- Национальный костюм чеченцев (фото)
- Детали чеченского наряда
- Характерные черты мужского и женского костюмов
- Особенности мужского костюма
- Женский костюм
- Свадебная одежда
- Современный чеченский костюм
- Чеченский национальный костюм
- Мужской национальный костюм
- Женский национальный костюм
- Нижнее платье
- Верхнее платье
- Платок
Национальный костюм чеченцев (фото)
Чечены – один из народов Северного Кавказа, который проживает не только на территории Чечни, но и в Ингушетии, Грузии и Дагестане. Живя и развиваясь в тесном взаимодействии со своими соседями, чеченская культура приобрела некоторую универсальность – черты, характерные для всех кавказских народов. Одна из таких черт — уважение к предкам, поэтому и многие элементы национального костюма, как отражение вековых традиций, сохранились до сих пор.
Для изготовления одежды использовались местные ткани, так как чеченцы издавна занимались производством сукна, крашенины, льна, холста, а в XVI веке научились изготавливать и шёлк.
Детали чеченского наряда
В традиционной одежде чеченцев как мужчин, так и женщин, существовал минимальный набор предметов, достаточный для выхода на улицу: нижняя рубаха и штаны, у женщин к этому набору добавлялся платок. В мужском костюме преобладали тёмные тона, но нижняя рубашка (бешмет), как правило, контрастировала по цвету с остальной одеждой.
Женские наряды отличались более разнообразной цветовой гаммой, но яркие платья могли себе позволить только девушки и женщины, чеченки постарше такой наряд считали для себя неприличным и предпочитали спокойные цвета.
Характерные черты мужского и женского костюмов
Национальный костюм чеченского мужчины состоял из 2 основных предметов:
- бешмет – полукафтан длиной немного выше колен, расширяющийся книзу, точно облегающий фигуру и застёгивающийся до пояса на пуговицы-узелки;
- штаны должны были легко заправляться в сапоги, поэтому кроились зауженными книзу и шились из лёгкой ткани, чтобы не сковывать движений.
Особенности мужского костюма
Следующие предметы могли дополнять основной костюм:
Черкеска – верхняя одежда длиной чуть колен; покроем она напоминала бешмет, застёгивалась только на поясе. Черкеска, как правило, шилась из лучшего сукна. Отличительной деталью платья были кармашки для хранения специальных трубочек с зарядами для ружья — газырницы. Постепенно газыри утратили своё практическое назначение, однако газырницы сохранились в национальном костюме как элемент декора.
Бурка – расширяющаяся книзу накидка без рукавов из войлока с зауженными твёрдыми плечами, служившая мужчинам как одеждой, так и одеялом.
Правом изготовить бурку наделялись лишь женщины — признанные мастерицы своего дела.
Папаха – конусообразная шапка из овчины, длинношёрстная или каракулевая. Особо ценными считались папахи из шкуры бухарского барашка, но их могли позволить себе только богатые люди.
Трогать чужую папаху было нельзя, это считалось оскорблением хозяина.
Кожаный пояс был обязательным элементом одежды, его праздничный вариант украшался металлическими вставками и подвесками. На пояс крепились необходимые в походе предметы: кремень, камень для заточки кинжала или ножа, коробочка с оружейной смазкой. Но главное назначение пояса – крепление для кинжала или шашки.
На ногах носили сапоги из мягкой кожи длиной чуть ниже колен; у богатых людей были чувяки – кожаные туфли без каблуков — а на голени надевались сафьяновые ноговицы.
Женский костюм
Основу женского костюма составляли 4 предмета:
длинное платье-туника из лёгкой ткани с небольшим разрезом на груди, с рукавами, закрывающими кисти рук, и нагрудником, украшенным вышивкой и камнями; воротник-стойка обязательно застёгивался на маленькую пуговицу;
- штаны широкого покроя, низ которых собирался в оборку (в костюме для особых случаев низ обшивался кружевом);
- платок, простой или украшенный вышивкой; замужние женщины надевали платки поверх чухты (или чохты) – шапочки, плотно обхватывающей лоб и полностью скрывающей волосы;
- девушки и молодые женщины добавляли к костюму матерчатый или кожаный пояс.
