- Инструкции и выкройки для пошива прямых юбок
- Снятие мерок
- Обхват талии
- Обхват бедер
- Расчет ткани для чертежа выкройки
- Инструкция по построению выкройки прямой юбки
- Особенности построения сетки
- Вытачки
- Задняя половинка изделия
- Перед юбки
- Детали кроя
- Технология шитья
- Урок технологии. Тема: «Юбка. Построение чертежа прямой юбки»
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Повторение пройденного материала и объявление темы урока
- III. Изложение нового материала
- IV. Практическая работа.
- V. Итог урока
- VI. Домашнее задание
Инструкции и выкройки для пошива прямых юбок
Юбка – неотъемлемый предмет гардероба любой женщины. Юбка прямого силуэта способна не только выгодно дополнить любой образ, но и подчеркнуть достоинства и при необходимости скрыть недостатки фигуры. Представительницы прекрасного пола могут купить предмет гардероба в магазине, а могут изготовить самостоятельно. Поможет сшить его в домашних условиях простейшая выкройка для юбки для начинающих. Пошаговая инструкция значительно упростит процесс.
Снятие мерок
Начальным этапом изготовления прямой юбки является снятие мерок. Оно необходимо, чтобы правильно построить чертеж будущего предмета гардероба с учетом женских параметров.
Прямая юбка идеально дополнит любой образ
Важно снять мерки правильно. Для изготовления юбочки понадобятся четыре параметра:
- объем талии, который нужно поделить пополам (ПОТ);
- объем бедер в самой широкой их части, который нужно поделить пополам (ПОБ);
- высота сидения,которая представляет собой расстояние по вертикали от линии бедер до талии (ВС);
- длина спины до талии (ДСТ);
- длина изделия (ДИ).
Обхват талии
Одна из самых важных мерок. Если измерить талию неправильно, юбка не подойдет по размеру. Обхват талии измеряется по самому узкому месту. Сантиметровая лента должна плотно обхватывать талию.
Важно! Во время снятия мерок нельзя надевать колготки. Они обладают утягивающим эффектом и способны убрать от 1 до 3 см объемов.
Обхват бедер
Измерительную ленту нужно расположить на самых выпуклых местах бедер. Если у женщины имеется «эффект галифе», необходимо измерить и его. Для этого нужно расположить сантиметр на его выступающих частях. Если первая мерка значительно меньше второй, необходимо брать во внимание вторую.
Измерение объема бедер
Расчет ткани для чертежа выкройки
Сэкономить материал поможет правильно изготовленная выкройка на прямую юбку. Если все действия будут выполнены верно, возможно правильно распределить детали юбки на материале и избежать лишней траты ткани.
Главной меркой для расчета является ширина материала. Соответственно, нужно ориентироваться на ширину бедер.
Если обхват бедер по мерке не превышает ширину ткани минус 10 см, то расход ткани равен одной длине юбки плюс 20 см, 10 из которых на пояс и 10 – на подгиб низа и припуски по талии.
Для юбок со складками расчет выполняется в зависимости от количества складок. Если юбка в круговую складку, необходимо взять три длины юбки и прибавить несколько сантиметров на подгибку.
Инструкция по построению выкройки прямой юбки
Следующий этап – построение выкройки юбки прямого силуэта. Индивидуальная выкройка позволит изготовить уникальный предмет гардероба, который идеально подчеркнет все достоинства фигуры и скроет недостатки. Магазинные изделия имеют один большой минус – они сшиты по стандартным чертежам. Поэтому такие юбки не подойдут женщинам с нестандартной фигурой.
Для построения выкройки понадобятся:
- миллиметровая бумага;
- ластик;
- простой карандаш;
- линейка;
- калькулятор;
- лекало.
Перечисленные предметы можно приобрести в любой магазине для рукоделия и по доступной цене.
Особенности построения сетки
Построение выкройки начинается с построения сетки, которая представляет собой вспомогательные пять вертикальных и три горизонтальных линии. Они определяют общие размеры основных частей изделия. Проще говоря, сетка определяет то пространство, на котором будет работать закройщица.
