О методе Любакс и его авторе
О методе Любакс и его авторе
Любовь Яковлевна Аксенова — изобретатель способа «Любакс»; член Союза дизайнеров России, член Академии Домов российской моды и Попечительского совета международного фонда В.Т.Спивакова; академик — действительный член Международной академии информатизации в Генеральном консультативном статусе ООН и Всемирного информатологического парламента; доктор экономики американского Университета им. Адама Смита.
Метод ЛЮБАКС – российское изобретение, способ построения основы (рукава, лифа, юбки и брюк) с помощью нормированных параметров, патент № 2044510 . Автор метода – Любовь Яковлевна Аксёнова. Творческий псевдоним – Красникова-Аксёнова, Любовь Яковлевна закончила с отличием швейное учебное заведение. Проработав более 15 лет по единой методике, она пришла к выводу — для всех, кто трудится в ателье или обшивает себя и своих близких, намного удобнее конструировать и моделировать по методикам, где отсутствуют многочисленные замеры по телу и расчёты. Они не просто забирают много рабочего времени, человек уже на первом этапе работы быстро устаёт и на настоящее творчество, зачастую, не остаётся сил. Каждый человек индивидуален, но несмотря на это пропорции тела у всех подчинены космическому закону «золотой» симметрии. У каждого человека есть свои ритмы – индивидуальные единицы измерения в длину и в ширину на уровне груди и бёдер и для их определения достаточно знать основные размерные признаки конкретной фигуры
Появлению авторских телепрограмм и книг по методу Любакс предшествовала богатая биография закройщицы в ателье, художника по костюмам на Мосфильме, преподавателя курсов по моделированию одежды в Доме Художника на Крымском Валу, а также совместная работа со Славой Зайцевым на заре становления его Дома моды. Все это время Любовь Аксенова испытывала нарастающее неудовлетворение Единым методом, которому она обучилась еще в 1968 году в техническом училище. В первую очередь, потому что построение выкроек по Единому методу, сопряженное со снятием огромного числа мерок, требовало много времени, которого катастрофически не хватало при ее работе по обшиву нескольких ансамблей и Аллы Борисовны Пугачевой.
Метод «ЛЮБАКС» основан на законах геометрии пропорций. Соотношения отрезков, заменяющих замеры по телу, выражены в персональных единицах измерения человека — в нормированных инвариантных параметрах. Использование нормированных параметров позволяет упростить работу конструктора — закройщика, объединяя весь процесс от замеров фигуры до раскроя деталей изделия.
С помощью ЛЮБАКС фигуры «замеряют» визуально, практически не прикасаясь к фигуре, учатся кроить и шить без примерок, как это делали старые мастера ранней и поздней готики, Возрождения, барокко и ампира, т.е. до появления сантиметровой ленты.
В своей работе автор опирается на исследования работ Леонардо да Винчи, который относил человеческое тело к мере Вселенной: «Абсолютно всё во Вселенной может быть измерено и найдено в наших телах… И если вы дошли до сути сакральной геометрии, вам никогда не понадобится применять что-либо для измерений. Измерительный прибор встроен в вас, вы можете подсчитать всё без всяких расчетов, или линеек, или чего-то другого». Использовалось и напутствие Василия Великого (философа платоника, 330-379 в. в.): «Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».
Автор метода учит бесконтактному снятию мерок с конкретной фигуры человека, построению выкроек известных и наиболее распространённых покроев, начиная с простых прямолинейных конструкций (туник и рубах) до сложных криволинейных (жюстокора, сака, современного пиджака).
ЛЮБАКС – это экономичная раскладка деталей выкройки на ткани и создание орнаментов в нормированных параметрах с учётом размеров конкретной фигуры, это реставрация и воспроизведение работ старых мастеров с учётом свойств современных тканей.
В чём отличие метода ЛЮБАКС от других известных методик
Метод даёт возможность пользоваться законами геометрии пропорций, индивидуальными ритмами, присущими человеку, которыми пользовались портные прошлых веков, что в корне изменяет подход к созданию как простых, так и сложных конструкций, опираясь на знание простейшей геометрии уровня 6 класса. Индивидуальные ритмы легко задаются с помощью перегиба тесёмки или любой измерительной ленты.
