Выкройка рубахи для мальчика эпохи викингов

Выкройка рубахи для мальчика эпохи викингов

Все рекомендации, приводимые в этой статье опираются на исследования археологов, специалистов по тканям и историков костюма. Использовалась информация о находках со следующих археологических памятников: Торсбьёрг (Thorsbjerg (Шлезвиг-Голштейн, Германия)), эпоха переселения народов); Эвбю (Evebø (Норвегия)), пятый век; Бирка (Birka (Швеция)), 9-10 вв.; Бьеррингей (Bjerringhøj (Маммен, Дания)), 10 в.; Хедебю (Hedeby (Шлезвиг-Голштейн, Германия)), 10-11 вв.; Йорвик (Jorvík («область датского права» в Англии)) и Дублин (Dublin (Ирландия)), 10-11 вв.; Виборг (Viborg (Дания)), 11 век.
Средиземноморский стиль «крестовидной» http://vkontakte.ru/photo-17991130_184490153 верхней рубахи — связанной или вырезанной из одного куска материи, как кажется не является характерным для Северной Европы. Существует предположение (Hald 1980, 338), что более холодный климат требует, чтобы одежда ближе прилегала к телу. Действительно, существуют свидетельства, что еще с эпохи бронзы в Северной Европе использовали более узкие одеяния, чем широкая «крестовидная» рубаха.

Рубаха из Торсберга http://vkontakte.ru/photo-17991130_184490153#photo/-1.. — хорошо сохранившаяся верхняя рубаха, найденная в Шлезвиг-Голштейне в Торсбергском торфянике (Thorsbjerg), на датской территории эпохи викингов. Она датируется временем, предшествовавшим эпохе викингов, и приведена в качестве примера раннего покроя рубахи. Рубаха сшита из четырех кусков: передная и спинная части, сшитые в плечах и два рукава. Вырез на вороте отсутствует: просто оставлено отверстие для головы. На задней стороне каждого рукава, 7 см от плечевого шва, располагались складки, для большего прилегания в районе сшивания рукава и основной части рубахи. Каждый рукав сужался по направлению к кисти, но не из-за покроя рукава, но более узкого сшивания конца рукава. Рукав с узким манжетом был довольно длинным; визуальный эффект подобного рукава можно видеть на миниатюрах в манускриптах: небольшие складки, окружающие туго завязанное запястье. Согласно измерениям (Hald (1980, 339)), рубаха доходила до середины бедра человеку приблизительно 172-173 см ростом, а край отверстия ворота доходил до ключиц. Манжеты и подол рубахи были украшены тесьмой. Хотя это не упоминается в статьях, тесьма могла располагаться и по вырезу ворота.

Читайте также:  Построение выкройки футболки для девочки

Находки 10 века из гавани Хедебю представляют довольно резкий контраст с материалами Бирки. Здесь найдены шерстяные фрагменты, которые демонстрируют криволинейные швы на соединении рукавов с основной частью рубахи, которая сшита из двух деталей со швами на плечах, а также овальные вырез ворота (Hagg 1984, 171). Существуют свидетельства узких рубах с разрезами по бокам, более удобных для нижней одежды, и более широких с клиньями, более удобных для верхних одеяний. http://vkontakte.ru/photo-17991130_184490153#photo/-1..

