Выкройка мужского камзола якутского

Выкройка мужского камзола якутского

В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах — светлый праздник жителей республики. В древности считалось, что праздничный костюм обладает способностью защищать от злых сил, поэтому люди наряжались в свои лучшие одежды, женщины одевали — семейные серебряные украшения, которые передавались из поколения в поколение. В какое то время эти традиции и ценности были немного забыты, на ысыах национальную одежду одевали только старики. Сейчас эти традиции заиграли с новой силой и теперь среди молодежи стало модно облачаться в национальный наряд на праздник. И да, позор моей седой голове, ни у меня, ни у мужа не было национального костюма до сегодняшнего дня.

Сначала рисую эскиз, художник из меня конечно никакой, но эскиз все равно нужен, поэтому быстренько накидываю как умею :). А то если не сделать эскиз заранее, бывает так что в процессе шитья забываю, что хотела сделать изначально и в итоге первоначальная задумка может кардинально поменяться. Вот так примерно будет выглядеть костюм:

Далее, рисую в специальной программе узоры, которые вышью на кокетках спинки и переда изделия. Так как у меня на машинке пяльца не очень большие, пришлось узор на спине разделить на 2 части и по середине сделать шов, чтобы легче было совмещать рисунок на двух обрезах ткани.

В готовом виде узор выглядит так.

Использую выкройку толстовки отсюда https://dnevniki.ykt.ru/F1shka/726942 ,чтобы выкроить детали пиджака (даже не знаю как назвать эту часть одежды, ну не камзол же, так что пусть будет пиджак), просто удлиняю ее и отмечаю где будет светлая, а где темная ткань, но не вырезаю их, так как по этой же выкройке скрою подклад пиджака.

Читайте также:  Как украсит джинсы кружевом

кокетки на спинку и перед из темной ткани

воротник стойка и обтачка горловины. Детали, которые должны держать форму дублирую.

борта и подборты

так же вырезаю остальные детали из темной ткани и в соединенном виде будет выгляеть так.

Для подкладочной ткани взяла батист, чтобы тело «дышало». Из батиста выкраиваю детали подклада за вычетом обтачки горловины и подбортов.

Все, приступаю к шитью. Сначала скалываю и стачиваю кокетки переда и спинки с полочками и спинкой, а также встаку по низу рукава. Разутюживаю швы и прострачиваю по шву кокетки косую бейку из х/б материала.

Скалываю, стачиваю и разутюживаю боковые швы. Прострачиваю по низу косую бейку.

Дублирую верхнюю часть рукава.

Стачиваю борта, разутюживаю, прострачиваю по линии швов бортов косую бейку. Стачиваю плечевые швы, разутюживаю.

прострачиваю шов по срезу рукава, разутюживаю и стачиваю рукава.

Сострачиваю по намеченным линиям воротника стойки. Срезаю припуски близко к строчке.

Выворачиваю и приутюживаю.

Вметываю воротник в горловину и втачиваю.

Сметываю разъемную молнию.

Меняю на машинке лапку и втачиваю молнию.

Убираю нитки для сметки. Затем сверху накладываю обтачку соединяя ее с горловиной и подборты . Таким образом воротник и молния оказываются внутри. Втачиваю обтачку и подборты, проверяя ровность парных деталей. Срезаю припуски близко к шву, на закруглениях делая надсечки. Аккуратно выворачиваю и приутюживаю.

Приступаю к декорированию пиджака до посадки на подкладку. Сначала раскладываю фурнитуру на бейку, чтобы равномерно ее распределить по длине и размечаю место расположения каждой детали. Вручную пришиваю каждую деталь.

После того, как закончила декор пиджака сметываю, стачиваю разутюживаю детали подклада. В одном рукаве оставляю небольшой участок непрошитым, чтобы потом после соединения подклада к изделию, через него вывернуть на лицевую сторону. Соединяю подклад к изделию. Более подробно здесь https://dnevniki.ykt.ru/F1shka/727704#more

Выкраиваю по выкройке пояса брюк детали для ремня 2шт из предварительно дублированной ткани. Скалываю детали и стачиваю, срезаю припуски близко к шву, аккуратно выворачиваю и приутюживаю. Непрошитое место для выворачивания ремня на лицевую сторону пришиваю вручную потайным швом. На ремень пришиваю для красоты металлическую фурнитуру.