Ширина данного показателя будет равна объему бедер плюс припуск на свободное облегание, величина которого 2 сантиметра. Длина сетки равна длине самого изделия без припусков и дополнительных прибавок.
Построение сетки
После того как определены основные показатели сетки, можно приступать к непосредственному ее проектированию, которое состоит из нескольких этапов:
- Для начала нужно провести по горизонтали линию талии, ширина которой равна ширине сетки.
- Затем из левой точки линии талии необходимо начертить вертикальную черту в нижнем направлении. Она будет определять середину задней половинки юбки, которая равна длине самой сетки.
- Следующий шаг – построение передней половинки юбки, которая также равна длине сетки. Для этого необходимо из правой точки линии талии провести вертикальный отрезок по направлению вниз.
- После чего нужно провести по горизонтали линию низа, соединяя нижние точки вертикальных отрезков.
- В завершении необходимо начертить линию бедер, которая расположена от линии талии на следующем расстоянии: длина спинка (ДС)/2–1 сантиметр.
- Линию бедер затем необходимо разделить на две равные части и поставить в середине точку, через которую нужно начертить вспомогательную черту бокового среза в вертикальном направлении.
Вытачки
Данный этап играет важную роль. Поскольку малейшая неточность приведет к тому, что готовое изделие будет сидеть на фигуре недостаточно плотно. Особенно важно правильно выполнить расчет обладательницам нестандартной фигуры.
Расчет талиевых вытачек происходит поэтапно:
- Для начала нужно определить общий раствор вытачек (ОРВ), который равен ширине сетки минус показатель объема талии (ОБ).
- Затем необходимо вычислить величину выемки по линии бока, которая равна половине общего раствора, т. е. ОРВ/2.
- Затем определяется раствор вытачки на задней половинке юбки, равный ¼ ОРВ +1 сантиметр.
- В завершении вычисляется раствор вытачки на передней половинке юбки, равный ¼ ОРВ -1 сантиметр.
Важно! При расчете вытачек величину объема талии берут без надбавок на свободное прилегание. В противном случае готовое изделие будет недостаточно плотно прилегать к талии, и создастся впечатление, что прямая юбка велика или выкроена неправильно.
Задняя половинка изделия
Необходимо начертить вытачку на задней половинке. Для этого по линии бедер от срединной линии нужно отмерить расстояние, равное ¼ объема талии. От этой точки нужно провести среднюю линию вытачки пунктиром. От нее отмеряется половина раствора в правую и левую стороны. Центр вытачки размещается на 3 сантиметра выше от линии бедер. Стороны вытачки необходимо провести по наклонным прямым линиям.
Затем проводится линия бокового среза. Для этого от вспомогательной боковой линии откладывается по линии талии ½ раствора вытачки. Эта точка соединяется выпуклой кривой с серединой линии бедер.
От боковой линии вспомогательной откладывается по нижней части ½ принятого расширения. Рассчитанная точка соединяется прямой с серединой линии бедер.
За линию талии продлевается линия бокового среза на 1 сантиметр. Эту точку необходимо соединить вогнутой кривой с правой верхней точкой талиевой вытачки.
В завершении этого этапа нужно провести линию низа задней половинки. Для этого линию бокового среза необходимо укоротить на полсантиметра; выпуклой кривой с нижней точкой середины задней половинки юбки
Заднее полотнище прямой юбки
Перед юбки
Для начала нужно начертить вытачку на передней части будущего изделия. Для этого от середины переда отмеряется по линии бедер расстояние, равное ¼ объему талии. Из полученной точки нужно провести среднюю линию вытачки пунктиром в направлении вертикально вверх.
От изображенной линии отмеряется в обе стороны по линии талии по ½ раствора талиевой вытачки. Центр вытачки размещается на 3 сантиметра выше линии бедер.
Затем проводится линия бокового среза. Для этого от вспомогательной боковой линии откладывается в правую сторону по талии ½ раствора боковой вытачки. Эта точка соединяется выпуклой кривой с серединой линии бедер.
