Выкройка глухого косоклинного сарафана

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Анекдоты (3)
  • Вязание (607)
  • Вязание из пакетов (1)
  • Вязание крючком (396)
  • Вязание мехом (13)
  • Вязание на вилке (4)
  • Вязание спицами (109)
  • Ирландия (98)
  • Мужчинам (2)
  • Румынское кружево (1)
  • Вязаные игрушки (2)
  • Гадание (9)
  • Для животных (4)
  • Для работы (1)
  • Домашнее хозяйство (5)
  • Живопись (9)
  • Заготовки (0)
  • Здоровье (80)
  • Игры (3)
  • Интересно (96)
  • Интернет (32)
  • Оформление дневника (9)
  • Полезные сайты (4)
  • Фотошоп (11)
  • Интерьер (27)
  • Куклы (95)
  • Куклы Тильда (15)
  • Куклы-сквозничек (1)
  • Мягкие игрушки (29)
  • Текстильные куклы (21)
  • Магия (83)
  • Малышам (334)
  • Верхняя одежда малышам (8)
  • Костюмчики (15)
  • Кофточки (30)
  • Пинетки (20)
  • Платья (50)
  • Развивалочи (49)
  • Разное (20)
  • Шапки (28)
  • Юбочки, штанишки (6)
  • Мода (4)
  • Молитвы (26)
  • Музыка (0)
  • Огород (18)
  • Парикмахер (49)
  • Макияж (5)
  • Маникюр (14)
  • Праздники (408)
  • История моды и костюма (18)
  • Маскарадные костюмы (238)
  • Маски маскарадные (9)
  • Новый год (35)
  • Свадьба (46)
  • Тематические вечеринки (13)
  • Психология (31)
  • Развитие детей (6)
  • РАБОТА (1)
  • Рецепты (367)
  • Быстрые рецепты (88)
  • Вторые блюда (22)
  • Выпечка (149)
  • Десерт (4)
  • Диета (4)
  • Заготовки (1)
  • Закуски (15)
  • Запеканки (11)
  • Колбасы (3)
  • Консервы (1)
  • Напитки,настойки (11)
  • Печенье (22)
  • Пицца (2)
  • Пост (24)
  • Салаты (6)
  • Соусы (1)
  • РОССИЯ (10)
  • Рукоделие (210)
  • Аппликация на одежде (29)
  • Бисер (1)
  • Букеты из конфет (5)
  • Валяние (3)
  • Вышивка (2)
  • Вышивка лентами (18)
  • Декупаж бутылок (5)
  • Канзаши (16)
  • Креатив (20)
  • Лоскутное шитье (1)
  • Открытки (8)
  • Пакетницы (9)
  • Папье-маше (2)
  • Печворк (39)
  • Плетение из газет (4)
  • Подушки (1)
  • Подушки -буквы (3)
  • Принты (3)
  • Прихватки (2)
  • Роспись одежды (1)
  • Цветы из конфет (8)
  • Чехлы на бутылку шампанского (5)
  • Сад , огород (2)
  • Свадьба (1)
  • Свит дизайн (1)
  • СИМВОЛЫ (1)
  • Сочетания цвета (2)
  • Стихи (170)
  • Украина (14)
  • Фильмы (223)
  • Цвета в одежде (3)
  • Час ангела (11)
  • Чистота (2)
  • Шитье (1689)
  • Аксесуары (49)
  • Блузки (61)
  • Бохо (141)
  • Брюки (56)
  • Верхняя одежда (66)
  • Верхняя одежда (3)
  • Воротники (20)
  • Выкройка-основа (25)
  • Выкройки (529)
  • Для малышей (7)
  • Журналы по шитью (129)
  • Карманы (5)
  • Корсет (21)
  • Крейзи вул (8)
  • Мастер-класс по шитью (87)
  • Моделирование (52)
  • Мужчинам (13)
  • Накидки.Пончо (5)
  • Нижнее белье (1)
  • Обработка (72)
  • Обувь (12)
  • Обучение (11)
  • Одежда для дома (3)
  • Органайзеры (8)
  • Пальто (33)
  • Переделка одежды (21)
  • Платья (100)
  • Постельное белье, подушки,одеяла (1)
  • Размеры (2)
  • Ремонт одежды (1)
  • Ретро Модели (6)
  • Рукава (19)
  • Сайты по шитью (1)
  • Сумки (71)
  • Фасоны (3)
  • Шарфы, снуды (1)
  • Школа шитья (2)
  • Шляпы, шапки и т.д (126)
  • Шторы (29)
  • Юбки (89)
  • Юмор (2)
Читайте также:  Как связать люльку макраме

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Русский косоклинный сарафан: выкройки

Русский косоклинный сарафан: выкройки

История сарафана на Руси

Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).

Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).

Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.

Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.