В Хедебю найдены также фрагменты короткой запашной ‘куртки’, http://vkontakte.ru/photo-17991130_184490153#photo/-1.. датируемой рубежом 10-11 вв. Подобный фасон известен из более ранних погребений континентальных саксов и, как предполагается, имел военное или ритуальное значение (Owen-Crocker 1986, 114-115). Аналогичные одежды изображены на пластинах шлема из Саттон-Ху. Остатки подобной куртки из Хедебю сохранили окантовку, сделанную из «мохнатой ткани», окрашенной мареной. Подобная ткань изготавливалась путем вплетения нечесаной шерсти в ткань в процессе ее создания.
В Йорвике (совр.Йорк) было найдено несколько фрагментов, которые, как предполагается, принадлежали детской нижней рубахе/сорочке. Обнаружено два рукава, боковая деталь и фрагменты ластовицы (Walton 1989, 348).
Последняя в списке рубах эпохи викингов — полотняная нижняя рубаха, датируемая 11 в., найдена в Виборге http://vkontakte.ru/photo-17991130_184490153#photo/-1.. (Viborg Søndersø, Дания). Несмотря на то, что часть фрагментов утеряна, фасон рубахи может быть реконструирован. Эта рубаха была с разрезами по бокам, которые обычно интерпретируются как показатель принадлежности к нижней одежде (Hägg 1984, 177). Необычным является наличие поясного шва на передней и спинной частях. Задняя часть подола этой рубахи слегка оборачивается непосредственно под поясом вокруг передней части подола. Каждый из рукавов выкроен из двух кусков и включает квадратные ластовицы.
Реконструкция рубахи представляет первый четко идентифицируемый вариант затяжного ворота с квадратным вырезом на эпоху викингов.http://vkontakte.ru/photo-17991130_184490153#photo/-17991130.. Рубаха была двуслойной: передняя и спинная части были простеганы.
Приведенная деталь рубахи показывает способ простегивания и метод функционирования затяжного ворота. На внешней части рубахи был разрез с правой стороны выреза ворота, где слои ткани запахивались. Именно эта секция обеспечивала застегивание. Квадратный вырез ворота был сделан в передней части рубахи и обрамлен полосой ткани, которая становилась шнурком при затягивании ворота.
женщины носили «передники». Мужчина мог одевать куртку или легкий плащ. Пальто могли носить как женщины, так и мужчины.

Читайте также:  Комбинирование одежды с кружевом

Практически невозможно реконструировать длину рукава на основании имеющихся фрагментов. Однако, исходя из того, что рукава должны были туго облегать, наиболее вероятной представляется их длина до запястья. Иконографические материалы показывают, что верхние рубахи достигали середины бедра или, реже, колена. «Куртки» были, вероятно, длиной до талии, хотя «пальто» из Бирки предполагают значительную длину, вероятно, до икры или лодыжки. Женские платья могли доходить до лодыжки или, исходя из «фигурок валькирий» опускаться до земли. the train effect is very attractive in a Court setting.
Швы, обработка края и иные украшения.
Главное, что необходимо помнить при шитье рубахи эпохи викингов — викинги гораздо спокойнее относились к демонстрации шва на внешней стороне одежды, чем современные люди. Более того, некоторые швы делались нитью контрастирующего с тканью рубахи цвета, вероятно, для дополнительного украшения. Нередко швы украшались узкой полосой ткани или шнуром (около 1мм тощиной): ткань нашивалась на шов с внешней стороны.
Сшивание деталей рубахи вручную, безусловно, предпочтительнее, поскольку это обеспечивает достоверность облика и технологии.
Обработка краев ткани демонстрирует любопытную схожесть по всему скандинавскому миру. Если края были подрублены, то они чаще оставались не украшенными, хотя известны и противоположные примеры, как на верхней рубахе и Эвбю. Однако, большинство краев, в особенности на запястьях, запахе кафтанов и «курток» и вороте были орнаментированы полосами парчи. Шелковая парча производилась в Византии и обычно была многоцветной. Полосы, вырезаемые из парчи не всегда следовали орнаменту ткани. Вырезанные полосы очень часто использовались как окантовочная лента. Пожалуй, это единственный наиболее общий элемент в украшениях рубах эпохи викингов.
Существует несколько экземпляров вышивки эпохи викингов при украшении рубах. Мех соболя, куницы или белки также мог быть использован для окантовки и подбоя некоторых из одеяний Бирки. Однако более распространенной, чем мех или вышивка, была отделка металлизированной тесьмой. Тесьма использовалась непосредственно на верхних рубахах, платьях или другой верхней одежде или же нашивалась на полосы шелка. Обычная ширина тесьмы не превышала 1см, а сама тесьма состояла из яркого цвета основы и серебряного орнамента, хотя известны примеры использования золота и нескольких цветов основы. Уникальная форма орнамента обнаружена в Бирке: серебряные спиральки образуют орнамент на ткани. Часто подобный орнамент нашивался на шелковые полосы, а затем крепился к мужской верхней одежде или шапкам /
Одна из верхних рубах Бирки была декорирована длинными вертикальными полосами златотканой тесьмы (Hägg 1986, 69), что очень напоминает византийские клавии. Эта же рубаха была оторочена китайским шелком (Geijer 1983, 86), которому на момент использования уже было несколько сотен лет!
Комплексный костюм.
Традиционное знание гласит, что лучше одеть несколько тонких одеяний, чем надеяться, что более толстое согреет лучше. И мужчины, и женщины носили полотняные нижние рубахи/сорочки. Поверх платья женщины носили «передники». Мужчина мог одевать куртку или легкий плащ. Пальто могли носить как женщины, так и мужчины.

