- Технология пошива бурятской шапки
- Новости
- Soyol.ru Discover Buryatia: Все о культуре и искусстве Бурятии
- Не умеем ни надевать, ни шить
- Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей
- Национальный костюм бурятов
- История появления костюма
- Виды костюмов
- Особенности фасонов
- Материалы для пошива
- Какие цвета в приоритете?
- Украшения к костюму
- Обувь
- Головные уборы
- Мужской, женский, детский – особенности
- Современный национальный костюм бурят
Технология пошива бурятской шапки
Новости
В книге рассмотрены материалы, отделочные элементы, способы раскроя и изготовления головных уборов, издавна применяемые бурятскими мастерами. В представленной работе обобщены материалы литературных источников и музейных фондов,сведений народных мастеров о видах и особенностях головных уборов бурят, принадлежавших разным родам, о традиционных способах их изготовления; даны пошаговые рекомендации по построению конструкции шапки «тойробшо малгай» и технологическая последовательность их изготовления.
Эта книга может быть полезной и интересной, кто изучает историю, традиции, народные промыслы и ремесла бурятского народа, а также для мастеров и специалистов в области изготовления национального бурятского костюма. ❚
Данжеева, Х. Технология пошива бурятской шапки /Х. Данжеева. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2018. – 104 с.
Soyol.ru Discover Buryatia: Все о культуре
и искусстве Бурятии
2013–2021
© Министерство культуры Республики Бурятия
© Национальная библиотека Республики Бурятия
© Издательский проект Buryad-Mongol Nom kheblel
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на Soyol.Ru и авторов статей обязательна. Все права на картины, фото и видео Soyol.Ru принадлежат их авторам, публикация разрешена только с предварительного согласия правообладателей.
Проект Министерства Культуры Республики Бурятия.
Разработка и техподдержка: Realist
Не умеем ни надевать, ни шить
Самые распространенные ошибки при ношении и шитье бурятской национальной одежды
В репортажах с Кавказа видно, что там почти все старые люди носят папахи. У нас большая редкость увидеть головной убор в национальном стиле на пенсионере. Что говорить о костюмах. Пожилые люди и монгольские туристы замечают, что наши люди в большинстве своем не умеют носить национальные костюмы. У многих они и сшиты неправильно.
Усугубляет ситуацию то, что многие надевают костюмы не своего племени. Особенно это касается мужских костюмов. Поэтому мы расскажем об основных ошибках в надевании и шитье бурятских мужских костюмов.
Общий крой
Вначале определимся с терминологией. Многие называют бурятский костюм халатом или дэгэлом. Он действительно напоминает распашной халат с глубоким запахом левой полы на правую. На самом деле дэгэл – это верхняя одежда, а собственно халат называется тэрлик.
При всей разнице костюмов по племенам бурятские тэрлики и дэгэлы в целом единообразны по покрою.
Левая пола халата запахивается поверх правой и фиксируется пуговицей или завязкой, расположенной ниже проймы правого рукава. Почему именно слева направо. Западные буряты сохранили шаманистские поверия о том, что на западе добрые боги, а на востоке – злые.
Ученые предполагают, что это и нашло отражение в запахе левой полы на правую. Застегивая одежду слева направо, человек закрывается от злых духов, а расстегивая, открывается доброму западу.
Такой крой одежды максимально адаптирован к нашим природно-климатическим условиям и кочевой жизни. Застегнутая сбоку одежда защитит грудь от ветра, особенно при быстрой езде. К тому же такой запах слева направо невероятно практичен, потому что создает из верхней части до пояса огромный карман. Очень удобно правой рукой класть и доставать вещи из-за пазухи. Из такой глубокой пазухи ничего не выпадет даже при самой быстрой скачке. В старину кочевники носили в таком кармане свои личные пиалы. Высокий стоячий воротник оберегает от болезней горла.
Обратите внимание и на цельный крой рукавов. Они длинные, и их манжеты напоминают копыта. Это не просто символ богатства кочевников — скот. Это своего рода варежки, в холода такие манжеты легко опустить, чтобы согреть руки.
Длина не выше и не ниже
Часто можно увидеть, как мужчины путаются в длинных полах тэрликов или дэгэлов или, наоборот, носят недопустимо короткие. Длина должна быть такой, чтобы закрывать ноги и при ходьбе, и при верховой езде. Это защищало ноги от мороза.