Якутская сказка Августины Филипповой

Здравствуйте мастера и мастерицы Ярмарки!

Предлагаю вам ее другие работы и хочу рассказать о представленных образах более подробно.

Вся жизнь этого Мастера, так или иначе, связана с творчеством, фольклором и театром. Работая режиссером, она ставила спектакли на темы сказаний народов Севера, что в свою очередь требовало достоверных и законченных образов героев и героинь. Разрабатывая модели одежды сказочных дев и богатырей, Августина пришла к необходимости глубокого изучения не только фольклора и мифологии, но, также этнографии и декоративно-прикладного искусства не только своего якутского народа, но и других народов Якутии. Полученные знания позволили Мастеру создавать все более самобытные и фантастические модели костюмов, ювелирных украшений с учетом традиционных особенностей декора эвенов, эвенков, юкагиров и др. Все костюмы созданы как целостные образы сказочных героев различных народов Якутии.

Возможности современной технологии создания дизайнерской одежды поистине ограничены только фантазией самого дизайнера. Для своих этнических изысков Августина Филиппова использует дорогие ткани, кожу, мех, декорирует все это бисером, кристаллами Сваровски, миниатюрой из мамонтовой кости, берестой, конским волосом, в результате чего получаются яркие и запоминающиеся дизайнерские образы, ставящие ее в единый ряд с ведущими модельерами мира. Каждый костюм Августины Филлиповой – совершенно ограненный бриллиант, настолько гармонично собраны все его составляющие: ткань, цвет, декор, орнамент.

Итак, перед вами ЭЛЛЕЙАДА – Древняя Якутия. В модели заложена идея первобытной истории северного края. Эллейада выполнена из натуральной замши, декорирована рисунками, конским волосом и фигурками из мамонтового бивня. При этом костюм не сшит в прямом значении этого слова, а соединен шнуром, конским волосом. Рисунки на замше – копии якутских писаниц (наскальных рисунков). Диадема представляет собой целую композицию, выполненную из мамонтовой кости, изображающую древнюю стоянку людей.

Августина создает свои модели на основе традиционных предметов одежды коренных народов Якутии, иногда объединяя элементы одежды различных культур.

Знаменитый образ ЧЫСХААНА – Быка Зимы навеян традиционной эвенкийской одеждой, состоящей из нагрудника и кафтана, украшенного традиционным эвенкийским и якутским орнаментом. Необычный головной убор – дань старинной легенде, согласно которой Бык Зимы, приносящий холод, весной рассыпается на части и тает, оставляя только свои рога, которые и находят люди. Первопредки якутов были скотоводами и соотносили бивни мамонта лишь со знакомыми им образами бычьих рогов. В результате получился эксклюзивный самобытный образ Исполина холода.

В паре с представленным образом исполина Чысхаана нежный и прекрасный образ Красоты – ЧОЛБОН-КУО (Дева-Звезда). Этот образ практически полностью фантазия Августина. В якутских сказках этот мифологический персонаж практически не описан. Костюм, придуманный Мастером, повторяет традиционный костюм замужней якутской женщины – тангалай (камзол с обрезанными рукавами как символ потери свободы для девушки), одетый поверх струящегося длинного платья. Орнамент полностью якутский – так называемый лировидный, символизирует женственность, грацию и изящество.

Августина работает совместно со своими единомышленниками, которые по ее эскизам и выкройкам выполняют модель. Выкройки, кстати, весьма почтенные – традиционные выкройки якутского костюма, сохранившиеся с прошлых столетий.

Но, самое потрясающее — вышивка бисером. Сочетание цветов, орнамента и декора дает представление об образе как о совершенстве, идеале. Вышивка выполнена безупречно как с точки зрения композиции, так и с точки зрения сочетаемости с представляемой моделью, а уж об аккуратности и говорить нечего.

