Косоклинный распашной сарафан. Выкройка
Сарафан, описание и крой которого мы предлагаем вашему вниманию, можно отнести к одному из поздних вариантов косоклинных распашных сарафанов. Во второй половине XVIII-первой половине XIX века так кроили праздничные сарафаны из шелковых и парчовых тканей в Нижегородской, Костромской, Архангельской, Олонецкой, Новгородской губерниях. Украшали их дорогими пуговицами, золотными и серебряными галунами, кружевами.
В Пинежском уезде Архангельской губернии в XIX веке подобного кроя сарафаны называли синяками и шили из плотного домотканого льняного холста, окрашенного в синий цвет.
Косоклинники из «китайки» и черного сатина — китаешники или молельники носили на нижегородской земле до начала XX века. Эти сарафаны обязательно застегивались на пуговицы и петельки из шнуров. Если же передние полотнища сшивались между собой, то застежка почти всегда имитировалась.
Большинство косоклинных сарафанов, сохранившихся до наших дней, сшито на подкладке. Обязательный элемент подобных сарафанов — небольшой выступ на спинке, к которому пришиваются лямки. Такие выступы с лямками имели различные названия: вилка, мышка, пройма, но чаше всего именовались лягушкой.
В старину основой (модулем) традиционного кроя почти всегда являлась ширина полотна, домотканого или покупного. Старинный нижегородский сарафан, взятый за основу предлагаемого кроя, был сшит из «китайки» шириной 63 см. Сегодня тканей такой ширины в продаже нет. Мы перенесли традиционные принципы кроя на популярную сегодня ширину 150 см; ширина основных деталей и клиньев, высота швов при этом изменились, а ширина самого сарафана осталась прежней.
Сегодня такой сарафан можно сшить из плотной хлопчатобумажной, шерстяной или шелковой ткани с фактурным рисунком (или без рисунка). Подойдет и джинсовая ткань. Украсить сарафан можно металлическими пуговицами и тесьмой.
Предлагаемый крой рассчитан на размеры от 42 до 48 и рост 155 см.
Для большего роста необходимо соответственно удлинить все детали выкройки. Разницу со стандартным размером в обхвате груди необходимо прибавить по центру переда и боковым швам.
Расход ткани при ширине 150 см
на сарафан — от 230 до 280 см (в зависимости от роста),
на подкладку — от 230 до 280 см (в зависимости от роста).
Также потребуется:
не менее 9 м прямой полоски ткани шириной 3,5-4 см или косой бейки на обшивку верха передних полотнищ, спинки, лямок и низа, пуговицы «на ножках» (металлические или пластмассовые) — 13-25 шт. и около 5 м шнура средней толщины для отделки застежки.
Детали кроя:
из основной и подкладочной ткани: переднее полотнище (2 дет.), заднее полотнище или спинка (1 дет. со сгибом), клин к переду (2 дет.), клин к спинке (2 дет.), лямка (2 дет.).
Размеры деталей указаны без припусков на швы. Сверху и снизу изделия припуски делать не нужно!
Порядок работы
- Из основной и подкладочной ткани выкраиваем все детали, учитывая припуски на швы.
- Клинья пришиваем к переду и спинке, затем делаем боковые швы, соединяя отрезки АБ (боковыми швы эти называются условно, так как располагаются они сзади на спине). Обратите внимание, что соединяемые в этих швах срезы деталей выполнены по косой, поэтому при работе ткань нельзя растягивать.
- Совмещаем подкладку и основную ткань, в нескольких местах по линии долевой простегиваем их вместе незаметными с лица стежками.
- Пришиваем и регулируем длину лямок. Обшиваем верх сарафана полосой ткани или косой бейкой.
- Выравниваем низ изделия, обшиваем его полосой ткани или косой бейкой.
- Оформляем застежку:
а) вдеваем шнур в петли приготовленных пуговиц, распределяем их по всей длине сарафана (в старину пуговицы специально располагали неравномерно, вверху и внизу чаше) и пришиваем шнур к краю правого переднего полотнища незаметными стежками, стараясь не растягивать шнур. Саму пуговицу к ткани пришивать не надо. Шнур для отделки можно сделать и самим, связав или скрутив из шерстяных, хлопчатобумажных или шелковых нитей;
б) на левом переднем полотнище на указанную линию нашиваем шнур, делая из него небольшие петли (см. рис. 2).
Обратите внимание!
