Выкройка шаперона 13 век

Шьем распашной худ

Итак, мы уже освоили швы, и даже сшили часть средневекового костюма

Следующая, довольно несложная вещь, которую сможет сделать любой человек, это худ.

На самом деле, это шапочка, не бойтесь незнакомого слова 🙂

Вообще — «худ» от английского «hood» — капюшон

Он представляет собой капюшон с длинным или коротким хвостиком (шлыком), а может и вовсе без него, и с пелериной.

Впервые худы можно наблюдать в 12 веке. Эту часть одежды носили все слои населения, потому что она была очень удобна. В дороге, если было ветрено и дождливо, худ защищал плечи и голову, если было жарко, капюшон можно было откинуть, и сам худ мог послужить коротким плащиком. Шили худ из шерсти, на подкладку шел лен.

Такие капюшоны могли быть на пуговицах, тогда они назывались распашными, или одеваться через горло (такие немного напоминали современные балаклавы). Также край худа часто украшался различного вида фестонами.

Вы уже видели пример такого худа на нашем отпрыске. Выкройка для него такая же, но с другими пропорциями, соответственно его возрасту. А для вас я подготовила выкройки на взрослого человека.

Он распашной, и на пуговицах, поэтому его сложно снять, что очень удобно.

Худ состоит всего из 4 частей — двух основ и двух вставок

Какие нам нужны мерки для худа:

1. Длина изделия — перпендикуляр от макушки до середины груди

2. Окружность головы

4. Длина подбородка

5. Верхняя часть — зависит от наличия и длины хвоста

6. Окружность шеи

7. Высота лица — от лба до подбородка

Примерная выкройка такая (под цифрами — мерки). Сторона вставки равна длине плеча. Перед раскройкой не забываем про припуски.

Аксессуары женского костюма. Европа 13-й век.

Шоссы (13 век)

Важной деталью туалета женщины в средние века являлись шоссы, они шились, как из шерсти (наиболее элластичный и таким образом лучше сидящий материал), так и из льна или шёлка.

Женские шоссы это короткие чулки длинной до колена, сшитые из двух половин:

Шоссы держались на ноге за счет подвязки под коленом. В средние века нормы морали не позволяли демонстрировать такие откровенные детали как женские ножки, поэтому каких либо истоических изображений этой части туалета не сохранилось. Хотя, миниатюры, на которых изображены поднятые подолы все же имеют место, например, миниатюра из Декретов Грациана:

Cудить о том как были устроены шоссы можно по дошедшим до нас археологическим находкам и снятым с них выкройкам. После этих исследований можно сделать смелый вывод: шоссы XIII века не слишком отличались от аналогов XIV века. Подвязки шосс были, либо тканные, либо кожаные.

Шоссы (1200 г.г.). Выкройка.

  • Длина от самого верха 90 cm (35.4″)
  • Ширина сверху: 55 cm (21.6″)
  • Ширина снизу: 25 cm (9.8″)
  • Длинна стопы: 27 cm (10.6″)
  • Ширина стопы: 23 cm (9.05″)
  • Техника шва: 2/2

Капюшон (Худ, Шаперон)

В холодную или дождливую погоду незаменимой защитой был и остается капюшон, который во французской транскрипции звучит, как шаперон, представляющий из себя капюшон, который не пришивался к одежде.

В XIV веке шлык (конец) шаперона был очень длинным и мог спускаться до талии и ниже. Но в XIII веке этот кончик был намного короче, так как его длина не
носила никакого функционального значения. Пелерина шаперона в XIII веке также была не велика, особенно у знати. Существует лишь несколько изображений шаперона с большой пелериной из Библии Мациевского и Жития Эдуарда, но и там в подобных капюшонах изображены пастухи:

Шапероны изготовлялись из различных материалов, цитата: «В 1204 король Джон посвятил в рыцари Томаса Эстурми и одарил его по этому поводу одеждой, в числе которой был капюшон из оленьей кожи (hood of deerskin)».

Сумочки и кошельки 13 века

Кошельки-омоньеры были самыми компактными аксессуарами женского туалета в тринадцатом веке (буквально переводится, как кошелек для милостыни). Омоньеры выглядили как четырехугольная сумочка, которая стягивалась в верхней части шнурком и была похожа на трапецию. Нижнюю кромку кошелька украшали тремя кисточками (или пумпонами) — на каждый угол и в середину по одному. Оформление этих аксессуаров выполнялось или плетеной сеточкой (подобно той, которую одевали под филет), или вышивали.

