Выкройка бурятского платья для девочек
Республиканская газета «Традиция» запись закреплена
Как правильно сшить бурятское платье?
С каждым годом интерес к бурятскому народному костюму растет. Женское и мужское верхнее платье (тэрлик, дэгэл), головные уборы и другие предметы гардероба стало модным шить на заказ. Но оказывается мало — просто заказать национальное платье в ателье, нужно, как минимум, знать свою племенную принадлежность. При всем единообразии одежды бурят у каждого племени были свои отличительные детали в покрое и эти отличия важно соблюдать и сегодня. Иначе национальная одежда может потерять свою уникальность, а вместе с тем и глубокий смысл.
Первые сведения об одежде бурят встречаются в записях-донесениях служилых людей, казаков — первопроходцев в 17 веке. Традиционная одежда бурят была очень функциональной, она защищала от холода и жары, ее было удобно носить в повседневной жизни и при длительных походах верхом на лошади. Она играла важную роль и при совершении обрядов и представляла социальный статус владельца. Национальный костюм буряты носили вплоть до первых лет советской власти.
Как пишет Раиса Бадмаева, автор книги «Бурятский национальный костюм», решающую роль в преобразовании бурятского костюма сыграли коллективизация сельского хозяйства и переход бывших кочевников и полукочевников к оседлости. Конечно, национальную одежду носили и в советское время, но в основном люди в возрасте.
Национальный колорит одежде придает ее покрой. К примеру, покрой верхнего платья бурят Забайкалья и Предбайкалья во многом отличался.
В Забайкалье традиционно применялся центрально-азиатский покрой. «Забайкальские буряты шили одежду по крою китайского типа периода Маньчжурской империи. В такой одежде глубокий запах левой полы заходит на правую с застежкой у плеча, горловины и сбоку на талии», — рассказывает Любовь Левитина, хранитель коллекций «Быт. Этнография. Декоративно-прикладное искусство» Музея истории Бурятии им М.Н. Хангалова.
Линия запаха на груди энгэр у всех племен отделывалась по-разному. Так, у хори-бурят была ступенчатая нашивка. Обычно для ее отделки использовались красный, черный и сине-голубой цвета. Красный символизировал стихию огня, черный – землю и полоса голубого цвета – синее небо. Энгэр прослеживается у многих народов Западной Сибири и Дальнего Востока. Он встречается не только в костюмах хори-бурят, эхиритов и булагатов, но и у алтайских народов, якутов.
— Такой элемент в одежде, по всей вероятности, появился, когда наши народы кочевали по ту сторону Байкала и соприкасались там с культурой киргизов, алтайцев, якутов, — отмечает Любовь Филипповна. — Возможно, появление энгэра было также связано с климатическими условиями, потому что у кочевников езда верхом была каждодневной и необходимой. В холодное время года важно было держать в тепле область груди, и эта нашивка, первоначально меховая, дополнительно ее согревала, а позже оформилась в декоративный элемент одежды с отделкой кусочками разноцветных тканей.
Родоплеменные особенности больше всего сохранились в женском костюме. Например, в женской одежде разных племен отличалось оформление рукава. Обязательным было наличие буфов. Широкие основания в наплечной части стягивали в густую сборку, таким образом, формировали буфы. У сонголов и хори-бурят буфы были пышными, у сартулов и хонгодоров они были не ярко выраженными.
— Как-то Раисе Дашиевне Бадмаевой, исследователю бурятского костюма, задали вопрос о происхождении буфов. Она ответила, что, скорее всего, такая форма рукава пошла еще издревле, когда одежда шилась из шкур животных. И, очевидно, рукав шили из шкуры, снятой с ноги животного. Та часть шкуры, которая расширялась к бедру, просто собиралась в мелкую складку. И вот отсюда и сохранилась традиция такого пышного рукава, — поделилась Раиса Бадмаева.
В память о тех временах, когда одежда шилась из шкур животных, у некоторых племен остались манжеты, их так и называют туруу – копыта, копытообразные манжеты. Они есть в костюмах хори-бурят, цонголов. Туруу обычно имел жесткую основу, за счет чего держал форму и пришивался на живую нитку — иногда его меняли, чистили, обновляли.
Еще одна особенность заключается в длине рукава. У хонгодоров, как и у монгольских народов, был очень длинный рукав. Им полностью закрывалась ладонь, такой длинный рукав защищал руки от холода.
