Выкройка юбки для турнюра

Секреты дамского платья
Кринолин, турнюр, панье, фижмы своими руками

Иллюстрированное руководство по шитью, мастер-класс

Для того, чтобы создать бальное платье, дамское платье другой эпохи (например, костюм исторического персонажа), пышное платье принцессы, фрейлины или королевы, потребуется нижняя юбка, придающая платью необходимую форму. Предлагаемая статья поможет сшить такую юбку самостоятельно. Работа потребует времени, но даже начинающая швея справится с этой задачей, если будет следовать прилагаемым инструкциям.

Прежде чем приступить к пошиву, необходимо определиться, какой силуэт требуется воссоздать и какой формы должна быть нижняя юбка.

1. Силуэт «с локотками».
В разрезе юбка имеет овальное сечение, у боков она сильно расширяется, спереди и сзади выглядит плоской.

Пример костюма
с таким силуэтом:

2. Силуэт «рококо».
В разрезе юбка имеет круглое сечение, спереди и сзади выглядит одинаково пышно.

Примеры костюма
с таким силуэтом:

3. Силуэт «необарокко».
Спереди юбка выглядит широкой, но не пышной. В профиль она похожа на «стульчик».

Примеры костюма
с таким силуэтом:

4. Силуэт «ампир».
Расширяющаяся книзу юбка, линия талии сильно завышена. Для такого платья дополнительная нижняя юбка не используется.

Пример костюма
с таким силуэтом:

Для придания юбкам изысканных форм в разные века модницы использовали специальные приспособления. На них остановимся чуть более подробно. Итак:

Турню́р (от фр. tournure — «осанка, манера держаться») — элемент одежды, съемное приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье чуть ниже талии. Турнюр привязывался к талии при помощи ленты.

Панье́ (фр. panier — «корзина») — каркас из ивовых или металлических прутьев, надевался как отдельный элемент под платье, но поверх нижней (исподней) юбки.

Фи́жмы (от нем. Fischbein — «рыбья кость, китовый ус») — то же, что и панье, каркас из китового уса. Это название было распространено в России и Германии.

Криноли́н (crinis+flax, волос+лён), — изначально так называлась жёсткая льняная или хлопковая ткань с основой из конских волос, затем так стали называть жесткую конструкцию, необходимую для придания юбке требуемой формы, аналогичную панье, но гораздо более объемную.

Теперь рассмотрим способы изготовления этих элементов костюма.

Для работы понадобится: фатин или любая другая легкая ткань, регилин, синтепон, лоскут хлопчатобумажной ткани.

ПАНЬЕ
Шаг 1.
Выкроить из фатина детали юбки А и Б. Форма этих деталей изображена на схемах ниже, это либо прямоугольник, либо трапеция. Юбка будет сильно присбориваться на талии. Пунктиром обозначено место, где выполняется присборивание. Размеры деталей зависят от желаемой длины юбки (высота детали) и желаемой пышности сборок (ширина детали).

Шаг 2.
К деталям юбки притачать регилин. Места притачивания показаны на схемах. Регилин должен заканчиваться примерно в двух сантиметрах от швов стачивания деталей, т.к. он не прихватывается в шов.

Шаг 3.
Детали стачать между собой. Верх юбки (на талии) присобрать, придавая юбке желаемую форму.

Шаг 4.
Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться я на талии. Панье готово!

Рассмотрим формы панье, используемые для различных силуэтов.

Панье для силуэта «с локотками».

Показаны виды спереди и сбоку.

Деталь А — прямоугольник. Выкраиваются две детали: передняя и задняя. Обе практически не присбориваются.

Деталь Б — трапеция. Выкраиваются две детали: на левый и правый бок. Обе сильно присбориваются в области талии.

Панье для силуэта «рококо».

Показаны виды сбоку и готовая юбка.

Деталь А — прямоугольник. Выкраивается одна деталь. Юбка шьется по принципу «татьянки», при этом она сильно присборивается на талии.

Панье для силуэта «необарокко».

Показан вид сбоку и готовая юбка.

Деталь А — прямоугольник. Выкраивается одна деталь для переда юбки.
Ширина детали А составляет 1/4 ширины юбки. Она сильно присборивается.

