивка «счетный крест», кружево, численная техника, 46 х 210, Сольвычегорский уезд

Плели кружево на подушке-валике, которая называется куфтырь. Это набитый соломой барабан, укрепленный на специальной подставке — разножке. На него накладывали сколок — рисунок на гладкой бумаге со схемой кружева. В точки пересечения линий втыкали булавки.

Нити накручивались на коклюшки, которые изготовлялись из березы или можжевельника. Коклюшки имели утолщения и углубления. В зависимости от сложности узора, число коклюшек было различным и могло достигать нескольких сотен.

Плетение сложного кружева. Фото из Википедии

Мастерица ловко орудовала коклюшками, обвивая нити вокруг булавок. Так рождался кружевной узор. В процессе работы коклюшки издавали мелодичный перезвон.

Куфтырь, сколок и коклюшки с нитями

Сорочка и разножка с куфтырем

Вскоре вологодское кружево приобрело популярность во всех слоях населения. В народном костюме использовались традиционные узоры — геометрические формы, изображения фантастических зверей и птиц, цветочные орнаменты, знаки-обереги.

Народные костюмы, украшенные кружевом

После Октябрьской революции кружевной промысел в Вологодской области вышел на новый уровень. В 1928 году в Вологде открылась профессионально-техническая школа кружевниц, в 1930 году — Вологодский кружевной союз. В 1935 году открылась художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе. В наши дни вологодские кружевницы большей частью объединены в ООО Вологодская кружевная фирма «Снежинка», которая занимает одно из ведущих мест в числе традиционных промыслов России.

До 1940-х годов плели, в основном, мерное кружево, предназначенное для отделки белья. Позднее из кружева стали выплетать различные изделия: от салфеток и скатертей, до таких сложных, как воротнички, перчатки, шляпки, кофточки и др. На одно кружевное изделие могло уходить год и больше времени работы мастерицы.

Дамские костюмы, украшенные кружевом

Дамские костюмы, украшенные кружевом

В 1930-е годы в кружевных рисунках появляются новые мотивы, отражающие советскую действительность. На стендах музея, посвященных этому периоду, мы увидим кружевные портреты вождей революции, кружевные картины новой архитектуры и другие изображения.

Кружево с изображением советской символики

Кружево с изображением советской действительности и сказочных мотивов

Кружевной Орден Победы

Отличительная черта вологодского кружева — четкое деление на фон и рисунок. Такое кружево называется парным. Благодаря этому можно создавать целые картины.

Кружевные салфетки и диплом Гран-при на Парижской выставке 1937 года

Переходя из зала в зал, любуемся все новыми и новыми кружевными изделиями. Чего здесь только нет! И кружевные полотна-картины, и изысканные наряды модниц. Изысканно смотрится кружевное свадебное платье.

Галерея с кружевными изделиями

Если в 1930-е годы кружевные изделия вологодских мастериц отражали, в первую очередь, советскую действительность, то позднее появляется большее разнообразие рисунка и форм. Изделия становятся всё сложнее и сложнее по технике исполнения. И можно только поражаться искусству кружевоплетения и восхищаться ажурными изделиями.

В Музее кружева ежегодно проводятся праздники, посвященные вологодскому кружеву.

Праздник кружева и одно из изделий вологодских кружевниц

Шляпка, колье «Романтика» и перчатки. 1990-е годы

Основная экспозиция Музея кружева занимает второй этаж здания. На первом этаже проводятся временные выставки, посвященные различным кружевным школам разных стран, авторские выставки. Здесь же расположен салон-магазин, где можно приобрести изделия из вологодского кружева, а также творческая мастерская и учебный класс, где научат искусству кружевоплетения.

Экспозиция временной выставки

Экспозиция временной выставки

Экспозиция временной выставки

Экспозиция временной выставки

Экспозиция временной выставки

Экспозиция временной выставки

Информация для посетителей

  • Адрес: Кремлёвская площадь, 12
  • Телефон экскурсионного отдела: 8 (8172) 72-16-56
  • E-mail: excursions@vologdalacemuseum.ru
  • Режим работы: 10:00 – 17:30
  • Выходные дни: понедельник, вторник.

На постоянную и временную выставки билеты покупаются отдельно. Есть смысл посетить обе выставки.

© Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Поделиться в социальных сетях

Мытищинский водопровод — уникальное инженерное сооружение. До 1950-х годов это был основной источник.

Крым — это не только горы, парки и потрясающие памятники архитектуры, но и моря — Черное и Азовское.

В один из приездов в Нижний Новгород мы открыли для себя отель «Никитин» ****, расположенный на.

Несколько дней назад мы неожиданно оказались на Рузском водохранилище. Как всегда, идея поездки родилась.

На стенке Обводного канала в Кронштадте, напротив мареографа, находится небольшой памятник.

Маша, какой замечательный музей! Мы то ли прошляпили, толи в 2009 году его ещё не было… Славно ты обо всём рассказала. Не прикупила себе ничего? Я бы, пожалуй, от воротничка не отказалась бы. Хожу вокруг да около магазина с вологодским кружевом на Арбате. Своих подопечных туда затаскиваю. Только с ними мне некогда о себе думать, переводить приходиться.
Знаешь, кружево всегда очень дорого ценилось. В Оружейной палате на коронационных платьях его нет. Спарывали наши матушки-императрицы кружево, чтобы ещё раз куда-нибудь пристроить, потому что платьеце надевалось только единожды, жалко было кружева оставлять.

Таня, спасибо за дополнения про императриц! Не знала, что они такие бережливые были. Хотя, по логике, так оно и должно было быть: ведь на изготовление одного кружевного изделия мог уходить год и более работы! А настоящих мастериц, способных угодить царскому двору, было не так много.
Я в один из прошлых визитов в Вологду зашла в магазин, примерила несколько нарядов. Но мне, к сожалению, кружево не идет совершенно, сразу +10 лет прибавляет. Поэтому просто любуюсь им как произведением искусства. Когда видишь такие кружевные картины наяву — дух захватывает.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.

Оцените статью