Праздничная одежда. Симбирская губерния. Середина XIX в. Рубаха — «рукава» короткая, с широкими рукавами, собранными на манжеты, из красноузорного ситца. Сарафан косоклинный, ложная застежка на пуговицы, из синего бархата, сзади заложен складками, украшен узкими полосами штофа и золотным галуном, застежка отделана узким золотным шнуром. Пояс домотканый, из разноцветной шерсти, с кистями. Бусы из дутого стекла, с длинными шелковыми лентами сзади.

В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:

1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.;
2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.;
3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.

Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья.Схемы:

Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем ТУТ

Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.

Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.

Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.

Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.

В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.

Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.

Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4), т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.

Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой

Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.

По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1), со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.

Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями

Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.

Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.

Выкройка косоклинного сарафана

Современная простая выкройка для одношовного косоклинного сарафана

В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.

Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).

Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).

Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.

Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).

Автор статьи: Елена Соколова, дизайнер русского костюма

При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012

Выкройка глухого косоклинного сарафана

МК по пошиву косоклинного сарафана запись закреплена

САРАФАН — КОСОКЛИН
Загадки с разгадками, КРОЙ и ПОШИВ

РАСКРОЙ
Итак приступим.
Конечно сарафан можно сшить по разному, но в сути все они похожи.
Рассмотрим очень простую ,на мой взгляд, модель сарафана-«Косоклин».
Если проводить аналогии с известными нам сегодня фасонами, то косоклинный сарафан ближе всего по крою к . солнцу (а точнее, полусолнцу или 3/4 солнцу, в некоторых случаях и больше). Так, да не так ))

РАЗГАДКА ПЕРВАЯ
Широкий подол из узкой ткани.

Ширина домоткани, из которой всё это шилось — 33-40 см, в среднем 35 см. И чтобы получить форму сарафанного полусолнца (или больше, принцип один и тот же), этот полукруг нужно разбить на фрагменты, приспособленные к имеющейся ширине ткани.

Способы разбивки были разные.
Вот один из них.

Полусолнце разбивается на полоски, спереди и сзади прямоугольные, а остальные в форме трапеции.
Ширина полоски — те самые 35 см.
Полоски сшиваются между собой, крой раскладывается на полу и подрезается по кругу.

Это способ подбора №1 — с трапециевидными клиньями. Клинья имеют косой срез, отсюда и название КОСОКЛИННЫЙ. Впрочем, сарафан с трапециевидными клиньями чаще назывался просто: КЛИННИК.

Для полусолнца понадобится примерно 10 м домоткани. Расчёт для среднего роста (длина сарафана 110 см, ширина подола получится 450 см). А если современная ткань 80 см ширины — то 5 м. Плюс ещё на лямки-талийку-лягушку.

Ширина сарафанчика по верху получится 90-105 см, может и поболе. Тут либо ширина точно соответствует мерке окружности над грудью (измеренной, естественно, верёвочкой:) ), либо даётся прибавка, которая закладывается в мелкие складочки, втч., по желанию, тем самым НАБОРОМ.

А вот способ подбора №2.

Грудь и спинка также делаются из прямых полос.
А между ними вставляются треугольные КЛИНЬЯ (тоже прямоугольники, разрезанные по диагонали). — Узнали клинья годе?:)
После подрезания подола получим то же полусолнце. На него уйдёт метров 12 домоткани.
Но при таком подборе (способ №2) возможности куда ширше!
Некоторые клинья можно укоротить сверху.
Можно вставить и дополнительные укороченные клинья в любой шов.

Такие укороченные клинья называются ПОДКЛИНКИ.
Получим красивую форму колокольчика с сильным расширением по низу!

Подборы клиньев для КС могут быть самые разные, все они комбинируются из прямоугольников, треугольников и трапеций. Так наши бабушки создавали из узеньких полосочек сарафанную пышность — сколько душа просит!
Полусолнце, фасон известный. — скажете вы. — Зачем же набирать его из полосочек, когда современные широкие ткани позволяют просто выкроить полукруг без всяких швов? —