Выкройка рубахи для мальчика эпохи викингов

Я — викинг, воин северный, серьезный,
Враги дрожат, завидев шлем мой грозный.
В морях скитаюсь в поисках добычи:
Сражаться храбро — это наш обычай.
КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
«ВИКИНГ»

состоит из элементов:

1. Рубаха
2. Нарукавники
3. Брюки
4. Накидка-шкура
5. Сапоги
6. Шлем
7. Топор и щит
8. Амулет

Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань синего цвета для рубахи и широкая тесьма для её отделки; плотная ткань для брюк коричневого цвета, мягкая искусственная кожа для нарукавников и сапожек, искусственный мех, распадающийся на пряди для накидки; металлически блочки для отделки шлема и нарукавников, светлая искусственная кожа для «рогов», грубая бечевка, готовые щит, топор.

Описание работы
Рубаха.
Выкройка рубахи представляет собой два прямоугольника. Вырез горловины квадратный, отделывается широкой тесьмой. Также тесьмой отделываются рукава и низ рубахи.

Нарукавники.
Из искусственной кожи сделать нарукавники. Подобрать размер детали так, чтобы нарукавник был либо равен, либо чуть уже охвата руки по всей длине. Верх и низ украсить тесьмой. Пробить блочки и протянуть крест-накрест грубую бечевку. Надев на руки, бечевку затянуть, подогнав по руке.

Брюки.
Раскроить и сшить неширокие брюки по любой подходящей выкройке из журнала мод (например, пижамные брюки). Пояс на резинке. По низу можно пришить штрипки, чтобы было удобно надевать поверх сапоги.

Накидка.
Лоскут искусственного меха подшить вручную. Пришить пуговицу или крючок.

Сапоги.
Сапожки можно использовать готовые, а можно сшить самостоятельно из мягкой искусственной кожи. Как вариант, можно обшить тряпичные тапочки, отдельно выкроить голенища, надевать поверх.
Из остатков кожи сделать пояс, пробить на нем блочки, декорировать бечевкой.

Шлем.
Раскроить и сшить из остатков коричневой искусственной кожи, используемой для нарукавников, шапочку (выкройка и описание работы см. здесь). Околыш выполнить из светлой искусственной кожи. Средний шов шапочки закрыть полоской искусственной кожи. Пробить блочки. Из искусственной кожи вырезать «рога», сшить, набив обрезками ткани, пришить к шапочке.

Вариант. Шлем можно сложить из бумаги. При этом лучше всего использовать тонкие потолочные обои белого цвета, которые потом раскрасить гуашью.

Топор и щит.
В магазинах игрушек есть в продаже достаточно правдоподобные топоры и щиты, при этом они легкие и удобные. Если купить нет возможности, можно выпилить из фанеры и покрасить красками из баллончика.

Амулет. Смастерить крупный амулет из подручных материалоа, повесить на бечевку. Можно купить готовый.

