Выкройка камзола петра 1

Как выглядит подлинный парадный кафтан Петра I

Одежда Петра I, дошедшая до нашего времени — это отдельная история. Если костюмы других представителей царской семьи и придворных, которые сегодня экспонируются в Эрмитаже и других музеях, собирали по дворцовым гардеробным, то вещи Петра I начали сохранять сразу, еще при нем, в Кунсткамере.

За нарядами внимательно следили и бережно ухаживали, потому что считали это важным.

В одежде уже появляются карманы! Считается, что первопроходцем в этой области был Людовик XIV. Карманы на его нарядах появились ближе к концу XVII века.

Петр следовал европейской моде, карманы в его одежде появились почти сразу после того, как их стали носить за границей.

Но вернемся к парадному кафтану. Он сшит из сукна. И кафтан, кстати, с воротником, что характерно для многих петровских костюмов. Царь не носил париков, зато любил воротники.

Я всегда внимательно разглядываю вышивку. Не устанешь любоваться такой красотой!

Не знаю, обратили вы внимание на одну деталь или нет. На камзоле часть петли просто декоративная, это видно. А на кафтане петли по размеру намного превосходят пуговицы.

Наверное, это связано с тем, что кафтан носили по-разному, могли и не застегивать. А может быть, пуговицы слишком объемные, поэтому и петля длинная.

Интересная отлетная деталь на рукаве, выше обшлага. Ее называют дополнительным клапаном. По этому клапану легко распознать место изготовления костюма и даже временные рамки.

Суконный кафтан Петра относится к типу «берлинской пары», сшит в промежутке от 1715 до 1720 г.г.

Похоже, что роль дополнительного клапана — лишь декоративная. Хотя раньше, до появления карманов, за обшлага рукавов много чего прятали. Может, и здесь какая-то функциональная особенность имеется?

И опять длииинная петля! Но здесь только лишь декоративная.

В этом костюме кюлоты тоже сохранились. Обычный фасон — длина чуть ниже колена, низ на манжете.

А вот и вышивка на льняном камзоле. Смотрите, интересный орнамент, более строгий, чем на кафтане.

Подкладка у кафтана атласная, кораллового цвета. И никаких подбортов, пришита точно в край. А края деталей потерты, видно, кафтан немало послужил своему хозяину.

Прошу не путать кафтан с камзолом

Готовя материал по камзолам , я столкнулась с тем, что большинство людей принимает за камзол то, что на самом деле является кафтаном , а не камзолом. Этим грешит и знаменитая Википедия, вот это изображение кафтана, что слева, приведено в качестве иллюстрации к статье «Камзол» без пояснения, что камзол надет под кафтан и почти не виден на этой фотографии.

Почему так происходит? Может быть, потому что камзол прочно ассоциируется с придворным мундиром , а значит и с роскошной отделкой позументом, вышивкой и галунами, в то время как кафтан – с одеждой простого люда?
В действительности же кафтан был общепризнанной верхней одеждой, как простого люда, так и знати, его носили все: цари и князья, посадские и бояре, духовные лица и крестьяне. Это сейчас в гардеробе современного человека есть пальто, пиджак и курка, а ранее вместо всех этих предметов был – кафтан, который мог быть различного покроя, внешнего вида и назначения.

Вот как В. И. Даль растолковывает слово кафтан«Верхнее, долгополое мужское платье разного покроя …», а далее идет уточнение и перечисление названий различных видов кафтана «… с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк . ».

Но не будем сейчас рассматривать все возможные варианты кафтана, а обратимся к тем временам, когда на Руси в результате петровских реформ обязательной одеждой для высших классов становятся кафтан западноевропейского образца и камзол.

В начале 18 века царь Петр I издает именной указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви… », который обязывает носить верхнее платье немецкое, т.е. кафтан западноевропейского образца, поверх исподнего, т.е. камзола ( « … носить платье Немецкое верхния Саксонския и Французский, а исподнее камзолы и штаны…»)
Парадный кафтан западноевропейского образца шьется

  • длиной до колен приталенным с сильным расширением к низу за счет втачаных клиньев по бокам от линии талии, которые закладываются складками и имеют разрез.
  • Средний шов спинки также заканчивается разрезом.
  • Рукава серповидной формы заканчиваются широкими и жесткими обшлагами.
  • Боковые прорезные карманы оформляются большими фигурными клапанами.
  • Воротник, как правило, отсутствует, застежка выполняется на петли и пуговицы.
  • Кафтан богато украшается по борту, обшлагам, клапанам, возможно и по вороту.