Деталь Б — трапеция. Выкраивается одна деталь: левый бок, задняя часть, правый бок.
Ширина детали Б составляет 3/4 ширины юбки. Деталь сильно присборивается в области талии.

ТУРНЮР
Шаг 1.
Выкроить из любой ткани детали юбки А (1 шт.) и Б (2 шт.). Форма этих деталей изображена на схемах, деталь А — «долька», деталь Б — полумесяц либо полуовал.

Шаг 2.
Детали сложить изнаночными сторонами. Стачать между собой, в шве оставить незакрытым небольшой участок. Изделие вывернуть.

Шаг 3.
Турнюр наполнить синтепоном (или синтепухом, или любым другим наполнителем). Открытый участок шва зашить вручную.

Шаг 4.
К изделию пришить ленту (завязки). Турнюр готов!

Рассмотрим формы турнюров, используемые для различных силуэтов.

Турнюр для силуэта «с локотками».

Показан вид сбоку, вид спереди, а также вид готового изделия.

Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна половине обхвата талии минус 2 см.

Деталь Б — полумесяц, его ширина равна половине обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания.
Выкраиваются две детали А и четыре детали Б. Шьются два турнюра на левый и правый бок. Завязка общая.

Турнюр для силуэта «рококо».

Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.

Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна 3/4 обхвата талии минус 2 см.

Деталь Б — полуовал, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 15 до 20 см, в зависимости от вашего желания.

Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьtтся один турнюр с завязкой.

Турнюр для силуэта «необарокко».

Показан вид сбоку, вид спереди и вид готового изделия.

Деталь А — долька, ее ширина равна примерно 3 см, длина равна 3/4 обхвата талии минус 2 см.

Деталь Б — полумесяц, его ширина равна 3/4 обхвата талии, высота от 10 до 15 см, в зависимости от вашего желания.

Выкраиваются две детали Б и одна деталь А. Шьется один турнюр с завязкой.

КРИНОЛИН
Шаг 1.
Выкроить из фатина юбку полусолнце (или 3/4 солнце, но таком случае получится очень объемная юбка) в зависимости от того, насколько пышную юбку требуется получить. О построении выкройки юбки-солнце подробнее см. здесь.

Шаг 2.
Разметить линии, делящие высоту подола юбки на 3 части (на рисунке линии 1, 2 и 3). По этим линиям притачивается регилин и пришиваются оборки. Если требуется очень пышная и жесткая юбка, необходимо вычертить дополнительные линии (на рисунке пунктирные линии).


Шаг 3.
По намеченным линиям притачать регилин, не доходя 2 см до среза.

Шаг 4.
Из фатина или подкладочной ткани выкроить прямоугольники желаемой длины (зависимости от пышности оборки) и шириной, равной расстоянию между вычерченными линиями на юбке, умноженной на 2.

Шаг 5.
На прямоугольнике прочертить линию на две трети высоты (см. рисунок) и проложить строчку с шириной стежка, равной 5 мм. Присобрать. Сложить вдоль по линии строчки.

Шаг 6.
Оборки притачать к юбке, наложив так, чтобы более длинная часть оборки была снизу. На рисунке показаны юбки с тремя и шестью оборками.


Шаг 7.
Из хлопчатобумажной ткани выкроить пояс, притачать к юбке. В пояс вставить резинку. Юбка должна достаточно прочно держаться на талии. Кринолин готов!

Рассмотрим формы кринолина, используемые для различных силуэтов.

Кринолин для силуэта «с локотками».

Показан вид спереди.

Оборки пришиваются в два яруса по бокам, занимая 1/4 ширины юбки права и 1/4 ширины юбки слева.

Кринолин для силуэта «рококо».

Показан вид спереди, сбоку кринолин выглядит точно так же.

Пришиваются 3 или 6 ярусов оборок в зависимости от желания.

Кринолин для силуэта «необарокко».

Показаны виды сбоку и спереди.

Оборки пришиваются сзади, занимая либо 3/4, либо 2/3 ширины юбки.

Таким образом, мы рассмотрели возможность создания силуэтов тремя различными способами. Изготовление турнюра является самым быстрым и самым экономичным. Более сложно изготовить панье. Кринолин — самый трудоемкий и самый затратный вариант. Какой из вариантов использовать — решать вам. В любом случае желаем вам успехов и радости творчества!