Из архива фотоконкурсов:

Описание, эскиз, схемы: Людмилы Орловой,
рисунок костюма Викинг: Елены Крампец,
координирование и верстка: Татьяны Евтюковой

Материал подготовлен специально для детского портала «Солнышко»
и опубликован 23 ноября 2009 года.

Только для личного использования! Перепубликация в других изданиях запрещена!

Форум

Очень много материала в интернете и различных книгах по рубахам эпохи викингов, все они относятся к разным региона, но нам интересно, что же могли носить жители Готланда в 9-11 веке.

Все рекомендации, приводимые здесь опираются на исследования археологов, специалистов по тканям и историков костюма. Так как на самом острове Готланд нет достаточной информации для реконструкции рубахи эпохи викингов, то использовалась информация о находках с Бирки (Birka (Швеция)), 9-10 вв., наиболее ближайшего района и некоторых других.

Среди материалов раскопок в Бирке (9-10 вв.), нет одежд, сохранившихся полностью. Однако, фрагменты дают информацию о различных видах одежды, включая нижние и верхние рубахи и пальто. Найдено большое количество фрагментов полотняных нижних и шерстяных верхних рубах, шерстяных и полотняных пальто, а также одна, вероятно византийская полотняная длинная рубаха.

Выбор ткани.

Некоторые одеяния шились из льняного полотна, конопляного или крапивного полотна: нижние рубахи шились, в основном, из этих видов ткани, хотя есть и находки пальто. Большинство находок сделаны из ткани с полотняным переплетением (tabby weave), хотя в эпоху викингов использовались и иные варианты переплетения нитей. Ткани такого переплетения несложно найти и использовать для шитья нижних рубах или сорочек, платьев и легких пальто.

Шерстяные платья, верхние рубахи, «куртки», пальто и нижние рубахи непривилегированных классов (тех, кто не мог себе позволить льняных тканей) ткались чаще всего саржевым переплетением 2/2 (слева), хотя существуют несколько примеров ткани с саржевым переплетением «в елочку» (справа), с репсовым и полотняным переплетениями. В позднюю эпоху викингов (10-11 вв.) были широко распространены саржевые переплетения 2/1.

Выбор выкройки.

Существует несколько причин, чтобы выбрать тот или иной вариант раскроя. Один человек может выбрать подобный своей предыдущей рубахе, другой — исходя из необходимой аутентичности, т.е. времени и региона, третий — исходя из особенностей собственной фигуры.

Далее приводятся элементы раскроя, которые представляются общими для большинства, если не всех, одеяний эпохи викингов:

• детали вырезаются с учетом направления нити основы. Это распространяется, в том числе на ластовицы, клинья и обрамляющие полосы;
• везде, где сохранились рукава, они сужаются по направлению к манжету.

Далее приводятся элементы раскроя, которые можно выбрать из нескольких вариантов эпохи викингов:

• вырез ворота: круглый с разрезом (известен по материалам 9-10 вв из Швеции); круглый без выреза (известен по материалам 10-11 вв. из Дании); «овальный» (известен по материалам Дании эпохи переселения народов). Круглый с разрезом ворот бельше подходит для нижних рубах, поскольку позволяет застегнуть ворот близко к шее, в то время как круглый или «овальный» вырез лучше использовать на верхних рубахах.
• боковые швы: прямые c разрезом, особенно на мужских нижних рубахах (известны из материалов Дании 10-11 вв.); прямые (известны из материалов Дании эпохи переселения народов); прямые с клиньями (известны по материалам Швеции 9-10 вв. и Дании 10-11 вв.)
• рукав/пройма: прямой шов (известен по материалам Дании эпохи переселения народов); прямой или трапециевидный шов с ластовицей (известен по материалам «области датского права» 10 в. и Дании 11 в.);
• конструкция плеч: передняя и спинная части соединены швами (известны по материалам Дании эпохи переселения народов, 10 и 11 вв.); передняя и спинная части выкраиваются из одного куска ткани (известны по материалам Швеции 9-10 вв.).

