Выкройка татарской национального костюма

Творческий проект по технологии на тему: «Татарский национальный костюм».

Министерство образования Республики Мордовия

МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа»

к творческому проекту:

Выполнила: ученица 10 класса

Руководитель: учитель технологии

с. Пензятка 2017 год

Глава 1. Конструкция костюма. 5

1.1 Обоснование выбора конструкции ……………………… 5

1.2. Построение чертежа основы женского платья………… . 9

1.3. Моделирование костюма……………………………… .14

1.4. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования……………………………………………….. 16

1.5. Декоративное оформление ……………………………. 16

Глава 2. Технология изготовления костюма . 16

2.1. Правила работы на швейной машине……………… . 16

2.2. Правила техники безопасности при работе

2 . 3. Правила техники безопасности при работе за

2 . 4. Правила техники безопасности при работе с тканью …………………………………………………………………………. 18

2.5. Последовательность изготовления изделия …………… 19

Глава 3. Экономическое обоснование проекта . 20

Глава 4. Экологическая оценка проекта …………………….21

Мы живём в Среднем Поволжье. Этническую основу татар Среднего Поволжья составляют тюркоязычные племена ( булгары и другие ), которые расселены на территории Средней Волги и Прикамья еще задолго до монгольского нашествия. Они явились главным этническим звеном экономического развития раннефеодального государства — Великой Булгарии и имели довольно богатую и самобытную культуру. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. Полотно стоило дорого, поэтому ни одного клочочка ткани никогда не выбрасывалось.

У мужчин преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин. Некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди, рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась.

У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Когда-то они были очень высокими, остроконечными, на жесткой основе, расшивались монетами, кораллом, оформлялись чем-то блестящим. Это был своеобразный посыл в космос, из нашего микромира в макрокосм — как бы просьба о защите у звезд.

Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник (кукжчэ). Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким (без приполка) грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди.

В конце XIX века изменилась технология изготовления одежды. Распространение швейных машин обеспечило возможность организации массового швейного производства, что немедленно отразилось на стиле одежды.

В мужском костюме стала преобладать функциональность за счет частичной утраты цветовой декоративности. Камзолы, казакины, чекмени, шились из фабричных тканей темных тонов. Казакины постепенно приближались к сюртуку.

Женская одежда также постепенно становится более легкой. Из многоцветной, одежда стала выдерживаться в одной тональности. В условиях города женское платье часто шилось со слегка завышенной линией талии со шлейфом, со специфической драпировкой по месту вшивания рукава и соединения остова с подолом. Оно часто надевалось с коротким безрукавным камзольчиком из той же ткани, с сильно расклешенными полами. Такое платье из дорогих шелковых, атласных и легких парчевых тканей украшалось позументом, лебяжьим пухом, бахромой по краям камзола, по низу рукавов, по подолу. Камзольчик так же, как и ранний традиционный, был с открытой грудью, с полочками встык, которые скреплялись застежкой (каптырма). Усиление экономических и торговых отношений, зарождение молодой татарской буржуазии и пролетариата определенным образом сказалось и на дальнейшем развитии одежды татарского народа. Передовая молодежь стала носить штиблеты, брюки навыпуск, пиджаки и жилеты европейского покроя. Во второй половине 19в. получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов. Их шили на европейский лад на поясе, с боковыми карманами в швах, с разрезом спереди и с застёжками на пуговицах.

У женщин в декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки- это веяние Запада. Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок.

Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма. В современной татарке от исторического костюма осталась приверженность к определенному цвету. Нельзя представить, например, старушку татарку в черном, белом или красном платье. Татары издревле придерживались ярких, жизнерадостных цветов — глубоко бордового, зеленого, синего и голубого.

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах, поэтому интерес к истории костюма охватывает всё большие слои населения. Татарским костюмом заинтересовалась и я. На уроках технологии мы научились конструировать, моделировать и шить простые модели одежды.

Я поставила перед собой задачу:

разработать и сшить татарский национальный костюм.

При работе над проектом мной решались следующие цели:

разработать экономичное, технологичное, соответствующее стилю, изделие из ткани;

разработать несложную технологию изготовления костюма;

изготовить изделие согласно разработанной технологической карты за ограниченное время.

Будущая обнова должна хорошо сидеть на фигуре.

Возникающие дефекты должны быть устранены в процес­се работы над вещью.

Глава 1. Конструкция костюма.

1.1. Обоснование выбора конструкции

Пользуясь полученными знаниями и приобретенными навыками на уроках технологии, я решила проявить свою творческую фантазию. Работу над созданием татарского национального костюма я начала с зарисовки эскизов и их анализа.