Камзол, надеваемый под кафтан, по крою очень схож с кафтаном, но более плотно облегает тело и чуть короче кафтана, рукава узкие к запястью, без обшлагов.

Кафтан носится расстегнутым, так что видна все передняя часть камзола, поэтому камзол выполняется из дорогой роскошной ткани или богато декорируется по переду кружевом, вышивкой и другой отделкой.

Невидимые части камзола при этом (рукава, спинки) могут выполняться из более скромного материала, чем полочки.

Рукава в камзолу могут пришиваться только в зимнее время.

Поскольку кафтан носится в паре с камзолом, они часто выполняются как составные части одного костюма, взаимодополняющие друг друга, см ниже фотографии кафтана и камзола Петра I

Два последних изображения взяты с сайта клуба Военно-исторической реконструкции «Лейб-Гвардии Преображенский полк 1709» . Там же можно посмотреть реконструкцию кроя кафтана и камзола.

Судьба и тайна одного костюма

Про голубой парадный костюм Петруччо, построенный к коронации его второй жены, тоже писала. Равно как обстоятельства порчи оного костюма (многаводы, пролившейся со второго этажа Эрмитажного театра на этаж первый, зимнедворцовопетровомузейный. Причины появления многаводы слегка расходятся, но сейчас это неважно).

Про то, как починили костюм после многаводы (по одной из версий, горячей, ибо из батарей отопления), тоже писала, но, пожалуй, можно и еще. И про все остальное, в общем, тоже. Ибо выставка реставрированного текстиля и вообще текстиля сквозь тысячелетия подоспела, а с нею и каталог. Купленный не будем говорить за сколько честных врачебных рублей.

1. Общая характеристика объекта.

«Костюм императора Петра I, исполненный в 1724 году для торжественной церемонии коронации его супруги Екатерины Алексеевны, пожалуй, единственный из эрмитажного собрания «Гардероб Петра I» имеет достаточно точную датировку. Кафтан, камзол, штаны, пояс с портупеей, сшитые для царя из голубого гродетура, декорированы вышивкой серебряной нитью в виде мелкого плотного орнамента из переплетающихся веток. На левой стороне кафтана закреплена шитая звезда ордена Святого Андрея Первозванного, через правое плечо к левому бедру перекинута голубая орденская лента. Костюм дополняли кружевные манжеты и галстук, заложенная в мелкую складку манишка из тонкого полотна, шелковые чулки с вышитыми серебряными стрелками и галунными подвязками, кожаные башмаки с серебряными пряжками. В комплект входят также предметы нижнего белья — пара сорочек и пара штанов из тонкого голландского льняного полотна.

Стройность силуэта, гармоничное цветовое сочетание голубой ткани и серебряной нити шитья, изысканность орнамента и высококлассный уровень его исполнения позволяют говорить об этом костюме 1724 года как о выдающемся памятнике декоративно-прикладного искусства своего времени.»

2. История объекта.

«Предположительно, костюм Петра I, как и коронационный наряд его супруги, был выполнен в Берлине. Император появился в Московском Кремле 7 мая 1724 года в эффектном «летнем кафтане небесно-голубого цвета, богато вышитом серебром, в красных шелковых чулках и в шляпе с белым пером» [Берххольц, Дневник камер-юнкера]. Сразу после коронации платье Екатерины I по традиции было передано на хранение в Оружейную палату, а костюм Петра I возвращен в Санкт-Петербург.

Комплект из голубого гродетура был надет после смерти первого российского императора на его восковую фигуру и находился на постоянной экспозиции в Кунсткамере, а затем в Императорском (позднее — Государственном) Эрмитаже в общей сложности в течение 260 лет (с 1732 по 1995). Костюм пережил пожар Кунсткамеры (1747), наводнения и две полномасштабные эвакуации (1812, 1941-1945). Он неоднократно реставрировался. Самая значительная историческая реставрация проводилась в 1911 году в мастерской В.Горновой в Санкт-Петербурге.».

3. Состояние объекта перед реставрацией 1996-2003 гг.

