Выкройка народной рубахи для мужчины

Русская народная рубаха: как самостоятельно пошить этническую одежду для мальчика или взрослого мужчины

Старинные народные рубахи в современном мире встречаются достаточно редко. Русская народная, выполненная в традиционном стиле, рубаха появляется на улицах городов и поселков только на праздничные мероприятия или тематические вечеринки. Рубаха такого варианта кроя имеет свои особенности и отличительные черты. Предлагаем читателям нашей статьи узнать подобную и доступную информацию о процессе выкройки и пошива традиционной рубахи для мальчика или мужчины.

Мастер-класс по шитью русской народной рубахи для начинающих рукодельниц

Для шитья мужской или детской рубахи используется разное количество ткани. Мы предлагаем вам вариант использования большего количества тканевого полотна. Для мальчика может быть использовано меньшее количество материала, руководствуйтесь своими мерками и размерами.

Для формирования рубахи русской культуры нам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Примерно два погонных метра ткани из льняного материала. Ширина полотнища может быть разной – 1,5 метра, 1,6 метра и так далее.
  • Швейные нитки в тон ткани;
  • Швейная машинка;
  • Декоративная тесьма;
  • Острые ножницы для ткани;
  • Контрастная ткань;
  • Портновский мелок;
  • Булавки.

Опытные мастерицы рекомендуют перед началом пошива русской рубахи замочить льняное полотно в очень горячей воде. При таком температурном воздействии льняные волокна дадут усадку и вы не получите плохой результат с уменьшением размера уже готового изделия. После прохождения процесса усадки вашего полотна из льняных волокон полностью высушите ткани и проутюжьте ее. Теперь можете приступать к выкраиванию традиционной рубахи своими руками.

Читайте также:  Вечернее платье для девочки 11 лет выкройка

Разложите тканевое полотно на ровной поверхности и начинайте строить выкройку рубашки. Например, для мужчины с ростом в один метр восемьдесят сантиметров вы можете сделать отрез в длину два метра. Ширину вашей рубахи сформируйте исходя из объемов грудной клетки и талии мужчины, для которого вы шьете элемент одежды. Не забудьте оставить по два сантиметра по всей поверхности выкройки для оформления швов. После всех измерений и рисунков вы можете приступать к разрезанию всех деталей рубахи. Делайте это острыми ножницами, чтобы избежать порчи и осыпания краев льняной ткани.

В результате выкраивания всех деталей у вас должны получиться следующие элементы:

  • одна становина (длинный прямоугольник).
  • два рукава рубахи с длиной примерно шестьдесят пять сантиметров. Ширина рукавов стандартная сорок два сантиметра и два сантиметра на припуски швов.
  • две ластовицы двенадцать на двенадцать сантиметров.

Далее вам необходимо сложить становину по длине, а затем по ширине. Сводите уголки очень аккуратно и ровно, а также плечевой верх. После этого вы будете формировать по центральному расположению горловину русской рубахи.

После того как вы отрезали горловину изделия, протащите ее через внутреннюю сформировавшуюся прорезь и пока отложите ее в сторону. Затем прорежьте ее еще глубже внутрь полотна. Вырезанную горловину необходимо оформить при помощи косой бейки. Вы можете выкроить ее самостоятельно, а можете приобрести декоративную бейку в специализированном магазине.

При помощи швейной машинки обработайте все срезы и отрезы вашей заготовки рубахи. Если у вас есть функция оверлока в машине, то это будет очень удобно для изделия. Если же у вас обыкновенная швейная машинка, то вы можете прошить все края при помощи шва зигзага. Это предотвратит осыпание и порчу тканевых срезов полотна.

Теперь приступайте к пришиванию косой бейки на горловину рубахи. Для удобства пришивания воспользуйтесь портняжными булавками: зафиксируйте бейку на горловине и пришейте нитками. Также по периметру воротника и рукавов или нижнего края рубахи вы можете добавить декоративную тесьму. Определяйте варианты декорирования, исходя из своих вкусовых предпочтений и пожеланий.

Далее сшейте все детали рукавов и присоедините к ним ластовицы. Расположите эти элементы у самого края изделия. Сделайте аккуратные края рукавов, подшив их в несколько раз.

Края самой рубахи также аккуратно подверните и прошейте при помощи ровной машинной строчки. Длину традиционной рубашки русского кроя вы можете регулировать в зависимости от предпочтений и пожеланий мужчины.

После всех описанных манипуляций у вас получится красивая и оригинальная рубашка в традиционном стиле. Вы можете использовать такую вещь в праздничных мероприятиях или тематических вечеринок.

Подборка видео по теме статьи

Предлагаем посмотреть несколько вариантов видео по теме статьи. Вы сможете более подробно узнать о процессе раскроя и пошива традиционной русской рубахи для детей или взрослых. Приятного просмотра и изучения.

Русская народная рубаха своими руками

Расшитая рубаха с косым воротом — традиционная народная одежда восточных славян: русских, белорусов, украинцев. Косоворотка используется в театральных постановках, народных гуляньях и детских утренниках, а сшить такую рубаху вы можете самостоятельно.