Модель № 1. Татарский национальный костюм, состоящий из длинного камзола, платья и платка. Камзол с У- образным вырезом горловины, удлиненного, приталенного силуэта, с заострёнными внизу бортами. Застёжка камзола на потайную петлю- пуговицу, находящуюся повыше линии талии. Рукава камзола втачные, широкие. Края борта, горловины, низ рукавов и низ камзола отстрочены отделочной тесьмой. Нижние края борта до линии талии украшены вышивкой. Заострённый низ бортов заканчивается кисточкой.

Платье приталенного силуэта, отрезное по линии талии. Юбка коническая. Срез низа юбки с заострёнными к середине концами. По низу юбки пришита оборка. Параллельно линии низа юбки настрочена отделочная тесьма с рюшкой. Платье с втачными рукавами, по линии низа рукавов настрочена оборка. Нагрудная часть лифа платья, а также платок, украшены растительной вышивкой. Горловина обработана воротником- стойкой с застёжкой на петлю- пуговицу.

Модель № 2. Татарский костюм, состоящий из платья, жилета и шапочки — калфака.

Жилет полуприлегающего силуэта, с У-образной горловиной, с закруглёнными внизу бортами. Застёжка на потайную петлю- пуговицу. Линия борта жилета украшена вышивкой.

Платье состоит из лифа, конической юбки «полусолнце», втачных, расширенных к низу, рукавов и воротника- стойки. По верхнему срезу стойки, низу рукавов и низу юбки пришиты оборки. По линиям притачивания оборок настрочена отделочная

тесьма.

Калфак состоит из двух деталей- верха и подкладки. Для придания формы между верхом и подкладкой прокладывается слой тонкого х/б ватина. Нижний срез шапочки отстрочен отделочной тесьмой. Наружная сторона украшена вышивкой.

Татарский костюм, состоящий из камзола, платья, покрывала и тюбетейки.

Камзол приталенного силуэта, с У- образной горловиной, с распашными бортами. Нижний срез борта с удлинёнными фигурными концами. Рукава втачные, широкие, ¾ длиной. Горловина, борта, рельефы полочки, низ рукавов отделан полоской контрастного цвета.

Платье состоит из лифа, конической юбки «полусолнце», втачных рукавов и воротника- стойки. Низ рукавов украшен вышивкой в цвет отделочной полоски.

Обдумав все варианты, я выбрала модель № 2, мне кажется, что она более функциональна, технологична, соответствует исторически сложившемуся стилю татарской одежды.

1.2. Построение чертежа основы женского платья

На основе выбранного эскиза, я построила чертеж основы конструкции женского платья, который после основных приемов моделирования позволил получить конструкцию моей модели. Для построения чертежа основы платья я сняла следующие мерки: Таблица № 1

Припуски на свободное облегание:

Татарский национальный костюм

Где живут татары

Татары являются вторыми по численности в России после русских.
Татары проживают в Республике Татарстан, центральных областях России, Поволжье.

Особенности национального костюма

Национальный костюм татар сочетает ткани цветов Востока, головные уборы с богатым рисунком, различные виды обуви, ювелирные украшения.

Мужской костюм

Элементы:
1.Удлинённая рубаха (кулмэк)
2.Штаны – шаровары (ыштан)
3.Длинная безрукавка (камзол)

Татарский костюм мужчин состоит из рубахи и штанов.
Рубаху шили свободной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха не имела пояса.
Шаровары представляли собой штаны с широким шагом.
Мужчины носили чекмень –это верхняя одежда в виде длинного халата. Он подпоясывался широким поясом (кушаком).
Шубы овчинные, шапки из меха носили зимой.

Женский костюм

Элементы:
1.Длинная рубаха-платье (кулмэк)
2.Широкие штаны-шаровары
3.Длинная жилетка (камзол)

Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары.
Рубахи (кулмэк) шили из однотонной ткани – атласа, шёлка с воротником-стойкой.
Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья. Его шили из тяжёлых тканей: бархата, парчи.
Женские штаны были однотонные.
Зимой одевали овчинные шубы, шапки из меха.

Головные уборы татар

Головной убор мужчин – тюбетейка , а поверх неё шапка на меху.

Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.

Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок.

Национальная татарская обувь

Обувь татар – кожаные сапоги (инчиги) с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши.

Женские сапоги были с узором на каблуке.

В холодное время года носили валенки, короткие, высокие.

Украшения

Украшения были мужские и женские.

Перстни, пряжки для поясов носили мужчины.

