Выкройка для рюкзака ермак
В форуме есть несколько тем, посвященных самому известному из отечественных станковых рюкзаков — ‘Ермаку’.
Нередко его упоминают, обсуждая те или иные модели станковых или каркасных рюкзаков.
Многие, у кого он сохранился, используют его и по сей день. Немало было и вариантов его переделки ‘под себя’, когда туристы пытались самостоятельно исправить те или иные его недостатки.
Но как-то так получилось, что практически ни в одной из тем нет его фотографий. Поэтому читателям, которые его не застали или не пользовались, может быть непонятно, о чем идет речь.
Поэтому я решил восполнить этот пробел, пользуясь двумя рюкзаками, имеющимися в моем распоряжении.
Это далеко не первые из вариантов ‘Ермака’, какие были в продаже в СССР. Первые известные мне модели выпускались в двух вариантах: двузцветные из капрона (один цвет всегда был серебристо-серый, второй — цветной, например, желтый, синий или красный), и из тонкого брезента (вероятно, авизента), обычно красного цвета.
Станок и покрой мешка у всех был один и тот же, на первых моделях применялись оригинальные застежки на карманах (кнопки со сквозным отверстием, напоминающие некоторые из современных модных моделей курточных кнопок). Сам я таким рюкзаком не пользовался, поэтому не могу сказать, из-за чего от кнопок отказались (то ли не хватало на всех, то ли быстро ржавели, то ли были непрочными).
Первый из моих рюкзаков, представленных на фото, имеет мешок, пошитый из зеленого брезента. Мешок разделен по высоте на две части — верхняя часть, примерно на две трети объема, и ‘подвал’, отделенный от него внутренней горизонтальной перегородкой на пуговицах, и имеющий ‘молнию’ для доступа к содержимому.
Сверху на мешке — затягивающийся тубус из простой хлопчатобумажной ткани:
Боковые карманы, как на американских армейских рюкзаках: один длинный и два коротких, все на молниях.
В длинном я всегда носил туристский топорик или пару запасных кедов. Молнии на карманах — желтого металла, латунные или бронзовые. Ни одна до сих пор не вышла из строя (наверное, им уже лет 30).
Фронтальный карман почему-то не на молнии, а на тесьме с полукольцами.
На клапане — еще один карман без застежки, как считалось тогда — ‘для карты’.
Второй ‘Ермак’, купленный чуть позднее (наверное, одна из последних партий), видимо, сделан с учетом некоторых пожеланий туристов. Он тоже из капрона, как и самые первые модели, но капрон другого качества.
Главное отличие — он пошит уже во всю высоту станка. ‘Подвал’ теперь стал самостоятельным объемом, не соединенным с верхней частью, и доступ к нему возможен только через прорезь на ‘молнии’. (На фото в нем видна одноместная палатка).
Кстати, я, спустя какое-то время решился отпороть часть перегородки, чтобы можно было использовать всю высоту рюкзака (например, для переноски пневматической винтовки, или складных весел для резиновой лодки).
Тубуса на горловине рюкзака почему-то не было, поэтому я пришил его сам, из куска ‘болоньи’ от старой штормовки.
У фронтального кармана появилась ‘молния’, и сам он стал больше по размеру. А вот у боковых карманов, наоборот: ‘молний’ не стало, вместо них — тесьма с полукольцами. Те ‘молнии’, что видны на фото, я пришил сам. Боковые карманы теперь стали симметричными: с каждой стороны по одному длинному и одному короткому.
Плоский карман ‘для карты’ на клапане в этой модели увеличился в размере и перекочевал на внутреннюю сторону клапана, так что стал недоступен снаружи. Я тоже сам пришил к нему ‘молнию’, и стал использовать для хранения денег или документов, которые могут понадобиться в дороге.
Последнее отличие — самодельное: у второго рюкзака в нижнюю часть трубок станка я вставил изогнутую трубку, играющую роль подставки (чтобы рюкзак не падал, когда стоит на земле, или на полу в транспорте).
Остальные элементы конструкции обоих рюкзаков — идентичны.
Горловина мешка у всех ‘Ермаков’ имела ‘П’-образную металлическую вставку, придающую рюкзаку правильную форму. Ножками эта вставка упиралась в петельки, нашитые внутри мешка в районе вертикальных трубок станка.
Станок сварен из легкого алюминиевого сплава, на фото показан фрагмент сварного шва.
На виде сбоку хорошо виден изгиб станка. К спине рюкзак прижимался не вплотную, а только двумя полосками ткани — в районе лопаток и на бедрах.