— В кочевых условиях такой распашной одеждой можно воспользоваться как временной постелью. На одной поле можно прилечь, а другой укрыться, – рассказывает ветеран труда Хэшэгто Раднаев — не зря еще бабушка учила нас, что неукрытый человек мерзнет и не высыпается.
Самая большая ошибка
Пояса и вовсе отдельная тема. Мужчину монголоязычные народы называют «бэhэтэй хун» – человек с поясом. Пояс – обязательный предмет одежды мужчины. Правильно завязанный широкий пояс должен плотно обхватывать тело. Такой кушак существенно утепляет область поясницы. Он удобен при частой верховой езде, при низких температурах воздуха оберегает от воспаления лёгких, радикулита.
Пояс для мужчины священен, через него категорически запрещено было перешагивать.
— Искусство повязывать пояс в Бурятии утеряно, – заметила наша гостья, монгольская журналистка Индра, – даже артисты повязывают пояса вкривь и вкось.
Пояс-кушак завязывают, обертывая спереди назад, складки должны распределяться по талии ровно. Существует два способа завязывания кушака: полностью завязывают кушак или завязывают так, что спадают по бокам два конца кушака. Повседневный кушак завязывают полностью.
Если не умеете завязывать пояс, удобнее купить или заказать кожаный пояс, украшенный серебром.
Не своего племени
Самая распространенная ошибка — надевание одежды не своего племени. Из-за того, что хори – самое крупное бурятское племя, его костюмы самые популярные. Многие эхириты и хонгодоры порой и не знают, как отличаются их костюмы.
— А ведь достаточно побывать в музее. Изучить крой и шитье одежды своих предков, – горестно вздыхает пенсионер Афанасий Хантаев.
Хори-костюм отличает особый лацкан энгэр — по правой стороне лифа дэгэла, начиная с воротника до подмышек. Верхняя полоса синего или белого цвета — это символ почитания вечного синего неба, как знак чистых и высоких помыслов человека. Средняя полоса черного цвета символизирует цвет плодородной земли. Нижняя полоса красного цвета трактуется как дорога, по которой уходит от человека зло.
Мужчины павлины
И даже если покрой и костюмы соблюдены правильно, поражает пестрота тканей.
— Я категорически против того, чтобы все шили эти яркие концертные наряды. Особенно странно на мужчинах смотрится обилие узоров, аляповатых сочетаний цветов. Это хорошо на сцене, на артистах. В повседневной жизни такие шелковые и парчовые наряды непрактичны.
Те, кто их носил, знает, как в них душно. Гораздо элегантнее выглядят тэрлики и дэгэлы спокойных синего, черного, коричневого цветов из более легких тканей, – считает швея Татьяна Цыбанова.
Действительно, концертные костюмы в национальном стиле в старину вряд ли пользовались бы таким успехом. На старинных фотографиях повседневная бурятская национальная мужская не столь яркая и вычурная, как сейчас.
Пожилые люди и сейчас неодобрительно относятся к тем, кто носит одежду жёлтого и красного цветов. Дело в том, что эти цвета в старину были установлены для лам еще первым хутухтой (перерожденцем) и главой буддийской церкви в Монголии Ундер-гэгэном Занибазаром в XVII веке.
Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей
Наталья Спиридонова
Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей
Здравствуйте, коллеги! С наступающим праздником Вас! С Праздником Белого месяца!
Мастер –класс посвящен актуальной проблеме –где педагог и родитель становятся сотрудниками и партнерами. [/i
Праздник Сагаалган большей частью приходится на разные числа февраля,по восточному календарю в Бурятии в 2019 году празднования приходится на 5 февраля. Республика Бурятия – это самое глубокое и чистое на планете озеро Байкал, потрясающе красивые Саянские горы, несметное число мелких речушек и озёр, вековые леса, богатые пушным и прочим зверем, равнины с целебными травами и прекрасными цветами… Коренной народ, веками живущий здесь в дружбе с представителями других национальностей нашей страны, ценит мир, добрососедские отношения, ум и честность.
Ещё есть время до праздника Сагаалганар, начинаем приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребаем весь мусор. Из сундуков достаем праздничную одежду и шьем красивые бурятские национальные шапки -МАЛГАЙ
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие.
Для изготовления шапки-«МАЛГАЙ» — нам понадобится:
-нитки-игла-картон-ткань- шерстяные нитки -степлер -скотч-линейка
Порядок изготовления шапки-«МАЛГАЙ»
Берем картон и сворачиваем конус
затем укрепляем степлером и скотчем
Затем берем линейку и от начала конуса отмечая 20 см по кругу
отрезаем по линии.