Создаем косоворотку

Рубаха с косым воротом — не только праздничная, но и повседневная рабочая одежда, оттого она не должна была сковывать движения. Поэтому предпочтителен свободный, не облегающий крой. Косой ворот не давал нательному кресту вываливаться при наклоне, эта особенность и дала название рубахе — косоворотка.

Выкройка косоворотки для мужчины или мальчика, дальнейшие пошив и отделка станут для вас интересным опытом создания народного костюма. Сама простота косоворотки не требует особых швейных навыков. Достаточно обладать начальным уровнем знаний о раскрое одежды и пошиве.

Основных элементов косоворотки было и остается пять. Вот так создавалась русская народная мужская рубаха, выкройка была несложной:

— Тулово (становина). Основной, самый крупный элемент.
— Рукава. По правилам кроятся прямоугольной формы. В традиционном пошиве, прямоугольный крой элементов косоворотки экономил ткань: обрезков не было за исключением вырезки от ворота (ее оставляли на заплатки).
— Бочок. Боковая вставка. Два боковых полотнища наращивали круговой объем одежды до нужного размера. Крестьянский ткацкий стан не позволял ткать полотно шире 50-80 сантиметров. Для ширины рубахи этого было маловато. Поэтому недостающую ширину крестьянки дополняли боковыми вставками.
— Ластовица. Подмышечная вставка не давала одежде задираться при поднятии рук вверх, при повседневном труде.
— Декоративные элементы. Проставка соединяла рукав и тулово. Одновременно с вышитым воротом была частью вышивки. Ворот, при наличии, тоже отторачивался орнаментальным шитьем. Существует два варианта отделки ворота рубахи: воротник-стойка или без ворота (голошейка).

Создание косоворотки своими руками начинается с раскроя. Как мы уточнили, все детали рубашки — прямоугольники. Для начала кроя рассчитываем основные параметры — длину и ширину каждой части косоворотки:

  • Рассчитываете длину тулова исходя из роста. Полотно кроят единым куском, так называемой стеной. Отмеряют стену в 2 длины изделия.
  • Длину бочков вымеряте по такой схеме: от длины рубашки вычитаете длину рукавной прорези — проймы. Ширина бокового элемента зависит от общей ширины тулова. Примерно выглядит это так: чем становина шире — тем бочок уже. Все индивидуально по размеру. В среднем, при ширине становины в 40 сантиметров, ширина бочка будет 60 сантиметров.
  • Рукав кроите в ширину 65 сантиметров под пройму 30-32 сантиметра. Длину рукава считаете так: отнимаете из длины руки ширину плеча.
  • Ластовица выкраивается квадратом. Ширина стороны квадрата ткани примерно 15-20 сантиметров.

Дальше мы расскажем, как сшить русскую народную рубаху:

  • В первую очередь вы берете основной элемент рубашки — становину. Складываете кусок ткани вдвое. В месте сгиба симметрично вырезаете горловину. Ширину горловины рассчитываете исходя из обьема головы ребенка. На проставку оставляете запас по 2,5 сантиметра. И сметываете становину с парой бочков.
  • После прострачиваете рукава в длину. На притачиваемом конце рукавов оставляете небольшие рабочие края для крепления краев ластовиц.
  • Сшиваете рукава и тулово. После вшиваете ластовицы. Если запланировали косоворотку с красивой проставкой в месте сшива рукавов и становины, пристрачиваете проставки. Этот элемент можете украсить вышивкой или алой тканью.

Все, черновой вариант рубашки с косым воротом готов. Теперь вы знаете, как сшить косоворотку для мальчика. Осталось украсить одежду в соответствии с русскими традициями.

Дополняем косоворотку аксессуарами

Сшитая вами традиционная русская косоворотка украсит взрослого или ребенка на фестивале, концерте или детском утреннике. Сшить русскую рубаху на мальчика и затем придать образу колорит — отличная идея. Поэтому украшайте рубашку, делайте ее ярким элементом сценического образа:

  • Обрабатываете и декорируете стойку-ворот (горловину). Используете широкую тесьму с орнаментом, атлас, бейку, яркие тканевые вставки.
  • Подшиваете плотную подкладку под втачную планку. Саму втачную планку украшаете по образцу отделки ворота.
  • В качестве застежек применяйте пуговицы с ножкой или крючки. Их количество зависит от фантазии портного. Застежки могут располагаться вдоль втачной планки или только на воротнике-стойке. Для детской косоворотки можете в качестве застежки пришить “липучку”.
  • Концы рукавов обрамляем небольшими отворотами наружу, шириной не более 1 сантиметра. Для оторочки нижнего края рукавов используйте тот же компонент, что и для украшения ворота.
  • Подрубаете подол. Декорируете его широкой тесьмой, украшенными шитым орнаментом проставками или яркой полоской ткани.

Важным элементом национального костюма является пояс. Его вы можете сплести косым плетением в несколько рядов из толстых шерстяных нитей. Или сшить из ткани и украсить широкой тесьмой или бейкой.