Атор текста, рисунов, схем: Людмила Орлова,
специально для детского портала «Солнышко».
Опубликовано 23 мая 2013 года.

Комментарии к статье
Секреты дамского платья
30.05.2013, 12:35
надежда

Полезная статья! Благодарю! 15.10.2013, 09:00
Надежда

Спасибо! Обязательно воспользуюсь! 13.09.2014, 20:45
Светлана

просто здорово! Все понятно и просто. 25.10.2014, 05:19
Людмила

Спасибо за ваши советы. Очень полезная статья 08.01.2015, 18:13
Юлия

Здорово. 02.02.2015, 07:30
Ольга

Всё понятно и доступно!Мне пригодилось! Ваш труд не напрасен! Спасибо! 07.02.2015, 01:02
Диана

Спасибо за статью, сейас как раз собираюсь шить кринолин «рококо» подскажите сколько нужно купить регилина,фатина,хб для 6 колец? 25.02.2015, 16:31
Людмила Орлова (соавтор каталога)

Диана, ничего конкретного не могу подсказать, слишком много факторов надо учитывать: на какой рост шьется кринолин, насколько объемным хотите получить.
Самый верный способ — проконсультироваться в магазине тканей. Продавцы наверняка подскажут более точно. 19.05.2015, 14:46
алиска

я своей доче делала в стиле ампир. 13.04.2016, 18:37
Татьяна

Спасибо большое. Очень познавательно, интересно и полезно.

Выкройка юбки для турнюра

ModaMania-online запись закреплена

Юбка из коллекции Lena Hoshek вызывает бурю эмоций.
Эффект турнюра притягивает взор, пытливый взгляд старается разгадать секрет, а шьётся эта юбка довольно просто и под силу, даже начинающим.
Прежде, чем приступить к пошиву, надо осознать ряд мелочей, чтобы они не вылились затем в одно большое разочарование.

Ткань следует подбирать с содержанием натурального волокна (хлопка, прореженного льна) или полностью х/б.
Гладкие, скользящие ткани не подойдут — юбка будет подниматься вверх от бёдер, стремясь занять положение на самом узком месте фигуры — на талии.

Важно! Опорная линия всей юбки — нижняя линия кокетки.
Бант в этом случае выполняет лишь функцию декора, и поэтому смещение юбки вниз уже невозможно, а вот вверх — вполне.
Верх юбки — отрезная кокетка, сделанная по выкройке основы прямой юбки.
Юбка представляет собой солнце-клёш с боковыми швами и швом по центру спинки, в который вшита застёжка молния. Завершает юбку оборка, с коэффициентом сборки К= 1.7-2 по отношению к длине низа юбки-солнце.
• В боковых швах, на расстоянии нескольких сантиметров вверх от оборки вшиты две петли (они показаны стрелками на фото). Под кокетку юбки около застёжки молнии пришита пуговица на которую надеваются обе эти петли, тем самым заднее полотно юбки собирается в своеобразный «турнюр».
Пояс-кокетка спинки завязывается в бант.
• Юбку можно носить в двух вариантах — с пристёгнутыми к пуговице петельками, именно тогда она будет с «турнюром» сзади. Или, не застёгивая петельки на пуговицу, тогда это будет обычная юбка-солнце с оборкой по низу, с завязанным бантом сзади.

Юбка с турнюром

Юбка из коллекции Lena Hoshek вызывает бурю эмоций. Эффект турнюра притягивает взор, пытливый взгляд старается разгадать секрет, а шьётся эта юбка довольно просто и под силу, даже начинающим. Прежде, чем приступить к пошиву, надо осознать ряд мелочей, чтобы они не вылились затем в одно большое разочарование.

В основе кроя юбки лежит солнце. Даже при завязанном сзади банте и собранном в турнюр заднем полотнище юбки, она задирается от порывов ветра, так что, задумайтесь о подкладке. Подкладку достаточно сделать в виде трапеции из основной или ткани, подходящей по цвету.

