Вводное занятие по вышивке

Конспект вводного занятия «Знакомство с миром вышивания»
методическая разработка на тему

Познакомить обучающихся с историей возникновения предметов и материалов, необходимых для вышивания.

Скачать:

Вложение Размер
vvodnoe_zanyatie_po_vyshivke.docx 23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: « Чудеса в мире вышивания»

Возраст обучающихся: 7 – 9 лет

Тип занятия: вводное

Цель: Создание атмосферы быстрого знакомства, преодоление комплекса опасения, недоверия, формирование у обучающихся интереса к данному виду деятельности.

Обучающие: Вызвать интерес и стремление обладать необходимыми знаниями и умениями.

Познакомить обучающихся с историей возникновения предметов и материалов, необходимых для вышивания.

Формирование предметно-деятельностной компетентности.

Развивающие: Содействие разностороннему развитию обучающихся и развитие их познавательных интересов.

Воспитательные: Формирование норм взаимоотношений между обучающимися в группе и формирование информационно-коммуникативной компетенции.

Необходимый материал: Цветок ромашка, напёрстки, простые карандаши, пяльцы большие и маленькие, нитки мулине, иглы вышивальные №1, №2, позолоченные иглы, булавки, игольницы, ножницы, ткань (ситец, бязь), коробочка для рукоделия, кроссворд, магнитофон.

Выставка детских работ « Ступеньки к мастерству ».

Словарные слова: Пяльцы, моток, мулине.

В начале нашего занятия нам необходимо познакомиться. Меня зовут Елена Александровна (в руках цветок ромашка). Я работаю в Доме детского творчества, люблю заниматься рукоделием (вязанием, вышиванием), играю в волейбол, развожу комнатные растения, обожаю готовить сладкие блюда и угощать друзей (передаю цветок девочке). Вы по очереди назовите свои имена и расскажите немного о себе, передавая цветок. Ну, вот мы и познакомились.

Я знаю, что вы пришли в творческое объединение «Чудеса в мире вышивания» чтобы научиться красиво и правильно вышивать. А что для этого нам необходимо мы узнаем, отправившись в сказочное путешествие.

В некотором царстве в некотором государстве жила-была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, на голове ушко, сзади длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный, колючий. Чуть что не так сразу колоться. Вместе с Иголочкой во дворце жили родственники, королева Ниточка с сестрицами, король Напёрсток, граф Ножницы, граф Утюг и графини Катушки — весёлые подружки принцессы Иголочки.

Основным развлечением жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а её преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь сами старались скрыться подальше от её колючего нрава. А чтобы принцесса не капризничала, давайте посадим её на трон — специальную подушечку игольницу.

Представьте себе, что наш дворец превратился в коробочку для рукоделия, в которую каждая девочка-вышивальщица должна положить необходимые инструменты. Главное место в коробочке для рукоделия отводится принцессе Иголочке, которую мы обязательно должны вколоть в игольницу, а потом только положить в коробочку. Как вы думаете, почему? (чтобы она не потерялась).

Игла — это настоящая помощница. В давние времена куски кожи или ткани сшивались не иглами, а продырявленными колючками или рыбными косточками (показ иллюстраций). С тех пор иглы сильно изменились и сегодня они производятся различных видов и размеров.

Для вышивания применяются разные иглы: тонкие — для лёгких тканей (показ игл) и толстые — для плотных (показ игл). Ушко иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было вдеть нитку. Позолоченная игла имеет специальное покрытие, защищающее её от ржавчины, которая затрудняет нормальное скольжение иглы в ткань.

Что ещё необходимо положить в коробочку для рукоделия?

В этом нам поможет цветок ромашка. Кто желает первым оторвать лепесток? (написано слово – напёрсток)

Кажется, напёрсток существовал всегда. Но это не так. Был такой момент, когда безызвестного портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг осенило. Но когда это произошло, не сможет сказать никто. Известно только, что в средние века уже были мастера, занятые исключительно изготовлением этих вещиц.

Напёрсток должен плотно обхватывать средний палец рабочей руки, но не сжимать его.

На пальце одном

Ведёрко вверх дном?

Что это? (напёрсток)

Сегодня напёрсток продолжает незаметно, но верно служить человеку.

Давайте напёрсток положим в коробочку для рукоделия.

Отрываем следующий лепесток.

Два конца, два кольца,

Что это? (ножницы)

Правильно, ножницы. Сейчас эту загадку знает каждый ребёнок. А ведь было время, когда даже взрослые не то, что загадки — самих ножниц не знали. Потому что их ещё не изобрели. Когда требовалось что — нибудь разрезать брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто — то соединил ручки двух ножей прижимистым мостиком. Получились первые ножницы — для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи».