Дополнением к фольклорному образу может стать головной убор — картуз или фуражка.

Завершаем образ — накладываем грим

Итак, вы готовите костюм к празднику или концертному выступлению. При этом вы можете ярко дополнить фольклорный образ. Сделать это несложно при помощи специальных красок — аквагрима или обычного театрального грима.

Театральный грим производится на жировой основе — ланолине, вазелине, пчелином воске. Для создания детского образа в фольклорном стиле лучше подойдет аквагрим. Его краски на водной основе безопасны для детской кожи. Удалить аквагрим вы сможете простой водой. Тогда как театральный грим снимают с лица при помощи специальных средств.

Как правило, народный грим предполагает яркий румянец на щеках и крупные оранжевые веснушки. Можете немного подвести глаза и губы для выразительности. Главное, во всем знать меру.

Рубаха сшита, картуз заломлен на затылок, народный грим нанесен. Теперь образ готов!

Как сшить мужскую крестьянскую рубаху

Категория: Рукоделие

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 174 592, фото: 13

Содержание:

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани» — и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом.

Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

↑ Мужская рубаха и ее особенности

На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

С прямыми поликами.

С узкими нашивками на плечах.

  • На кокетке.
  • Туникообразный покрой мужской рубахи — наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: «с бочками» и «без бочков». Рубаха «с бочками» образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие «бочки» и рукав прямого покроя.

    Туникообразная рубаха «с бочками» имеет несколько вариантов:

      С прямыми цельными бочками;

    со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);

    с бочками, выкроенными «по-топорному» или «в замок» (в северных регионах);

    с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);

    «колошкой». Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;

  • туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста.
  • Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

    Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника «голошейка» или с воротником «стойка». «Голошейку» я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник «стойка», застежка на пуговицы.

    Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

    В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

    Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

    Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела — шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

    Рисунок материала для мужской рубахи

      Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;

    Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;

    Клетка мелкая, цвет: сочетание белый — красный, темнобордовый — черный;

    Полоска мелкая, цвет: голубой — белый, красный — черный — желтый, бордовый — черный;

  • Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.
  • ↑ Крой мужской рубахи

    До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя.

    Рубаха

    Древнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

    Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст (см. Раскрой рубахи), позднее — покупные ткани: кумач, сатин, шелк (см. Раскрой рубахи с кокеткой). На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую — как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

    Длина Изделия — от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки — от шеи до середины запястья, Объем Кисти — меряется с подогнутым большим пальцем.

    См. рис. 18. Ткань — домотканый холст (ширина 40см).

    Расход ткани 3.5м

    Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия — Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища — 40см+20см, на худого мужчину — 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки — Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы — 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

    Последовательность шитья рубахи:

      Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.

    Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.

    Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.

    Нашить становину на рукав, рукав на бочок.

    Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.

    Ластовицу вшить «в надсечку». На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

    Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

    Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см ) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.

  • Обработать низ рубахи. Отделка «полянкой» рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.
  • ↑ Отделка «кержацкой» рубахи

    Застежка на правую сторону. Вышивка в квадрате по переду. Проставка из тканья по рукаву может быть вышитая. Свадебная рубаха украшалась мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее — тесьмой. Если набраны складки то вышивкой по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

    Раскрой рубахи с кокеткой:

    См. рис.20 Ткань — сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см.

    — стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см — отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

    Последовательность шитья:

      Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

    Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.

    Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.

    Ластовицу вшить «в надсечку». На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

    Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

    Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.

    Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

    На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5×15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.

    Ворот — рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» — затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

    По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

    Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов — кости и дерева.

    Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей — конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.

    ↑ Схема кроя мужской рубахи

    Здесь я буду отчитываться о проделанной мною работе. Заодно можно посчитать какое количество времени потребуется для того, чтобы сшить мужскую рубаху. (и, конечно, поучиться на ошибках)

    Начала шить рубаху по этой схеме. Для этого мне понадобились:

      2 метра белого льна

  • 0,5 метров красного льна. Пойдёт на ластовицы. На самом деле материала нужно совсем чуть-чуть — 16х32 — учитывая загибы по 1 см.
  • Для вышивки: «мулине» красного цвета. Выбирается узор и вышивается гладью (лучше счётной), тамбуром или крестиком. Также имеют место быть комбинированные техники.

    Выкройка очень проста, 95% всей работы занимает вышивка, но и она не такая уж и сложная. Кырка, к тебе обращаюсь.

    Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ.

    Затем, страшно, конечно, но всё надо вырезать.

    А теперь о вышивке. Рукава можно смело вышивать, а всё остальное только после того как рубаха уже сшита (для того чтобы не нарушить рисунок).

    Моя вышивка на рукаве:

    Изнанка вышивки должна получиться тоже более менее красиво.

    Узелков делать нельзя!

    Считается, что узлы делаю для порчи (мне так сказали) . А мы портить никого не хотим,тем более, что без узелков даже удобнее.

    Все нитки заправляем в в сам узор с изнаночной стороны. Он не распустится, бояться нечего.

    Оцените статью