С помощью индивидуальных ритмов анализируется контур фигуры, разбивая её на меридианы (вертикальные плоскости) и параллели (горизонтальные плоскости), а также строится координатная сетка и базовая основа (облегающий втачной рукав, лиф, юбка и брюки) на стандартную фигуру всего по трём персональным единицам изменения, которые зависят от трёх основных замеров человека (роста и туловища выше и ниже талии). А затем, предлагается пошаговое построение конструкций – базовых основ на наиболее распространённые литературные фигуры — образы (Дон Кихота, Санчо-Панса, малышей Маши и Миши) и мифологические (Венеры, Любови, Аполлона, Геркулеса, Дианы) по готовым таблицам с заданными параметрами, характерными для этих контуров, а их в мире около 80%, независимо от роста и возраста.
Для остальных 20% фигур, в зависимости от особенностей их персонального контура туловища на отдельных участках (шеи, трапециевидных мышц, ключиц, лопаток, грудных желез, рёбер, живота, талии, торса), полнот, форм и длины конечностей, предлагается несколько вариантов (малый, средний, большой), из которых учащийся самостоятельно выбирает наиболее подходящий и вносит корректировку в выбранную конструкцию – базовую основу, см. рисунки ниже.
Сантиметровой ленте менее 200 лет, а кроить сложные конструкции портные кроят уже более 1000 лет. Историю создания одежды разных народов, живших в Древней Греции, Средневековье, эпоху Возрождения в Европе и Азии, ещё задолго до появления такой страны, как США, можно проследить, обратившись к гравюрам и картинам великих художников разных эпох. На их полотнах можно наглядно понять развитие моды, покроев, отделок и человеческой фантазии в целом на протяжении многих веков. Профессионалы, ратующие за единую методику кроя, в основе которой заложены расчётно-аналитические методы конструирования одежды, идут простым путём – потребительским.
Эти методики, по своей сути, очень скрупулёзные, с многочисленными замерами различных фигур, а затем с длительными расчётами, подходят для массового производства обезличенной одежды на стандартные, иногда — типовые фигуры. Конечно, заранее учесть особенности конкретной фигуры, при таком подходе — нереально, поэтому на поток поставлено изготовление одежды несложных покроев и фасонов, в основном, прямого силуэта и чаще из трикотажа. А при изготовлении изделий классического силуэта (деловых костюмов и пальто) все фабрики мира пользуются выкройками, которыми пользовались конструкторы и 150 лет назад, слегка видоизменяя их с учётом задумки дизайнера и свойств современных тканей.
Для удобства автор предлагает несколько сотен выкроек-схем, позволяющих выполнять раскрой сразу по ткани. И это многократно упрощает конструирование и моделирование любой одежды: национальной, народной, исторической и современной; помогает точнее определять расход материала, из которого предполагается шить изделие, развивать видение пространства, «на глазок слизывая» фасоны, задавая размеры в нормах как отдельных деталей, так и изделия в целом, превращая техническое исполнение изделий в непринужденное и радостное событие.
Такой подход позволяет учащимся методу ЛЮБАКС намного быстрее, по сравнению с другими известными методиками, осваивают науку пропорционального кроя любой сложности и моделирования на любой тип фигуры. Автором подготовлены готовые схемы выкроек, наиболее известных покроев, начиная с простых прямолинейных конструкций (туник и рубах) до сложных криволинейных, основные из которых: платье XIII-XV вв.; жюстокор и платья XVII в.; сак и смокинг XIX в.; несколько стилевых разновидностей классических пиджаков 20-х – 50-х, 60-х, 70-х – 80-х и 90-х годов XX в., головных уборов и схем выкроек народных костюмов, где на всех выкройках-схемах, размеры отрезков, ограничивающие их, заданы в единицах измерения Nг (груди), Nр (роста), Nб (бедер) и Nср (средних), что позволяет по одной схеме раскраивать детали для всех людей, независимо от роста, размера и возраста, внося в них лишь незначительные поправки, в зависимости от их особенностей фигуры.
Автором предлагается несколько сотен выкроек-схем, позволяющих выполнять раскрой сразу по ткани. И это многократно упрощает конструирование и моделирование любой одежды: национальной, народной, исторической и современной; помогает точнее определять расход материала, из которого предполагается шить изделие, развивать видение пространства, «на глазок слизывая» фасоны, задавая размеры в нормах как отдельных деталей, так и изделия в целом, превращая техническое исполнение изделий в непринужденное и радостное событие.
Как учатся моделированию в школе «ЛЮБАКС».