«Все вещи были сильно загрязнены, деформированы. Ткани имели множество сечений, разрывов и утрат, следы многочисленных починок и заплаты. Серебряные нити вышивки были повреждены, потемнели. Наиболее пострадавшим экспонатом оказался кафтан. Его подлинные швы были разрушены. В процессе многочисленных ранних починок детали собрали с нарушением кроя, что привело к изменению размера кафтана и увеличению нагрузки на ткань. Подкладка ранее была перелицована. Многочисленные пятна и затеки бурого цвета имелись снаружи и внутри на подкладке. Шелковая ткань сильно потерта, местами выцвела. Следы старых починок (штопки, заплаты) были видны по всей поверхности кафтана, причем штопки выполнены различными по качеству и цвету нитками, разнообразными швами; часто штопка выполнялась насквозь через шерстяную прокладку и подкладку, что привело к дальнейшему разрушению ткани. На правой поле подол перекрывала заплата из серого атласа, а утраты шелковой ткани на левом рукаве ранее были дублированы мучным клеем на тонированную шелковую ткань. В местах наиболее сильных разрушений шелкового фона вышивка была значительно деформирована, металлические нити частично утрачены. Были сильно загрязнены пуговицы; нити, которыми пуговицы были оплетены, сохранились фрагментарно».

4. Комплекс реставрационных мероприятий 1996-2003 гг.

«Учитывая сильные повреждения ткани кафтана и то, что подлинные соединительные швы практически полностью разрушились, было решено размонтировать кафтан. Сначала был отсоединен шитый орден, потом отсоединена и размонтирована на отдельные детали подкладка, затем удалены поздние соединительные швы кафтана. Были также сняты пуговицы с обшлагов и со складок фалд. Для восстановления подлинного размера кроя кафтана по следам первоначальных соединительных швов (остаткам ниток, отверстиям от иглы, заломам ткани) были изготовлены лекала всех деталей. Оказалось, что ранее при перелицовке подкладки очистка ткани от загрязнений не проводилась и нити соединительных швов были разрезаны, но не удалены. Благодаря этому удалось определить точный размер подкладки и изготовить лекала, для того чтобы после очистки и укрепления тканей собрать ее детали, сохранив первоначальный размер выкройки.

Все детали кафтана были очищены от нитей пришивки, удалены заплаты и штопки. Под заплатой на поле открылась подлинная ткань, имеющая утраты. Также были удалены заплати со штанов, на которых обнаружились повреждения ткани и многочисленные штопки. После этого все детали кафтана, камзол, штаны и портупею очистили в воде с моющим средством. Прежде чем поместить предметы в воду, наиболее поврежденные участки тканей и вышивки временно были зафиксированы между слоями хлопчатобумажного мелкоячеистого тюля, сделаны пробы на стойкость красителей к моющему средству. В процессе очистки был удален старый реставрационный (мучной) клей.

. После очистки всех предметов костюма возник вопрос о способе укрепления тканей. В реставрационной практике существуют разные методы дублирования тканей, в т.ч. и различные виды укрепления иглой. Применительно к данному комплексу одежды выбрали метод приштопки вышивальным швом.

В качестве дублировочного материала для тканей кафтана, камзола и штанов была использована шелковая ткань туаль, которую вначале окрасили анилиновыми красителями в цвет индиго, а затем тонировали естественными красителями для придания необходимого оттенка. Шелковые нити синего и голубого цвета (промышленной окраски) были тонированы таким же образом. Для придания окрашенной и тонированной ткани необходимой дополнительной плотности она была проклеена 3%-м мучным клеем. Дублировочная ткань была подведена под поврежденные участки шелковых тканей и зафиксирована шелковыми нитями. Разрывы и сечения тканей укрепили шпалерным швом.

Места сплошных утрат ткани укреплены и замаскированы методом вышивки швом «гладь вприкреп». Техника подобного шва заключается в том, что одновременно с укреплением ткани нити вышивки, плотно прилегая друг к другу, перекрывают блестящую поверхность, образуемую волокнами нитей разрушенной ткани. Этот метод позволил получить однородную поверхность, имитирующую поверхность ткани. В местах сквозных утрат вышивка, органично внедряясь в структуру ткани, создает плавный переход от сохранившейся поверхности ко вновь созданной. Результатом такого укрепления тканей было устранение их деформации.

. Заключительным этапом работы с кафтаном Петра I стало соединение ранее размонтированных деталей. Отреставрированные детали кафтана сшили по швам согласно лекалам. Таким образом, был восстановлен первоначальный размер кафтана. Очищенные и укрепленные детали подкладки собрали, подкладку поставили на прежнее место. Были сделаны закрепки из шелковых нитей, фиксирующие складки фалд».

«Кафтан в процессе и после реставрации. Фрагмент полочки. Старые штопки, разрушающие ткани, удалены, ткани очищены и частично дублированы на новую основу реставрационным швом, имитирующим поверхность шелка».