— Ан нет, миленькие! То есть полусолнце, конечно, выйдет, но ни ХВОСТА, ни силуэта у вас не получится. — Почему? — Да потому, что это была всего лишь ПЕРВАЯ разгадка.
начнём с подбора
Грудь — два полотна и два клина.
Спинка — полотно, два клина и четыре подклинка.
Подклинков можно сделать и только два — а можно и шесть, по три с каждой стороны. Это дело вкуса, дело импровизации, дело настроения! Условие: подклинки по длине должны быть не меньше 2/3 длины клина.
Да в принципе, можно и вообще без подклинков, если хотите скромнее — тогда силуэт будет хотя и узнаваемый, но не столь яркий.
Распах можно сделать с застёжкой, а можно и ложный — это по вкусу. Я буду делать ложный, но с пуговичками.
Ширина полотна может быть 30. 40 см.
По минимуму это 1/3 от мерки окружность над грудью + 1 см. Проверьте, что вы пролезаете в этот минимум, если не собираетесь делать застёжку.
Ежели возьмёте больше минимума, то верх получится с избытком и тогда. мне всё-таки придётся фотать НАБОР:). Потому что избыток забирается в складочки под талийку. — Впрочем, можно и просто заложить маленькими складочками. При очень большом бюсте (точнее, при очень большой — больше 12 см — разнице ОГ-ОНГ) избыток может оказаться необходим.
Длина сарафанчика — померьте её от линии окружности над грудью до. желаемой длины. скажем, до щиколки или чуть выше. За особой точностью не гонитесь, сделаем большой припуск и подрежем по месту.
Обратите внимание, что при таком подборе по подолу укладывается 11 ширин полотна. То есть подол по низу получится 11х30. 40=330. 440см. Неплохо!
— Впрочем, если хочется ещё ширее, то ширину клиньев и подклинков можно взять и побольше, чем ширина полотна — скажем, см по 50.
Теперь. всё-таки, одна из самых интересных особенностей КС — это ХВОСТ. Скажу честно, я не припомню больше в историческом крое такого оригинального приёма. И потому сейчас последует

Взгляните ещё раз на верхний рисуночек.
Линия верха. Что там особенного?
А вот что.
На ГРУДЬ уходит 2 полотна.
А на СПИНКУ — только одно.
И это значит, что боковые швы, в которые вставлены все клинья и подклинки — вовсе НЕ боковые. Точки Х и У будут лежать не по бокам, а на СПИНКЕ примерно под лопатками.
И весь пышный расклёш окажется на спине! Именно там будут играть и волноваться склады, когда вы медленной походкой поплывёте в теремной дворец! И взгляд вам вслед невозможно будет отвести.
Вот как улягутся 3 или 4 метра подола сзади — а спереди, как совершенно справедливо заметила ЕленаВМ — лёгкий колокольчик. Вид СПИНКИ с ХВОСТОМ.
Именно этот особенный приём может быть создан только клиньями, только соотношением полотен ГРУДИ и СПИНКИ — и не получится, если просто выкроить цельное полусолнце.
Воистину, не перестаю поражаться, какими простыми приёмами наши бабушки достигали поразительных эффектов. Гениально. Какая мысль!
Такой крой создался не сразу. он совершенствовался. и самые поздние сарафаны имеют ещё одну замечательную технологическую особенность, делающую ХВОСТ особенно красивым. Но об этом — в следующий раз. Как и об лямках, талийке и лягушке!
А напоследок, если вы всё-таки решились (а почему бы и нет. ) — то вот примерная раскладочка этого кроя на ткани в разворот. Ширина ткани здесь 80 см. Как видно, ткани уйдёт около 5 м. На ширину 150. прикиньте сами:).
Припуск по длине здесь надо брать большой, не меньше см 10, так как нужен запас на подрезку. Полотно СПИНКИ длиннее полотен ГРУДИ см на 3. 5

ПОДБОР с клиньями и подклинками у нас уже есть, теперь дело за ЛЯГУШКОЙ, ТАЛИЕЙ и ЛЯМКАМИ. Дело, в общем-то, простое!

Если придерживаться традиции, то надо померить себя верёвочкой над грудью — это и будет длина
ТАЛИЙКИ. Для ЛЯГУШКИ есть стандартная формочка для всех размеров. А ЛЯМКИ — это просто долевички со слегка срезанными на уголок поперечными сторонами.
Ну а можно воспользоваться своей основой. Я лично так и делаю.
Тем более это удобно, если СПИНКА шьётся вырезанной глубже, чем ГРУДЬ. Или если ТАЛИЯ делается фигурная. Но сейчас пусть будет простой вариант.
Закрываем нагрудную и плечевую вытачки, совмещаем перед со спинкой по плечу.
Проводим ТАЛИЮ над грудью шириной см 2. Сбоку выше ЛГ, тк. пройма на основе имеет припуск СО по глубине, а для сарафана он не нужен.
Для большего прилегания можно учесть выёмку в нагрудной вытачке. Кроить по полученной выкройке талию не надо, просто померим её общую длину на выкройке и вырежем полоску такой длины.

Обязательно проверим, пролезается ли в полученную длину без застёжки.
У меня эта длина где-то 85-86 см, и я свободно пролезаю.
Дальше рисуем по вкусу ЛЯГУШКУ и ЛЯМКИ. Их ширина 3-4 см. ЛЯГУШКУ можно вырезать глубоко или не очень (варианты 1 или 2).
ЛЯГУШКА, ЛЯМКИ и ТАЛИЯ кроятся двойными. Долевые указаны на рисуночке. Лямки для первого раза лучше выкроить с запасом длины см 5-6.
Вот и весь раскрой!