А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И получился замечательный инструмент, про который сложена загадка.

Где люди используют ножницы? (на швейной фабрике, в хирургическом кабинете, в школе на уроках труда, дома). Правильно. И нам тоже без них не обойтись.

Кладём ножницы в коробочку для рукоделия.

Отрываем ещё один лепесток у ромашки (написано слово «булавка»).

Булавка такая же острая, как игла, только нитку в неё ни вдеть и служит она для временного скрепления деталей (показ на изделии). Самым древним родственником булавки были шипы растений. Не случайно слово «булавка» происходит от латинского «шип» или «колючка».

У маленькой булавки богатая история. Делали их из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь булавки использовались больше для украшения, чем для скрепления деталей.

Булавку мы тоже кладём в коробочку для рукоделия.

Давайте оторвём следующий лепесток.

Не связана — как дорожка,

А связана — так одёжка (нитки).

Нитками древнему человеку служили жилы и шерсть животных, собственные волосы, перья птиц. С помощью таких «ниток», человек мог прикрепить к коже мелкие камешки, ракушки, жемчуг и другие природные материалы. В наши дни для вышивания используются разноцветные нитки мулине (хлопчатобумажная пряжа скрученная из шести нитей).

Давайте вместе произнесём это слово и запомним. Молодцы!

Пригодны также шерстяные нитки (показ ниток). Давайте нитки положим в коробку для рукоделия.

Отрываем следующий лепесток ромашки (написано слово «ткань»).

Первобытный человек в качестве материалов для вышивки использовал шкуры животных. С появлением прялки и ткацких станков вышивкой стали украшать домотканые полотна, изготовленные из волокон натурального растительного и животного происхождения: льна, конопли, крапивы, шерсти животных.

Для вышивания лучше всего подходят натуральные ткани: хлопковые, льняные, шёлковые. Начинающим вышивальщицам желательно выбирать однотонные ткани неярких расцветок, чтобы видеть наложения стежков во время вышивания. Ткань должна быть плотной, но не жёсткой, иначе будут болеть руки. Первой нашей работой будет салфетка, поэтому лучше принести бязь или лён (показ ткани).

Ткань тоже кладём в коробочку для рукоделия.

Давайте оторвём последний лепесток у ромашки.

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

Где пройдёт там след остаётся (карандаш).

Карандаш нам необходим, чтобы переводить рисунок на ткань. Его мы тоже кладём в коробочку.

А вот без этого инструмента мы не сможем обойтись ни одно занятие. Он называется пяльцы (показ). Давайте вместе произнесём это слово. Молодцы!

Пяльцы предназначены для того, чтобы во время вышивания ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков (демонстрация ткани в пяльцах).

Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные и пластмассовые пяльцы. Они состоят из двух обручей, входящих один в другой (показ). Для начала приобретите маленькие пяльцы (диаметр 15см). Внимательно посмотрите, чтобы не было зазубрин и трещин, чтобы оба кольца плотно, без просветов соединялись друг с другом. Выбранные пяльцы подержите в руках и попробуйте почувствовать, нравятся ли они вам, приятны ли рукам. Если вас всё устраивает, это ваш инструмент.

Кладём пяльцы в коробочку для рукоделия. И закрываем крышечкой.

Занятия вышиванием требуют от мастерицы большого усердия, сосредоточенности. Кисти рук и глаза находятся в постоянном напряжении, поэтому необходим отдых. Давайте и мы с вами отдохнём.

Гимнастика для рук –

Мы вышивали, вышивали.

Наши пальчики устали,

А сейчас мы отдохнём.

И опять вышивать начнём.

Гимнастика для глаз –

Зажмите глаза на 3 – 5 сек., а потом откройте (упражнение укрепляет глазные мышцы). Повторите 3 – 5 раз.

Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, а затем на кончик своего носа 2 – 3 сек. (упражнение снимает утомление) Повторите 3 – 5 раз.

Массируйте веки подушечками пальцев в течение 1 мин., делая круговые движения (упражнение расслабляет мышцы глаз).

Опустите голову и посмотрите на пол перед собой, поднимите голову и посмотрите на потолок над собой. Закройте глаза на 3 – 5 сек., откройте и можете садиться на свои места.

Труд — дело очень важное,

Правила должны вы знать,

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Не бегай с ними по квартире-

Так можно сделать харакири.

Коль просит кто — то, не зевай,

Вперёд колечками подай/

Оля попроси ножницы у Кати. Катя как правильно передать? (кольцами от себя) Правильно.

Игла в работе весела,

Она тонка и так мала.

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку.