Такой наряд дополняло верхнее платье, которое изготавливалось из бархата, парчи или атласа. По крою оно было похоже на черкеску с удлинёнными рукавами, которая застёгивалась только у пояса. Большое значение придавалось украшению платья, особенно вышивке: важен был не только орнамент, но и цвет нити. Традиционно использовалась гамма из зелёного, красного, жёлтого и чёрного цветов.
Женская обувь была разнообразной:
- кожаные тапочки, которые надевали и дома, и на выход;
- туфли с каблуками на жёсткой подошве (без задников);
- сапоги из сафьяна на каблуке;
- ботинки, которые шились из нескольких кусков кожи строго по ноге.
Свадебная одежда
Свадебный наряд жениха отличался от повседневного только более дорогими тканями, а вот у верхнего платья невесты было принципиальное отличие: разрез спереди, благодаря которому оно было похоже на два лепестка. Цвет ткани мог быть любым, но декорировалось такое платье с особой роскошью. Голову девушки покрывал традиционный платок или кружевная шаль.
Обязательным элементом женского свадебного платья был богато украшенный пояс с серебряной пряжкой, который преподносил невесте в качестве свадебного подарка жених.
Современный чеченский костюм
С течением времени чеченский национальный костюм почти не изменился. В мужской молодёжной моде по-прежнему распространены рубашки с воротником-стойкой. Испытание временем выдержала и папаха – её носят все поколения чеченских мужчин. Ещё в большей степени народные традиции сохранились в женском платье.
Девушки стараются следовать современной моде, но юбка макси, длинные рукава и платок в одежде молодых чеченок неизменны.
Чеченский национальный костюм
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Кавказ – это очень многонациональный регион России. Бок о бок здесь соседствуют различные народы, тесно взаимодействуя и обмениваясь накопленным за столетия опытом.
Национальный чеченский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами. В национальном костюме отразился не только образ жизни горцев и их традиций, но и духовные ценности, вера.
Чеченский народ отличается глубоким уважением и почтением к своим предкам, поэтому и национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в повседневной жизни.
Образ жизни чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле применялись в изготовлении национальной одежды. Ткани прялись из овечьей шерсти, широко применялся мех и кожа местных животных.
Сукно, войлок – все было собственного производства. Все костюмы изготавливались только самостоятельно. Практически каждая женщина умела шить или прясть. Мастерство по производству национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.
Мужской национальный костюм
Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.
Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.
Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.
Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма. Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.
Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.
Отличительной часть мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с твердыми, зауженными плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путников. Новорожденных мальчиков всегда сперва заворачивали в бурку, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.
Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц. Для производства использовали только качественную овечью шерсть.
Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.
Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги. Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины. Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.
Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина. Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.
Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.
Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия.
Женский национальный костюм
Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.
Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме. Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.
Нижнее платье
Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.
Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.
Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Верхнее платье
Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.
Верхнее платье было очень красивым. Использовались самые дорогие и красивые ткани – парча, сафьян, шелк, атлас, бархат. Украшалось оно роскошной вышивкой, камнями, бисером. Полы юбки расходились как два лепестка, что придавало наряду больше изящества.
Такой наряд был характерен только для молодых девушек, а взрослые женщины одевались скромнее.
Платок
Голову чеченки обязательно покрывал либо платок, либо легкая шаль. После замужества девушки надевали специальный мешочек, куда убирали волосы – чухту. Платок для женщины имел такое же важное значение, что и папаха для мужчины. Он символизировал чистоту и целомудрие.
Пояс для женщины был очень важен. Для него использовали серебро, золото, драгоценные камни. Его передавали по наследству, а матери дарили первый пояс дочерям перед свадьбой.