Важно! Опорная линия всей юбки — нижняя линия кокетки. Бант в этом случае выполняет лишь функцию декора, и поэтому смещение юбки вниз уже невозможно, а вот вверх — вполне.
Если вы решите отступить от фасона и сделать верх юбки на линии талии, вероятнее всего, понадобится корректировка выкройки. Об этом будет сказано далее — в разделах «Конструкция юбки» и «Корректировка выкройки». Для корпулентных, с невысоким ростом, женщин вряд ли подойдёт такой фасон; хотя, если есть желание, можно попробовать сшить эту юбку из недорогой ткани для домашнего применения.
Ткань следует подбирать с содержанием натурального волокна (хлопка, прореженного льна) или полностью х/б. Изнаночная и лицевая сторона не должны сильно отличаться по интенсивности цвета и рисунка. Гладкие, скользящие ткани не подойдут — юбка будет подниматься вверх от бёдер, стремясь занять положение на самом узком месте фигуры — на талии. Лёгкие ткани по типу шифона вызовут эффект парящего сзади турнюра — ветер на улице ещё никто не отменил, так что, подумайте — нужен ли вам такой эффект.

Вам потребуется

Двухсторонняя ткань — 2.3 м при ширине 1.5 м, но расход ткани может значительно сократиться, если кроить чуточку «не по правилам», на самой юбке это никак не отразится. Главное — хорошо декатировать ткань перед раскроем, можно просто постирать в тёплой воде. Ткань для подкладки — 40- 50 см. Если подкладка планируется из основной ткани, просто добавьте длину к метражу. Косая бейка для отделки низа оборки 6–7 м. Потайная застёжка молния, обтянутая тканью пуговица и не много клеевой для дублирования кокетки полочки и места вшивания молнии. А также выкройка основы юбки на свой размер.

Конструкция юбки

Верх юбки — отрезная кокетка, сделанная по выкройке основы прямой юбки. Юбка представляет собой солнце-клёш с боковыми швами и швом по центру спинки, в который вшита застёжка молния. Завершает юбку оборка, с коэффициентом сборки К= 1.7-2 по отношению к длине низа юбки-солнце.
В боковых швах, на расстоянии нескольких сантиметров вверх от оборки вшиты две петли (они показаны стрелками на фото). Под кокетку юбки около застёжки молнии пришита пуговица, на которую надеваются обе эти петли, тем самым заднее полотно юбки собирается в своеобразный «турнюр». Пояс-кокетка спинки завязывается в бант.
Юбку можно носить в двух вариантах — с пристёгнутыми к пуговице петельками, именно тогда она будет с «турнюром» сзади. Или, не застёгивая петельки на пуговицу, тогда это будет обычная юбка-солнце с оборкой по низу, с завязанным бантом сзади.

Выкройка

Если мы хотим юбку с пропорциями оригинала, следуем простым формулам. При ДЮ (длине юбки) = Х, ширина кокетки составит Х/6; длина юбки от нижней линии кокетки до оборки Х/2; ширина оборкиХ/3. Именно эти формулы мы используем в приведённом ниже примере.

Рассмотрим построение выкройки на конкретном примере для фигуры с ростом 160 см, с обхватом талии (ОТ) — 71 см и с общей длиной юбки отЛТ — 53 см.
Вычисляем ширину кокетки — ДЮ/6= 53/6= 9 см. На выкройке основы юбки, отступив вниз от линии талии (ЛТ) 9 см, рисуем линию кокетки. Разрезаем по ней выкройку и закрываем вытачки. Выкройка кокетки готова. Для оригинальной юбки нам понадобится только кокетка полочки. Кокетка спинки кроится как прямая полоса, длиной 115-120 см, и шириной для нашего примера — 9 см (ширина кокетки полочки). При сшивании этой полосы с боковым швом кокетки полочки, чуть скругляем её (подрезаем) по форме боковой линии кокетки полочки. Этот вариант подходит тем, у кого стройная фигура без резкого перепада талия — бёдра, без животика и сильного перегиба по спине.
Если фигура весьма «аппетитная», есть ярко выраженные талия и бёдра, а также небольшой животик, логичнее будет расположить юбку на талии. Поэтому, кокетка спинки будет уже иной. К выкройке кокетки спинки дорисовываем бант-завязку, можно слегка расширить его к концу, длина банта в нашем случае 100 см.
Тем, кто сомневается в своей фигуре, можно оставить смоделированную по основе кокетку спинки как есть, а в боковые швы вшить завязки банта. Но в этом случае «треугольничка» обнажённого тела по центру спинки не будет. В любом случае только вам решать, какой вариант кокетки спинки для вас предпочтительней.