По мере изучения збуки «Любакс» (термины, обозначения, основные конструкции на фигуры-образы и их корректировки, в зависимости от контура конкретной фигуры), параллельно прорабатываются сначала простые, затем более сложные выкройки, технологические приёмы обработок отдельных деталей и узлов. Для наглядности,сделаны фильмы с примерами шитья, выкройками различных покроев одежды, известных со времён древнего Египта. На видео приводятся работы автора (моделирование и крой, и кратко основные этапы шитья) — в фильмах «6 минут с Любовью» ( три DVD диска , более 60 примеров).
Задача учащегося, после просмотра фильма найти из учебника выкройку, послужившую в качестве исходной для моделирования конкретного изделия, сделать конструкцию и дать подробное технологическое описание его изготовления. Как выглядит конструкция вечернего платья из первого фильма «6 минут с Любовью» (лиф — чёрный бархат, юбка — белая сетка), показано в «Новой книге «Крой без тайн»» на рис.219, с.237. Базовой основой для этого платья послужила схема выкройки для Венеры со с.53, рис.38б, она дана в качестве примера. Далее в фильмах предлагаются различные варианты моделирования современных видов одежды на разные фигуры по контуру, росту и возрасту с тем, чтобы учащимся было проще тренироваться в моделировании одежды своим близких.
Результаты многолетней работы системы «ЛЮБАКС» показывают, что он доступен людям с любой профессиональной подготовкой и любого возраста, начиная от школьников до пенсионеров. ЛЮБАКС расширяет привычные рамки представлений, пробуждает и развивает художественное воображение, формирует хороший вкус, укрепляет веру в собственные силы и дарит бесценную радость овладения замечательной творческой профессией.
В чём эффективность метода ЛЮБАКС
За счёт использования нормированных параметров, конкретизируется расход материала, упрощается процесс построения конструкций и раскладки деталей по ткани. За счёт учёта индивидуальных особенностей фигуры, повышается качество посадки изделия. Это ускоряет технологическую обработку, эстетические и другие характеристики готового изделия.
Применение технологических «ноу-хау» Л.Я. Аксёновой, разработанной ею новой стандартизации фигур, дают возможность осуществлять подготовку отечественных специалистов осуществляющих «адресное» создание выкроек, способное упорядочить рынок серийной одежды. В ходе определения эффективности подготовки специалистов в области дизайна одежды проводились исследования школой ЛЮБАКС в течение многих лет, фиксировались производственные задания, которые выполнялись по методу «ЛЮБАКС» и традиционным (контрольным) методом, используемым в Вузах страны и бытовом обслуживании. Статистика включала в себя соотношение реально работающих по своей специальности выпускников учебных специальных и высших заведений, и выпускников школы «ЛЮБАКС».
Получена официальная оценка эффективности применения метода инвариантных (неизменных величин при различных преобразованиях) нормированных параметров, по сравнению с используемыми в настоящее время другими известными методиками.
Выпускник «ЛЮБАКС» — дизайнер-конструктор, портной-психолог.
Сегодня любому школьнику понятно, чем многограннее специалист, тем очевиднее экономические выгоды, а когда он «заражает» своим творчеством и домашних, возможности семьи увеличиваются многократно.
В полную программу обучения ЛЮБАКС входят видеоматериалы и печатные пособия. С их помощью вполне реально научиться создавать любую одежду детям и взрослым самостоятельно с минимальными финансовыми затратами. Главное — преодолеть барьер .
За четверть века кропотливого, добросовестного труда автору и его последователям удалось подготовить немало специалистов, которые трудятся в государственных высших (пример — МГУДТ), среднетехнических учебных заведениях и занимаются частной индивидуальной практикой.
Всем посетителям моего канала здоровья, удачи и хорошего настроения. Сделайте репост статьи в соцсетях, чтобы не потерять информацию. Не забывайте про подписку и лайки. Заранее благодарны за поддержку.
Выкройки платьев по любаксу
NatalyF,
Еще раз спасибо.
Monetka, я неплохо владею этим методом. Что-то у Вас очень заморочно выходит, все строится очень просто. Где-то, скорее всего, закралась ошибка. Не может быть такой большой нормы груди при ширине спины всего 20 см, на пол-фигуры, естественно. 5,9 — это нереально много. Видимо, измерили норму неверно. Отсюда и полезли нестыковки. Измерьте свой ОГ-2, т.е. не горизонтальный обхват, а с учетом выступа лопаток, ширину груди ШГ-1 и обхват руки. Я объясню Вам, какую взять норму груди и как будет выглядеть Ваша выкройка.