Омоньеры подвязывались либо непосредственно к поясу, либо на специальную «качельку»:

Сумки-сухарницы, предназначенные для странствующих пилигримов, были намного больше в размере. Данный аксессуар шился из прямоугольного полотна, которое как бы делилось на 3 части: нижнюю заворачивали наверх и пришивали по бокам к средней части, а верхняя служила клапаном. Такие сумки носились на длинной лямке через плечо:

Из истории костюма. Шаперон

Простой шаперон на средневековой гравюре Шаперон (от фр. chaperon) – средневековый головной убор.

Первоначально представлял собой капюшон с пелериной, скреплявшийся застежкой на шее, который использовался всеми классами общества как дорожная одежда для защиты от дождя и ветра, причём его носили равно женщины и мужчины. При необходимости капюшон можно было сбросить на спину, и использовать в качестве короткого плаща. В качестве дополнительного украшения пелерина могла быть присобранной или вырезанной по краям. Также сам капюшон часто дополнялся длинным шлыком (буреле).

Позже шаперон превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами.

Мода на ношение подобного головного убора пришла из Бургундии. В начале XV века она охватила всю Западную Европу. К концу того же столетия мода постепенно ушла, и шаперон вернулся к первоначальной, чисто утилитарной роли.

шаперон — реконструкция для куклы ДеА

«Красный шаперончик», или средневековая Красная шапочка, которая изначально была именно «Шаперончиком»

Современная реконструкция. Картинка с сайта BERKANAR — студия средневекового костюма

Портрет Джованни Арнольфини. Длинный хвост-буреле свернут в жгут и наложен на шаперон сверху по бургундской моде

Как шить?

Сначала делаем выкройку из бумаги: верхняя линия шаперона — это место сгиба ткани. Т.е. при раскрое у нас получаются две детали со сгибом. Потом у одной из деталей отрезаем хвост (если оставим, то он получится двойной и очень толстый).

Сшиваем детали между собой: наружный шов и боковые швы. Задний шов остается открытым. Теперь выворачиваем и гладим. В конце сшиваем задний шов (без хвоста). Снова выворачиваем и проглаживаем. Сзади делаем шнуровку (ее видно на фото ниже) для лучшей посадки на голове. В конце вручную сшиваем хвост.

Все, шаперон готов!

Получила, спасибо большое. Сюда добавлю — выкройка, правда, простая, а так, глядя на готовый колпак, и не догадаешься, как он сшит.
Он всегда в два слоя шьётся.

И дополнительные фото, по ним тоже видно хорошо.

Выкройка шаперона 13 век

Просмотрел все 20 страиц гардеробной, порылся в архиве Тоже Форума, но в основном встречается такая ссылка:
http://www.personal. loth/hoods.html

Не понял как там с выкройками разобраться((

Можете дать выкройки худа на середину XIV — начало XV, Германия?
Очень хотелось бы фото готового изделия по этим выкройкам.

#2 Albius

Изменено: Albius, 11 Июнь 2007 — 12:37

#3 Stephen

Albius, всё

Мне тудно понять по таким хитрым выкройкам. Хочется увидеть плоские из нескольких частей с размерами и фотом готового худа.
Кстати, вот скрин программы брянских реконструкторов, показан выкройка худа

Исторична ли она и вообще можно доверять это программе с точки зрения историчнсти?

Прикрепленные миниатюры

#4 Albius

Незнаю как данная выкройка.
Но вот к примеру я набросал как возможно кроить один из Худов Херёльфснеса.
Хвост отрезной, длина по желанию.

Размеры целиком дать не возможно. Надо по человеку смотреть. Насколько я знаю размер проема под лицо должен конечно же равняться обхвату головы — чтобы ее туда можно было просунуть

#5 Stephen

#6 Albius

Прикрепленные миниатюры

#7 Stephen

#8 Albius

Это вообще два как они располагаются на ткани, пришивать надо спереди
Хотя может там надо и один.

Но опять же хочу сказать что расположение на ткани — не более чем моя версия.

Изменено: Albius, 11 Июнь 2007 — 17:09

#9 Stephen

#10 elena balashova

На тех же Карлссоновских худах клинья располагаются по-разному — спереди один клин, как в этом Бокстеновском или сзади один клин, а в некоторых по бокам два клинышка. А добавить можно что для шаперонов с маленькой пелериной и большими фестонами клинья можно не делать вообще.

Вот выкройки худов с исчезнувшего сайта Процесс над Жанной Дарк. Прекрасно по ним получаются шапероны. «Хвост» — «кэ» шаперона может быть направлен не только назад но и немного вверх по диагонали. А вверх направленные «хвосты» — это в ранний период и у женских шаперонов.

Шаперончик с Романа об Александре.

А по этой выкройке получается шаперон с большой пелериной, которая прекрасно облегает плечи и не собирается складками у шеи, а форма низа шаперона получается не полукругом а прямой линией.