От вспомогательной линии боковой откладывается по нижней части влево ½ принятого расширения. Полученная точка соединяется с серединой линии бедер. Затем боковой срез продлевается за сетку вверх на 1 сантиметр. Точка соединяется вогнутой кривой с левой верхней точкой вытачки талии.
В завершении этапа нужно начертить линию низа. Для этого боковой срез по длине нужно уравнять с боковым срезом задней половины. Линия середины переда удлиняется в нижнем направлении на 1 сантиметр. Полученная точка соединяется выпуклой кривой с точкой равнения бокового шва.
Переднее полотнище прямой юбки
Прямую юбку можно сшить и без пояса. Но если наличие такового предполагается, нужно знать, как правильно сделать его выкройку. Прямой пояс прямой юбки можно сделать с нахлестом и без. Без нахлеста – это когда короткие поперечные стороны пояса сходятся друг к другу встык, никоим образом не перекрывая друг друга.
Пояс без нахлеста используется, если предполагается использовать для застегивания юбки крючки или молнию. Последняя может располагаться не только сзади, но и, например, сбоку и даже спереди.
Пояс без нахлеста на крючках
В этих случаях прямой пояс прямой юбки представляет собой длинную прямоугольную деталь со сгибом. Ширина пояса определяется по желанию и может варьироваться от 2 до 5 сантиметров. Длина детали соответствует длине линии талии на выкройке юбки. Нужно добавить припуски на швы – 0,7–1,5 см.
Пояс с нахлестом, это когда одна сторона детали заходит на другую. Припуск под застежку составляет 3 сантиметра. Форма припуска под застежку со стороны верхней детали может быть прямоугольной, закругленной и с уголками.
Пояс с нахлестом
Пояс можно заменить резинкой. В таком случае дополнительных деталей в виде молнии или пуговиц и крючков не понадобится.
Детали кроя
Для изготовления классической прямой юбки нужно выкроить несколько деталей. Передняя часть представлена одной деталью со сгибом по средней линии.
Заднее полотнище состоит из двух деталей. Дополнительной деталью может быть пояс. При необходимости необходимо скроить подкладку для изделия из специальной ткани.
Важно! Перед тем как перенести выкройку на ткань, необходимо тщательно отутюжить материал.
Технология шитья
Немаловажным этапом является сшивание деталей юбки, которое происходит поэтапно:
Технология шитья прямой юбки
- Для начала необходимо тщательно обработать боковые срезы и срезы шва по середине спинки на оверлоке.
- Затем нужно прострочить вытачки на переднем и заднем полотнищах. После чего их нужно хорошенько заутюжить к середине.
- После этого необходимо соединить на машинке задний шов до отметки втачивания потайной молнии.
- Следующим этапом является вшивание молнии.
- Затем боковые срезы соединяются швом, ширина которого 1 сантиметр. После чего ставятся закрепки в конце и в начале строчек.
- На следующем этапе необходимо обработать нижнюю часть изделия в подгибку. Припуск на подгибку составляет от 3 до 5 сантиметров. Сначала нужно подвернуть ткань на полтора сантиметра, затем еще на два. После чего нужно прострочить изделие максимально близко к высоте подгибки. Подгибку можно прошить вручную, а можно изготовить с помощью клейкой ленты.
- В завершении нужно притачать пояс к юбке.
Технология шитья прямой юбки
Выбор тканей для прямой юбки огромен. Можно использовать костюмный материал, а можно плотный трикотаж. Даже «лапша» подойдет для пошива юбки. Однако в случае с последней тканью нужно учитывать некоторые нюансы. Для новичков подойдут первые два варианта. Лучше выбирать материалы – натуральные ткани. Поскольку большое количество синтетических волокон значительно удешевляет внешний вид готового изделия.
