Выкройки осетинских национальных платьев

Национальный костюм осетин

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждая национальность по-своему уникальна, ведь все традиции отличаются друг от друга, и каждая народность обладает своими, характерными только ей, обычаями. Пожалуй, не секрет, что разные народы богаты не только традициями и обычаями, но и имеют свою национальную одежду – яркие, колоритные костюмы.

Очень красивый костюм есть и у народов такого чудесного региона, как Осетия. Осетины уважают и соблюдают свои традиции, а также по-настоящему гордятся своей национальной одеждой.

Основные черты традиционной одежды

Национальный костюм осетин, несмотря на свою яркую, красочную расцветку, является довольно сдержанным в крое и фасоне, прежде всего потому, что осетины не приемлют даже самые малые проявления вульгарности и пошлости в одежде.

Примечательно то, что осетинские традиции не допускают фабричного производства костюмов, этим ремеслом занимаются исключительно женщины и исключительно в домашних условиях, вручную расшивая каждую, даже самую мелкую, деталь одеяния.

В былые времена, ввиду отсутствия широкого выбора материалов, предназначенных для изготовления национальной одежды, осетинские женщины выкрашивали доступные ткани в необходимые им цвета. Стоит отметить, что краски также изготавливались собственноручно.

В наши дни обилие материалов на витринах магазинов позволяет не прибегать к хитрости, а без труда выбрать материал подходящей структуры и нужного оттенка. Но, несмотря на использование фабричной ткани, сам костюм по-прежнему изготавливается посредством ручной работы.

Национальные костюмы осетин имеют многовековую историю и соответствующую историческую значимость. Традиционный наряд состоит не только из одежды, но и включает в себя разного рода украшения. Сам фасон практически не подвергался изменениям и по сей день сохранил основные характерные черты.

Женский костюм

До наших дней осетинский женский костюм сохранился лишь как наряд для свадебных церемоний, проводимых по всем традициям народа. Но в прежнее времена каждая девушка и женщина облачалась в подобное одеяние на любые праздники и торжественные случаи.

Женский осетинский национальный наряд включает в себя:

  • легкую сорочку;
  • корсет или специальный декоративный нагрудник;
  • платье в пол, пошитое из светлой струящейся ткани;
  • велюровое или бархатное платье-халат без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса;
  • платок;
  • шапочку, которую именуют «худ»;
  • специальную мягкую обувь – «чувяки»

Первые фасоны осетинского женского костюма имели лишь отдаленные отличия от мужской модели, но с течением времени претерпели значительные изменения. Костюм, предназначенный для прекрасной половины человечества, приобрел соответствующие, женственные черты.

Фасон стал более приталенным, спинка изделия в современном варианте выглядит более изящно, но воротник изделия по-прежнему высокий, закрывающий грудную клетку и часть шеи.

Для особых случаев, в качестве украшения, на бедренную часть повязывался специально предназначенный передник, расшитый декоративными камнями и украшенный яркой блестящей вышивкой, который выглядывал из-под платья.

Для моделей верхних халатов с узкими рукавами использовались дополнительные элементы в виде навесных рукавов, изготовленных из того же, бархатного материала, расшитых золотистыми узорами и орнаментами.

На талии повязывался красивый, декорированный позолотой и камнями, широкий пояс. Такой элемент особенно красиво смотрелся на стройных осетинских девушках, подчеркивая статность и изящность фигуры.

Но помимо нарядных моделей, существовало также множество повседневных вариантов осетинского женского платья. Отложной воротник-стойка, рукава, постепенно сужающиеся в области запястий и сдержанный внешний вид – вот основные черты повседневного наряда осетинской женщины.

Мужской костюм

Традиционными деталями мужского осетинского костюма являются:

  • черкеска – особая верхняя одежда, наподобие кафтана;
  • бешмет – еще один элемент верхней одежды, отличительной чертой которого является воротник-стойка.

Кроме вышеописанных элементов мужской костюм включает в себя и другие детали:

  • Башлык – капюшон остроконечного кроя, изготовленный из сукна. Надевается поверх головного убора, если того требуют погодные условия.

  • Шаровары – штаны свободного покроя, крепящиеся на талии, немного присборенные в области бедер, имеющие утягивающий элемент в области щиколотки

  • Ноговицы – специальный элемент, считающийся частью обуви, но не имеющий ступни. Эта деталь предназначена для защиты голени.

