§ 15. Счетные швы
Познакомимся с основными счетными швами. Это — набор, гладь, «роспись», гобеленовый шов, крест.
Набор (брань) — это двустороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре ткачество, потому что выполнение этого шва можно сравнить с движением челнока (рис. 66). Выполняют его прямыми стежками различной длины (швом «вперед иглу») по счету нитей в зависимости от узора. На изнаночной стороне работы получается негативный узор. Стежки нужно делать не очень длинными, чтобы впоследствии они не цеплялись и не вытягивались.
В народных вышивках набор применяют как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами. Основной цвет ниток — красный, с небольшим добавлением синих или черных. Раньше «браиками» украшали рукава, воротники и низ рубах, фартуки, рушники, платки.
Рис. 66. Набор (брань)
Русская гладь. Ею вышивают на белом или кремовом полотне белыми нитками в два-три сложения прямыми стежками.
Стежки укладывают плотно друг к другу в шахматном порядке. Интервал между стежками — одна нить ткани (рис. 67).
Рис. 67. Русская гладь
«Роспись» — это двустороннее шитье, состоящее из тонких линий, образуемых горизонтальными, вертикальными и диагональными стежками шва «вперед иглу в два приема» (рис. 68). Вначале по линиям узора слева направо прокладывают стежки одинаковой длины. Дойдя до конца ряда, поворачивают назад и заполняют промежутки между стежками. В народных вышивках «роспись» применялась как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами.
Счетная гладь. Вышивание выполняют по счету нитей параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. Гладь бывает прямая (стежки ложатся вдоль нитей ткани) и косая (под любым углом к нитям) (рис. 69). В старину счетную гладь вышивали белыми и серыми нитками, вынутыми из основного полотна. Игра света и тени ниток, проложенных по узору в разных направлениях, создает впечатление разных оттенков. Счетная гладь может быть красно-черной и многоцветной.
Рис. 69. Счетная гладь
Гобеленовый шов. Существует много видов этого шва. Рассмотрим, как выполнять простой гобеленовый шов (иначе его называют полукрест) (рис. 70). Вышивать начинают с левого верхнего угла работы: иглу с ниткой выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу первой клеточки канвы и вкалывают в правый верхний угол той же клеточки. Далее, направив иглу вертикально вниз, выводят ее на лицевую сторону одной клеточкой ниже. Прием повторяют до конца первого ряда.
Рис. 70. Простой гобеленовый шов
Второй, нижеследующий ряд выполняют так же, как и первый, повернув работу на 180°, и т. д. На изнаночной стороне образуются ряды коротких вертикальных стежков.
Гобеленовым швом вышивают по схемам, где каждая клеточка схемы соответствует одному стежку, а значок внутри клеточки — цвету нитки.
Шов крест. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик выполняют в два приема (рис. 71): первый стежок — снизу слева вверх направо, второй — снизу справа вверх налево. Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, иначе вышивка может перекоситься и будет выглядеть неряшливо. Нелишне при этом проверить изнаночную сторону: все изнаночные стежки должны быть направлены также в одну сторону.
Рис. 71. Выполнение одиночного крестика
При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы — в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка (точка А) (рис. 72, а). Основные стежки проходят слева направо, а покрывающие — справа налево (рис. 72, б).
Рис. 72. Вышивка крестом горизонтальными рядами
Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз (рис. 73, а). Переход к следующему ряду, смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис. 73, б, в).
Рис. 73. Вышивка крестом со смещением ряда
При наличии незаполненных участков при смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка (рис. 74).
Рис. 74. Частные случаи вышивки крестом
При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью (рис. 75).
Рис. 75. Вышивание вертикальных рядов швом крест
При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью (рис. 76).
Рис. 76. Вышивание швом крест по диагонали
Двойной (болгарский) крест выполняют в один прием четырьмя стежками: сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис. 77, а). После выполнения двойного креста иголку выкалывают в углу и вышивают следующий двойной крест и т. д. (рис. 77, б).
Рис 77. Вышивание двойным (болгарским) крестом
Практическая работа № 13
Выполнение образцов вышивки
Материалы и инструменты: канвовая ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.
Выполни несколько образцов вышивки.
Простой гобеленовый шов
Выполни вышивку гобеленовым швом нитью в четыре сложения по одной из предложенных схем (рис. 78—80).
Выполни вышивку крестом нитью в два сложения по одной из предложенных схем (рис. 78—80).
Рис. 78. Схемы для вышивки «Зайчик»
Рис. 79. Схемы для вышивки
Рис. 80. Схема для вышивки «Цветок»
Новые слова и понятия
Набор (брань), русская гладь, «роспись», счетная гладь, гобеленовый шов, крест.
Урок в 6 классе: Техника вышивания: шов «крестик».
учебно-методический материал по технологии (6 класс) на тему
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка.
- Продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетных швов.
Развивающие:
- учащиеся будут развивать внимание, память, творческие способности.