-правое переднее полотнище на 4 см уже левого, таким образом, на правом полотнище образуется цельнокроеная планка под застёжку;
-клинья выкраиваются с разворотом (см. рис. 1);
Тщательно вычерчивать линию низа сарафана не следует, так как изделие достаточно тяжёлое и боковые швы, выкроенные по косой, со временем растягиваются, сарафан обязательно должен отвисеться, после чего низ лучше подравнять на фигуре.
По материалам журнала «Славянка»
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Я — фотограф
Масленичные гуляния 2013
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Косоклинный сарафан (как сшить + немножко истории)
Понедельник, 26 Декабря 2011 г. 11:07 + в цитатник
Косоклинный сарафан (как сшить + немножко истории)
продолжаем тему традиционной славянской одежды. за информацию спасибо Satin_rain
Косоклинный сарафан этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко времени образования Московской Руси. Такая разновидность женского платья получила распространение в Северной, Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.. Общий силуэт этого типа сарафана — трапециевидный, кроме основных полотнищ спереди и сзади обязательно наличие косых боковых клиньев (отсюда и его название — косоклинный).
На Смоленщине косоклинный сарафан в зависимости от типа его, места бытования, покроя, материала, украшения называли по-разному: «ферязь» («хверзя»), «сумкан», «полбумажник», «клинастик», «синикин», «китайка» («титайка»), «сорококлин».
Изготавливался косоклинный сарафан из домотканины, отсюда такая ширина клиньев (35-40см). Способом украшения домашних тканей для сарафанов было крашение. Обычно это темно-синий цвет, реже — черный или красный. Часто после крашения ткань для праздничного сарафана лощилась. Серебристые «волны» на темной ткани переливались и придавали ей богатый вид. Для уплотнения легкой ткани, устойчивости формы, для утепления сарафаны делались и на подкладке (полностью или только подол).
Праздничный сарафан надевался редко, хранился долго. Заложенный в складку он не мялся, перевязанный в сундуках. Складки и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по бокам, заложенный в складку сарафан «играл» при движении.
Особенности косоклинного сарафана:
1.Сарафан по крою имеет перед и спинку.
Сарафанный перед называется ГРУДЬ, а сарафанная спинка — СПИНКА, так называем и мы свои основы.
2.Своеобразный крой КС создаёт на спинке большое количество фалд. Благодаря особенной технологии шитья эти фалды концентрируются сзади. СПИНКА удлиняется на 3-4 см относительно ГРУДИ, и сзади образуется ХВОСТ — сарафан с хвостом.
3.Для создания А-силуэта и расширения сарафана книзу используются длинные вставные КЛИНЬЯ и более короткие ПОДКЛИНКИ, треугольные или трапециевидные. — В общем-то, всем известные клинья годэ — всего лишь простой перепев этого русского приёма.
Клиньев и подклинков может быть до 6 и даже 8 с каждой стороны, тогда ширина ПОДОЛА сарафана достигает 6-8 м.
4.Спереди сарафан может быть ГЛУХОЙ (самые древние), РАСПАШНОЙ — с застёжкой на пуговицы, сам разрез по СП называется РАСПАХ. РАСПАХ также может быть ЛОЖНЫМ. ЛОЖНЫЙ РАСПАХ — шов по СП и имитация застёжки.
5.Бретели сарафана спереди называются ЛЯМКИ. Древние сарафаны имели цельнокроенные бретели, затем стали исполняться пришивные.
Сзади могут быть также ЛЯМКИ, но более древней является своеобразная деталь, которая называется ЛЯГУШКА или ВИЛКА. Под ЛЯГУШКОЙ складки на спинке обычно не закладываются — это называется «ЛЫСАЯ ЛЯГУШКА».
«Лягушка» придумана не просто так, а с практической целью: не давать лямкам спадать с плеч и тем самым не мешать в повседневных делах.
6.ЛЯМКИ и ЛЯГУШКА крепятся к верху сарафана не непосредственно, а через долевую полоску — или просто неширокий долевик, или слегка выкройную. Эта полоска называется ТАЛИЯ, или ТАЛИЙКА. Снизу к ней крепится сарафан, сверху лямки.
7.Традиционные места декора — середина переда вдоль распаха, ГРУДКА, лямки и подол. Все эти великолепные кружева-расшивы-нашивы называются замечательным словцом УКРАСЫ.
8.То, что мы называем «плотное облегание», имеет чудное русское названьице «ПРИЖИМИСТЫЙ КРОЙ».
9.Верх сарафана может быть особым способом заложен под ТАЛИЮ мелкими складочками, сохраняющими свою форму — это называется НАБОР.
10.Редкий для сарафанов приём, но частый для ДУШЕГРЕЙ, КАЦАВЕЕК и КОРОТЁН.