Женские украшения были более разнообразными.

На голове украшением был накосник.

Серьги женщины носили с древних времен.

Перевязь — это украшение в виде ленты носилось через плечо.

Пышное нагрудное украшение изю , которое пришивается на платье.

Особенности татарского национального костюма, повседневный и праздничный варианты

В национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.

Немного истории

История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.

Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.

Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.

На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.

Особенности

Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.

Краткое описание особенностей традиционного наряда:

  • широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
  • штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
  • верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.

Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.

Белый цвет у татар символизирует старость и траур. Поэтому светлые наряды было принято носить пожилым людям или посещать в таких одеяниях похороны.

Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.

Повседневные наряды

Повседневный костюм татар выполнялся в минималистичном стиле, все элементы свободно надевались. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Также в национальном образе присутствовали особые украшения, которые позволяли внешне определить финансовое состояние человека и его статус в обществе.

Одежда

Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:

  1. Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
  2. Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.

По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.

Головные уборы

Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.

Интересные факты о женских головных уборах:

  1. Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
  2. В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
  3. Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
  4. Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.

Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы.

Тюбетейки Бурек Калфак Девушки в национальных татарских головных уборах

Обувь

Татары круглый год носили сапоги. Для лета использовалась более мягкая кожа, в зимний период обувь набивали овчиной, ватой. Под сапоги, валенки, калоши надевались чулки из сукна или шерстяных ниток. В основном их шили белого цвета.

Название традиционных татарских сапог варьировалось:

  • читек шили из мягкой кожи, предназначались они для выхода в свет, узорчатые екаюлы читек, выполненные в мозаичной технике, надевали на праздники и танцы, такую обувь могли себе позволить зажиточные горожане или духовенство;
  • черные ичиги из кожи предназначались для повседневной носки, у женщин они были короче, чем у мужчин;
  • чабата напоминали лапти, считались рабочей обувью.

Любая татарская обувь имеет характерную особенность: задранные кверху носки. Согласно древнему поверью, родную землю царапать нельзя.

Также татары зимой носили валенки, для работы по дому надевали калоши. Для праздника, танцев выбирали туфли. Женский вариант был с узорами, аппликацией, вышивкой золотыми нитями, часто дополнялся небольшим каблуком.

Читек Ичиги Чабата Татарская национальная обувь с загнутым носом

Аксессуары

Основными мужскими аксессуарами считались перстни с большими камнями, печатки, для статусной женщины предлагался накосник (головной убор). Обязательная часть народного костюма — пояс с большой пряжкой. Необычным украшением считалась перевязь — так называется вышитая тканевая лента, которую перекидывали через плечо. Если девушка придерживалась ислама, в ней были специальные кармашки для хранения молитв.

Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера. Колье было массивным и скрывало слишком откровенный вырез на женской рубахе, а также скрепляло между собой основные элементы традиционного татарского костюма. Под влиянием россиян, кавказцев, азиатов в шкатулки с украшениями модные девушки добавили трехбусинные серьги, носовые кольца.

Печатка Накосник Пояс Серьги Перевязь Монисто Трехбусинные серьги Носовые кольца

Детские костюмы

Детская одежда для новорожденных шилась из натуральных тканей, которые позволяли сохранить тепло и не запревать малышу. Как только сыновья и дочки взрослели, татарский народный костюм приобретал гендерные различия. Для девочек использовали красный, бордовый, зеленый или синий цвета. Одежда была многоярусной, но обязательно закрывающей шею и руки, выполненной в макси длине. На голове — национальный головной убор с длинной, доходящей до середины спины, полупрозрачной вуалью.

Костюм для мальчика должен быть темно-синим, коричневым или черным. Рубаха удлиненная, широкая, рукава дополнены манжетами. Обязательно присутствие камзола. Брюки широкие, выполненные в контрастном с верхней частью цвете. Начиная с 5–6 лет, на рубаху и камзол наносились декоративные элементы: вышивка, ленты, бисер. Подростковый и юношеский наряды не отличались от взрослой одежды.

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

Современный жених может позволить себе надеть обычный европейский костюм, при этом украсить его атласными лентами, орнаментом. Вместо пиджака татарские свадебные образы дополняют бархатным камзолом с коротким рукавом.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Цветовая гамма и декор

Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.

Для пошива татарской одежды применялись декоративные швы, выполненные золотистыми, серебристыми, красными, зелеными нитками.

Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:

  • степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
  • луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
  • сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.

Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.

Современная интерпретация

Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.

Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.

Видео

Читайте также:  Сумочка для куклы бисером
Оцените статью