Перед вами самый любимый якутами лировидный орнамент – символ женственности и изящества, украшающий дьябака – женскую шапку, место проживания женской души. В верхней части шапку украшали еще металлической бляхой, которая способствовала объединению с этим миром и уж само собой защищала от злых существ, которые все норовили напакостить.

Ну и в заключение, самый потрясающий костюм – ТУЯРЫМА КУО – прекрасная Туйарыма. За основу взята нательная одежда якутской девушки. Согласно традициям, девушки до замужества на тело надевали пояс (ни в коей мере не пояс верности), декорированный металлическими подвесками, которые своим звоном отгоняли злых духов, а предполагаемый муж, по звону этих подвесок, мог определить хорошая ли будет жена. Поверх пояса девушка надевала штаны, состоящие из шортиков, соединенных лентами с чулком до щиколоток. Приглядитесь! Ведь очень похоже! И очень стильно. Вся эта красота декорирована орнаментом. Сверху вся эта конструкция дополнялась рубахой из тонкой кожи, в которой девушка ходила дома. Костюм Туярыма Куо – свадебная нательная одежда якутской невесты. Августина прекрасно обыграла эту идею, создав невероятной красоты костюм.

Интересным является тот факт, что, костюмы северных народов имеют весьма красивую натуральную цветовую гамму. Женщины окрашивали кожу растительными пигментами и тщательно подбирали куски кожи или меха по цвету, причем при составлении орнамента использовали очень близкие гармонично сочетающиеся оттенки цвета. И это все во имя Красоты, при мелькающем свете камелька (очага) в темном доме, при помощи толстой костяной иглы.

Вот такая история о том, что талант человека может сделать малоизвестное – модным, а примитивное – эксклюзивным.

В одном из своих интервью Августина рассказывает, как она по приглашению Вячеслава Зайцева приехала в Москву на первый свой показ. Она стояла за сценой, когда ведущий произнес «Августина Филиппова, модельер из Якутии». В зале застыла тишина, тогда как предыдущих дизайнеров встречали аплодисментами. Августина вздохнула и кивнула девушкам, зазвучала музыка, и якутские красавицы понесли, еще никому неизвестную, сказку в зал. Через несколько минут зал взорвался овациями и стоя наблюдал за стремительным потоком неповторимых образов якутского Мастера.

Как сшить якутское платье халадай

Основным видом праздничной одежды, надеваемой на национальный якутский праздник Ысыах является традиционный якутский женский костюм, состоящий из платья «халадай» и жилета «хассыат».

В этой публикации дается описание построения лекала и пошива женского платья халадай и выкройка жилета хассыат по рекомендациям художника-модельера Зинаиды Заболоцкой и кандидата исторических наук Светланы Петровой.

Ысыах 2013. Фото: Айар Варламов / YakutiaPhoto.com

Платье халадай — объемной формы, с кокеткой по полочке и спинке, может выполняться как из плотной шелковой ткани (тафты), так и легких тканей. По низу платья настрачивается в один ряд оборка. Рукав платья имеет объемную форму, с густой оборкой по окату, к низу рукава притачивается манжета.

Жилет «хассыат» — слегка расклешенного силуэта выполняется с декоративным отлетными клапанами по переду и среднему шву спинки. Воротник отложной. Декоративная ажурная отделка из тесьмы, бисера, стекляруса и блесток нашивается по краям борта, пройме, клапана и низу изделия.

Как вид одежды «хассыат, халадай» сформировался еще до революции, в 19 веке. Развитие данного вида одежды было обусловлено, прежде всего, широким распространением мануфактурных тканей, их доступностью для всех слоев населения Якутии и под влиянием русской городской одежды. Сложившийся в современное время крой «хассыат, халадай» это, безусловно, результат переосмысления в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями и ставший традиционной формой одежды для народа саха. В настоящее время этот вид остается основным видом одежды, носимой женщинами на общенациональном празднике Ысыах.

Оцените статью