Изготовление начинается со снятия мерок. После чего нужно перенести показатели на специальную бумагу, выполнить чертеж и вырезать его. Затем нужно покроить детали будущего предмета гардероба. Завершающим этапом является шитье. Для более опытных мастериц будет интересна модель с запахом или полусолнце, которая на протяжении последних нескольких сезонов не теряет своей актуальности.
Юбка прямого силуэта – неотъемлемый предмет гардероба любой женщины наряду с юбкой миди. Она не только дополнит образ, но и выгодно подчеркнет достоинства фигуры представительницы слабого пола. Юбку можно приобрести в магазине, а можно изготовить самостоятельно. Для этого достаточно воспользоваться простейшей выкройкой для начинающих.
Урок технологии. Тема: «Юбка. Построение чертежа прямой юбки»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (948,2 кБ)
Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида 5–9 классы. /Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Класс: 7 класс
Раздел: Изготовление юбок.
Тема: Построение чертежа основы прямой юбки.
Цель: Изучить названия срезов и конструктивных линий основы прямой юбки, измерительные признаки и прибавки, необходимые для его построения.
Задачи:
- Способствовать формированию представления о юбках.
- Способствовать развитию у учащихся чертежных умений.
- Создать условия для выявления причинно-следственных связей при работе с деталями выкройки юбки.
- Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве).
- Содействовать воспитанию точности и аккуратности при построении чертежа прямой юбки.
- Способствовать расширению кругозора, через знакомство с историей развития моды.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран;
- раздаточный материал для учеников: сантиметровые ленты, масштабные линейки, карандаши, ластики, тетради, шаблоны с основой прямой юбки;
- для учителя: выкройка прямой юбки в натуральную величину.
Межпредметные связи:
- история,
- математика,
- черчение.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (мин.) | Примечания |
1 | Организационный момент | Проверка готовности учащихся (наличие инструментов) | 1-2 | ||
2 | Сообщение темы и целей урока | Объяснение задания, обобщение ученических ответов. | Выполняют задание,определяют тему урока | 5-7 | слайд 2 |
3 | Изложение нового материала | ||||
1. Вводная беседа | Комментирование слайдов | Смотрят на экран, слушают | 10 | Приложение 1 слайды 1 -14 | |
2. Общие сведения | Дополнительная информация к материалу, постановка вопросов. | Работа с учебником,ответы на вопросы | 10-15 | слайды 3 — 5 | |
4 | Практическая работа | ||||
1. Вводный инструктаж | инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу | осмысливание и выполнение задания | 8-10 | слайд 6 | |
2. Текущий инструктаж | корректировка неправильных действий учащихся, ссылка на слайды | фронтальная работа со слайдами | 20 — 25 | слайды 7-11 | |
3. Заключительный инструктаж | анализ выполненных работ | показ выполненных работ | 3 | ||
5 | Итог урока | постановка вопросов, с целью проверки знаний учащихся | отвечают на вопросы | 3 | |
6 | Домашнее задание | сообщение домашнего задания | 1-2 | ||
7 | Уборка рабочих мест | контроль | самоконтроль | 2 |
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала и объявление темы урока
Повторение пройденного материала по теме «Отделка швейных изделий» осуществляется через разгадывание кроссворда. (слайд 2)
– Найдите слово, спрятанное по вертикали. (Юбка)
Сегодня на уроке речь пойдет о прямой юбке. (слайд 2)
Мы познакомимся с историей развития юбки. Снимем мерки с фигуры и построим чертеж основы прямой юбки в масштабе 1:4.
III. Изложение нового материала
1. Вводная беседа (сообщение познавательных сведений из истории развития юбки, где наглядностью являются слайды 1-14, приложение 1)
(слайд 1) Юбка появилась в обиходе человека много тысячелетий назад, её прародительницей была набедренная повязка. Юбка прошла свой исторический путь вместе с человеком, являясь самостоятельной частью костюма или частью платья, исчезая на время и снова возвращаясь
(слайд 2) Несколько тысячелетий люди даже не думали разделять одежду на женскую и мужскую. Нашим предкам набедренная повязка, фартук, подобие юбки служили прикрытием независимо от их пола, возраста и социального положения. Однако, со временем, представления об одежде менялись.