Открытый воротник забывается
Самая распространенная ошибка в национальных костюмах, сшитых в наше время, связана с формой воротника. У бурят принято использовать воротник-стойку, но при этом у разных племен используются различные формы ворота. К примеру, у цонголов, сартулов и хонгодоров воротники были глухо закрытыми, а края были выполнены под углом. У хори-бурят, наоборот, ворот был открытым, а края были пологими. Кстати, эта форма воротника сегодня встречается редко.
— Сейчас отошли от этих традиций, ворот сделали глухим, и такая особенность в одежде хори-бурят исчезает, ее надо сохранить, и образцы для этого есть. Ведь одежда это паспорт человека. По ней можно было определить, какого рода и племени человек», — подчеркнула Любовь Филипповна.
Нарядная линия талии
В женской одежде декорировалась и линия талии, у некоторых племен линия талии, где сшивается нижняя часть – юбка с верхней частью – лифом, была широкой и богато отделывалась декоративными элементами. У хори-бурят линия талии была совершенно прямая и низкая. Спереди эта линия всегда украшалась ручной расшивкой, тесьмой. У цонголов эта линия была дугообразной, и украшалась как спереди, так и сзади. Это делалось, потому что у цонгольских женщин безрукавка (ее носили только замужние женщины) была короткой. Из-за чего линия талии была видна, и ее необходимо было украсить.
Обязательно на линии талии должен был присутствовать красный цвет, он выполнял охранную функцию: отпугивал злых духов.
Большое значение в бурятском костюме имеет цвет. До начала 20 века в Забайкалье хори-буряты, цонголы, сартулы, хонгодоры отдавали предпочтение синему цвету — символу голубого вечного неба. По большей части, одежду шили из тканей именно синих цветов.
Как видим, в национальной одежде бурят большое внимание уделялось отдельным элементам. Благодаря одежде, можно было с легкостью понять, кто перед вами — девушка или замужняя женщина, относится ли она к хори-бурятам или цонголам или к какому-нибудь другому племени. Эта функция в одежде была важной для наших предков, и ее необходимо сохранить и передать другим поколениям.
Как надевать национальную одежду
По воззрениям бурят, монголов, правая сторона одежды является сакральной. С правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит – с левой стороны. Правой рукой подается и берется все, левая рука — отдающая.
Правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем – правый, женщины – наоборот. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую, а женщина — по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.
Выкройка бурятского платья для девочек
12-й лунный день с элементом Железо. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; принимать важные решения, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, почитать Хозяина Огня, проводить сватовство, заказывать «Сагаан шүхэртэ». Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать домашнюю живность. Стрижка волос – к внезапным заболеваниям.
Воскресенье, 25 апреля
13-й лунный день с элементом Небо. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона; делать добрые дела, почитать Три Драгоценности, завершать начатое дело, копать землю, начинать строить дом, повышать физическую нагрузку, заказывать «Табан харюулга». Неблагоприятный день, чтобы устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать домашнюю живность, особенно коров и лошадей. Отправляться в дорогу – к утратам и краже. Стрижка волос – к счастью и успешности.
Понедельник, 26 апреля
14-й лунный день с элементом Вода. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади и Собаки; выдвигаться на новую должность, составлять договор, встретиться с любимым человеком, переправляться через реку, проводить обряд «жабтуй», покупать домашнюю живность, для общих дел. Отправляться в дорогу – к приумножению материального богатства. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; Писать сочинения, издавать научные труды, слушать лекции, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.
Проект: Стилизованный бурятский костюм «Мунгэн Сэсэг»
Выбранный для просмотра документ проект стилизованный костюмСарюна 2019.docx
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Республиканская Мариинская школа — интернат»
Бурятский стилизованный костюм «Мунгэн Сэсэг»
Выполнила: Жигмидцыренова Сарюна
ученица 9 класса ГБОУ РМШИ.
Руководитель: Санжиева С.Г
Поисковый этап_________________________________________ 3
Поиск и анализ проблемы__________________________________ 3
Выбор темы проекта______________________________________ 3
Определение требований к изделию_________________________ 4
Обработка информации по теме проекта_____________________ 4
Технологический этап____________________________________ 5
Разработка вариантов решения поставленной задачи___________ 5
Выбор лучшего решения__________________________________ 9
Подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования_9
Технология изготовления_________________________________ 10
Технологическая последовательность выполнения операций____ 11
Экономическая оценка____________________________________ 12
Экологическая оценка____________________________________ 17
Аналитический этап (заключительный)_____________________ 17
Испытание и оценка качества изделия________________________ 17
Анализ результатов выполнения проекта_____________________ 18
Приложение _____________________________________________ 20
Поиск и анализ проблемы
Обучаясь в Мариинской школе-интернат, я научилась очень многому. В нашей школе работают различные кружки по разным направлениям, и поэтому у каждой ученицы очень плотный график. В свободное от учебы время я посещаю кружок барабанщиц «Ритм», хор, изостудию «Колор», кружок кройки и шитья «ШИК», бальные танцы. Помимо посещения кружков, в школе проводятся различные мероприятия, акции, конкурсы, выставки, где я тоже принимаю участие.