Прикрепленные миниатюры

Изменено: chainic, 12 Июнь 2007 — 12:04

Выкройка шаперона 13 век

[b]ХУД[/b] Первые упоминания о сём предмете датируются 12 веком и ранее. Всесословный предмет гардероба, носимый мужчинами и женщинами. Обычно был из шерсти с льняной подкладкой. Мог быть подбит мехом. Обычно был монотонного цвета. Длина «хвоста» свидетельствовала о достатке хозяина. В «хвост» обычно зашивалась монетка.

[b]ШАПЕРОН[/b] Усовершенствованная версия худа. Края обычно украшались разнообразной вышивкой и фестонами различной формы. «Хвост» был достаточно длинным. Через лицевое отверстие мог надеваться на голову и оборачиваться вокруг неё. На персонажах из Манесса это хорошо видно. Материалы те же. Носился преимущественно знатью, по случаю торжеств, в то же время во время походов дабы не замараться пользовали простой худ.

В данный момент в рядах реконов и около них существует некая путаница о том что же называть шапероном, а вернее что понимать под этим определением. Опишу как вижу на данный момент я сам.

[b]худ[/b]- английское название капюшона, а [b]шаперон[/b] — французское, короче это одно и тоже, но французское применялось к более изощрённым вариантам.

Далее весь нюанс состоит в том что впоследствии козырный шаперон с течением времени, а именно в начале 15го века, эволюционировал в другой головной убор, который в свою очередь нельзя уже назвать худом. Появился шаперон а-ля буреле, шапка с валиком бурелетом, позволявший носить её на голове без предварительного наматывания. Т.е. он стал самобытным предметом гардероба и от капюшона там ничего не осталось.

1. Lancelot du Lac, Belgique, Hainaut, XIVe siecle
2. Le Livre de la Chasse of Gaston Pheobus, Comte de Foix. 1400-1410
3. Titus Livius, Ab urbe condita (traduction de Pierre Bersuire), France, Paris, XIVe siecle
4. Прорисовка с надгробия Alan Fleming (d.1361), King’s Lynn

[b]Шаперон а-ля буреле[/b] 15с

1. Jan Van Eyck 1390-1441
2. Lancelot du Lac, Belgique, Hainaut, XIVe siecle
3. Lorenzo_de_Medici 15c

Источник на худ с пуговицами, т.н. London hoood из Лондонской археологии.

«Hood design based on no. 246, as presented in Textiles and Clothing. It was in a late 14th Century deposit, and was of a tabby woven cloth. Two triangular pieces, apparently cut from the «chin» of the hood, are inserted as gussetts in the sides of the hood. The button holes were initially supported by an inner facing, or perhaps a lining. This sort of close fitting buttoned hood is seen in manuscripts, and is worn by women. They were often worn open atop other cloths, and therefore, this style is ancestral to apparel such as the later «French hoods».»
-Textiles and Clothing, c.1150-c.1450. Medieval Finds from Excavations in London
http://historicalrecreations.blogspot.ru/2011/04/lond..

[b]ТИРОЛЬКА[/b] или [i]The Bycocket[/i] C.1310 — 1450

Начнем вообще с определения:
В толковом словаре дается определение » Шляпа с невысокой тульей и небольшими полями.», на форуме Берна — «Судя по форме, я сделал предположение, что тиролька — суть панамка одетая «залихватски», с отвёрнутым задним краем. В результате окат головного убора т.к. идёт наискось от панамки получается сильно больше окружности головы, т.е. имеет вылет «носа» шапки. А выступающая часть шапки, её темечко, смещается назад, в результате чего и получается перекошенная тиролька. Тем более это можно хорошо увидеть на картинах Босха, всякие бедняки у него как в панамках, так и в тирольках, очень похожих на эти самые панамки.»

Материал: сукно / шелк
Материал подкладки: лен / хлопок / шелк / сукно.
Но действительно правильная тиролька валяется из шерсти или плотного фетра
[u]Как оно делается[/u] http://voilok-ru.livejournal.com/2096.html?nc=11

[u][b]Маленький комент[/b][/u]- [i]»тиролька»[/i] сейчас больше имя нарицательное и его пришуропивают к любой шапке похожего вида, а не окрепшие умы сначала видят, дале покупают, а уж токма потом думают что же они носят) Короче не всё тиролька что из Тироля. Шапки такой же формы носили и страны балтийского региона.

Тиролька это тирольская шапочка, этнографическое название головного убора определенной географической области, точно такое же как зипун у украинцев, папаха у кубанских казаков, шаровары например или еще чего. И имеет ента шапочка отношение именно к южной Германии, так называемому Тирольскому герцогству, которые песни типо лай-лаииии поют. И ничего страшного что на фресках эта шапка может оказаться на Итальянском вернапотданном.