Вот и конус для шапки готов
Берем ткань на нее ложем конус
вы меряем и обшиваем конус
Затем берем картон шириной 5см. и длиной по низу конуса, шьем поясок и вталкиваем туда прямоугольник и пришиваем к низу конуса.
Затем на верхушку шапки пришивали навершия, как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки кисти (залаа).
Головной убор готов.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Мастер-класс «Чудо-картошка» для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки Мастер-класс «Чудо-картошка», для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки. Цель:Расширять и уточнять представления.
Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению настольной игры-ходилки Мастер — класс для детей и родителей по изготовлению настольной игры-ходилки Воспитатель: Котомина Мария Николаевна Цель: изготовление.
Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы» Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы» Цель: Создать условия для совместной деятельности.
Мастер-класс для родителей по изготовлению цветов Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.
Презентация «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению праздничных украшений для семейных праздников» Аудитория: мастер-класс рассчитан для родителей и детей. Назначение: украшение для семейных праздников. Цель: вовлечение родителей в совместную.
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы» Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы». На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является.
Фотоотчет «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению ёлочной игрушки» Мастер-класс для родителей и детей. «Ёлочная игрушка!» (средняя группа) Новый год – это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут.
Мастер-класс для родителей по изготовлению пальчиковых игр для детей от 1 до 2 лет «Развиваемся, играя» Хусаинова Анастасия Рауфовна МАДОУ детский сад № 10 «Березка» воспитатель Цель: повысить профессиональную компетентность родителей по.
Мастер-класс для родителей по изготовлению платочной куклы Театрализация сказки представляет огромный объем предварительной работы. Она проводится во взаимосвязи со всеми специалистами и во всех.
Мастер-класс по изготовлению ёлочной игрушки-варежки для родителей и детей подготовительной к школе группы Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки-варежки для родителей и детей подготовительной к школе группе. Цель: изготовление новогодних.
Национальный костюм бурятов
Буряты – народ, который издревле живёт в суровых условиях Сибири возле озёра Байкал. Это скотоводы-кочевники и охотники. Длинная морозная зима и короткое прохладное лето обусловили возникновение фасонов тёплой одежды, которые должны быть удобными на перегонах скота и его выпасе. В таких нарядах комфортно в жару и в холод.
История появления костюма
Известно, что эта народность ещё во времена палеолита населяла Прибайкалье. Но первое описание национального бурятского костюма относится к XVII веку. Один из купцов, направляясь в Китай с русским посольством, описал быт бурятского народа и его костюмы. Изучением их возникновения, покроя и особенностей учёные занялись лишь в начале XIX века.
На одежду бурят оказали влияние другие культуры. С течением времени у народности стали появляться хлопчатобумажные и шелковые ткани из Китая и Средней Азии.
Виды костюмов
Костюм должен был согреть всадника-пастуха и не помешать управляться со стадом. Суровые зимы требуют тёплой одежды. Поэтому в традиционных нарядах присутствовали два варианта: зимний и летний. Мужчины носили халаты, которые обязательно подпоясывались шелковыми кушаками или кожаными ремнями с украшением из серебра и камней.
Халаты для зимы и для лета различались лишь материалом выполнения, всё остальное одинаково. Покрой был простым, но имел интересные элементы, присущие одежде этого народа:
- воротник стоячий, халат свободный, позволяющий совершать разнообразные движения;
- рукава могли быть цельнокроеными для защиты от непогоды;
- конусовидная манжета в холодное время отворачивалась, защищая руку. Она обычно расшивалась шерстяными или шелковыми нитками. По узору можно было определить достаток скотовода и примерное количество голов в стаде;
- полы халата должны были защищать ноги всадника от холода, а в случае необходимости – служить ему постелью на кочевье.
Особенности фасонов
Мужские халаты имели прямой крой с рукавом реглан. Носили их всегда под пояс. Детские халаты шились так же. Фасоны были идентичны как для мальчиков, так и для девочек. Когда девочка превращалась в девушку, крой дэгэла усложнялся и напоминал соединённую швом кофту с юбкой.
Материалы для пошива
Скотоводы-кочевники не имели других материалов к пошиву одежды, кроме шкур убитых животных. Использовались овчина, кожа и шерсть, мех пушных зверей – лисы, песца, соболя, норки. Позже у других народов стали покупаться шелковые, бархатные, хлопчатобумажные ткани, а к традиционным украшениям добавились драгоценные камни, золото, серебро.