(слайд 3) В древних цивилизациях юбка была частью мужской одежды, причем, у представителей знати она была более длинной, чем у простых юношей. То есть, с помощью юбки мужчины старались подчеркнуть свою значимость и социальный статус. Женщины же носили еще более длинные юбки.
(слайд 4) А в Древней Греции и Древнем Риме женщины вообще обходились без юбок – основу их гардероба составляли туники и плащи. Постепенно, юбка стала предметом исключительно женского гардероба. Совершим экскурсию по основным фактам в истории юбки уже как исключительно женской одежды.
(слайд 5) В истории юбки мы находим подтверждение тому, что все сословия не упускали случая, чтобы даже с помощью юбки подчеркнуть значимость своей персоны. Очень хорошо этой цели в XV в. служил шлейф. Церковь объявила шлейфы «дьявольскими хвостами» и отказывала в отпущении грехов всем дамам, которые осмеливались их носить. Самый внушительный шлейф был у коронационного платья Екатерины II – длиной 70 метров и шириной 7 метров, его несли 50 пажей.
(слайд 6) Испания, XVI век – в моде юбки, необъятной ширины, которая достигалась за счет фасонов в несколько ярусов, или же набивалась конским волосом. Большим недостатком этих юбок было то, что они были невероятно тяжелыми, женщинам было очень тяжело их носить, поэтому вполне закономерным стало изобретение каркаса из обручей.
(слайд 7) Поскольку по-испански обруч именуется «вердуго», то и юбки стали называться «вердугадо». Прежде чем надеть такую юбку, ее ставили на пол, потом просто «входили» в нее и пристегивали ее к корсету. Металлический каркас весил 7-8кг. Каркас имел такую объемную форму, что, проходя в узкую дверь или усаживаясь, дамы испытывали немалые трудности. Во Франции громоздкие юбки на каркасе продержались до конца XVIII века.
(слайд 8) В 17 веке одежда стала более удобной, свободной. А эффект широких бедер создавался надетыми юбками. Число юбок зимой доходило до 12 штук. Все юбки украшали вышивками, кружевами, воланами. Самая нижняя юбка была одна. Пока эта юбка была в стирке, хозяйка вынуждена была лежать в постели под одеялом.
(слайд 9) К 18 веку вернулась юбка в виде купола. Опять сооружались каркасы, на них натягивают ткани. Многочисленные металлические (деревянные) планки, соединенные клеенкой, издавали шорохи, поэтому юбку называли «крикуньей».
В такой юбке нельзя было приходить в церковь. С непослушных принародно снимали юбку и сжигали.
(слайд 10) К 1870 годам, чтобы изменить силуэт фигуры обзавелись турнюром – валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины.
(слайд 11) В начале 1880-х турнюры вышли из моды, и женщины стали носить узкие юбки.
(слайд 12) Начало 20 века запомнилось роскошеством дамских туалетов. Стоимость одного платья достигала нескольких тысяч, но, несмотря на это женская одежда стала более изящной и более удобной. И юбка становится самостоятельным поясным изделием.
(слайд 13) Древнее юбки была на Руси понева. Та же юбка, только полы ее были не сшиты. Держалась понева на гашнике (ремне, веревке, шнуре). Изготавливалась из клетчатой домотканой шерсти. Понева более всего напоминает наши прямые юбки.
В 18 веке в русской деревне появились глухие поневы. Деревенские портнихи придумывали моду и подтыкали поневу сбоку за пояс, чтобы сзади получался кулек. Понева была женской одеждой. В день совершеннолетия на девушку надевали поневу, тогда ее можно было сватать.
Юбки в русской деревне стали носить не раньше середины XIX века. Поначалу шили их как привычные в деревне сарафаны – на лифе, который был из более легкой ткани и заменял собой нижнюю сорочку.
Девушки на выданье надевали в праздники по несколько юбок, «чтобы толще казаться» — полнота для них была все равно, что красота.
