Выкройки национальных якутских платьев

Как сшить якутский национальный наряд

Окружная администрация Якутска и ООО «СахаПрезент» приглашают на V Республиканскую специализированную выставку-ярмарку якутской национальной одежды и украшений «Ыhыа5ым саргылаах танаhа, кэскиллээх киэргэлэ», которая будет работать с 9 по 10 апреля в торголвых рядах «Кружало».

Время работы: с 10.00 до 18.00.

10.00. Начало работы выставки.

12.30. Торжественное открытие выставки-ярмарки:

приветствие; демонстрация коллекции «Халадай» модельера национальной одежды Светланы Чоросовой; презентация творческой студии «Кэрэ»; «Искусство носить платок» мастер-класс Анастасии Комиссаровой (г.Красноярск).

13.00–15.00. Мастер-класс Светланы Чоросовой – модельера национальной одежды. Тема «Раскройка платья «Халадай» и мужской рубахи». Цена 700 руб. При себе иметь ткань, линейку тетрадь, бумагу для выкройки, иголки, нитки, карандаш. Выкройки выдаются бесплатно.

Расход ткани: 5 м. — на платье, 1,6 м. – на рубаху.

15.00– 17.00. Мастер-класс Дарии Козловой – народного мастера художественных промыслов, члена школы высшего мастерства С.И.Петровой. Конструирование и моделирование выкроек якутской национальной одежды» (Платье — халадаай, якутское пальто — кытыылаах сахасонно, якутский жилет — хаhыаччык). Цена 700 руб. При себе иметь линейку тетрадь, бумагу для выкройки, иголки, нитки, карандаш.

Время работы: с 10.00 до 18.00.

10.00–12.00. Мастер-класс Дарии Козловой. «Конструирование и моделирование выкроек якутской национальной одежды». (Платье — халадаай, якутское пальто — кытыылаах саха сонно, якутский жилет — хаhыаччык). Цена 700 руб. При себе иметь линейку тетрадь, бумагу для выкройки, иголки, нитки, карандаш.

12.00-14.0. Мастер-класс Марии Климовой. Тема «Соберем украшение сами!». Изготовление украшений и сувениров в технике сборки из металлофурнитуры. Материал предоставляет мастер, при себе необходимо иметь ручку, бумагу. Цена 700 руб.

14.00–15.15. Мастер-класс Изабеллы Элляховой, народного мастера художественных промыслов, члена школы высшего мастерства С.И.Петровой.

16.00. Закрытие выставки. Подведение итогов, вручение сертификатов.

17.00. Завершение работы выставки.

Запись на мастер-классы по телефону 8 914 267 27 69.

Департамент по связям с общественностью, взаимодействию со СМИ, внешним и межрегиональным связям ОА Якутска

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий:

ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:

  1. Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму (в т.ч. хакерским атакам), экстремизму.
  2. Публичные призывы к сепаратизму, к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Пропаганду фашизма, геноцида, нацизма. Посягательства на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годыВторой мировой войны.
  4. Разжигание межнациональной, межрелигиозной, социальной розни, грубые высказывания в адрес представителей любых национальностей, рас и вероисповеданий.
  5. Пропаганду курения, наркомании.
  6. Угрозы физической расправы, убийства, сексуального насилия.
  7. Описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его совершению.
  8. Переход на личности, оскорбления в адрес официальных и публичных лиц (в т.ч. умерших), грубые выражения, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких.
  9. Заведомо ложную, непроверенную, клеветническую информацию.
  10. Нарушают права несовершеннолетних лиц.
  11. Оскорбления журналистов и других сотрудников SN, авторов, модераторов, администрации сайта, руководства издания, читателей «SN», грубые высказывания о самом портале.
  12. Присвоение чужих имен и фамилий, комментирование от чужого имени.
  13. Распространение персональных данных, нарушение тайны переписки и связи.
  14. Брань (в т.ч. измененное написание мата).
  15. Дублирование комментариев (флуд).
  16. Бессмысленные комментарии (флейм).
  17. Комментарии, не относящиеся к темам статей (офф-топ).
  18. Реклама других сайтов (в т. ч. ссылки на другие сайты). Реклама товаров и услуг.
  19. Сообщения, оставленные не на русском языке.
  20. Сообщения, содержащие более 3000 символов и пробелов.
  21. Прочие нарушения законодательства РФ.

Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения. При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.

Почему вы не можете оставить свой комментарий?

  • Администрация портала оставляет за собой право по собственному усмотрению или решению автора закрыть материал для комментирования.
  • Возможно, вы попали в черный список.