В конце каждого учебного года, в нашей школе проводится публичный отчет перед родителями и общественностью «Радуга талантов». А 2018 год был юбилейным, школе исполнилось 5 лет, как она была реорганизована в РМШИ. На этом мероприятии каждая ученица нашей школы показывает свои таланты и чему научилась за год. Поэтому, я хотела порадовать своих родителей, чтобы они гордились, не только тем, что я хорошо учусь, но и тем, что я могу и петь, танцевать, играть на барабанах, рисовать и даже шить. Я считаю, что все это мне пригодится в жизни.
Выбор темы проекта
Выбор темы проекта не случайный, так как мне нравиться шить, создавать что-то новое, экспериментировать. В прошлом учебном году я участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии и на республиканском этапе заняла 2 место, где защищала проект детское бурятское платье «Лотос». После олимпиады я решила продолжить эту тему и сшить себе стилизованный бурятский костюм, а затем принять участие в дефиле на отчетном концерте. Актуальность данного проекта заключается в том, что этот костюм понадобится всегда: будь то праздник или другое мероприятие, например «Сагаалган», «Дангина». Я прислушалась к совету родителей, и решила сшить себе бурятское стилизованное платье из монгольского шелка и парчи на кружке «ШИК». Конечно, было трудно, что- то получилось очень хорошо, а что- то не очень, но я учусь.
Определение требований к изделию
Изделие должно быть удобным и комфортным, а также использоваться по назначению (эргономические требования)
Стилизованный бурятский костюм должен быть красивым (эстетические требования)
Качественно сшитым (эксплуатационные требования)
По назначению праздничная, с элементами национальной одежды (функциональные требования)
Соответствовать потребительскому спросу, быть конкурентоспособной на рынке (социальные требования)
Платье должно быть недорогим (экономические требования)
Обработка информации по теме проекта
Сейчас в наше время идет возрождение традиционной культуры бурят и вместе с тем и одежды. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. И поэтому, национальная одежда бурят хорошо приспособлена к этому образу жизни. Она не стесняла движения при езде на коне, была теплой за счет материалов, которая использовали при шитье и специальному крою. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Длина дэгэла, тэрлиг закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью — на одну полу можно прилечь, а другой — укрыться.
Девичий терлиг или дэгэл отличался от одежды взрослой женщины. Девочки носили длинные терлиги или зимние дэгэлы, подпоясываясь матерчатым кушакам, который подчеркивал талию. По крою терлиг напоминает халат с запахом с цельнокроеным рукавом, воротником стойка.
В связи с многообразием материалов, декоративных элементов отделки, современный бурятский костюм чаще всего шьют стилизованным, используя только некоторые элементы костюма, это воротник стойка, запах –энгэр и т.д.
Головные уборы были разнообразными, носили их и мужчины и женщины различались они по родам племени.
У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя. Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.
У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями . Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.
Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.
Живя в нашей республике, каждый бурят должен знать традиции, обычаи и культуру своего народа. Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух.
Я считаю, что бурятский костюм будет всегда актуальным, востребованным, так как я бурятка должна знать культуру, традиции, обычаи своего народа .
Определившись с темой проекта, я поставила цель и задачи.
Разработать модель стилизованного бурятского костюма и сшить наряд за небольшой срок.
Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия.
Организовать рабочее место.
Подобрать инструменты и приспособления для различных операций.
Подобрать ткань для изделия.
Подготовить изделие к примерке провести примерку.
Обработать изделие после примерки.
Контролировать качество своей работы.
Оценить качество готового костюма.
Разработка вариантов решения поставленной задачи
Определив цель и задачи творческого проекта, я приступила к его реализации. Для начала я посетила магазины, где ознакомилась с ассортиментом тканей. А вот платьев в бурятском стиле почти нет в магазинах одежды, они есть только на рынках, в бутиках и то, очень мало и стоят дорого. Массового производства национальной бурятской одежды нет, ее можно заказать только в ателье.
Современный бурятский костюм в данный период времени несет, прежде всего, эстетическую направленность, и все чаще шьют в стилизованном стиле, используя национальные элементы. При разработке платья в национальном стиле, я тоже буду использовать элементы бурятского костюма.