Полным хватало двух-трех нижних юбок; отличавшиеся худобой натягивали по четыре-пять юбок сразу. Зимой для тепла обязательно надевали стеганую на вате «споднюю» юбку.
Будничные юбки шили из холста, праздничные нижние юбки шили из голубого, розового или красного ситца.
Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, бабья была обязательно до пят.
По числу юбок мерился достаток. У донских казачек было по пятнадцать – двадцать юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета.
(слайд 14) Юбка в течение веков не раз меняла свою форму, но длина ее оставалась непостоянной исключительно в двадцатом столетии. Коко Шанель предприняла попытку укоротить подол юбки. Несмотря на то, что постаревшая законодательница моды давала прогноз: длина юбки остановится на отметке – середина колена, – юбки все равно ползли вверх. Революцию юбки совершила Мэри Куант – она ввела моду на «мини», за что получила орден британской империи.
Современная юбка может исполняться в различных вариантах кроя.
2. Общие сведения о юбках (Фронтальная работа с учебником стр. 115)
Закрепление прочитанного материала осуществляется с помощью заполнения таблицы слайда 3 по наводящим вопросам. (слайд 3-5)
– К какому виду одежды относится юбка?
– К каким изделиям по способу носки относятся юбки? Почему?
– Какие юбки бывают по назначению?
– Какие могут быть юбки по покрою?
– Как называют детали юбки? (Полотнище)
– Правильно. Крой прямой юбки состоит из двух деталей – переднего и заднего полотнища. У учащихся на столах находятся конверты с шаблонами выкроек прямой юбки.
– Возьмите в руки шаблоны деталей юбки. С опорой на слайд 5,образец выкройки в натуральную величину и шаблоны деталей выкройки учитель знакомит учащихся с контурными линиями по следующей схеме: учитель назвал и показал линию на экране – учитель назвал и показал линию на выкройке в натуральную величину — учащиеся с проговариванием показывают эту линию на шаблонах.
– Сравните детали юбки. Что у них общего?
Выслушиваются все варианты ответов. Совместно с учащимися делается вывод, что переднее и заднее полотнище схоже во многом и в работе их можно перепутать.
– Чтобы уметь отличать деталь переднего полотнища от детали заднего полотнища необходимо найти отличие. Для этого наложите деталь выкройки заднего полотнища на деталь выкройки переднего полотнища.
Учащиеся должны отметить, что переднее полотнище шире заднего полотнища; раствор вытачки на заднем полотнище шире, чем на переднем; вытачка на заднем полотнище глубже, чем на переднем полотнище.
IV. Практическая работа.
1. Вводный инструктаж
1) Снятие мерок для построения основы прямой юбки.
Демонстрируется изображение фигуры с линиями измерений, необходимых для построения чертежа юбки. Учащимся предлагается подписать линии измерения, выбрав мерки из левого столбика. (слайд 6)
Ученицы вспоминают правила снятия мерок:
- измеряемый должен завязать шнурок на линии талии;
- измеряемый должен стоять прямо без напряжения, не сгибая ноги в коленях.
Фронтальная работа в парах по снятию мерок. Запись мерок в тетради.
– Что еще, кроме мерок, необходимо знать для построения чертежа основы прямой юбки? (Прибавки)
– На свободное облегание к мерке полуобхвата талии прибавка 1 см, а к мерке полуобхвата бедер – 3 см.
2. Текущий инструктаж
Учащиеся под руководством учителя, используя алгоритм (слайды 7-11), в рабочих тетрадях выполняют чертеж основы прямой юбки на типовую фигуру в масштабе 1:4.
3. Заключительный инструктаж
Учитель анализирует работы и выставляет оценки.
V. Итог урока
Вопросы:
- К каким изделиям по способу носки относят юбки? Назовите примеры поясного изделия?
- Как называют детали юбки?
- Какие мерки снимают для построения чертежа основы прямой юбки?
VI. Домашнее задание
Повторить названия срезов и конструктивных линий прямой юбки.