Якутская сказка Августины Филипповой

Здравствуйте мастера и мастерицы Ярмарки!

Предлагаю вам ее другие работы и хочу рассказать о представленных образах более подробно.

Вся жизнь этого Мастера, так или иначе, связана с творчеством, фольклором и театром. Работая режиссером, она ставила спектакли на темы сказаний народов Севера, что в свою очередь требовало достоверных и законченных образов героев и героинь. Разрабатывая модели одежды сказочных дев и богатырей, Августина пришла к необходимости глубокого изучения не только фольклора и мифологии, но, также этнографии и декоративно-прикладного искусства не только своего якутского народа, но и других народов Якутии. Полученные знания позволили Мастеру создавать все более самобытные и фантастические модели костюмов, ювелирных украшений с учетом традиционных особенностей декора эвенов, эвенков, юкагиров и др. Все костюмы созданы как целостные образы сказочных героев различных народов Якутии.

Возможности современной технологии создания дизайнерской одежды поистине ограничены только фантазией самого дизайнера. Для своих этнических изысков Августина Филиппова использует дорогие ткани, кожу, мех, декорирует все это бисером, кристаллами Сваровски, миниатюрой из мамонтовой кости, берестой, конским волосом, в результате чего получаются яркие и запоминающиеся дизайнерские образы, ставящие ее в единый ряд с ведущими модельерами мира. Каждый костюм Августины Филлиповой – совершенно ограненный бриллиант, настолько гармонично собраны все его составляющие: ткань, цвет, декор, орнамент.

Итак, перед вами ЭЛЛЕЙАДА – Древняя Якутия. В модели заложена идея первобытной истории северного края. Эллейада выполнена из натуральной замши, декорирована рисунками, конским волосом и фигурками из мамонтового бивня. При этом костюм не сшит в прямом значении этого слова, а соединен шнуром, конским волосом. Рисунки на замше – копии якутских писаниц (наскальных рисунков). Диадема представляет собой целую композицию, выполненную из мамонтовой кости, изображающую древнюю стоянку людей.

Августина создает свои модели на основе традиционных предметов одежды коренных народов Якутии, иногда объединяя элементы одежды различных культур.

Знаменитый образ ЧЫСХААНА – Быка Зимы навеян традиционной эвенкийской одеждой, состоящей из нагрудника и кафтана, украшенного традиционным эвенкийским и якутским орнаментом. Необычный головной убор – дань старинной легенде, согласно которой Бык Зимы, приносящий холод, весной рассыпается на части и тает, оставляя только свои рога, которые и находят люди. Первопредки якутов были скотоводами и соотносили бивни мамонта лишь со знакомыми им образами бычьих рогов. В результате получился эксклюзивный самобытный образ Исполина холода.

В паре с представленным образом исполина Чысхаана нежный и прекрасный образ Красоты – ЧОЛБОН-КУО (Дева-Звезда). Этот образ практически полностью фантазия Августина. В якутских сказках этот мифологический персонаж практически не описан. Костюм, придуманный Мастером, повторяет традиционный костюм замужней якутской женщины – тангалай (камзол с обрезанными рукавами как символ потери свободы для девушки), одетый поверх струящегося длинного платья. Орнамент полностью якутский – так называемый лировидный, символизирует женственность, грацию и изящество.

Августина работает совместно со своими единомышленниками, которые по ее эскизам и выкройкам выполняют модель. Выкройки, кстати, весьма почтенные – традиционные выкройки якутского костюма, сохранившиеся с прошлых столетий.

Но, самое потрясающее — вышивка бисером. Сочетание цветов, орнамента и декора дает представление об образе как о совершенстве, идеале. Вышивка выполнена безупречно как с точки зрения композиции, так и с точки зрения сочетаемости с представляемой моделью, а уж об аккуратности и говорить нечего.

Перед вами самый любимый якутами лировидный орнамент – символ женственности и изящества, украшающий дьябака – женскую шапку, место проживания женской души. В верхней части шапку украшали еще металлической бляхой, которая способствовала объединению с этим миром и уж само собой защищала от злых существ, которые все норовили напакостить.

Ну и в заключение, самый потрясающий костюм – ТУЯРЫМА КУО – прекрасная Туйарыма. За основу взята нательная одежда якутской девушки. Согласно традициям, девушки до замужества на тело надевали пояс (ни в коей мере не пояс верности), декорированный металлическими подвесками, которые своим звоном отгоняли злых духов, а предполагаемый муж, по звону этих подвесок, мог определить хорошая ли будет жена. Поверх пояса девушка надевала штаны, состоящие из шортиков, соединенных лентами с чулком до щиколоток. Приглядитесь! Ведь очень похоже! И очень стильно. Вся эта красота декорирована орнаментом. Сверху вся эта конструкция дополнялась рубахой из тонкой кожи, в которой девушка ходила дома. Костюм Туярыма Куо – свадебная нательная одежда якутской невесты. Августина прекрасно обыграла эту идею, создав невероятной красоты костюм.