Для натяжения этих полосок служила тесьма с полукольцами, как видно на фото, а два вертикальных ‘стрингера’ и две горизонтальных дуги отводили спинку мешка, не давая ей соприкасаться со спиной и обеспечивая циркуляцию воздуха.
Мешок крепился к станку в шести (у первого рюкзака) и в восьми (у второго) точках, с помощью люверсов на вертикальных ‘складках’ мешка и сквозных отверстий в станке, сквозь которые проходили штифты-заклепки с контрящим проволочным кольцом на концах. Кстати, эти кольца обычно весело позвякивали при ходьбе, поэтому, когда они уж очень ‘доставали’, я их закреплял изолентой. В ремкомплекте у рюкзаков было по одной запасной заклепке.
Плечевые ремни крепились к поперечине станка (просто накидывались на нее петлей из тесьмы).
По тем временам конструкция ремней, с тканевым уширением и внутренней вставкой из мягкой резины, была верхом совершенства для ширпотребовских рюкзаков. Как и металлические пряжки для регулировки ремней по длине (в том числе — на ходу). Правда, приходилось принимать меры, чтобы тесьма не проскальзывала, поскольку пряжки не имели скользящего стопора (дело в том, что изначально эта конструкция пряжек была придумана для ремней не из тесьмы, а из кожи, и применялась на армейских лыжных креплениях).
Был еще пояс с пряжкой для крепления на бедрах (талии), что было немаловажно при ходьбе на лыжах или в горах (поскольку рюкзак имел свойство при наклонах тела съезжать вбок, а это могло привести к падению и травмам). Но я им никогда не пользовался, на фото видно, что он у меня просто замотан за нижнюю перекладину станка.
За верхнюю дугу станка очень удобно было крепить дополнительный груз поверх клапана (коврик, палатку, тент и пр.), а главное — снимать и одевать рюкзак, приподнимая над головой свободной рукой. И иногда — отдыхать на ходу, взявшись обеими руками за перекладину (напоминает метод отдыха у эскимосов, которые перекладывают за спину шест, держа его то под локтями, то на плечах).
По конструкции вроде бы все.
Одно время выпускались рюкзаки с откидным упором в нижней части станка (напоминавшим по конструкции нынешние складные тележки для пенсионеров). Такой рюкзак удобно ставить на пол или на землю, и он не упадет. Как я уже сказал, я для этой же цели вставил снизу дополнительную трубку (от детской коляски), получилось примерно как у многих современных станковых рюкзаков.
Иногда к станку снизу приделывали небольшие колесики, превращая рюкзак в тележку.
И еще: был в продаже ‘детский’ вариант ‘Ермака’, с укороченным станком и без дуги в верхней части. Я наблюдал, что им часто пользовались женщины (например, в компании мужчина идет с полноразмерным ‘Ермаком’, а его жена — с маленьким).
Рюкзак «Ермак» — выкройки?
Есть рюкзак советского производства «Ермак» с разлезшейся от времени тканью.
1) Есть ли у кого-нибудь выкройки, что бы перешить его под современную синтетику?
2) нужно, ностальгия, 28 рублей в 8-й класс.
А распороть на выкройки никак,если он есть в наличии?
Он уже всё.
С ним пятнадцать лет по горам шастали. Клёпок не хватает. Местами заплаты пришиты.
Да и не в той я квалификации, что бы по распоротому выкройку делать, да и времени на это катастрофически не хватает.
Просто видел в автобусе товарища, у которого рюкзак был с лейбом «Ермак», родной станиной, но синтетическим. Или поздний пошив, или перешивал сам.
Там же геометрия примитивная, может самостоятельно сделать с нуля?
За свою жизнь на швейной машинке я сшил две вещи, и обе были воздушными змеями.
Один не летал никогда, второй третий год висит на дереве, на которое я даже в очень пьяном виде залезать не решаюсь.
Так что на меня как закройщика — портного надёжа, как на ёжу.
А отдавать — на пальцах я не объясню. Дамыссс.
Вот если бы он был цельнометалическим, тут мне весьма просто было бы, лист, болгарка, сварочник, оно наше всё!
Доброго времени суток! У меня вопрос по Ермаку. А подвесная система на станке стандартная- плечевая? Можно ли её переделать на более современную?
Нет. У него разгрузочный поясной ремень есть.
Да есть, но он не для распределения нагрузки. У меня появилась мысль переделать её на современную. Вот только не могу найти в продаже. За бугром вроде есть, но нет желания оттуда заказываать.