Monetka, я неплохо владею этим методом. Что-то у Вас очень заморочно выходит, все строится очень просто. Где-то, скорее всего, закралась ошибка. Не может быть такой большой нормы груди при ширине спины всего 20 см, на пол-фигуры, естественно. 5,9 — это нереально много. Видимо, измерили норму неверно. Отсюда и полезли нестыковки. Измерьте свой ОГ-2, т.е. не горизонтальный обхват, а с учетом выступа лопаток, ширину груди ШГ-1 и обхват руки. Я объясню Вам, какую взять норму груди и как будет выглядеть Ваша выкройка.
Добрый день. Норма скорее верная — полочка по размерам и высота груди и длина переда подошла. Размер груди F ОГ 122 и норма за счет запасов в пройме большая. ШС 40 без натяга, если как нашла в книге сделать корректировку на минус t и уменьшить на 1,5 см (kr/2) то близко у идеалу — но зависла на корректировке горловины — надо тоже вниз.
Осваиваю по книге и все отклонения проверяю на себе
Monetka, разница между нами в том. что я этот метод знаю, Вы же пытаетесь изучить его самостоятельно. Я говорю Вам, что норма груди неверна, я это вижу только зная ширину спины, мне достаточно этого размера, чтобы утверждать об ошибке. Вы же почему-то упорствуете. Какой запас в пройме, с чего Вы взяли, что норма груди вообще как-то от этого зависит? Высота груди может подойти и при меньшей величине нормы, т.к. она колеблется в пределах 5- 5,5 норм. С вашим объёмом чашки она может быть и больше. А длина полочки зависит ещё и от нормы роста. К какому идеалу Вы себя подгоняете, к фигуре — эталону что-ли? Так она совсем для другого. А конкретно Ваша фигура вообще может с ним не совпадать. Вы запутались, и это не удивительно, т.к. изложение этого метода в книге та ещё головоломка. На самом деле все элементарно. Так что если хотите, чтобы я дала Вам пояснения, сделайте то, о чем я сказала в предыдущем посте.
Сабба, Спасибо, что отвечаете, но мерки правильные и в шитье далеко не новичок — фигура вся измерена. Поэтому и вопрос был только по корректировке горловины спинки при mc
Monetka, раз не новичок, значит говорить будем на одном языке. Я строю без этих книжных корректировок, пришла к выводу, что многие из них притянуты за уши. Я беру схему на фигуру-эталон. Снимаю дополнительные мерки — Дтс и Дтп, т.е. балансовые и высоту бочка. Как раз для того, чтобы избежать измерения mc и вычисления t. И строю по схеме, величины L1 и L2 — высоты полочки и спинки получаются автоматически. Я все-таки не понимаю про Вашу норму, мне интересно было бы узнать для себя, как Вы ее определили. Вот смотрите, как я считала. Ваша ширина спинки по стандартной схеме = 3,75 Nг. 20 см / 3,75 =5,3. Это и будет Вашей нормой. Шг — 1 по схеме 3,5 Nг. Считаем 3,5 х 5,3 =18,5 см. Вы входите в эти значения? Если нет, то именно здесь нужна будет корректировка горловины по ширине. Лично мой пример — я построила основу и ширина груди -1 на чертеже оказалась больше моей реальной мерки. Я ставлю свой реальный размер, провожу вертикаль и отрезаю лишнее, получается, что ширина горловины переда у меня меньше, чем ширина горловины спинки. Дальше строите квадратик, который отвечает за вытачку, потом идет ширина проймы. Если размер бюста у Вас F, то квадратик будет никак не меньше 1,5 Nг. Считаем: ширина спины+ ширина проймы+ квадратик + ширина груди первая = 3,75 + 2,25 + 1,5 + 3,5 = 11 Nг. Это ширина сетки без прибавок вообще. Если Ваша норма 5,9, то 11х5,9 = 64,9 см. Вы выходите на Ог = 130 см ! И это облипка, к которой нужны будут прибавки на с.о. Даже с минимальной прибавкой получается 65+2= 67 см. на полный обхват 134 см. Я величину квадратика взяла наугад, он может быть и больше. Ну не сходится здесь что-то.
Если я что-то недопоняла, объясните, пожалуйста. Сейчас прочитала Вас ещё раз. Если mг = 1,75 Nг, то квадратик будет = N +к/4. Это мало для бюста F.
Сабба, комиссионное перемеривание норму не изменило ну возможно уменьшение до 5,8. ШГ1=42 = 3,5*5,8= 40,6 .
Спина перегибистая,грудная клетка выпуклая. вечные корректировки всех построений усугубились +10 кг. Но хочется учесть все расчетным методом — не могу подгонять при примерках =психологически.