Воспитательные:
· воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техника вышивания: шов «крестик». | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Техника вышивания: шов «крестик». Практическая работа .
Цель урока: учащиеся познакомятся с технологией вышивания.
- Ознакомить с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка.
- Продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетных швов .
- учащиеся будут развивать внимание, память, творческие способности.
- воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров.
Тип урока: освоение нового материала.
Стратегии: Организация учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод.
Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы;
Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.
Материалы и оборудование:
Мини-выставка « Чудо-крестик», образцы вышивки, схемы, презентация «Вышивка крестом» ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сегодня, когда зашли в класс, вы внимательно посмотрели все экспонаты на мини-выставке. Скажите, что вам понравилось? Что объединяет эти предметы?
Сегодня на уроке познакомимся с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка. Научимся вышивать.
2. Объяснение нового материала.
А) Беседа. Слайд (4)
- Какие виды рукоделия вы знаете?
- Где чаще всего встречается вышивка?
- Какие виды вышивки вам знакомы?
- Откуда взяла свое начало вышивка, кто занимается этим творчеством?
Исторические сведения. ( слайд5)
“Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. В качестве нитей использовали растительные волокна и жилы животных. В X1V веке уже применялись железные иглы с крючком, заменяющим ушко для удерживания нити. Металлические иглы с ушком появились в Европе только в ХV веке”.
Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе — они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта.
“На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов.
Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, а также ромба с его разновидностями, квадраты, треугольники занимают большое место в народной вышивке. Ромб, крест означают крест, женщина, растение символизирует плодородие, птица – наступление весны. В основном это были счетные швы и гладь.
В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов. Использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы.
Виды рукоделия. (образцы представлены на мини- выставке)
— работа с кожей и т. д.
Вышивка – один из популярных видов отделки одежды.
Инструменты и приспособления. Слайд (6)
Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом.
Кроме пяльцев понадобятся следующие инструменты:
Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.
Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.
Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.
Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.
Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.
Материалы. Показ образцов.
“- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.
— накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.
-плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.
Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.
Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.
Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.
Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки.
“Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.
Нитки “Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь”.
Рисунки для вышивки
Рисунки для счетной вышивки и для свободной отличаются друг от друга.
Если размер рисунка не устраивает, то следует уменьшить его или увеличить.
Учитель комментирует выполнение вышивки.
“Первый прокол выполняется из левого нижнего угла в правый верхний угол. Таким же образом выполняются все остальные стежки. Игла выводится горизонтально вниз.
Игла выводится на лицевую сторону, следующий стежок перекрывает предыдущий в другом направлении. Игла вкалывается в проколы первой строчки.
После того, как ряд креста выполнен, игла выводится вниз.
А теперь посмотрите на работы ваших сверстников. Вам нравятся они? Слайды (12-15)
Повторение правил техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
- Иглу хранить в игольнице. При потере обязательно найти ее. При поломке вколоть в ткань и отдать учителю. Не размахивать иглой по сторонам.
- Ножницы передавать кольцами веред. Должны лежать с сомкнутыми лезвиями.
Повторить все этапы выполнения вышивки.
3 . Практическая работа.
- Учащиеся выполняют упражнения на канве.
- Вышивка по схеме.
4. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что больше всего вас заинтересовало?
- Какую вышивку выполнять быстрее и проще?
1) Назовите виды рукоделия.
2) Назовите виды вышивки.
3) Какие инструменты применяются при вышивании?
4) Какие материалы можно использовать для вышивки?
5) Расскажите технику вышивания креста.
2. Выставление оценок.
Объявить оценки учащихся за работу. Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления.
5. Домашнее задание.
Продолжить вышивание крестиком по схеме.
Журнал Diana Креатив №3,№7 ,11.2007г.
Домоводство и обучающий труд : Учебное пособие / Составитель А.П. Тарасова.-С- Пб.:МиМ-Экспресс, 1996.
Технология. Учеб. для учащихся 6 кл . общеобразоват. шк. (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О. А. Кожина и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. М.:Вентана-Граф, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ресурс содержит подробный конспект урока и наглядную презентацию. Для удобства, в плане урока используются схематические рисунки. Предназначен для учителей физической культуры общеобразовательных учре.
Задачи урока:1) Образовательные:2) Закрепление технике приема и передачи мяча снизу двумя руками, совершенствование нижней прямой пода.
Ниточный дизайн (изонить) — · это искусство конструирования и изготовления изделий самого различного жанра с помощью цветных ниток;· это новый способ отражения действительности без художес.
Тема урока:Совершенствование техники ведения мяча. Освоение техники остановки мяча.Раздел:ФутболЦель урока:Развитие физических качеств (скоростных и координационных способностей)Задачи урока:1. Обучен.
Наглядный материал в виде презентации к уроку «Техника канзаши. Изготовление тюльпанов".
Технологическая карта урока технологии в 5 классе на тему «Понятие «техника». Классификация техники".
laquo;Техника преодоления подъёмов. Техника прохождения спусков и неровностей».