Хм. Ермак был хорош тем, что другого ничего не было. Сейчас такой ужас нафиг никому не нужен. Зачем его реанимировать?
Хм. Ермак был хорош тем, что другого ничего не было. Сейчас такой ужас нафиг никому не нужен. Зачем его реанимировать?
У меня был авизентовый. 😊 Мешок вроде до сих пор на даче валяется, если не выкинул. Станок точно лежит. Но теперь раньше марта-апреля не посмотрю. 😊
Но теперь раньше марта-апреля не посмотрю.
😊)) Ну если вдруг раньше, то сообщу. 😊))
А что очень сильно нужны выкройки? У меня увеличенного объема-литров на 100. Надо?
Есть фирма на Украине делают современные рюкзаки на станину Ермак,поисковиком найдешь.Самое ценное в старом Ермаке это рама.Старые рюкзаки если и еще целые то из поршивенького материала с бестолковой форнитурой .У меня ждет своей очереди станина,пока на самодельную смонтировал армейский натовский рюкзак. http://guns.allzip.org/topic/114/1091249.html
Отписал в РМ .С ув.
есть ермак, нейлоновый, новый. и есть запасной мешок нему брезентовый слегка б\у. в москве.
продам весь комплект за 1000 р.
Как сшить рюкзак? Походный рюкзак своими руками
В советские времена походный рюкзак своими руками шил почти каждый турист, ведь магазины были завалены мягкими абалаковскими или станковыми «Ермаками», новые модели мы видели только на фотографиях в журнале «Турист». Хотя, конечно, и пошив туристических рюкзаков был непростым делом, ведь в дефиците было все: от ткани до фурнитуры.
Умельцы выкручивались как могли – все шло в дело: тормозные парашюты, автомобильные ремни безопасности, чемоданные ремни, капроновые хозяйственные сумки… Шили без выкройки, походный рюкзак своими руками создавался «на глаз». У меня было много такого «самшита», который я строчил для себя, родственников и друзей. Благодаря этому скопился достаточный опыт, которым я готов поделиться. Хотя в настоящее время я уже не шью – в магазинах представлено много достойных моделей туристских рюкзаков.
Но если у вас есть желание и свободный досуг, а в закромах припрятана подходящая ткань и фурнитура, то моя пошаговая инструкция о том, как сшить походный рюкзак на 90 литров (каркасный), поможет вам изготовить действительно полезное изделие.
Полезные статьи:
Походный рюкзак своими руками: материалы и фурнитура
Для того, чтобы сшить рюкзак туристический своими руками Вам понадобится:
Плотный капрон типа авизент или кордура – 3 кв. м или отрез 1,5*2 м
Тонкий капрон типа парашютного шелка или болоньи – 1 кв. м или отрез 1,5*0,70 м
Изолон (туристский коврик-пена) — 1 кв. м, толщиной 1 см
Стропа узкая, 25 мм – 7 м
Стропа широкая 45 мм – 2 м
Пряжка затягивающая – 14 шт.
Пряжка защелкивающаяся – 2 шт.
Пряжка защелкивающаяся, широкая на пояс – 1 шт.
Молния – 20 см, 1-3 шт. в зависимости от количества карманов
Молния – 30 см, 1 шт.
Тесьма для укрепления швов – 2 м, шириной 1-1,5 см
Веревка для тубуса – 1,30 м, диаметром 3 мм
Алюминиевая трубка – 2 шт., длина 70 см, диаметр 4 мм
или пластина – 2 шт., длина 70 см, ширина 2 см
Размеры на выкройке походного рюкзака указаны в сантиметрах, без учета припусков на швы. Если вы хотите сшить не 90 литровый, а 75 литровый рюкзак, то уменьшите все размеры «тела» рюкзака на 10 см, высоту спины рюкзака на 10 см, окружность тубуса на 20 см.
Как сшить рюкзак: раскрой основных элементов
Пошив туристического рюкзака начинается с раскроя его основных элементов. Не забудьте после раскроя подплавить края ткани зажигалкой, чтобы они не лохматились. Швы лучше прострочить капроновыми или лавсановыми нитками, зигзагом. Если машинка не шьет зигзагом, делайте две параллельные строчки.
Рис. 1. «Тело» рюкзака 75*80-85 с обозначенными местами под карманы, если они вам нужны (рекомендую только один – центральный). Внизу в углах сразу можно пришить стропы, длинной по 40 см и шириной по 25 мм, усилив их косынками из ткани.