  • Папаха – меховой головной убор, изготовленный из шерсти каракуля или традиционной овчины.

  • Бурка – специальный плащ без рукавов, изготовленный из войлочного материала. Плащ имеет лишь три варианта расцветки: белый, черный и коричневый

  • Рон – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.

  • Неотъемлемой частью наряда также являлся кинжал.

Традиционный мужской костюм надевался поверх специального нательного белья, используемого для удобства и защиты кожного покрова.

Относительно обувной составляющей костюма можно сказать лишь то, что в прежние времена это были специальные сапоги, а с течением времени осетинские мужчины стали довольно активно использовать самые обычные галоши.

Свадебный костюм

Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.

Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.

Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гаммасвадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.

Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.

Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.

Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОСЕТИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ. «РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ МОДЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСЕТИНСКОГО БЕШМЕТА.

ГБПОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ПО МДК 02.01 «Технология изготовления лекал»

ПМ 02. «Изготовление лекал»

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОСЕТИНСКОЙ

ЗАНЯТИЕ: «РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ МОДЕЛЬНОЙ

КОНСТРУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСЕТИНСКОГО

БЕШМЕТА. Р 170 – 100 – 76».

Рекомендовано к использованию при изучении МДК и на уроках учебной и производственной практик в рамках ОПОП НПО по профессии 29.01.05 Закройщик ФГОС СПО с целью научить обучающихся проектировать (конструировать, моделировать) изделия национальной осетинской одежды из различных материалов по индивидуальным заказам, изготовлять лекала деталей одежды.

г. Владикавказ, 2017 г.

РАСЧЕТЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ БЕШМЕТА

Расчеты лифа и клиньев:

Аа=1/3Сг+4,5=50/3+4,5=21(┴ до талии – Г1,Т1)

АА1=Сш/3+0,5=19/3+0,5=7 А1А2=2↑┴ а2П=2,5

Вывести пройму спинки плавной вогнутой линией через (.)П1,П3,П31 ТТ11=11

П31Т11 – плавная вогнутая линия

НК1=12 (.)3К1 – прямая 3-1=10

Из (.)11↓вертикаль – (.)12

Соединить (.)3 с К2 и (.)1 с К3 а1А3=1/3Сш+0,5=19/3+0,5=7 а1А4=а1А3+0,5=7,5

А3А4 – линия горловины а2П4=4 А3П5=Шпл=17

Линия проймы полочки через точки: П5,П6,Г2,Г31 Т1Т2=5

П31,Г1,Т2 – плавная выпуклая линия

А4,Г3,Т31,Н31 – линия застежки

От А4,Г3,Т31 вправо отложить по 3 см. – линия борта, свести эту линию к (.)Н31 Т31Т21=14

2-22=1/2(.)2Т21 – вертикаль до низа – (.)23

Соединить (.)2 с К4 и Т21 с К5

Клинья у линии талии слегка скруглить

Вывести линию оката выпуклой линией через А,1,А2 и вогнутой линией через А,2,А2

При раскрое к левой стороне воротника следует добавить 3 см. на заход.

РАСКРОЙ И ПОШИВ

Шьется бешмет из тонких шерстяных или хлопчатобумажных тканей — кашемира, муслина, сатина, полотна. Цвет ткани бешмета должен гармонировать с цветом ткани черкески, под которую он одевается. Хорошо сочетаются белая черкеска с белым бешметом. Под черную черкеску можно одеть бешмет любого цвета, но тона должны быть мягкие. К коричневой черкеске подходит бешмет цвета беж. Цвет ткани бешмета должен быть мягче и нежнее, чем цвет ткани черкески.

При раскрое долевая нить ткани должна проходить по длине всех деталей. Выкройки раскладывают на ткани, сложенной вдвое лицевой стороной вовнутрь. Выкройку спинки с неотрезным клином прикладывают линией середины к сгибу ткани, а выкройку переда — к кромке, отступя от нее на 7—8 см.