Хитро сформированные объёмные склады, всегда удерживающие свою форму. Они называются БОРЫ. Интересно, кто смог бы такие смастерить?:)
В конце XIX — начале XX веков постепенно на смену традиционным шитым и тканым геометрическим орнаментам приходят повсеместно растительные, так называемые «брокаровские» мотивы, исполняемые, в основном, вышивкой «крестом» красными и черными нитками по счету нитей холста или по канве — на фабричных тканях.
Выкройка косоклинного сарафана для женщины
МК по пошиву косоклинного сарафана запись закреплена
САРАФАН — КОСОКЛИН
Загадки с разгадками, КРОЙ и ПОШИВ
РАСКРОЙ
Итак приступим.
Конечно сарафан можно сшить по разному, но в сути все они похожи.
Рассмотрим очень простую ,на мой взгляд, модель сарафана-«Косоклин».
Если проводить аналогии с известными нам сегодня фасонами, то косоклинный сарафан ближе всего по крою к . солнцу (а точнее, полусолнцу или 3/4 солнцу, в некоторых случаях и больше). Так, да не так ))
РАЗГАДКА ПЕРВАЯ
Широкий подол из узкой ткани.
Ширина домоткани, из которой всё это шилось — 33-40 см, в среднем 35 см. И чтобы получить форму сарафанного полусолнца (или больше, принцип один и тот же), этот полукруг нужно разбить на фрагменты, приспособленные к имеющейся ширине ткани.
Способы разбивки были разные.
Вот один из них.
Полусолнце разбивается на полоски, спереди и сзади прямоугольные, а остальные в форме трапеции.
Ширина полоски — те самые 35 см.
Полоски сшиваются между собой, крой раскладывается на полу и подрезается по кругу.
Это способ подбора №1 — с трапециевидными клиньями. Клинья имеют косой срез, отсюда и название КОСОКЛИННЫЙ. Впрочем, сарафан с трапециевидными клиньями чаще назывался просто: КЛИННИК.
Для полусолнца понадобится примерно 10 м домоткани. Расчёт для среднего роста (длина сарафана 110 см, ширина подола получится 450 см). А если современная ткань 80 см ширины — то 5 м. Плюс ещё на лямки-талийку-лягушку.
Ширина сарафанчика по верху получится 90-105 см, может и поболе. Тут либо ширина точно соответствует мерке окружности над грудью (измеренной, естественно, верёвочкой:) ), либо даётся прибавка, которая закладывается в мелкие складочки, втч., по желанию, тем самым НАБОРОМ.
А вот способ подбора №2.
Грудь и спинка также делаются из прямых полос.
А между ними вставляются треугольные КЛИНЬЯ (тоже прямоугольники, разрезанные по диагонали). — Узнали клинья годе?:)
После подрезания подола получим то же полусолнце. На него уйдёт метров 12 домоткани.
Но при таком подборе (способ №2) возможности куда ширше!
Некоторые клинья можно укоротить сверху.
Можно вставить и дополнительные укороченные клинья в любой шов.
Такие укороченные клинья называются ПОДКЛИНКИ.
Получим красивую форму колокольчика с сильным расширением по низу!
Подборы клиньев для КС могут быть самые разные, все они комбинируются из прямоугольников, треугольников и трапеций. Так наши бабушки создавали из узеньких полосочек сарафанную пышность — сколько душа просит!
Полусолнце, фасон известный. — скажете вы. — Зачем же набирать его из полосочек, когда современные широкие ткани позволяют просто выкроить полукруг без всяких швов? —
— Ан нет, миленькие! То есть полусолнце, конечно, выйдет, но ни ХВОСТА, ни силуэта у вас не получится. — Почему? — Да потому, что это была всего лишь ПЕРВАЯ разгадка.
начнём с подбора
Грудь — два полотна и два клина.
Спинка — полотно, два клина и четыре подклинка.
Подклинков можно сделать и только два — а можно и шесть, по три с каждой стороны. Это дело вкуса, дело импровизации, дело настроения! Условие: подклинки по длине должны быть не меньше 2/3 длины клина.
Да в принципе, можно и вообще без подклинков, если хотите скромнее — тогда силуэт будет хотя и узнаваемый, но не столь яркий.
Распах можно сделать с застёжкой, а можно и ложный — это по вкусу. Я буду делать ложный, но с пуговичками.
Ширина полотна может быть 30. 40 см.
По минимуму это 1/3 от мерки окружность над грудью + 1 см. Проверьте, что вы пролезаете в этот минимум, если не собираетесь делать застёжку.