квадратик 1,75, Np 4,9 (159) Может норму гр вывести расчетом, но как с методикой?
Лет 15 назад была на 2 занятиях по Любаксу, но построение не как в книге у Аксеновой -проще. но конспекта полного нет
Monetka, схема в нормах дана на пол-фигуры. Если ширина груди = 42 см, то это ведь полный размер? а нужно на пол-фигуры. В одном сообщении Вы говорите, что измерение mс= 1, 75 Nг, сейчас Вы пишете, что квадратик равен 1, 75 Nг. Честное слово, я не понимаю, это разные вещи. Еще раз говорю, что при ширине спины 40 см не бывает такой большой нормы. Вы можете хоть сто раз перемерять ее комиссионно, но если вся комиссия делает это неправильно, то и результат будет один — неправильный. Я просила Вас объяснить, как измерялась норма груди, просила дать мне нужные мерки, тогда я очень быстро смогу объяснить построение по Любакс. Простите, но либо так, либо упорствуйте дальше. Я не могу найти ошибку дистанционно, не зная мерок. Сама я строю выкройки этим методом на любую фигуру за 20 мин вместе с измерениями, ещё 10 мин уходит на склеивание и примерку макета, очень редко бывают какие-либо уточнения, именно уточнения, по-мелочи, буквально мм. Вещи шьются с одной примеркой, просто для самоуспокоения, т.к. подгонок просто нет. Я с удовольствием дам Вам консультацию, но спорить и переубеждать больше не буду. Хотите разобраться, сделайте тот минимум, о котором я говорила.
Сабба, спасибо. возьму паузу -построю макеты в них ошибки мерок видны.
Monetka, раз не новичок, значит говорить будем на одном языке. Я строю без этих книжных корректировок, пришла к выводу, что многие из них притянуты за уши. Я беру схему на фигуру-эталон. Снимаю дополнительные мерки — Дтс и Дтп, т.е. балансовые и высоту бочка. Как раз для того, чтобы избежать измерения mc и вычисления t. И строю по схеме, величины L1 и L2 — высоты полочки и спинки получаются автоматически.
Сабба, а Вы по Любаксу только основу строите или другие модели тоже?
Я когда-то читала на Осинке про этот метод, заинтересовалась, видела в книге, что прям целые выкройки переведены в эти нормы. Насколько это на самом деле удобно на практике?
Лана, строю основу, потом ее сама моделирую. Материала в сети, как смоделировать ту или иную модель море, главное — нужна идеальная основа на фигуру. В книге Любакса даны схемы построения в нормах разных моделей, в т.ч. исторический крой, но, чтобы пользоваться ими, нужно очень хорошо владеть методом. Как бы это объяснить. Там перед каждой схемой написано, для какой фигуры она построена, какой взят размер вытачки на грудь, скос плеча и т.д. А если фигура отличается от этих параметров, нужно по ходу построения вносить свои корректировки, мне это неудобно, быстрее промоделировать самой готовую основу. С историческим кроем я никогда дела не имела, возможно, там это оправдано. А просто взять любую схему, подставить свою норму и заиметь готовую выкройку не получится. Это как с журнальными выкройками — есть люди, которые шьют по журналам без проблем, им все подходит, а на других вообще не сидит, мучаются с подгонками. Просто у первых тип фигуры совпал с журнальным, а у вторых нет. Так и с готовыми схемами Любакса — совпадет ваш тип фигуры с тем, на который представлена схема, все получится, а нет, так и на выходе будет нет.
Monetka, вот вы пишете что ОГ у вас122 и при этом Шспины равна 40
так в Любаксе то ширину спины иначе меряют
руки надо скрестить на груди изамерить фактически от подмышки до подмышки и это будет больше чем 40 см у вас
поэтому и норму правильно не определите никак
Кусака Мадагаскарская, в Любаксе так снимают измерение для определения нормы груди. А ширина спины снимается как обычно, для контроля построения, если есть желание.
Здравствуйте. Я хочу изучить Любакс. На курсы идти нет возможности. Книгу трудно понять. Возможно ли научиться по дискам? Хочется услышать мнения и тех кто через диски все понял.
Так что надеюсь, что вскоре и обо мне тоже услышите, когда стану великой портнихой, изобрету какой-нибудь метод и нахову его производными от своего имени (Любакс — Люб овь Акс енова) Вот так то!
А вот, кстати, все оказалось не так очевидно!
Правильно — ЛюбаК’С = Люба – Красникова — Сыновья.