Выкройки клиньев кладутся линиями середины по долевой нити ткани. Выкройку рукава в развернутом виде накладывают на ткань, сложенную вдвое лицевой стороной вовнутрь. В воротнике долевая нить проходит по его длине. Выкройки раскладывают на ткани, прикалывают булавками, обводят по контурам двумя меловыми линиями, делая следующие прибавки на швы: по плечевым срезам — 1,5 см, по боковым срезам — 3-4 см, по горловине и пройме — 1 см, по линии талии — 2-2,5 см, по клиньям кругом — по 1,5 см, по линии середины переда — 7-8 см, по воротнику кругом — 0,5 см. На рукава припуск на швы не дается.

Выкраиваются все детали по второй меловой линии.

По линиям середины спины и рукавов прокладывают наметочные стежки, а по контурам всех деталей прокладывают силки. Силки прокладывают по линии середины переда и по выступу левой стороны от горловины до низа. Силки разрезают.

Клинья приметывают и пристрачивают к спинке и переду. По меловым линиям загибают и сметывают правую сторону, а левую сметывают по силкам выступа. Сметывают плечевые и боковые срезы, сметывают рукава. При примерке закалывают булавками перед от горловины до талии, совмещая силки линии середины переда. Все исправления делают на правой стороне. Проверяют, на месте ли плечевые швы, линия талии; излишки ширины забирают в боковые швы. Проверяют линии горловины, проймы, длину рукава и место застежки на нем, намечают длину изделия.

Все исправления с помощью силков переносят на левую сторону. Стачивают плечевые швы, равномерно распределяя посадку плеча спинки, стачивают боковые швы, начиная от проймы, совмещая линии талии и закругляя, углы клиньев. Место кармана не сшивают. Оформляют застежку.

К лицевой стороне правой половины переда по линии середины накладывают полоску из той же ткани шириной 4-5 см, стачивают от горловины до низа, подравнивают шов, отгибают полоску наизнанку, сметывают и строчат по краю на машине швом шириной 0,5 см. Затем край бешмета обшивают шелковым шнуром и от горловины до талии на одинаковом расстоянии один от другого пришивают 7-8 пуговок-узелков из шелкового шнурка. Прикрепляют их вручную под шнурком и пришивают металлические крючки и петли.

Левую сторону переда по выступу также обшивают подкладкой, отгибают и шелковые петельки вдевают в ткань соответственно пуговкам-узелкам по линии середины переда. Левая сторона строчится на машине по краю выступа (не по середине).

Две детали воротника складывают лицевыми сторонами вовнутрь, на верхнюю деталь накладывают прокладку, сметывают и стачивают швом шириной 0,5 см. Уравнивают края, воротник вывертывают на лицевую сторону, сметывают, обтачивают швом шириной 0,5 см. и обшивают по краю шелковым шнуром частыми косыми стежками. Затем воротник отстрачивают (выстегивают) на машине, делая промежутки между строчками в 0,5 см. Горловину подравнивают, воротник прикладывают лицевой стороной к лицевой стороне изделия, вметывают верх с прокладкой и втачивают. Подкладку воротника пришивают к горловине вручную.

Концы воротника не должны соприкасаться у горловины. С левой стороны делается заход для застежки — 2-3 см. Справа пришивают 2-3 узелка из шнурков, а слева пришивают столько же петель.

Открытый рукав складывается вдвое лицевой стороной (передней частью) вверх. От сгиба по низу рукава откладывается 3 см, вдеваются в ткань 4-5 узелков для застежки и закрепляют их с изнанки вручную. От обрезного края откладывают 2—3 см и соответственно пуговицам вдевают в ткань петли.

Шов на рукаве стачивают. К лицевой стороне ткани прикладывают подкладку, стачивают вместе, отгибают наизнанку и подшивают вручную подогнутый обрезной край. Концы узелков и петель пришивают к подкладке и прикрепляют к основной ткани. Готовый рукав вметывают и втачивают в пройму. К разрезу бокового кармана приметывают подкладку из подкладочной ткани, а с лицевой стороны притачивают по самому краю. Если для бешмета взята тонкая ткань, то он полностью шьется на подкладке. Подкладка выкраивается точно по верху изделия.

Бешмет по низу подгибают на 2 см, заметывают и застрачивают на машине. Готовое изделие очищают от ниток и утюжат.

Читайте также:  Корсет с чашечками готовые выкройки
Оцените статью