Рис. а, б. Выкройка карманов, в них необходимо вшить молнию (место ее вшивания оставляем на ваше усмотрение, советуем определиться с этим заранее, перед тем как начать шить рюкзак туристический своими руками).
Рис. 2. Спина рюкзака – 75*30 с днищем 26*33 из плотного капрона. Днище можно пришить и отдельно, но лучше раскроить их одним полотнищем, что уменьшает количество швов.
Рис. 3. Плечевые лямки: две из плотного капрона, две — из тонкого. Такой же формы надо вырезать две заготовки из изолона (пены). Вторую лямку нужно выкроить в зеркальном отображении.
Сшейте вместе плотную и тонкую деталь, пристрочив их друг к другу по контуру. Выверните и вставьте во внутрь полосу из изолона. Сверху плотной стороны лямки пришейте стропу шириной 25 мм, пристрочив ее в 3-4 местах поперек. Стропа должна оканчиваться там же, где и лямка и завершаться затягивающей пряжкой.
Рис. 4. Клапан 32*26. Вырежьте и сшейте, пришив тонкую ткань (Рис. в), как бы сделав коробочку. Вшейте молнию 30 см, либо по шву, либо по центру широкой стенки, сделав прорезь. По углам пришейте 4 затягивающие пряжки.
Шьем походный рюкзак: изготовление спины
Теперь приступим к самому сложному в таком деле как сшить походный рюкзак – изготовлению спины.
Рис. 5. Возьмите раскроенную ранее спину рюкзака (Рис.2). Пришейте к ней 2 полосы шириной 2,5-4 см (тоннели для будущего каркаса — трубок или пластинок).
Под трубки подойдет стропа шириной 25 мм, под пластины – полоска плотного капрона. Пришейте 6 затягивающих пряжек как указано на Рис. 5, 4 стропы по 25 мм – по 2 вверху и внизу. По центру спины пристрочите петлю-ручку из стропы 25 мм на расстоянии 25 см от верхнего края.
Рис. 6. Готовые плечевые лямки пришить поверх петли-ручки. Если ваш рост 170-180 см — на расстоянии 50 см от нижнего края. Если выше – 55 см. Если ниже – 45 см. Если вы стараетесь не для себя, то перед тем как сшить рюкзак уточните этот параметр.
Рис. 8. Выкроите деталь из изолона и мягкого капрона. Сострочите их между собой.
Рис. 7. Нашейте деталь с Рис. 8 на спину рюкзака поверх лямок. Нижнюю часть детали (трапецию) пристрочите двумя строчками поперек спины, таким образом, чтобы между ними можно было вставить пояс.
Рис. 9. Пояс изготавливается также как плечевые лямки (Рис. 3): сшиваются вместе плотная ткань, изолон, тонкая ткань. Поверх пристрочите широкую стропу (можно автомобильный ремень безопасности), пришейте с одной стороны защелкивающуюся широкую пряжку. К краям пояса пристрочите 2 дополнительные стропы шириной 25 мм, длиной по 40 см (они будут прикреплять пояс к «телу» рюкзака), по месту их «стыковки» с рюкзаком пришейте затяжные пряжки.
Рис. 10. Возьмите «тело» рюкзака (Рис.1) и нашейте на него стропы шириной 25 мм как показано на рисунке.
Детали Рис. 10 и Рис. 7 сшейте между собой в вывернутом виде – карманами и лямками вовнутрь, а швами наружу.
Усильте основные швы, пристрочив к ним тесьму.
Рис. 11. Выкроите тубус в виде трубы из мягкой ткани 30*110. Загните ткань с его широкой стороны, чтобы получилась кулиска и пристрочите. Ширина кулиски 1-2 см в зависимости от толщины веревки для утяжки тубуса, которую вы собираетесь в нее продеть.
Пришейте тубус к верху рюкзака. Выверните рюкзак. Вставьте в заранее пришитые полосы (Рис.5) алюминиевые пластины или трубки, нарезанные в размер перед тем, как сшить рюкзак. Пристегните клапан, вставьте пояс и заправьте в одну из его строп вторую часть пристегивающейся пряжки. Пристегните пояс тонкими стропами к рюкзаку.
Осмотрите рюкзак, если чего-то, по вашему мнению, не хватает – добавьте. Готово! Вам удалось успешно сшить походный рюкзак своими руками!
Возможно, вы усовершенствовав наши выкройки, сошьете более совершенный походный рюкзак своими руками.
Дмитрий Рюмкин специально для Заброска.рф