Некоторые советы.

Определитесь с конструкцией каждого элемента рубахи до того, как вырезать их. Если необходимо, сделайте выкройки из бумаги и посмотрите как это будет выглядеть. Если делаются бумажные выкройки, то имеет смысл пометить каждую деталь и поставить дату: тогда будет можно в любой момент повторить, если получится удачно, или изменить, если готовое изделие плохо сидит.

Передняя и спинная части рубахи обычно удачны, если их ширина не меньше ширины плеч плюс допуски на швы. Клинья могут быть любой ширины, однако, если они слишком широки, то будут болтаться глубокими складками вместо того, чтобы лежать красиво.

Практически невозможно реконструировать длину рукава на основании имеющихся фрагментов. Однако, исходя из того, что рукава должны были туго облегать, наиболее вероятной представляется их длина до запястья. Иконографические материалы показывают, что верхние рубахи достигали середины бедра или, реже, колена. «Куртки» были, вероятно, длиной до талии, хотя «пальто» из Бирки предполагают значительную длину, вероятно, до икры или лодыжки.

Швы, обработка края и иные украшения.

Главное, что необходимо помнить при шитье рубахи эпохи викингов — викинги гораздо спокойнее относились к демонстрации шва на внешней стороне одежды, чем современные люди. Более того, некоторые швы делались нитью контрастирующего с тканью рубахи цвета, вероятно, для дополнительного украшения. Нередко швы украшались узкой полосой ткани или шнуром (около 1мм тощиной): ткань нашивалась на шов с внешней стороны.

Сшивание деталей рубахи вручную, безусловно, предпочтительнее, поскольку это обеспечивает достоверность облика и технологии.

Обработка краев ткани демонстрирует любопытную схожесть по всему скандинавскому миру. Если края были подрублены, то они чаще оставались не украшенными, хотя известны и противоположные примеры, как на верхней рубахе и Эвбю. Однако, большинство краев, в особенности на запястьях, запахе кафтанов и «курток» и вороте были орнаментированы полосами парчи. Шелковая парча производилась в Византии и обычно была многоцветной. Полосы, вырезаемые из парчи не всегда следовали орнаменту ткани. Вырезанные полосы очень часто использовались как окантовочная лента. Пожалуй, это единственный наиболее общий элемент в украшениях рубах эпохи викингов.

Существует несколько экземпляров вышивки эпохи викингов при украшении рубах. Мех соболя, куницы или белки также мог быть использован для окантовки и подбоя некоторых из одеяний Бирки. Однако более распространенной, чем мех или вышивка, была отделка металлизированной тесьмой. Тесьма использовалась непосредственно на верхних рубахах, платьях или другой верхней одежде или же нашивалась на полосы шелка. Обычная ширина тесьмы не превышала 1см, а сама тесьма состояла из яркого цвета основы и серебряного орнамента, хотя известны примеры использования золота и нескольких цветов основы. Уникальная форма орнамента обнаружена в Бирке: серебряные спиральки образуют орнамент на ткани. Часто подобный орнамент нашивался на шелковые полосы, а затем крепился к мужской верхней одежде или шапкам .

Одна из верхних рубах Бирки была декорирована длинными вертикальными полосами златотканой тесьмы (Hägg 1986, 69), что очень напоминает византийские клавии. Эта же рубаха была оторочена китайским шелком (Geijer 1983, 86), которому на момент использования уже было несколько сотен лет!

Комплексный костюм.

Традиционное знание гласит, что лучше одеть несколько тонких одеяний, чем надеяться, что более толстое согреет лучше. И мужчины, и женщины носили полотняные нижние рубахи/сорочки. Поверх нижней рубахи мужчина одевал верхнюю рубаху, а женщина — платье. Поверх платья женщины носили «передники». Мужчина мог одевать куртку или легкий плащ. Пальто могли носить как женщины, так и мужчины.

Оцените статью