Ежели возьмёте больше минимума, то верх получится с избытком и тогда. мне всё-таки придётся фотать НАБОР:). Потому что избыток забирается в складочки под талийку. — Впрочем, можно и просто заложить маленькими складочками. При очень большом бюсте (точнее, при очень большой — больше 12 см — разнице ОГ-ОНГ) избыток может оказаться необходим.
Длина сарафанчика — померьте её от линии окружности над грудью до. желаемой длины. скажем, до щиколки или чуть выше. За особой точностью не гонитесь, сделаем большой припуск и подрежем по месту.
Обратите внимание, что при таком подборе по подолу укладывается 11 ширин полотна. То есть подол по низу получится 11х30. 40=330. 440см. Неплохо!
— Впрочем, если хочется ещё ширее, то ширину клиньев и подклинков можно взять и побольше, чем ширина полотна — скажем, см по 50.
Теперь. всё-таки, одна из самых интересных особенностей КС — это ХВОСТ. Скажу честно, я не припомню больше в историческом крое такого оригинального приёма. И потому сейчас последует
Взгляните ещё раз на верхний рисуночек.
Линия верха. Что там особенного?
А вот что.
На ГРУДЬ уходит 2 полотна.
А на СПИНКУ — только одно.
И это значит, что боковые швы, в которые вставлены все клинья и подклинки — вовсе НЕ боковые. Точки Х и У будут лежать не по бокам, а на СПИНКЕ примерно под лопатками.
И весь пышный расклёш окажется на спине! Именно там будут играть и волноваться склады, когда вы медленной походкой поплывёте в теремной дворец! И взгляд вам вслед невозможно будет отвести.
Вот как улягутся 3 или 4 метра подола сзади — а спереди, как совершенно справедливо заметила ЕленаВМ — лёгкий колокольчик. Вид СПИНКИ с ХВОСТОМ.
Именно этот особенный приём может быть создан только клиньями, только соотношением полотен ГРУДИ и СПИНКИ — и не получится, если просто выкроить цельное полусолнце.
Воистину, не перестаю поражаться, какими простыми приёмами наши бабушки достигали поразительных эффектов. Гениально. Какая мысль!
Такой крой создался не сразу. он совершенствовался. и самые поздние сарафаны имеют ещё одну замечательную технологическую особенность, делающую ХВОСТ особенно красивым. Но об этом — в следующий раз. Как и об лямках, талийке и лягушке!
А напоследок, если вы всё-таки решились (а почему бы и нет. ) — то вот примерная раскладочка этого кроя на ткани в разворот. Ширина ткани здесь 80 см. Как видно, ткани уйдёт около 5 м. На ширину 150. прикиньте сами:).
Припуск по длине здесь надо брать большой, не меньше см 10, так как нужен запас на подрезку. Полотно СПИНКИ длиннее полотен ГРУДИ см на 3. 5
ПОДБОР с клиньями и подклинками у нас уже есть, теперь дело за ЛЯГУШКОЙ, ТАЛИЕЙ и ЛЯМКАМИ. Дело, в общем-то, простое!
Если придерживаться традиции, то надо померить себя верёвочкой над грудью — это и будет длина
ТАЛИЙКИ. Для ЛЯГУШКИ есть стандартная формочка для всех размеров. А ЛЯМКИ — это просто долевички со слегка срезанными на уголок поперечными сторонами.
Ну а можно воспользоваться своей основой. Я лично так и делаю.
Тем более это удобно, если СПИНКА шьётся вырезанной глубже, чем ГРУДЬ. Или если ТАЛИЯ делается фигурная. Но сейчас пусть будет простой вариант.
Закрываем нагрудную и плечевую вытачки, совмещаем перед со спинкой по плечу.
Проводим ТАЛИЮ над грудью шириной см 2. Сбоку выше ЛГ, тк. пройма на основе имеет припуск СО по глубине, а для сарафана он не нужен.
Для большего прилегания можно учесть выёмку в нагрудной вытачке. Кроить по полученной выкройке талию не надо, просто померим её общую длину на выкройке и вырежем полоску такой длины.
Обязательно проверим, пролезается ли в полученную длину без застёжки.
У меня эта длина где-то 85-86 см, и я свободно пролезаю.
Дальше рисуем по вкусу ЛЯГУШКУ и ЛЯМКИ. Их ширина 3-4 см. ЛЯГУШКУ можно вырезать глубоко или не очень (варианты 1 или 2).
ЛЯГУШКА, ЛЯМКИ и ТАЛИЯ кроятся двойными. Долевые указаны на рисуночке. Лямки для первого раза лучше выкроить с запасом длины см 5-6.
Вот и весь раскрой!