И затаится в беспорядке…

Тебе ж потом воткнётся в пятку.

Иголка всегда должна быть в игольнице.

Давайте вспомним, что нам необходимо приготовить к следующему занятию. Для этого нам необходимо составить слова, подбирая их половинки из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке. Найденные слова соедините стрелками:

«Знакомство с детьми. Вводный урок по разделу вышивка. Изучение начальных швов»

Урок 1. Знакомство с детьми. Вводный урок по разделу вышивка. Изучение начальных швов

Цель: знакомство с детьми, беседа по видам вышивки, изучение начальных швов.

Тема урока: Знакомство с детьми. Вводный урок по разделу вышивка. Изучение начальных швов.

Тип урока и его структура: Знакомство с классом. Демонстрация готовых вышитых изделий и иллюстраций, материалов и инструментов. Изучение начальных швов.

Образовательная – расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы;

Развивающая – развивать у учащихся умение вышивать начальные швы;

Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышению интереса к рукоделию;

Практическая – научить учащихся выполнять начальные швы.

Методы обучения: рассказ, демонстрация, практическая работа.

Материалы, оборудование и инструменты: образцы различных готовых вышивок и иллюстрации; образцы ткани, применяемые в технике вышивания; образцы ниток, применяемые при вышивании; иголки в ассортименте; нитковдеватель; булавки; игольница; наперсток; ножницы; распарыватель; пяльцы; сантиметровая портновская лента; линейка; угольник; плотная бумага для узоров; картон для трафаретов; миллиметровая бумага; копировальная бумага; альбом для узоров; карандаши ТМ; цветные карандаши; фломастеры; шкатулка для хранения мелочей.

Порядок проведения занятия:

  1. Знакомство с классом, по схеме:
  1. Демонстрация готовых работ, образцов и иллюстраций.
  2. Познакомить учеников с правилами техники безопасности при вышивании и организацией рабочего места.

При планировке рабочего места обычно учитывается, что расположить в зоне оперативного труда, при этом средства труда всегда должны находиться под рукой. Инструменты следует размещать в зоне оперативной работы на уровне досягаемости рук.

Во время работы нужно сидеть прямо, так чтобы расстояние между корпусом и столом составляло 10-15 см, а расстояние от глаз до работы 25-30 см.

Правила безопасности при ручных работах

1. Ножницы нужно класть, сомкнув лезвия и передавать только кольцами вперед.
2. Хранить иголки и булавки в шкатулке, воткнув их в игольницу.
3. Сломанные иглы выбрасывать, только завернув в бумагу.
4. Нельзя брать в рот иглы и булавки, вкалывать их в одежду и бросать на пол.

4. Ознакомить учеников с правилами запяливания ткани в пяльца при вышивании.
Большое кольцо пялец положить на стол, на него ткань лицевой стороной вверх, затем малый обруч и вдавливаем его, после чего разравниваем ткань по направлению долевых нитей, следя за тем, чтобы рисунок не перекосился. Делаем это с силой, но в то же время аккуратно, так как если переусердствовать, то можно сломать пяльцы. Если ткань очень тонкая, то по краям до запяливания, накладывают лоскут, оставляя середину с рисунком.
Если полотно ткани для запяливания необходимо увеличить, то при соединении ткани с дополнительным лоскутом швы делают на лицевую сторону.

5. Знакомство с инструментами и материалами для вышивки

Для вышивки применяются различные натуральные, искусственные, синтетические и смешанные нитки. Например, ирис, мулине, шелковые №65, хлопчатобумажные №60, №80, №10, шерстяные нитки, льняные нитки и др.

На тонких тканях вышивают мулине, шелком, на плотных тканях вышивают хлопчатобумажными, мулине, шерстью, ирисом, синтетическими нитками.

Существуют блестящие нитки, металлические для специальной вышивки под названием люрекс. (показываю образец с данной вышивкой)

К материалам так же относятся бисер, пайетки, тесьма, шнур, сутаж и т. д.

Ножницы могут быть нескольких видов: канцелярские, маникюрные, партновские.

Распарыватель – инструмент для распарывания ручных и машинных швов.

Приспособления: сантиметровая лента, булавки, подушечка для игол, пяльца, калька для переводо рисунка на ткань, карандаш.

6. Изучение начальных швов. Шов «вперед иглу»

Игла вкалывается в ткань, закрепляется и выводится на лицевую сторону. При этом стежки и расстояние между ними должны быть одинаковы. Для ускорения работы можно набирать на одну иглу одновременно несколько стежков. Направление стежка с права налево. На иголку следует набирать и пропускать 5, 6 ниток ткани.

Читайте также:  Забавная вышивка с животными схема для вышивки
Оцените статью