ДЮ в нашем примере 53 см от ЛТ. Измеряем окружность тела, отступив 9 см от ЛТ, записываем мерку — 88 см. Вычисляем r=L/2π, гдеr — радиус малой окружности юбки солнце, L — длина окружности (88 см), π=3.14. В нашем примере r= 88/2/3.14=14 см.
Вычисляем ширину оборки: Х/3= 53/3= 17.5 см. Вычисляем длину юбки солнце: для этого из мерки ДЮ вычитаем ширину оборки и кокетки, записываем полученную величину. В нашем примере это — 53-17.5-9= 26.5 см. К этой величине прибавляем радиус малой окружности r =14 см; получаем радиус большой окружности R= 26.5+14= 40.5 см. С тем же центром, что и у малой окружности, чертим большую радиусом R — это низ юбки, к которому мы будем пришивать оборку.
Длина по низу юбки (длина большой окружности) составляет в нашем примере 254 см. Это можно вычислить по формуле длины окружности (L= 2πR). Из оставшегося количества ткани выкраиваем оборки. Это полосы ткани шириной 18.5 см (учитываем припуск на шов в 1 см), и длиной , равной ширине ткани. Таких полос может быть 4 или 5 — зависит от длины большой окружности и ширины ткани. В нашем случае общая длина оборки составляет 508 см, это чуть меньше, чем 4 полосы во всю ширину ткани. Коэффициент сосбаривания оборки в нашем примере равен К= 508/254= 2. Раскладка всех деталей юбки показана на фото. Все кокетки сделаны двойными, так же, как и бант. Можно сделать и более экономичную раскладку, если свойства ткани позволяют разложить детали не по долевой, а по поперечной нити и вы решите сшить юбку по оригинальной выкройке: кокетка спинки +завязки банта=прямая полоса.
Не забудьте из выпадов ткани выкроить две полоски по косой для петель в боковых швах. Хотя, их можно заменить шляпной резинкой в цвет ткани. Месторасположение петель находится в каждом конкретном случае индивидуально для конкретного роста и фигуры.

Корректировка выкройки

В оригинальной юбке задняя кокетка — это прямая полоса ткани, которая переходит в завязки банта. Опорной линией (линией, на которую ложится вся нагрузка) является нижняя линия кокетки, а верхняя линия, из-за сломанной конфигурации при завязывании банта на спинке, нагрузки не несет. Опорная линия стремится занять наиболее «выгодное » положение и стремится по плавному скосу на женской фигуре вверх (сиреневая стрелка). Спереди на верхней линии кокетки полочки из-за этого иногда образуется слабина, а шов спинки становится короче. Поэтому было найдено решение — удлинить шов спинки на половину ширины кокетки.

Эта корректировка показана на фото линиями красного цвета. На выкройке юбки надо дать компенсацию по длине заднего шва: увеличить его длину на ½ ширины кокетки. В нашем примере это составит 9/2= 4.5 см.

Чтобы убрать слабину кокетки полочки по ЛТ, можно с натягом пришить долевик в шов верхнего края кокетки или вшить шляпную резинку в боковые швы, которая, натянувшись, немного стабилизирует верхний шов кокетки полочки.

В статье использованы фотоматериалы и бесценные консультации и наработки Fenek, Кашка, Goldfish, camille. Именно эти дамы были первопроходцами — они разгадали крой, его мельчайшие нюансы, и сшили каждая, свою, неповторимую юбку, которую назвали «бомбой». Присоединяйтесь к ним в теме форума «Юбка-бомба» с турнюрным эффектом из коллекции Lena Hoshek.
Технология сборки юбки с турнюром.

Большой выбор тканей для юбок вы можете найти в интернет-магазине тканей Сезон. Цены приятно удивят: они почти в два раза ниже, чем в реальном магазине. Кликнув на превью с образцом, вы попадёте в нужный отдел магазина.

Читайте также:  Выкройка для вязанного кардигана крючком
Оцените статью