. Женская фигура от линии обхвата НАД грудью к линии обхвата груди увеличивает объём, это всем известно. Современные основы обеспечивают это увеличение объёма с помощью нагрудной вытачки. А. сарафан?!
Посмотрите внимательно, объём сарафана тоже увеличивается, ведь прямо от линии обхвата над грудью идут клинья, крой расширяется.
Но клинья-то ведь эти НЕ спереди вставлены, а СЗАДИ под лопаточками. А спереди — ничего. А грудь-то, вроде, спереди, там ей самое место:).
Как же будет вести себя такой крой на фигуре? Нагрудная вытачка как бы сзади, вот интересно!
А вот как.
Сзади запас ткани из клина потянется на грудь. Возникнет натяжение ткани вперёд.
А чуть ниже в ответ возникнет обратная реакция — ткань будет тянуться на спинку.
А это и добавит пышности ХВОСТУ, и удержит его на спине, и уберёт лишний объём с бока — силуэт не будет широким и приляжет с боков на уровне груди.
ШИТЬЁ начинается с притачиванья клиньев и подклинков.
Работка нехилая, скажу я вам.
11 швов, каждый шов 100-120 см, каждый надо пройти трижды. Да ладно, какие наши годы!
— Но сейчас я хочу сказать не об этом.
А об очень интересном моменте технологии, характерном для поздних сарафанов.
РАЗГАДКА ТРЕТЬЯ
А сама-то величава,
Выступает, будто пава!
А у павы есть хвост, который она распускает, словно веером. Длинные перья уложены там самой Природой. А фалды сарафанного ХВОСТА мы уложим собственными ручками.
Вот таким интересным способом.
Я ещё не вела речь о том, где проходит в клиньях долевая. Ведь клинья — это прямоугольные треугольники, одна сторона у которых прямая, а другая наклонная.
Передние клинья притачиваются к передним полотнам по долевой. При желании и достаточной ширине ткани всю ГРУДЬ можно выкроить цельной.
А вот дальше начинается игра.
В швах притачиванья клиньев и подклинков сходятся долевая и косая. А НЕ две долевых или две косых.
Как же так?! Ведь шов, в котором сходится долевая с косой, он ИГРАЕТ.
— А нам это и нужно! И пускай ИГРАЕТ!
Косая сторона шва будет набегать на долевую. И все фалды будут закручиваться к середине спинки с двух боков упругими волнами. Посмотрите ещё раз, какими красивыми волнами ложатся фалды да хоть на четвёртом сиреневом сарафанчике из моего верхнего поста! На шёлке вообще бесподобно. Случайными такие вещи НЕ бывают:).
О последовательности пошива КС :
1.Пришить клинья к передним полотнам.
2.Сшить передние полотнища (если их два).
Оставить вверху 10-12 см незашитыми, если предполагается реальная застёжка.
3.Пришить те и другие подклинки к задним клиньям.
4.Пришить задние клинья с подклинками к спинке.
5.Соединить грудь и спинку.
6.Подрезать низ, выравнивая его. Это можно делать без примерки, если крой уже освоен. Если нет уверенности, то можно подровнять после сбора всего сарафана.
7. Заложить по верху складки на спине и на груди. Получить объем талии + 1,5-2см.
Складки делаются маленькие, 7-12 мм и закладываются в сторону середины спинки.
Складки лучше закрепить с изнанки тесёмкой шириной ок.2 см.
8. Лямки и лягушка — 2 варианта.
а)обрабатываются, как обычно: сострочить, вывернуть итд. Косой срез лягушки нуждается в прокладке кромки или клеевой.
б)пришить лямки к лягушке, сложить верх и низ изнанка к изнанке, обрезать припуски и отделать узкой (мм 3-4-5) прямой бейкой из кумача или контрастной однотонной ткани. Тут ничего на срезах прокладывать не надо, тк. прямая бейка предохраняет от растяжения.
На этих фоточках старинных сарафанов из наших северных музеев хорошо видна обработка лямок кантиком.
9.Сострочить верх и низ талии по верху, вложив в шов лягушку. Если крой отработан, можно вложить сразу и лямки спереди.
10.Обработать застёжку, если имеется.
11.Обработать верх сарафана талией.
12. Пришить лямки к талии спереди внутрь, померив сарафан. Подрезать низ, если требуется на примерке.
13.Обработать низ кантом из поперечной полосы шириной см 10-12.
Полоса из кумача или контрастная. Кант выпускается наружу см на 1-1,5-2.
На этих фоточках видна обработка низа кантом.
14. И вот теперь. . наконец-то. . можно начинать. — УКРАСЫ –