Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Галина Мартынова
Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.
Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья.
В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью.
Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам вышить полотенца, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и т. д.
Строго оценивалось умение и ее художественный вкус, обилие изделий, искусное исполнение, добротность – говорили о трудолюбии, усердии и терпении девушки и всем было очевидно насколько растет прекрасная и умелая хозяйка.
Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир.
И он знает, что сможет преобразить его и в результате заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами новая вышивка. Вышивка при должном ее оформлении долговечна. Ее стараются сохранить в семье. И эта энергия радости и доброты, которую ребенок вложил при вышивании, будет мостиком в будущее.
Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера.
Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата.
А воспитатель помогает ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали и развивали способности и психику ребенка.
Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Нельзя выполнять работу, выполненную с ошибками. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.
В обучении вышивкедети проходят два этапа:
— Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности
— Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.
Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуем максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном счете приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки,эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Великий Учитель – это живая природа, какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и оперенья птиц, лепестки цветов и листья, удивляя самыми неожиданными цветовыми сочетаниями. И, наконец, время от времени Природа дарит небесную радугу-символ радости и цветосочетания. И это все отражаем в вышивке.
В организации обучению дошкольников используем занятия по ручному труду продолжительностью 25мин., которым руководит воспитатель.
Подгрупповые занятия утром или в вечернее время, а так же работа кружка 1р. в неделю в течении года.
Когда навыки вышивки закреплены и воспитано устойчивое желание вышивать, организуем самостоятельную деятельность детей под контролем воспитателя через «Уголок творчества», оборудованным материалами и инструментами.
Сразу у всех детей не может появиться устойчивое желание самостоятельно работать в «Уголке творчества», и это нормально. Создавая интерес, мотивируя к деятельности развиваются необходимые умения, которые приводят к тому, что дети испытывают радость от занятий вышивкой, продуктов своей деятельности и творчества. Способствуют созданию интереса выставки готовых изделий, выполненных своими руками и, конечно, похвала и поощрения.
Заинтересованность работой приводит ребенка в такое эмоциональное состояние, при котором он испытывает гордость и чувство удовлетворения.
Успех окрыляет дает новые силы. Важно создать благоприятную атмосферу взаимной заинтересованности, доброты, внимания к труду товарищей и его результату.
На протяжение всего процесса вышивки каждый ребенок получает от взрослого мотивированную оценку, которая определяет уровень его трудовой деятельности. Воспитатель постоянно контролирует правильность работы на всех этапах вышивки, обсуждая с ребенком, почему нужно так или иначе, и путем доказательного объяснения или создания проблемной ситуации помогать правильно выполнить шов, исправляя ошибки в процессе, а не в конце деятельности.
Начальный уровень, имеющийся у детей, определяется тестированием на первых же занятиях и индивидуальной диагностики. Это позволяет правильно определять подбор рисунка, а так же отметить, с кем из детей следует заниматься дополнительно, так как они дали показатели выше или ниже определенного программой уровня.
В занятиях вышивкой заложена некая цикличность, а именно выполнение определенного рисунка одним и тем же швом вначале «Шаг вперед иголка», затем «Тамбурный» и т. д. Обязательно серия из нескольких занятий.
Такой подход к планированию помогает сформировать умение правильно выполнять определенный шов. Важно от занятия к занятию постепенно и логично менять уровень сложности изделий, обеспечивая продвижение от простого к сложному, от неизвестного к известному.
Для эффективного проведения занятий по вышивке необходимо создать благоприятные условия с хорошим освещением. Стол и стул должен соответствовать росту ребенка. Успех обучения дошкольников вышивке во многом зависит от содержания, систематичности и последовательности изложения, информации в виде сказок, историй. Так же дети знакомятся с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Овладевают техникой выполнения некоторых швов, учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нить на ткани, фиксировать ткань на пяльцах.
Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя на деятельность, для этого на занятиях используем сюрпризные моменты, игровые приемы и художественное слово. Во время вышивания включаем спокойную музыку, вспоминаем с детьми пословицы, стихи, сказки и т. д.
В последние годы возродился интерес к вышивке в детских садах.
Начинаем обучение со шва «Шов вперед иголку», это самый легкий и всем известный шов. Для детей рисунок прорисовывается пунктиром, он помогает научить ребенка вкалывать иголку строго по штриху.
«Тамбурный» — один из древнейших декоративных швов. Состоит из петель выходящих одна из другой, которые располагаются по рисунку в любом направлении.
«Крест» — это два стежка, пересекающейся по середине нити.
Ребенок отдает предпочтение тому образцу, который для него радостнее и приятнее. Работает ребенок над вышивкой долгие часы. Добавит ли ему удовольствие длительное общение с неинтересным объектом?
Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.
Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.
Родители оказывали помощь:
— в приобретении материала, ниток, пялец
— в подборе поговорок, загадок, стихов, сказок
— в оформлении выставок, фотоальбома и видеосъемок.
Проводили индивидуальные беседы с ребенком по технике безопасности, закрепляли навыки вдевания нити в иголку и закрепление нити в начале и конце работы.
Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.
По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.
Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.
Прикреплённые файлы:
vyshivkaprezentacija1_35ae0.pptx | 10548,04 Кб |
Моё хобби Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам своё хобби. Рукоделие всегда было излюбленным занятием на Руси. Из поколения в поколение отрабатывались.
Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи 1. Гжель — это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия. 2. Изначально гжелью.
Простые схемы вышивания для начинающих детей
Ниже приведены простые схемы для вышивания, подходят детям, которые только осваивают азы вышивания крестиком. Вы можете предложить своему ребенку вышить каждый элемент по отдельности, или взяться за всю веселую шахматную доску с маленькими рисунками.
- 35 х30 см белого полотна «Аида» с 55 квадратами в 10 см
- По одному мотку хлопчатобумажных ниток мулине каждого из цветов, указанных на схемах
Техника вышивания
- Вышивка крестом
- Строчечный шов
В 6 см от краев каждой стороны прямоугольника полотна «Аида» выполните рамку наметочными стежками. Внутри этой рамки вышивайте крестом нитками мулине в два сложения различные рисунки и мулине в одно сложение голубые однотонные квадраты, следуя схемам каждого рисунка и общему рисунку изделия.
Помните, что каждый стежок вышивки крестиком захватывает 1 квадрат ткани как по высоте, так и по ширине.
Схема А
Рисунок занимает 12 квадратов по высоте и 12 квадратов по ширине.
Схема Б
Рисунок занимает 12 квадратов по высоте и 12 квадратов по ширине.
Схема В
Рисунок занимает 12 квадратов по высоте и 12 квадратов по ширине.
Схема Г
Рисунок занимает 12 квадратов по высоте и 12 квадратов по ширине.
Схема Д
Рисунок занимает 12 квадратов по высоте и 9 квадратов по ширине.
Схема Е
Рисунок занимает 12 квадратов по высоте и 9 квадратов по ширине.
Схема Ж
Рисунок занимает 12 квадратов по высоте и 9 квадратов по ширине.
Схема З
Рисунок занимает 11 квадратов по высоте и 11 квадратов по ширине.
Схема И
Рисунок занимает 11 квадратов по высоте и 12 квадратов по ширине.
Схема Й
Рисунок занимает 11 квадратов по высоте и 11 квадратов по ширине.
Схема К
Рисунок занимает 11 квадратов по высоте и 11 квадратов по ширине.
Схема Л
Рисунок занимает 10 квадратов по высоте и 12 квадратов по ширине.
Отделка
Подверните края полотна сначала на 0,5 см, а затем на 1 см и закрепите потайными стежками.
Для правильного расположения рисунков вышивки следуйте данной схеме.
Схема квадрата
Рисунок занимает 14 квадратов по высоте и 14 квадратов по ширине.
Закончите вышивку строчечным швом, используя мулине в одну нить.
Вышивание с детьми 4-5 лет. Первые шаги
Вашему малышу уже 4 года и вы еще не пробовали вышивать? Тогда специально для вас очень простой способ. Подходит не только для девочек, но и для мальчиков. Кроме очевидных плюсов вышивания, таких как развитие мелкой моторики и навыков работы с иглой и ниткой, вы получите море удовольствия от творческого процесса и приятно проведенного времени вместе со своим ребенком.
- белый картон
- мулине
- игла для вышивания (с тупым кончиком и большим ушком) — для ребенка
- игла для прокалывания (острая и самая толстая, какую найдете дома) — для вас
- ножницы
- простой карандаш
- хорошее настроение и желание творить!
А дальше все просто:
1) Берем картон, вырезаем прямоугольник размером с ладонь взрослого человека (А6 примерно). Такой формат будет удобней для начинающего вышивальщика.
2) Простым карандашом наносим контур изображения. Начинайте с простых узоров.
3) Острой иглой сделайте проколы по контуру с шагом 3-5 мм. Чем крупней шаг, тем легче будет вышивать.
А теперь приглашаем юного творца. Предлагаем ему выбрать цвета мулине, которыми он будет вышивать. Этот процесс очень нравится моей дочери. А дальше показываете, что делать и вперед!
Наша первая работа «Тюльпан». Вышивали в 4,5 года. Заняло по времени минут 20. Прошло на ура, вышила все за один присест и потребовала продолжения.
Потом дочь решила, что это будет старшей сестре подарок на 8 марта. ))