Интересным является тот факт, что, костюмы северных народов имеют весьма красивую натуральную цветовую гамму. Женщины окрашивали кожу растительными пигментами и тщательно подбирали куски кожи или меха по цвету, причем при составлении орнамента использовали очень близкие гармонично сочетающиеся оттенки цвета. И это все во имя Красоты, при мелькающем свете камелька (очага) в темном доме, при помощи толстой костяной иглы.

Вот такая история о том, что талант человека может сделать малоизвестное – модным, а примитивное – эксклюзивным.

В одном из своих интервью Августина рассказывает, как она по приглашению Вячеслава Зайцева приехала в Москву на первый свой показ. Она стояла за сценой, когда ведущий произнес «Августина Филиппова, модельер из Якутии». В зале застыла тишина, тогда как предыдущих дизайнеров встречали аплодисментами. Августина вздохнула и кивнула девушкам, зазвучала музыка, и якутские красавицы понесли, еще никому неизвестную, сказку в зал. Через несколько минут зал взорвался овациями и стоя наблюдал за стремительным потоком неповторимых образов якутского Мастера.

Красота по-якутски: современные вариации на тему традиционного халадаая

Если вы считаете, что традиционные наряды не могут быть модными, то талантливые мастера легко разубедят вас в этом. Современные дизайнеры создают на основе традиционного якутского халадаая такие роскошные модели, что хочется носить их каждый день.

Лимонный халадаай создан руками мастериц ателье Ago. Думаю, это чудесный вариант для выпускного вечера.

Желто-белую атласную ткань украшает изысканная вышивка крупным бисером. Цвета, подобранные дизайнером, красиво играют на свете и выделяются своим блеском на фоне узорчатых элементов наряда.

Следующее стилизованное под традиционный халадаай платье, созданное ателье «Кэрэ»,выглядит менее вычурным. Его вполне можно носить каждый день.

Сиреневая вискоза в горошек выглядит очень легко и по-летнему, а кружевная отделка придает наряду воздушности и изящности.

Этот наряд дизайнера Марии Шиван’Э даже внешне очень теплый. Вышивка в осенних оттенках на фоне футера и итальянского жаккарда цвета хаки создает ощущение уюта, который придется очень кстати в период холодов.

На снимке дизайнер Мария Шиван’Э демонстрирует три похожих стилизованных платья в разных цветах мягкого и теплого трикотажа. Они выглядят просто и ненавязчиво, но очень утонченно.

Такой наряд можно носить в школу, университет или на работу, платья выглядят стильно.

Этот наряд дополнен массивными украшениями в национальном якутском стиле. Выглядит стильно, несмотря на сохранение традиционных особенностей классического халадаая.

Серая атласная ткань украшена элегантными кружевами, которые делают образ неповторимым. У дизайнеров, создавших этот шедевр, золотые руки.

Следующая современная вариация халадаая в исполнении мастерицы Аксиньи Малышевой выглядит приближенной к традиционному, и в этом есть определенный шарм. Наряд смотрится красиво и необычно, и явно будет выделяться среди нынешней «шаблонной» летней моды.

Ткань платья очень яркая, по-летнему солнечная, она вызывает улыбку и заставляет переключиться на позитив и жизнелюбие.

Этот якутский наряд отличается фасоном от предыдущей модели. Здесь платье приталенное и не настолько объемное, рукава узкие, обтягивающие запястья.

Кружевная отделка на фоне цвета какао выглядит идеально и прекрасно дополняет этот приятный и неброский образ. Складчатая юбка красиво развевается на ветру. В таком наряде хочется прогуляться по каменистому пляжу в ветреный день.

Следующий халадаай в исполнении талантливой Надежды Бугаевой резко отличается от образов, которые создает Аксинья Малышева. Здесь в юбке отсутствует разделение на ярусы и выраженная складчатость.

Мастерица не использует ни отделки, ни вышивки – ничего лишнего, только легкая нежно-розовая ткань. Наряд за счет объема и цвета похож на облако сладкой ваты.

Сочетание креатива и традиций рождает неповторимые наряды, которыми можно любоваться часами.

Читайте также:  Выкройки свадебное платье модели
Оцените статью