«Кафтан в процессе и после реставрации. Фрагмент воротника. Ткани очищены и укреплены реставрационным швом».

5. Результаты реставрации 1996-2003 гг.

«В результате проведенной реставрации удалось остановить разрушение и сохранить все предметы парадного костюма Петра I, возвратив им первоначальный размер и облик. Шелковые чулки и кружевные детали после реставрации вновь были надеты на «Восковую персону». Кафтан, камзол, штаны, льняное белье и перевязь были помещены в хранилище, а «Восковая персона» вернулась на экспозицию, облаченная в другой комплект из гардероба императора».

Пуговицы в оплетке и вышивка.

Обшлаг рукава. Вышивка на лицевой стороне.

6. А теперь — маленькая тайна костюма и большая тайна Петра I.

«Согласно легенде, костюм императора вышивала собственноручно Екатерина Алексеевна. Легенда столь прочно вошла в литературу, что ее до сих пор приводят крупнейшие европейские и российские историки».

У Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины I, было немало достоинств, но профессиональной вышивальщицей высочайшего уровня она все же вряд ли была.

Обшлаг рукава. Вышивка на лицевой и внутренней стороне.

«Когда камзол находился в воде, сквозь намокшую и ставшую прозрачной ткань подкладки на подоле стала проступать вышивка. После удаления части шва по подолу внутри на шерстяной ткани, между подкладкой и тканью камзола, была обнаружена вышивка, выполненная цветными шелковыми нитками, представляющая собой корону и две буквы R справа и слева от нее».

«..внутри, на шерстяной ткани между подкладкой и верхней тканью, вышита цветными шелковыми нитками корона размером около 7 х 5,5 см. Абрис короны выполнен красными нитями. В центре вверху — вышитый крест. Ободок короны подчеркнут двумя поперечными полосками с белыми и зеленовато-желтыми нитями, уложенными в технике «козлик». Корону украшают продольные полоски, повторяющие незамысловатый декор ободка, и вышитые четыре голубых цветка и две стилизованные ромашки. Вокруг короны — многочисленные зеленовато-желтые крестики. Справа и слева от короны вышиты красными нитями две латинские буквы R, вполне вероятно, начальные буквы слов «REX’и «REGINA». Возможно, эта вышивка подтверждает легенду о причастности Екатерины к изготовлению костюма Петра I к торжествам коронации 1724 года. Вне всякого сомнения, вышивка серебряными нитями, украшающая кафтан, камзол, штаны и портупею, выполнена мастерами высочайшего уровня, и вряд ли будущая императрица владела таким искусством. Вышить же невидимую никем маленькую корону, трогательно украшенную ромашками, будущая императрица Екатерина I могла».

Масса трогательных деталей, кроме ромашек. Шерстяная подкладка, которая есть почти во всех вещах Петра, — он на самом деле сильно мерз. Техника «козлик» и ромашки на короне, про которую, кроме самого Петра и его Катеньки, наверное, кто-то еще знал, но вообще это совершенный пример трогательной любви и личной жизни. Никто не увидит, кроме нас с тобою. Ты знаешь, что она там, и я знаю, что я тебе ее вышила. И, сдается мне, легенда о том, что Катенька лично вышивала костюм мужу, пошла именно от гордого и восхищенного мужа.

Это мы говорим про человека, который перед окнами заточенной в монастырь первой нелюбимой жены насадил на кол человека, которого Евдокия Лопухина действительно страстно любила. Чтобы все детали процесса прочувствовали и тот, кто умирает, и та, кто смотрит.

Это мы говорим про человека, который трахал все, что движется, включая Меншикова, а потом мог, поприсутствовав при казни бывшей любовницы, поднять ее отрубленную голову, объяснить народу, где какая артерия и вена в голову проходит, где позвонки, где мозг и прочие шейные детали. Потом поцеловать наглядный экспонат в синие мертвые губы, отбросить и уехать заниматься дальше государственными делами.

Это мы говорим про человека, который, раздуваясь по-детски от любви и гордости, рассказывал на коронации своей жены, что вот это она, она ему вот все это вышила. Потому что корона 7 х 5,5 см, скрытая на шерстяной подкладке и абсолютно не видимая снаружи, грела ему сердце. Особенно, сдается мне, трогательные ромашки. И буковки R — справа и слева, вдвоем.

Читайте также:  Самые простые схемы фриволите
Оцените статью