. Женская фигура от линии обхвата НАД грудью к линии обхвата груди увеличивает объём, это всем известно. Современные основы обеспечивают это увеличение объёма с помощью нагрудной вытачки. А. сарафан?!
Посмотрите внимательно, объём сарафана тоже увеличивается, ведь прямо от линии обхвата над грудью идут клинья, крой расширяется.
Но клинья-то ведь эти НЕ спереди вставлены, а СЗАДИ под лопаточками. А спереди — ничего. А грудь-то, вроде, спереди, там ей самое место:).
Как же будет вести себя такой крой на фигуре? Нагрудная вытачка как бы сзади, вот интересно!
А вот как.
Сзади запас ткани из клина потянется на грудь. Возникнет натяжение ткани вперёд.
А чуть ниже в ответ возникнет обратная реакция — ткань будет тянуться на спинку.
А это и добавит пышности ХВОСТУ, и удержит его на спине, и уберёт лишний объём с бока — силуэт не будет широким и приляжет с боков на уровне груди.

ШИТЬЁ начинается с притачиванья клиньев и подклинков.
Работка нехилая, скажу я вам.
11 швов, каждый шов 100-120 см, каждый надо пройти трижды. Да ладно, какие наши годы!
— Но сейчас я хочу сказать не об этом.
А об очень интересном моменте технологии, характерном для поздних сарафанов.
РАЗГАДКА ТРЕТЬЯ
А сама-то величава,
Выступает, будто пава!
А у павы есть хвост, который она распускает, словно веером. Длинные перья уложены там самой Природой. А фалды сарафанного ХВОСТА мы уложим собственными ручками.
Вот таким интересным способом.
Я ещё не вела речь о том, где проходит в клиньях долевая. Ведь клинья — это прямоугольные треугольники, одна сторона у которых прямая, а другая наклонная.
Передние клинья притачиваются к передним полотнам по долевой. При желании и достаточной ширине ткани всю ГРУДЬ можно выкроить цельной.
А вот дальше начинается игра.
В швах притачиванья клиньев и подклинков сходятся долевая и косая. А НЕ две долевых или две косых.
Как же так?! Ведь шов, в котором сходится долевая с косой, он ИГРАЕТ.
— А нам это и нужно! И пускай ИГРАЕТ!
Косая сторона шва будет набегать на долевую. И все фалды будут закручиваться к середине спинки с двух боков упругими волнами. Посмотрите ещё раз, какими красивыми волнами ложатся фалды да хоть на четвёртом сиреневом сарафанчике из моего верхнего поста! На шёлке вообще бесподобно. Случайными такие вещи НЕ бывают:).

О последовательности пошива КС :

1.Пришить клинья к передним полотнам.

2.Сшить передние полотнища (если их два).
Оставить вверху 10-12 см незашитыми, если предполагается реальная застёжка.

3.Пришить те и другие подклинки к задним клиньям.

4.Пришить задние клинья с подклинками к спинке.

5.Соединить грудь и спинку.

6.Подрезать низ, выравнивая его. Это можно делать без примерки, если крой уже освоен. Если нет уверенности, то можно подровнять после сбора всего сарафана.

7. Заложить по верху складки на спине и на груди. Получить объем талии + 1,5-2см.
Складки делаются маленькие, 7-12 мм и закладываются в сторону середины спинки.
Складки лучше закрепить с изнанки тесёмкой шириной ок.2 см.

8. Лямки и лягушка — 2 варианта.
а)обрабатываются, как обычно: сострочить, вывернуть итд. Косой срез лягушки нуждается в прокладке кромки или клеевой.
б)пришить лямки к лягушке, сложить верх и низ изнанка к изнанке, обрезать припуски и отделать узкой (мм 3-4-5) прямой бейкой из кумача или контрастной однотонной ткани. Тут ничего на срезах прокладывать не надо, тк. прямая бейка предохраняет от растяжения.
На этих фоточках старинных сарафанов из наших северных музеев хорошо видна обработка лямок кантиком.

9.Сострочить верх и низ талии по верху, вложив в шов лягушку. Если крой отработан, можно вложить сразу и лямки спереди.

10.Обработать застёжку, если имеется.

11.Обработать верх сарафана талией.

12. Пришить лямки к талии спереди внутрь, померив сарафан. Подрезать низ, если требуется на примерке.

13.Обработать низ кантом из поперечной полосы шириной см 10-12.
Полоса из кумача или контрастная. Кант выпускается наружу см на 1-1,5-2.
На этих фоточках видна обработка низа кантом.

14. И вот теперь. . наконец-то. . можно начинать. — УКРАСЫ –

Оцените статью