Для наших милых дам) Головные уборы дам 14 века строились на производных от покрывал и различного вида чепцов с рюшами, далее шло чистое колдунство с причёсками, косами (не всегда со своими натуральными) и булавками. По этому довольно часто, особенно на забугорных фотках, я вижу что они все, независимо от вида, именуются вуалью ([i]Veil[/i] )

Замужняя дама была обязана находиться в обществе с покрытой головой, не обязательно что бы волосы полностью были упрятаны, главное что бы на голове что-то было, обычно это Барбетта.

Во Франции носят покрывало с венцом.
В Германии носили крузелер, встречавшийся в различных видах; как платок и как чепец. Фасонов крузерелера много, как и методов шитья рюшек на нём.
Типичный женский головной убор 1340-1430 гг., Головное покрывало с плотными рядами рюш, встречавшийся в различных видах: как платок и как чепец.

[b] БАРБЕТТ[/b] — жен. головной убор XIII—XIV вв. в виде небольшой косынки, закрывающей подбородок и завязывающейся на голове.При выходе на улицу поверх б. обычно набрасывали покрывало. Появился в эпоху крестовых походов как подражание головному и шейному покрытию рыцарских доспехов. На базе барбетта. были созданы головные уборы католич. монахинь.

[u]Наиболее часто встречающийся головной убор незамужней дамы — сочетание барбета + филлет[/u]

Франц. женский головной убор 13 — 14 вв. из белого полотна, покрывающий часть груди, шею, уши, подбородок, и окружающий лицо белизной. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

На иллюстрациях барбетт — это вот та часть, которая под подбородком завязывается:) на некоторых иллюстрациях — барбетт сочетается с вуалью, на некоторых — с шапкой-таблеткой либо с лентой перевязанной вокруг головы (филлет)

[b]ВИМПЛ[/b]
это западно-европейский средневековый головной убор, традиционно состоящий из 2-х покрывал (верхнее закрывало волосы, т.к. неприлично было выходить на улицу с непокрытой головой, и нижнее – закрывало шею и грудь.

Покрывала крепились металлическими булавками либо к ленте, повязанной вокруг головы — филету, либо фиксировались барбетой – обруч-труба из ткани, у супер-коранованных особ могли быть венки). Если по проще покрывало для вимпла – это та изумительная белая фата, которая спускается из-под короны принцессы, подчеркивая красивые локоны и благородные черты лица, на всех детских раскрасках.

Из воспоминаний одной дамы: » Те покрывала, которые я видела на фестивалях, были сделаны обычно даже не изо льна, а из хлопка – то есть все в складочках без всякого блеска и отлива на солнце – беспонтовые. Нет! Настоящее покрывало для красивого головного убора должно быть обязательно из натурального тонкого шёлка»

Выводы о материалах, из которого шились покрывала, можно подчеркнуть из письменных источников указанного периода. Да, Манесский-значит 13шка, но прогресс мало затронул эту деталь гардероба и в 14ом они остались без изменений, разве что ещё больше произошло заимствований.

Цеховый устав города Кёльна, к примеру, упоминает два уже привычныхнам материала: шерстьи шелк. Чуть более развернутую информацию дают нам «Регистры ремесел и торговли города Парижа» («Histoire générale de Paris. Les méties et corporations de la ville de Paris. XIII siècle le livre métiers d’étienne boileau publié par rené de lespinasse et françois bonnardot. Anciens élèves de l’école des chartes.» Paris, Imprimerie Nationale. 1879 г. Страница 156-157).

Вот что, к примеру, говорится о головных уборах, расшитых жемчугом:

«… не может делать ткань для головных уборов с жемчугом, кроме как из шелка или оческов, без ниток и без хлопка, ибо подобное изделие, отделанное жемчугом, должно быть хорошим, и если кто его сделает иначе, чем из шелка или оческов, оно должно быть разрезано и уничтожено.»

Эти строки позволяют сделать несколько интересных выводов: во-первых, детали головного убора могли расшиваться жемчугом, но только в том случае, если были сделаны из шелка, во-вторых, упоминание хлопка позволяет предположить, что при изготовлении головных уборов он так же использовался.

Что касается отделки головных покрывал, то в кодексе таких изображений всего два. На первом мы видим по краю покрывала довольноширокую контрастную полосу желтого цвета. Полоса эта скорее пришивная, так как в цеховых уставах не упиминается материя, ткущаяся только с одной полосой по краю:

Во втором случае мы видим покрывало с оборкой по краю, которое в свете датировка Манесского кодекса можно считать ранним крузелером:

Читайте также:  Как пошить блузку своими руками без выкройки
Оцените статью