Главный элемент национальной одежды – халат. Зимний (дэгэл) шили из овчины, использовали бархатную отделку. Халат для летних будней (тэрлинг) был лёгким, хлопчатобумажным, а праздничный – шелковым.
Какие цвета в приоритете?
Любимым цветом любого бурята был синий. Это цвета халата и шапки. Он символизирует бесконечность неба. Но были и другие цвета дэгэла – коричневый, бордовый, зелёный. Цветные полосы энгера (четырёхугольного борта дэгэла) тоже несли смысловую нагрузку. Например, чёрным обозначали плодородие земли, красным – энергию жизни и огня. Первая полоса сверху могла быть только белой или золотой.
Украшения к костюму
Женщины достаточно затейливо украшали себя. На руках было множество колец, они носились на каждом из пальцев, кроме среднего, а иногда и по несколько штук на одном. Браслеты на каждой руке, серьги, нагрудные украшения из многих рядов бус, серебряных медальонов, оберегов.
Также со стороны висков прикреплялись подвески из бусин разных размеров и цветов. Они могли быть очень длинными и спускаться до груди. Часто ободок на шапке или подвеска имели серебряные элементы. Косы помещались в специальные футляры для сохранения магической силы женских волос.
Мужчины дополняли свой костюм ножом (хутага) и огнивом (хэтэ). С течением времени они стали только лишь декоративными элементами, утратив свою утилитарность. Рукоять ножа и сами ножны украшали элементы чеканки с участием серебра и самоцветов. Огниво помещалось в небольшую кожаную сумочку с кресалом на дне. Пластинки из серебра с затейливыми рисунками украшали его.
Обувь
Бурятская обувь – унты из жеребячьей кожи или сапоги с носками, заострёнными вверх, наподобие турецких фасонов. Эта обувь шилась как мужчин, так и женщин. В ней удобно, она гигиеничная и практичная. Сверху она украшалась с помощью вышивки или швов контрастных нитей с контурами узоров. Сапоги для зимы утеплялись мехом овчины или диких животных. Обувь для лета вязалась из конских волос и прикреплялась к подошве из кожи.
Головные уборы
Традиционно мужчины и женщины у бурят носили шапки. Они отличались принадлежностью к разным родам, но были очень интересны и разнообразны. Среди форм выделяются следующие:
- Колпак с меховой оторочкой нижнего края;
- Шапки-ушанки из длинноворсового меха – лисьего или песцового;
- Конус с высокой тульей. Каждая шапка заканчивалась острой верхушкой, украшенной навершием из серебра и красными кистями. Края были отогнутыми. Тулья у женских шапок расшивалась узорами из бусин, ленточками, серебром.
Все головные уборы выполнялись в синем цвете. Каждый из элементов нёс смысловую нагрузку.
Мужской, женский, детский – особенности
Основой костюма служил халат, а под него мужчины надевали кожаные или суконные штаны и хлопчатобумажную рубаху. От ненастья защищала саба (верхняя одежда типа шинели), надетая поверх дэгэла. Если становилось очень холодно, на помощь приходила даха (свободная верхняя одежда с меховым наружным слоем).
Когда девушка выходила замуж, её нарядом становились рубаха, штаны и халат. Обязательным элементом костюма была безрукавка, без неё и без головного убора ни одна бурятка не имела права показаться среди мужчин. Безрукавка была длинной или короткой, это зависело от рода и статуса женщины. По краям жилетка всегда была украшена орнаментальной вышивкой, пришивались ленточки.
Современный национальный костюм бурят
Бурятский народный костюм вдохновил отечественных кутюрье на создание модных коллекций с народным колоритом. В современной одежде сохранились самые интересные детали кроя рукавов и трапециевидный силуэт. Много внимания уделяется также созданию головных уборов с разными вариантами длины и формы навершия.
Не обойдены вниманием узоры сложных орнаментов, конструкции декоративных элементов, украшения из серебра. В современных костюмах пользуется успехом стилизация под дэгэл разных фасонов. Вечерние наряды, верхняя одежда шьются с учётом оригинального кроя рукава, воротника, энгера – четырёхугольного борта дэгэла.
Стилизованная национальная обувь – угги, унты, меховые сапоги – перекочевали в гардеробы модников по всему миру. Популярны головные уборы из меха песца, лисы, чернобурки.