Платье отрезное по линии талии, полуприлегающего силуэта, лиф с запахом. Рукава втачные, удлиненные и расширенные к низу. Юбка полусолнце из щифона. Имеется декоративный съемный пояс. Используемые ткани монгольский шелк, парча, тесьма для отделки
Платье приталенного силуэта, отрезное по линии талии, передний лиф платья построен как в бурятском костюме с энгэром, воротник стойка. Рукава втачные расширенные к низу, юбка шестиклинка, потойная молния в левом боковом шве. Низ платья, рукавов отделан тесьмой, края воротника, энгэр обработан косой бейкой. Имеется декоративный съемный пояс, с аппликацией бурятского орнамента. Используемые ткани монгольский шелк, парча, креп-сатин. (Приложение 1)
Головной убор (малгай) тоже стилизованный, для его изготовления ткань не покупалась, а использовались остатки, отрезки ткани. Прототипом головного убора послужила шапка восточных бурят, по форме напоминает конус с острым концом и отогнутыми краями , украшенная височными бусами и на конце « узел счастья». (Приложение №1)
Выбор лучшего решения
Критерии выбора идеи изделия
Не сложная технология изготовления;
Экономный расход ткани, недорогая ткань;
Красивый эстетический вид;
Удобное (не стесняет движений, легко одевать и снимать).
Проанализировав все модели на соответствии с критериями, я выбираю модель №2
Подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования
Для изготовления моего проектного изделия мне необходимы:
Утюг с пароувлажнителем
А также нужно соблюдать правила техники безопасности при швейных рабатах. (Приложение 2)
Прежде чем приступить к швейным работам, нужно снять мерки
Перед -1 деталь со сгибом, спинка- 1деталь, юбка из шести клиньев, рукава 2 детали
Данную выкройку я подкорректировала, расширила по линии талии и сделала вытачки, расширила рукава на своё усмотрение, начертила воротник стойку. (Приложение 2)
Выкройка шапки состоит из двух деталей — 1 деталь это конус-тулья синего цвета из монгольского шелка, 2 деталь полы- отвороты шапки (ткань бархат черного цвета и монгольский шелк ). Все детали без припусков на швы. Приложение 4
Выбор ткани для выполнения проекта
Для данной модели для лифа я решила использовать парчу, эта ткань сама по себе уже нарядная. Также я использовала монгольский шелк – он как раз подходит для такого бурятского стиля. Цвет ткани парчи серебристо-черный и темно-синий низ и рукава платья, потому что эти цвета отлично сочетаются друг с другом, декоративный пояс золотистого цвета из креп сатина.
Технологическая последовательность выполнения операций
Провести влажно-тепловую обработку (декатирование ткани)
Продублировать парчу, детали декоративного пояса
Раскладка выкройки. Раскрой ткани
Подготовка деталей кроя к обработке (сметывание деталей кроя)
Подготовка изделия к первой примерке
Проведение первой примерки
Обработка изделия после примерки (устранение дефектов)
Обработка вытачек на швейной машинке
Обработка плечевых швов
Обработка лифа (энгэр) и горловины косой бейкой
Стачивание боковых швов вразутюжку
Продублировать нижний воротник-стойку
Сметать верхний и нижний воротник
Обработать края воротника косой бейкой
Втачать воротника в горловину
Вметать рукава в пройму
Проведение второй примерки
Втачать рукава в пройму
Стачать клинья юбки
Сметать юбку с лифом
Соединить лиф с юбкой
Обработка потайного замка «молния» в левом боковой шов
Обработка низа изделия швом в подгибку с открытым обметанным срезом.
Настрачивание тесьмы на низ юбки, рукавов, вдоль выреза горловины
Пришить петли пуговицы
Из креп сатина подкроить пояс и декоративные элементы
Сделать аппликацию бурятского узора, швом зигзаг
Сметать и стачать, края обработать косой бейкой
Пришить крючки к поясу, провести ВТО
Продублировать все детали кроя
Прострочить верх шапки, затем обтачать и вывернуть конус
Полы –отвороты шапки обработать косой бейкой из парчи
Обтачать подкладку шапки, соединить с верхом
Стачать конус с полами шапки
Края низа полы шапки обработать тесьмой и приметать к подкладке шапки
Прошить косую бейку вдеть шнур, завязать «узел счастья» и пришить к вершине шапки
Пришить височные украшения
Экономическая оценка проекта.
Си- стоимость изделия,
См- стоимость материалов,
Сэл- стоимость электроэнергии,
Сам- стоимость амортизационных затрат,